Технологическая карта урока «Причины возникновения дождя и ветра. Их значение.»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Кошелева Татьяна Сергеевна

Технологическая карта урока «Причины возникновения дождя и ветра. Их значение.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okr.mir_.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                 Технологическая карта урока

Ф.И.О.: Кошелева Татьяна Сергеевна

Программа: Школа России

Предмет: Окружающий мир

Раздел: «Почему и зачем»

Место урока в изучаемой теме: 3  урок

Время реализации урока: 40 минут

Год: 2015/2016 уч. г.

Класс: 1«В»

Тема урока: «Причины возникновения дождя и ветра. Их значение.»

Цель: объяснить причины возникновения природных явлений.

Задачи урока:

    Образовательные:

 - расширить и уточнить представление детей о дожде и ветре;

 - объяснить причины возникновения природных явлений;

 - формировать опыт исследовательской работы;

 - формировать умения определять главную мысль текста; устанавливать связь между предложениями текста; учить составлять предложения на определённую тему.

 Развивающие:

 - раскрыть значение этих явлений для жизни растений, животных и человека;

 - развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

 Воспитательные:

 - воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы.

Тип урока: Урок-исследование

Технологии: 

- Проблемный диалог

- ИКТ

- Здоровьесберегающие

- Игровые

Методы обучения: 

- Проблемно-поисковые

- Практические

- Словесные

-Исследовательские

Формы организации познавательной деятельности:

-Групповая

- Фронтальная

- Индивидуальная

Оборудование:

Для учителя:

- Учебник для первого  класса «Окружающий мир» Плешаков А.А.

- Компьютер, экран, мультимедийный проектор, диск с презентацией

-Чайник, зеркало, ватные диски, пинцет, стакан с водой, свеча, спички

Для учащихся:

- Учебник для первого  класса «Окружающий мир» ПлешаковА.А.

-Рабочая тетрадь         

Планируемые результаты:

Метапредметные результаты:

 Регулятивные универсальные учебные действия

 -предвосхищать результат,

 - адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению допущенных ошибок,

 -концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий,

 - стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

-формировать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке совместно с учителем (на этапе введения в урок)

 Коммуникативные универсальные учебные действия

 -ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

 - предлагать помощь и сотрудничество;

 - определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

 - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

 - формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

 Познавательные универсальные учебные действия

 - ставить и формулировать проблемы;

 - осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

 - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

 - установление причинно-следственных связей;

-формировать умение делать предположения и обосновывать их, выбирать критерии для обоснования своего суждения;

Личностные

- самоопределение

- развивать познавательные интересы, учебные мотивы;

- интерес к изучению предмета

-личностная заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий

- оценка, самооценка собственной деятельности на уроке

п/п

Этапы урока/Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примеча-ние

Планируемые результаты

1.

Мотивация к учебной деятельности (1 мин)

Цель: Создание условий для положительного психологического, эмоционального настроя учащихся на предстоящую работу на уроке

Приветствует обучающихся, проверяет готовность обучающихся к уроку

-Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшний урок проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Метод:  стимулиро-вание и мотивация учащихся

Личностные УУД:

- самоопределение

Регулятивные УУД:

 - адекватно воспринимать предложения учителя,

-стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

2.

Актуализация и  пробное учебное действие

(2 мин)

Цель: Создание условий для активизации знаний

-Послушайте стихотворение Г. Ладонщикова про дождик, которое называется «Ненастье». (ЧИТАЕТ УЧЕНИК)

  Дождик, дождик,

  что ты льёшь?

  Льёшь и дни и ночи.

  Ждали мы тебя, но всё ж

  Надоел ты очень!

  В гнёздах птенчики пищат,

  Плачут окон стёкла,

  Невозможно выйти в сад –

  Вся земля промокла…

  Даже речка в берега

  Стала не вмещаться,

  По оврагам и лугам

  Стала разливаться…

Метод: словесный

Личностные УУД:

- развивать познавательные интересы, учебные мотивы;

3.

Выявление места и причины затруднения (2 мин)

Цель:  Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог,

планирование работы

-Ребята, какое настроение у вас возникло, когда вы слушали это стихотворение: грустное или весёлое?

-Почему грустное настроение?

-А всегда ли дождь вызывает грустное настроение?

-Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

 -Мы сегодня на уроке будем исследователями.

-А кто такие исследователи?

-Высказывают своё мнение

-Ставят учебные задачи

-Высказывают предположения

Метод постанов-ки учебной задачи: побуждающий от проблем-ной ситуации диалог, подводя-щий к теме диалог.

Познавательные УУД:

- Самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели,  проблемы

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные УУД:

- целеполагание

-формировать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке совместно с учителем (на этапе введения в урок)

Личностные УУД:

-  развивать познавательные интересы, учебные мотивы;

4.

5.

Построение проекта выхода из затруднения и его реализация (15 мин)

Цель: Создание условий для выявления обучающимися новых знаний, развития умений находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (5 мин)

Цель: Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Формулирует задания

 -Ребята, а вы знаете, откуда берётся дождь?

 - Ответ на этот вопрос нам поможет найти опыт №1

- Что я делаю? (нагреваю воду)

- А что в природе нагревает воду? (солнце)

- Солнце - самый сильный источник тепла в природе.

- Что мы наблюдаем дальше? (начинает подниматься пар). Но в природе пар невидим.

- Как вы думаете, что будет, если пар соприкоснется с холодным предметом? (Ставлю предмет)

- Проверим, так ли это? (показываю)

- Почему образовались капельки?

-Чем выше, тем холоднее. А в природе маленькие капельки остывают, собираются вместе и образуют тучку.

- А что же произойдет дальше? (Когда капелек набирается много, туча становится тяжелой, капельки не могут удержаться в небе и падают на землю. Вот и получается дождь.)

- А теперь вы проведёте опыт. Перед вами лежит вата, пинцет и блюдце с водой.

Опыт № 2

Плотно сжать сухой комочек ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться и набухнет от воды. Осторожно приподнять вату (пинцетом). Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце.

 -Ребята, представьте, что в руках у вас маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облако превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идёт дождь.

 -  Вот так появляется дождь.

- По итогам наших проведённых опытов составьте текст в котором вы должны в правильной последовательности расставить предложения пронумеровав их од 1 до 5

1. Под действием солнца с поверхности земли испаряется вода.

2.Вода превращается в пар.

3.Поднимаясь в небо пар, превращается в капельки воды.

4. Капли воды собираются в облака, а затем в тучи.

5. Из тучи идёт дождь.

- Сейчас я предлагаю вам стать весёлым дождиком.(хлопаем в ладоши)

- Как называется такой дождь?( ливень) Говорят, что дождь льёт как из ведра.

- А ещё в природе бывает дождь с названием косохлёст, ситничек..

  - Ситничек – мелкий дождь, как из сита.

  - Косой дождь, или косохлёст.

- Какие из названных дождей вы наблюдали?

-Ребята, а сейчас мы с вами составим сказку о том, почему растения и животные радуются дождю. Рассмотрит рисунок в учебнике. Он поможет вам при сочинении.

 Высказывают предположения

Работают  в группах, совещаются, высказывают предположения

Работа в группах

Проверка

Работают  по учебнику, составляют сказку

Метод:   словесный, проблем-ный, наглядный,

практичес-кий, исследовательский

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество

Познавательные УУД:

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

Личностные УУД:

Личностная заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий

Предметные УУД:

- освоение опыта по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно- познавательных и учебно- практических задач;

Физкультминутка (1 мин)

Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации

Капля - раз, капля - два,
Очень медленно сперва, Хлопки руками на каждое слово.
А потом, потом, потом -
Все бегом, бегом, бегом. Бег.
Стали капли поспевать, 
Капля каплю догонять. Хлопки руками на каждое слово.
Кап-кап, кап-кап.
Зонтики скорей раскроем,
От дождя себя укроем.Соединить руки над головой.

Выполняют движения

6.

7.

Выявление места и причины затруднения (2 мин)

Цель:  Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог,

планирование работы

Первичное закрепление

Цель: закрепление знаний просмотром видеофильма

- Ребята, а вы не задумывались, кто гонит облака высоко в небе?

- Что такое ветер?( Это движущийся воздух.)

  -А откуда появляется ветер? Почему он дует? Мы узнаем об этом на уроке.

ОПЫТ №3.

-Сейчас мы с вами «сделаем» ветер. Помашите перед лицом рукой. Что вы чувствуете?

-А откуда он взялся? (Мы заставили рукой двигаться  воздух.)

-Верно, но движение воздуха вы можете не только почувствовать, но и увидеть.

ОПЫТ №4

Учитель приоткрывает дверь класса и опускает к порогу зажженную свечу. Пламя свечи отклоняется внутрь комнаты, так как из коридора движется холодный воздух. Затем учитель медленно поднимает свечу кверху. Пламя отклоняется в сторону коридора. Это из классной комнаты выходит теплый воздух.

  - Ребята давайте сделаем вывод о том, как движется воздух.(Тёплый воздух поднимается вверх, он лёгкий. А тяжёлый, холодный воздух устремляется на его место.)

-Какой же бывает ветер? Для ответа выберите слова, с помощью которых можно описать ветер. Работа в группах.

сильный                                         сладкий

зелёный                                           тёплый

холодный                                       пёстрый

Сырой                                            порывистый

Слабый                                          широкий

 - Направление ветра можно определить по флюгеру.

-Ребята, вы знаете, что ветер может быть другом человека. Но он может быть и врагом. Расскажите, какие несчастья приносит сильный ветер.

Просмотр видеофильма.

Высказывают предположения

Проделывают опыт

Делают вывод

Работают в группах, проверяют

Высказывают предположения.

Смотрят видеофильм

Метод:организация учебно-познава-тельной деятельно-сти

Познавательные УУД:

- умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить высказывания

Коммуникативные УУД:

- управление поведением партнера, коррекция действий партнера

Регулятивные УУД:

- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

-формировать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности

Личностные УУД:

- самоопределение

Предметные УУД:

- овладение устной и письменной математической речью, основами логического, эвристического, алгоритмического мышления

8.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) (4 мин)

Цель: Создание условий для рефлексии

Подведение итогов. Рефлексия.

Вот подошёл к концу урок. А мы с вами поднялись ещё на одну ступеньку в познании окружающего мира.

-Закройте глаза и вспомните приятные моменты сегодняшнего урока.

-Ваша душа сегодня ленилась или трудилась?

-Какие открытия вы для себя сделали?

-Нарисуйте каплю своего настроения и прикрепите её  к облаку на доске.

Отвечают на вопросы

-Самооценка

Личностные УУД:

- оценка, самооценка 

собственной деятельности на уроке

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Технология по теме: Использование ветра. Работа с фольгой. Изделие «Флюгер

Конспект урока Технология по теме: Использование ветра. Работа с фольгой. Изделие «Флюгер"...

Технологическая карта урока технологии - "Использование ветра. Флюгер" (2 класс, УМК "Школа России")

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ТЕХНОЛОГИИТема урока: «Использование ветра. Флюгер» Тип урока: «открытие нового знания»Цель урока: изготовление флюгера приёмом лепки из фольги...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи. Значение глагола в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсямягкий знак Задачи ...

Технологическая карта урока русского языка «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи» (УМК "Школа России", 2 кл.)

Тип урока: урок рефлексии.Цель урока: развитие умения обосновывать правильное написание местоимений в предложенииЗадачи урокаДидактические:Устранить пробелы в знаниях.Выработать знания и умения.Развив...

Технологическая карта урока русского языка "Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование понятия о суффиксах с уменьшительно-ласкательным значением, умения обозначать суффиксы на письме.Задачи урока Дидактические: 1)...