Урок Окружающего мира 4 класс.
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс) на тему

Канторшина Ольга Валерьевна

Технологическая карта урока по окружающему миру для 4 класса: Петр I

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 51. ПЕТР ВЕЛИКИЙ

Цели
деятельности
учителя

Создать условия для ознакомления учащихся с историей возникновения города Санкт-Петербурга; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представления учащихся о времени правления Пет-

ра I, его реформах; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир»

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, историческими документами, организовывать рабочее место.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: осознают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, коллективная

Образовательные
ресурсы

http://download8.proshkolu.ru

http://festival.1september.ru/articles/576855/

Оборудование

Экран , компьютер; фотографии исторических достопримечательностей Санкт-Петербурга; схема «Реформы Петра I»; историческая карта

Основные
понятия

Петр Великий


Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация
(самоопределение)
к учебной деятельно-
сти

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

Читает стихотворение:

И снова урок истории –

В минуты сжатые века…

О, сколько крови, слез и горя

Впитала книжная строка!

– Время катится вперед,

Новый век опять грядет.

Царь совсем уже другой:

Худ, высок, на вид простой,

Он и гвоздь умеет вбить,

Строить корабли и пушки лить.

- Перед вами портрет Петра Великого ( слайд 1).

— Подумайте, знакомо ли вам это имя?

— Что мы уже знаем о Петре Первом?

— А что вы хотели бы узнать? (или: Что можно было бы узнать о человеке, которого
никогда не видели и не знали?)

(это могут быть такие вопросы:Где родился и вырос ПЁТР? Долго ли жил? Была ли у него своя семья?Чем прославился?Как закончилась его жизнь?

Слушают учителя, принимают участие
в диалоге

с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные:

высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность; проявляют познавательный интерес к изучению предмета

Устные ответы,

организация рабочего места


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Сегодня на уроке мы познакомимся с царем Петром, узнаем, что нового появилось в жизни страны  в его правление, перенесемся из древней столицы России Москвы в новую – Санкт-Петербург

II. Актуализация  опорных

знаний

Проверка
домашнего
задания: фронтальный опрос.

Дидактическая игра «Неотосланная депеша».

– Какие опасности угрожали России в начале XVII века?(польские захватчики выступили против России

– Что сделали для защиты Отечества Кузьма Минин
и Дмитрий Пожарский?(народное ополч.1612.4нояб)

– Когда в России начали править цари из рода Романовых?(1.613год)

Игра- соревнование: каждому ряду по 2 вопроса:

І– Кто мог сказать такие слова?(фронтальный опрос)

1. «Я первым сделал взнос (пожертвовал большую сумму денег и драгоценности жены на вооружение народного ополчения)». (Кузьма Минин.)

2. «Повелел мне царь Иван Грозный открыть типографию в Москве». (Иван Федоров.)

3. «И повел я войско навстречу Ахмату». (Иван Грозный.)

4. «Во главе собравшейся рати я стал полководцем».

(Дмитрий Пожарский.)

За верный ответ кусочек пазла( пазл сделан из фото Петра І)-за урок нужно собрать все детали!

ІІ- Соедините прозвище и имя.

Иван IV
Ярослав
Олег
Владимир 
Дмитрий
Александр
Иван

Мудрый
Вещий
Грозный
Красное Солнышко
Калита
Донской
Невский

Отвечают
на вопросы, выполняют
задания.

Участвуют
в дидактической игре

Фронтальная, индивидуальная.

Коллективная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля

Устные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

III. Изучение
нового материала

Работа в группах
по учебнику

Рассказ по слайду: Что в это же время происходило в России? Давайте посмотрим на карту. В то время границы России проходили по берегам Каспийского моря на юге и Белого моря на севере. Ни к Балтийскому, ни к Чёрному морям доступа у страны не было. У страны не было морских границ, поэтому она была бедной и отсталой. России нужны были морские границы. Для чего? Это торговые пути, культурные связи с другими государствами. (Слайд 2)

Работа в группах. Более подробно вы узнаете о Петре 1, поработав в группах.

1 группа: Вопрос: Кто такой Петр I (детство, характер, увлечения) с.94 в учебнике.  (Слайд 3,4).

2 группа: Вопрос: Какой город на Неве построил Петр 1 и зачем? с.98 в учебнике. ( Слайд 5)

(5 минут на подготовку, у каждой группы на столе план ответа: Приложение 1)

Рассказ о Петре I  - за ответы групп – кусочки пазла.

Вопрос: Какие преобразования произошли в России при Петре 1?с.95-96 в учебнике. (Слайд 6,7).

Почему же Петра считают реформатором?

Вместе с учащимися составляет схему:

На доске –составляют схему –реформы Петра Великого из готовых наборов(Приложение 2).- за верную схему – кусочек пазла

Внимательно слушают.

Читают текст,

отвечают
на вопросы, составляют схему.

Внимательно слушают

Фронтальная, индивидуальная

и успешно используют его в решении учебной задачи. 

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение собеседника. 

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

Устные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

IV. Вклю-

чение
в систему знаний
и повторение изученного

V. Итоги

урока.

Рефлексия

Д/З:

Фронталь-

ный опрос- игра

Закрепление изученного

Обобщаю-

щая беседа

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

Коммента-

рии учителя

– А сейчас давайте сыграем в игру “Веришь – не веришь”.

1.Верите ли вы, что в допетровской России Новый год встречали осенью,1сентября? (Именно Петр 1 в 1700 году ввел новый календарь, по которому год начинался 1 января.)
2. Верите ли вы, что при Петре 1 появилось телевидение?
3. Верите ли вы, что, как и во многих европейских странах, в России при Петре 1 стали выпускать газету? (Действительно, первая русская газета появилась при Петре 1 и носила название “Ведомости”.)
(Слайд)
4. Верите ли вы ,что царь за границей за большие деньги покупал кости вымерших животных, древние грамоты, книги, старинное оружие, заспиртованных уродов ит.д.?(таким образом , были созданы: первый русский музей, который назывался Кунсткамера(в переводе с немецкого – кабинет редкостей), и Публичная библиотека. Они существуют и посей день.)

За верный ответ- кусочек пазла.

Работа в тетради:

1 группа:

2 группа:

За правильно выполненное задание- кусочек пазла.

Проводит беседу по вопросам:

– Какое прозвище получил Петр I в истории России?

– Во сколько лет был провозглашен Петр царем?

– Какое любимое увлечение было у Петра?

– Как назывался его полк?

– Чем отличался Петр I от европейских государей своего времени?

– Назовите главные черты характера Петра I.

– Какие реформы провел Петр I?

– Когда был заложен город на Неве?

– Назовите главную улицу Санкт-Петербурга.

– Почему город имеет такое необычное название?

– Какие черты характера Петра Великого вам больше всего понравились. Почему?

– Какие из них вам бы хотелось развить в себе? Для чего?

- Что для этого нужно делать?

– Какова значимость данной информации лично для каждого из вас?

– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

Составляем пазлы их собранных кусочков- на одном Фотография Петра Великого, на втором на фоне Петербурга – надпись Молодцы!.

Учебник, с. 94–100. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя».

Отвечают
на вопросы.

Выполняют
задания

Отвечают на вопросы

Читают вывод в учебнике (с. 100).

Отвечают
на вопросы

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная.

Индивидуальная

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации
(из материалов учебника и рассказа учителя).

Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные:

умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое
от уже известного.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность
на уроке

Устные ответы,

выполненные

задания

Устные ответы.

 

Ресурсный материал

Рассказ учителя о Петре I

– Третьим царем из династии Романовых стал Петр I. С его именем связывают «эпоху великих преобразований» в нашей стране. Это был действительно необычный царь.

Петр родился 30 мая 1672 года. В 4 года он остался без отца. Свое детство Петруша провел со своей матушкой Натальей Кирилловной в подмосковном селе Преображенском. Он редко появлялся в Кремле – только на дипломатических и церковных церемониях. А потому он не получил традиционного православного образования московских царей. Одевался он просто, играл с сельскими ребятишками, бегал по селу с утра до вечера. Образование Петр получил скудное. Его учитель, думный дьяк Никита Зотов, мало заботился об этом. Только в 15 лет Петр узнал о четырех действиях в арифметике, затруднялся излагать свои мысли на бумаге и до конца жизни писал с ошибками.

Но его отличали энергичность, целеустремленность, любознательность, желание многое узнать и многому научиться. В зрелые годы Петр поражал собеседников обширными знаниями, чем обязан был самому себе, упорному самообразованию. С детства Петр любил физический труд, работал в кузнице и плотничал. Это шокировало придворных, привыкших к тому, чтобы царь появлялся на людях обязательно поддерживаемый под руки ближними боярами.

Однако именно эти качества и позволили ему многого добиться и заслужить от современников уважение и славу.

Схема



Предварительный просмотр:

20. Петр I. Выход к морю

      Сегодня мы поговорим о личности Петра I, о его роли в судьбе России. К началу ХIV века в Западной Европе начались большие перемены. Начали создаваться современные государства, развивались города, Европа обогатилась новыми знаниями, развивалась наука и техника. Мореплаватели открыли новый материк Америку, доказали шарообразность Земли. Но все это происходило  в Западной Европе.

      Что в это же время происходило в России? Давайте посмотрим на карту. В то время границы России проходили по берегам Каспийского моря на юге и Белого моря на севере. Ни к Балтийскому, ни к Чёрному морям доступа у страны не было. У страны не было морских границ, поэтому она была бедной и отсталой. России нужны были морские границы. Для чего? Это торговые пути, культурные связи с другими государствами.

      В те времена государем России был Петр I – младший сын царя Алексея Михайловича. В 17 лет он стал во главе России. Петр I был талантливым военачальником, организатором. Современники так описывают Петра: “Не любил сидеть на месте, чаще всего был в движении. Ходил быстро, стремительно, шаги делал большие соответственно своему огромному росту (более 2 метров). При ходьбе широко размахивал руками. Его спутники едва поспевали за ним и вынуждены были бежать вприпрыжку”. Именно Пётр I осознал, что Россия Отрезанная от моря, она всё более отставала от стран Западной Европы и ее нужно было изменить….

    Сколько себя помнил царь Петр – его всегда интересовали корабли. В сарае на острове Измайловского пруда он обнаружил лодку невиданной прежде формы. Это был ботик – маленький кораблик, который может под парусами ходить против ветра. Пётр так увлёкся кораблевождением, что с тех пор мечта о море стала чуть ли не главной в его жизни. Петр I поставил перед собой задачу – выход к Балтийскому морю. Не раз думал царь о прибалтийских землях: на этих землях и зима была теплее, и к крупным городам эти земли были ближе….

Однако к берегам Балтийского моря в то время было не подступиться. Правила этими землями Швеция. Армия Швеции  считалась тогда самой сильной в Европе…

      Вскоре после возвращения из первого путешествия за границу, Пётр обратился к Швеции с просьбой продать их земли при Финском заливе, которые раньше принадлежали русским. Швеция отказала Петру в этом. Тогда Пётр заключил союз с Данией, Саксонией и Польшей, а в 1700 г. подписал перемирие с Турцией и объявил войну Швеции. В 1700 г. началась Северная война, продолжавшаяся до 1721 г.  Швеция тогда была сильнейшим государством Европы, а армия Швеции считалась непобедимой.

Результаты этой войны сказались очень быстро: с конца 1701 г. русская армия стала по частям бить шведскую армию. …

В 1702 г. Петр штурмом овладел Орешком. …

      Переименовал крепость Орешек в Шлиссельбург и дал знать всем, что он держит ключ от выхода в Балтийское море. Так была решена задача, стоявшая перед Россией. Россия добилась выхода в открытое море….

 В 1703 году на одном из островов в устье Невы началось строительство Петропавловской крепости, призванной охранять вход в устье реки. Вокруг крепости стал расти красивейший город – Петербург.



Предварительный просмотр:

  Иван IV
 Ярослав
 Олег
Владимир 
 Дмитрий
Александр
 Иван

             Мудрый
            Вещий
            Грозный
    Красное Солнышко
             Калита
             Донской
              Невский

  Иван IV
 Ярослав
 Олег
Владимир 
Дмитрий
Александр
  Иван

             Мудрый
            Вещий
            Грозный
    Красное Солнышко
             Калита
             Донской
              Невский

Приложение 1.

Группа 1. : Вопрос: Кто такой Петр I ( детство, характер, увлечения)

с.94 в учебнике.

 План ответа группы 1.

Сколько лет было Петру, когда его провозгласили царем?

Самое любимое увлечение Петра?

Почему  Петр не был похож на других царей?

Какой у него был характер?

Что он умел?

Группа 2: Вопрос: Какой город на Неве построил Петр 1 и зачем?

с.98 в учебнике

 План ответа группы 2.

Когда был заложен новый город?

С чего началось строительство города?

Как строили город?

Когда город стал столицей России?



Предварительный просмотр:

Новый календарь

Первая печатная газета

Создание народного ополчения

Первый музей

Первая публичная библиотека

Издание первой печатной книги

Появился морской флот

Новые города


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"

Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...