Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Кладова Галина Викторовна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc177.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Цыбинская средняя общеобразовательная школа»

                                 

                     

                                   УТВЕРЖДЕНА

приказом от                     №

Рабочая программа

учебного предмета   «Окружающий мир»

(базовый уровень)

для  3 "А"   класса

Составитель

Кладова Г.В., учитель начальных классов

первой квалификационной категории

г. Воскресенск

2017 год

Рабочая программа    учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основе  приказа Министерства образования и науки Российской Федерации  от 06 октября 2009 года № 373, зарегистрированным Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;  приказа Министерства образования и науки Российской Федерации  от 26 ноября 2010 года № 1241, зарегистрированным Минюстом России 4 февраля 2011 года № 19707 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 6 октября 2009 года № 373»;  приказа Министерства образования и науки Российской Федерации  от 22 сентября 2011 года № 2357, зарегистрированным Минюстом России 12 декабря 2011 года № 22540 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 06 октября 2009 года № 373»;   основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Цыбинская СОШ», утверждена приказом №  51/8    от    02 июля  2015г., с учетом учебного плана МОУ «Цыбинская СОШ»    и на основе авторской   программы   А.А.Плешакова «Окружающий мир» без изменений.

В соответствии с учебным планом образовательной организации на изучение предмета «Окружающий мир» в 3  классе  отводится 2 ч в неделю, 68 ч в год (34 учебные недели).

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты

  • овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
  • проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
  • формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе,  между природой и человеком, между разными странами и народами;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
  • формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
  • внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
  • этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных  ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
  • планировать свои действия в течение урока;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
  • контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • сравнивать объекты по различным признакам;
  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и  пр.;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
  • моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные
Обучающийся научится:

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
  • составлять рассказ на заданную тему;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.

Предметные

 Обучающийся научится:

  • находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
  • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
  • находить на карте страны — соседи России и их столицы;
  • определять  и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
  • осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
  • различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
  • различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
  • проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
  • классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
  • пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
  • обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
  • использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
  • устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
  • использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
  • оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • вырабатывать правильную осанку;
  • выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
  • понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
  • правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
  • соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
  • понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
  • соблюдать правила безопасного поведения в природе;
  • понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
  • раскрывать роль экономики в нашей жизни;
  • осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения  к природным богатствам;
  • различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
  • понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
  • объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
  • понимать, как ведётся хозяйство семьи;
  • обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
  • рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
  • приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
  • использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

Третьеклассники получат возможность научиться:

-   распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;

-   проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;

-   объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

-   выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;

-   выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; правильно обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;

-   владеть элементарными приемами чтения карты;

-   приводить примеры городов России, стран - соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

Содержание учебного предмета (68ч)

Как устроен мир (6 ч)

Природа. Разнообразие природы. Как классифицируют объекты природы. Биология – наука о живой природе. Царства живой природы ( растения, животные, грибы, бактерии). Ценность природы для людей.

Человек. Человек — часть природы. Отличие человека от других живых существ. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира.

Проект «Богатства, отданные людям».

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

         Общество. Человек — член общества. Человечество. Семья, народ — части общества. Многообразие народов Земли. Страна (государство). Символы государства. Глава государства. Представление о гражданстве. Мы - граждане России.  

Что такое экология. Мир глазами эколога. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в жизни человека и общества. Что такое окружающая среда. Экологические связи, их разнообразие.

Природа в опасности! Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Охрана природы. Заповедники и национальные парки – особо охраняемые природные территории.

                     

Эта удивительная природа (18 ч)

        Тела, вещества, частицы. Знакомство с целями и задачами раздела. Тела, вещества, частицы. Естественные и искусственные тела. Твердые, жидкие и газообразные вещества.

        Разнообразие веществ. Разнообразие веществ в окружающем мире. Химия – наука о веществах. Наиболее распространенные в быту вещества (соль, сахар, крахмал, кислоты).  Обнаружение крахмала в продуктах. Кислотные дожди.

        Воздух и его охрана. Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Источники загрязнения воздуха. Охрана чистоты воздуха.

        Вода. Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды.

        Превращения и круговорот воды. Три состояния воды. Круговорот воды в природе.

        Берегите воду! Использование воды человеком. Источники загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды и её экономному использованию.

        Что такое почва. Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Животные почвы. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы.

        Разнообразие растений.  Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Виды растений. Ботаника — наука о растениях

        Солнце, растения и мы с вами. Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных и человека.

        Размножение и развитие растений. Опыление. Роль насекомых в опылении растений. Приспособленность растений к разным способам распространения плодов и семян. Развитие растений из семян.

         Охрана растений. Роль растений в природе и жизни людей. Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения, нуждающиеся в охране. Меры охраны растений. Правила поведения в природе.

        Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие). Виды животных. Зоология — наука о животных

        Кто что ест. Классификация животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные. Цепи питания. Приспособление животных к добыванию пищи, к защите от врагов

        Проект «Разнообразие природы родного края». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распре- деление заданий, обсуждение способов и сроков работы.

         Размножение и развитие животных.  Размножение и развитие животных разных групп.

        Охрана животных. Роль животных в природе и жизни людей. Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные, занесённые в Красную книгу России. Правила поведения в при- роде. Меры по охране животного мира

        В царстве грибов. Разнообразие грибов. Строение шляпочных грибов. Взаимосвязи грибов с деревьями. Грибы из Красной книги России. Съедобные, несъедобные, ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Лишайники.

        Великий круговорот жизни.  Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте жизни.

        Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; исследование  состава почвы в ходе учебного эксперимента.

Мы и наше здоровье (10ч)

Организм человека. Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об органах и системе органов тела человека: (на примерах пищеварительной, кровеносной, нервной систем). Измерение своего роста и массы тела

Органы чувств. Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира. Гигиена органов чувств

Надежная защита организма. Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Свойства кожи. Гигиена кожных покровов. Первая помощь при повреждении кожных покровов (ранки, ушибы, ожоги, обморожение).

Опора тела и движения. Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Важность выработки и сохранения правильной осанки. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц.

Наше питание. Проект «Школа кулинаров». Питательные вещества, необходимые организму (белки, жиры, углеводы, витамины), продукты, в которых они содержатся. Пищеварительная система, её строение и функционирование. Гигиена питания. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распре- деление заданий, обсуждение способов и сроков работы

Дыхание и кровообращение.  Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Измерение частоты пульса

Умей предупреждать болезни. Закаливание как фактор предупреждения заболеваний. Способы закаливания организма. Предупреждение инфекционных болезней и аллергии. Правила поведения в случае заболевания

Здоровый образ жизни. Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа жизни для школьников.

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие.  Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров». Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

Практические работы: измерение роста и массы тела человека; изучение свойства кожи; определение наличия питательных веществ в продуктах питания; измерение пульса на запястье и подсчитывание количество его ударов в минуту при разной нагрузке.

Наша безопасность (7 ч)

        Огонь, вода и газ.  Знакомство с целями и задачами раздела. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.

         Чтобы путь был счастливым.  Правила безопасного поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, в автомобиле, общественном транспорте.

        Дорожные знаки.  Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки особых предписаний, знаки сервиса.

        Проект «Кто нас защищает». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распре- деление заданий, обсуждение способов и сроков работы.

        Опасные места.  Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледеневших поверхностях и т. д.

        Природа и наша безопасность.  Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки).

        Экологическая безопасность.  Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности. Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды.

        Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.

Чему учит экономика (12 ч)

Для чего нужна экономика. Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей — главная задача экономики. Товары и услуги.

Природные богатства и труд людей — основа экономики. Использование природных богатств в экономике. Бережное использование при- родных богатств. Роль труда людей в экономике, труд умственный и физический. Роль образования в экономике.

        Полезные ископаемые.  Понятие о полезных ископаемых. Наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Значение, способы добычи и охрана полезных ископаемых.

        Растениеводство.  Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Использование культурных растений для производства продуктов питания и промышленных товаров. Классификация культурных растений: зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. Труд растениеводов.

        Животноводство.  Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Домашние сельскохозяйственные животные: млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые. Содержание и разведение домашних сельскохозяйственных животных, их роль в экономике. Труд животноводов.

        Какая бывает промышленность.  Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, электронная, химическая, лёгкая, пищевая.

        Проект «Экономика родного края».  Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

        Что такое деньги.  Обмен товарами: бартер, купля-продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков (банкноты и монеты). Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения.

        Государственный бюджет.  Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные статьи расходов государства.

        Семейный бюджет.  Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи.

        Экономика и экология.  Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимозависимость экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику.

        Практические работы: рассматривание и сравнение монет России по внешнему виду.

Путешествие по городам и странам (15 ч)

        Золотое кольцо России.  Золотое кольцо России — слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир и др.), их достопримечательности.

        Проект «Музей путешествий». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распре- деление заданий, обсуждение способов и сроков работы.

        Наши ближайшие соседи.  Государства, граничащие с Россией, их столицы.

        На севере Европы. Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия), их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности, знаменитые люди.

        Что такое Бенилюкс. Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности.

        В центре Европы. Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди.

        По Франции и Великобритании (Франция). Франция, её местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди.

        По Франции и Великобритании (Великобритания).  Великобритания, её местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди.

        На юге Европы. Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города.

        По знаменитым местам мира. Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж-Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы).

        Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

        Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий».  Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР __________  / Ногач Т.А. /

«25»  августа  2017 г.

СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО,

рекомендуется к утверждению

протокол №  1  от « 28» августа 2017 г.

Руководитель ШМО _____________ /Курдачёва А.С./

         


Календарно - тематический план

по учебному предмету «Окружающий мир»

на 2017- 2018 учебный год.

Номера уроков

по порядку

№ урока

в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения  учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Как устроен мир (6 часов)

1.

1

Разнообразие природы. Ценность природы для людей. Биология – наука о живой природе.

04.09-08.09

2.

2

Человек – часть природы

3.

3

Подготовка к проекту «Богатства, отданные людям»

11.09-15.09

4.

4

Человек, семья, общество. Государство и его символика.

5.

5

Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, её роль в жизни человека и общества

18.09-22.09

6.

6

Влияние человека на природу. Охрана природы. Заповедники и национальные парки.

Эта удивительная природа (18 часов)

7.

1

Тела, вещества, частицы.

25.09-29.09

8.

2

Разнообразие веществ в окружающем мире. Химия – наука о веществах.

Практическая работа «Обнаружение крахмала в продуктах питания»

9.

3

Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Охрана чистоты воздуха.    

02.10-06.10

10.

4

Вода как вещество. Свойства воды.

Практическая работа «Изучение свойств воды с помощью фильтра»

11.

5

Три состояния воды. Круговорот воды в природе

09.10-11.10

12.

6

Использование воды человеком. Источники загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды и её экономному использованию.

13.

7

Разрушение горных  пород в природе,  причины и последствия.

16.10-20.10

14.

8

Почва как верхний плодородный слой земли. Охрана почвы. Практическая работа «Исследование состава почвы»

15.

9

Группы растений. Виды растений. Ботаника – наука о растениях.

23.10-27.10

16.

10

Дыхание и питание растений. Роль растений в жизни животных и человека.

17.

11

Опыление. Развитие растений из семян.

30.10-03.11

18.

12

Отрицательное воздействие человека на мир растений. Меры охраны растений. Правила поведения в природе

19.

13

Многообразие животного мира. Виды животных. Зоология – наука о животных

06.11-10.11

20.

14

Классификация животных по способу питания. Подготовка к проекту «Разнообразие природы родного края»

21.

15

Размножение и развитие животных разных групп.

13.11-17.11

22.

16

Отрицательное воздействие человека на мир животных. Правила поведения в природе. Меры по охране животного мира

23.

17

Разнообразие грибов. Правила сбора грибов. Лишайники.

27.11-01.12

24.

18

Круговорот веществ. Роль почвы в круговороте веществ.

Мы и наше здоровье (10 часов)

25.

1

Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об органах и системе органов тела человека.

Практическая работа «Измерение роста и массы тела человека»

04.12-08.12

26.

2

Органы чувств человека. Гигиена органов чувств

27.

3

Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Свойства кожи. Гигиена кожных покровов. Первая помощь при повреждении кожных покровов. Практическая работа "Изучение свойства кожи.

11.12-15.12

28.

4

Опорно-двигательная система, её роль в организме человека. Осанка

29.

5

Питательные вещества, необходимые организму. Пищеварительная система.

Практическая работа «Определение наличия питательных веществ в продуктах питания»

Подготовка к проекту «Школа кулинаров»

18.12-22.12

30.

6

Дыхательная и кровеносная системы.

Практическая работа «Количество ударов пульса в минуту при разной нагрузке»

31.

7

Закаливание как фактор предупреждения заболеваний Способы закаливания организма. Правила поведения в случае заболевания

25.12-29.12

32.

8

Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа жизни для школьников

33.

9

Обобщение и закрепление знаний по темам «Как устроен мир», «Эта удивительная природа», «Мы и наше здоровье»

09.01-12.01

34.

10

Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»

15.01- 19.01

Наша безопасность (7 часов)

35.

1

Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа

36.

2

Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте

22.01-26.01

37.

3

Дорожные знаки.

38.

4

Подготовка к проекту « Кто нас защищает»

29.01-02.02

39.

5

Правила поведения в потенциально опасных местах

40.

6

Опасности природного характера

05.02-09.02

41.

7

Экологическая безопасность. Практическая работа «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды»

Чему учит экономика (12 часов)

42.

1

Потребности людей. Товары и услуги

12.02-16.02

43.

2

Использование природных богатств в экономике. Роль образования в экономике

44.

3

Понятие о полезных ископаемых. Значение, способы добычи и охрана полезных ископаемых

19.02-21.02

45.

4

Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Классификация культурных растений. Труд растениеводов

46.

5

Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Труд животноводов

26.02-02.03

47.

6

Промышленность как основная часть экономики. Отрасли промышленности

48.

7

Подготовка к проекту «Экономика родного края»

05.03-09.03

49.

8

Обмен товарами.  Роль денег экономике.

Практическая работа «Сравнение монет России по внешнему виду»

50.

9

Государственный бюджет. Источники доходов.

12.03-16.03

51.

10

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

52.

11

Воздействие экономики на окружающую среду

19.03-23.03

53.

12

Взаимозависимость экономики и экологии.  Экологические прогнозы, их влияние на экономику

Путешествие по городам и странам (15 часов)

54.

1

Золотое кольцо России – слава и гордость страны

26.03-30.03

55.

2

Города Золотого кольца, их достопримечательности

56.

3

Города Золотого кольца, их достопримечательности

02.04-06.04

57.

4

Подготовка к проекту «Музей путешествий»

58.

5

Государства, граничащие с Россией, их столицы

16.04-20.04

59.

6

Страны севера Европы, их столицы, государственное устройство, флаги.

60.

7

Страны Бенилюкса, их столицы, государственное устройство, флаги.

23.04-27.04

61.

8

Страны центра Европы, их столицы,  флаги.

62.

9

Франция, её местонахождение на карте, столица, государственные символы

30.04-04.05

63.

10

Великобритания, её местонахождение на карте, столица, государственные символы

64.

11

Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственное устройство

07.05-11.05

65.

12

Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся

14.05-18.05

66.

13

Обобщение и закрепление знаний по темам «Наша безопасность», «Чему учит экономика», «Путешествие по городам и странам»

67.

14

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края»

21.05-25.05

68.

15

Презентация проекта «Музей путешествий»

Итого

часов

В том числе:

по программе

68

выполнено

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР__________  / Ногач Т.А. /

«25»   августа 2017 г.

СОГЛАСОВАНО  на заседании ШМО,

рекомендуется к утверждению

протокол №  1  от « 28» августа 2017 г.

Руководитель ШМО _____________ /Курдачёва А.С./

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...