Технологическая карта урока "Почвы России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Семейкина Лариса Вячеславовна

Технологическая карта урока "Почвы России". УМК "Начальная школа XXI века" 4 класс. Цель урока: Способствовать формированию представлений о почве и ее образовании, составе и свойствах, развитию умения выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой.Задачи:Создать условия, обеспечивающие воспитания интереса к познанию окружающего мира.Воспитание бережного отношения к окружающей среде.Способствовать развитию умений учащихся осуществлять опыты, наблюдения, обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, устанавливать причинно-следственные связи. Обеспечить условия для развития умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли, оформлять выводы, рассуждать; прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Создать условия для усвоения обучающимися знаний о почве как верхнем слое земли; выявить состав, свойства, образование почвы и её типы; определить способы защиты почвы от разрушений; научиться моделировать схему строения почвы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochvy_rossii.docx44.02 КБ
Файл pochvy.pptx374.38 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Почвы России».

  1. Класс: 4
  2. Предмет: Окружающий мир
  3. Место и роль урока в изучаемой теме: «Почвы России», урок изучения нового материала.
  4. Цель урока: Способствовать формированию представлений о почве и ее образовании, составе и свойствах, развитию умения выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой.
  1. Задачи, направленные на достижение личностных результатов:

Создать условия, обеспечивающие воспитания интереса к познанию окружающего мира.

Воспитание бережного отношения к окружающей среде.

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

Способствовать развитию умений учащихся осуществлять опыты, наблюдения, обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, устанавливать причинно-следственные связи. Обеспечить условия для развития умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли, оформлять выводы, рассуждать; прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Задачи, направленные на достижение предметных результатов:

Создать условия для усвоения обучающимися знаний о почве как верхнем слое земли; выявить состав, свойства, образование почвы и её типы; определить способы защиты почвы от разрушений; научиться моделировать схему строения почвы.

  1. Оборудование: учебник Н.Ф. Виноградовой; образцы почв; оборудование для опытов; компьютер, проектор.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

Формируемые УУД

Организационный момент

Приветствует учащихся, эмоционально настраивает их на учебную деятельность; проверяет готовность класса и оборудования

Вот книжки на столе, а вот тетрадки…

Не хочется играть сегодня в прятки

И недосуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

– А почему он важный? Постараемся ответить на этот вопрос в конце урока.

(Учитель проверяет готовность к уроку.)

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку

Приветствуют, проверяют свою готовность к уроку.

Фронт

Формирование УУД:

Л. осознание себя как ученика.

К. умение слушать и слышать

Проверка домашнего задания

Проводит  письменный опрос обучающихся по теме «Природные зоны России».

-А сейчас я хочу посмотреть, как вы подготовили домашнее задание. На экране вы видите вопросы. На чистых листах вам нужно написать букву правильного варианта ответа.

1.Долгая холодная зима, короткое прохладное лето. Среднегодовая температура ниже 0. Почва сильно заболочена.

А) Степь

Л) Тайга

П) Тундра

2. В пустыне ...

 О)  жаркое продолжительное лето и прохладная короткая зима;

 Ж)  короткое прохладное лето и длинная суровая зима;

 Н)  ярко выделяются все четыре времени года.

3. В Арктической зоне растут…

 И) кедры, берёзы, черёмуха

 Ч) лишайники, мхи, полярный мак

  Р) бузина, орешник, айва

4. Самую большую территорию занимают.

У) смешанные леса; 

 В) хвойные леса;

 Д) широколиственные леса.

5.На карте природных зон зона степей закрашена ... цветом:

 Х) розовым;          

 Г) зеленым;

  А) желтым.

Отвечают на вопросы теста

Инд.

Формирование УУД:

Л. самооценка

Р. Самоконтроль: выявление усвоенного и своих затруднений, коррекция своих знаний,

- оценка (осознание качества и усвоения знаний пройденного материала)

Актуализация знаний

Создает проблемную ситуацию.

Организует диалог с целью исследования проблемной ситуации.

В жарком лете я стою,

Шапкой зиму достаю. (Гора.)

Далеко, конца не видно,

Расстилается … (равнина)

И в мороз, и в летний зной

Мы любуемся тобой.

Друг за дружкой тут и там

Славно бегать по … (холмам).

Попробуйте объединить отгадки в общую группу. (Формы поверхности земли)

Возникают вопросы, какие места для жизни облюбовал человек? Почему?

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью смотришь – вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой грядкой огурцов, редиски, помидоров и так далее. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже, должно быть, догадались, как она называется?

– На уроке мы узнаем, что такое почва, как она образуется, из чего состоит и какими свойствами обладает. А что вы знаете о почве?

-А что нового вы бы хотели узнать сегодня на уроке?

-Ребята, а где мы можем получить ответы на ваши вопросы?

-Молодцы ребята. Итак, отправляемся на поиск ответов на ваши вопросы.

У вас на партах лежат словари разных авторов. Найдите в словарях определения слова «почва»:

1.Толковый словарь С.И. Ожегова

Верхний слой земной коры.

2. Толковый словарь Д.Н. Ушакова

Верхний слой земной коры, в котором развивается растительная жизнь, поверхность земли. 

3. Толковый словарь В.И. Даля

 (От слова почивать, лежать?) поверхность земли, верхний слой ее.

Определяют область знания и незнания, способа действия.

Формулируют проблему. Определяют тему урока.

Планируют решение учебной задачи.

Отвечают на вопросы учителя, беседа с классом и учителем.

(В учебники, словаре, энциклопедии…).

Дети читают определения.

Делают выводы, определяют тему урока.

Инд.

Групп.

Формирование УУД:

Л. самооценка

Р. Самоконтроль: выявление усвоенного и своих затруднений, коррекция своих знаний,

- оценка (осознание качества и усвоения знаний пройденного материала)

К.- уметь слушать речь одноклассников, адресованную классу;

- не перебивать рассказы других людей.

- адекватно реагировать на ошибки сверстников.

Изучение нового материала.

ПОЧВА И ЕЕ СОСТАВ

Первоначально наша Земля была покрыта голыми безжизненными скалами. Постепенно, на протяжении миллионов лет, солнце, воздух и вода разрушали скалы. Оставшиеся обломки скал были малопригодными для растений и животных. Только лишайники могли выжить в таких условиях. После того как растения обжили эти территории, на них поселились животные.

– Везде ли на Земле есть почвенный слой?

– Как определить, есть ли на данном участке местности почва?

Образование почвы началось только с появлением живых существ на земле. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы. По подсчетам ученых, требуется 2000 лет для образования слоя почвы толщиной 5 см.

Горные породы разрушаются под действием Солнца, воды и ветра. При нагревании горные породы расширяются, а при охлаждении сжимаются. Эти процессы приводят к появлению трещин. Вода заполняет трещины в горной породе, увеличивая их при замерзании и при вымывании растворимых веществ. Ветер выдувает мелкие осколки породы, увеличивая в одних местах трещины, а в других местах наносит мелкие частицы песка и глины, образуя участки, где смогут прижиться семена растений. Бактерии также способны разрушать горные породы, а затем на этих местах поселяются лишайники и начинают свою кропотливую работу по созданию почвы.

– Назовите главное свойство почвы и главное отличие от горной породы.

– Как вы понимаете это слово «плодородие»?

– От чего зависит плодородие почвы? Найдите ответ в учебнике (с. 38).

-Этого слоя нет в ледяных просторах Арктики и Антарктиды, на вершинах высоких гор, на голых каменистых склонах.

-На почве растут растения.

Плодородие.

Ответы детей

Фронт.

Инд.

Формирование УУД:

Л. - самооценка,

- смыслообразование (готовность преодолевать школьные затруднения, интерес к новому, стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность)

- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.

Р. - Определение темы,

- определение последовательности действий;

- преобразование практическую задачу в познавательную.

П. - умение находить и выделять необходимую информацию,

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,

К. - умение выражать свои мысли,

- слушать других,

- вступать в диалог,

- уважение к другой точке зрения,

- учёт разных мнений и умение выразить свое.

Исследование состава и свойств почвы (опыты по учебнику, с. 38).

Организует работу учащихся в группах. Осуществляет контроль и помощь в проведении опытов.

Давайте проведем опыт и узнаем, что кроме перегноя входит в состав почвы.

1 группа

  1. Возьмем стакан с водой.
  2. Опустим туда комочек почвы

Запишите, что вы видите, и сделайте вывод? 

2 группа

  1. Возьмите бумажную салфетку
  2. Положим на нее немного почвы
  3. Сильно сожмем

Стряхнем почву в лоток. Что осталось на салфетке? 

3 группа

  1. Бросьте комочек почвы в воду
  2. Что произошло в стакане?

Что вы видите на дне стакана?

4 группа

  1. Возьмем в руки небольшое количество почвы
  2. Намочим её и разомнем между пальцами.
  3. Проверим можно ли скатать ее в шарик?

Опыт 5. (Проводит учитель)

- Возьмем несколько капель воды из стакана, где у нас был комочек почвы, и помещу их на стекло. Нагреваю стекло над огнем. Что вы видите? 

- Кто догадался, что это такое?

- Совершенно верно, это соли - питательные вещества, необходимые растениям.

Сделайте вывод. 

Организует систематизацию и обобщение совместных достижений.

Оформляется Кластер «Состав почвы»

Состав почвы

Давайте, еще раз перечислим, что входит в состав почвы.

- Как вы думаете почва везде одинаковая?

Правильно. Существуют несколько типов почв, среди них черноземы, подзолистые, луговые, болотные и т.д.

Учитель демонстрирует образцы почв.

Самостоятельная работа в группах по алгоритму; излагают, объясняют, делают выводы.

Из почвы идут пузырьки. В почве есть воздух

Влажное пятно. В почве есть вода.

Вода в стакане стала мутной. На самом дне видны песчинки, а сверху – глина. В состав почвы входит песок и глина.

Если почву нельзя скатать в шарик, значит в ней много песка; если почва скатывается в шарик, то в ней много глины.

На стекле образовался белый налет.

Это соль.

В почве есть соли.

Дети работают в тетрадях стр. 14 №17

Под руководством учителя проговаривают новое знание.

Нет.

Фронт.

Групп.

Формирование УУД:

Л. - самооценка,

- смыслообразование (развитие интереса к новым знаниям, стремление быть полезным обществу, познавательная мотивация, интерес к новому)

- формирование целостного, социально – ориентированного взгляда на мир,

- уважительного отношения к другому мнению.

Р. - Готовность к преодолению трудностей,

- осознание своих действий,

- формирование познавательной активности;

П. – поиск и выделение необходимой информации,

- умение делать предположения и обосновывать их, делать выводы, обобщения,

- выдвижение гипотез и их доказывание,

- построение речевого высказывания в устной форме,

- контроль и оценка процесса и результата деятельности.

- логические: осуществление поиска существенной информации из рассказа учителя, одноклассников.

К. - умение учитывать чужое мнение и уважение его,

- умение выражать четко свои мысли и обосновывать их,

- слушать и слышать речь других,

- готовность к сотрудничеству,

- взаимодействие с учителем и с одноклассниками,

-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации,

- способность сохранять доброжелательность в ситуации конфликта интересов,

- адекватно реагировать на высказывание сверстников.

Ребята на Руси землю называли «Земля-кормилица», как вы думаете, почему ее так называли и называют?

- Что издавна делает земля-матушка? (кормит людей). И не только людей, но и насекомых, птиц, зверей. Как можно назвать землю?

-Ребята, как вы думаете, возможна ли жизнь без почвы? Почему?

-Нуждается ли почва в защите?

-Какие экологические проблемы возникают?

-Как человек может защитить почву от разрушений?

Уничтожение лесов;

разрушается верхний плодородный слой;

вносится большое количество удобрений.

Надо сажать лесные полосы,

правильно распахивать почву на склонах,

зимой проводить снегозадержание, применять удобрения и ядохимикаты в меру, умеренно орошать.

Рефлексия

Ребята, что мы узнали сегодня на уроке?

Организует деятельность по закреплению новых знаний.

- А теперь попробуйте составить Синквейн, на тему «Почвы России» (работа в группе). Но прежде чем начать работу, вспомним правила составления Синквейна.

Пример Синквейна

Почва России

Плодородная, подзолистая

Кормит, разрушается, образуется

Почва нуждается в охране

Земля - кормилица

Ребята, почему для нас этот урок был ВАЖЕН?

Демонстрируют полученные знания

Обобщают полученные знания.

Демонстрируют полученные знания

Закрепляют материал, пройденный на уроке.

Оценивают свои достижения.

Дети зачитывают свои Синквейны

Почва
Песчаная, подзолистая.
Разрушается, чернеет, питает.
Верхний слой Земли.
Земля.

Почва

Рыхлый, поверхностный

Обеспечивает, создаётся, помогает

Живая земля

Кормилица

Ответы детей

Соотносят учебную задачу и результат.

Л. – самооценка (умение оценивать себя на основе критерия успешности.)

Р. –оценка (обобщение и коррекция своих знаний, оценка усвоенного)

П. – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

-рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результата деятельности;

К. умение выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли, выслушивать товарища.

Ребята оцените свою работу.

Мне все понятно. Я МОЛОДЕЦ!

У меня не все получилось, но я старался.

Мне надо быть внимательнее

Ребята оценивают свою работу.

Л. – самооценка (умение оценивать себя на основе критерия успешности.)

Р. –оценка (обобщение и коррекция своих знаний, оценка усвоенного)

П. – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

-рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результата деятельности;

К. умение выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли, выслушивать товарища.

Домашнее задание

Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Уч. стр. 37-39http://www.creattor.com/files/42/1487/school-icons-screenshots-1.png

Р.Т. стр. 14 №17

Слушают объяснение учителя. Задают вопросы. Делают соответствующие записи.

Фронт

Формирование УУД:

Л. осознание себя как ученика

Р. - Умение выполнять самостоятельно работу, контролируя качество на каждом этапе работы.

К. умение слышать и слушать

Состав

почвы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Окружающий мир

Слайд 2

1.Долгая холодная зима, короткое прохладное лето. Среднегодовая температура ниже 0. Почва сильно заболочена. А) Степь Л) Тайга П) Тундра

Слайд 3

2. В пустыне ... О) жаркое продолжительное лето и прохладная короткая зима; Ж) короткое прохладное лето и длинная суровая зима; Н) ярко выделяются все четыре времени года.

Слайд 4

3. В Арктической зоне растут… И) кедры, берёзы, черёмуха Ч) лишайники, мхи, полярный мак Р) бузина, орешник, айва

Слайд 5

4 . Самую большую территорию занимают … У) смешанные леса; В) хвойные леса; Д) широколиственные леса.

Слайд 6

5.На карте природных зон зона степей закрашена ... цветом: Х) розовым ; Г) зеленым; А) желтым.

Слайд 7

Почва. Тема урока: Почвы России.

Слайд 8

Почва Плодородная, питательная Кормит, разрушается, образуется Почва нуждается в охране Земля - кормилица

Слайд 9

Рефлексия: Мне все понятно. Я МОЛОДЕЦ! У меня не все получилось, но я старался. Мне надо быть внимательнее.

Слайд 10

Домашнее задание: Учебник стр.37-39, Р.Т. стр. 14 № 19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока «Россия – наша Родина»

Урок соответствует стандартам нового поколения. Цель урока: Формирование представления учащихся о России как о многонациональном и многоконфессиональном государстве, воспитание патриотизма....

Модуль "Основы мировых религиозных культур" технологическая карта урока "Россия - наша Родина"

Курс "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Основы мировых религиозных культур". Технологическая карта урока. Тема: "Россия - наша Родина". Цель: формирование целостного образа России,...

«Технологическая карта урока «Россия - наша Родина» по учебному модулю «Основы православной культуры»

4 класс ОРКСЭ. Основы православной культуры. Подробная разработка урока "Россия – наша Родина"....

Технологическая карта урока "Россия-наша Родина"

  Технологическая карта урока "Россия-наша Родина" комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль ОПК) - 4 класс...

Технологическая карта урока «Россия вступает в XX век» (Окружающий мир)

Цели деятельности учителя:  формирование представления учащихся о важнейших событиях в России в начале XX векаПланируемые результаты:Предметные:·...

Технологическая карта урока Россия и ее соседи.

Технологическая карта разработана для урока окружающий мир. 4 классАвтор УМК: ОС «Начальная школа 21 век»: Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир». Учебник для 4го класса в 2х частях....