Клетки - маленькие лаборатории
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

План-конспект урока окружающего мира в з классе. УМК "Школа 2100".  Ход урока построен с использованием технологии практико-ориентированного обучения. На этапе открытия новых знаний на уроке применяются микроскопы на каждого ученика, веб-камера для демонстрации результатов на экране, набор препаратов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kletki_-_malenkie_laboratorii.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Клетки – маленькие лаборатории

Цель урока: В процессе практической работы дать представление о клетках живых организмов: познакомить со  строением клеток, с процессами, происходящими в клетках

Задачи:

1.Познакомить с историей открытия клетки.

 1. Рассмотреть под микроскопом части растений.

2. Выяснить, как устроены клетки.

3. Сравнить растительные и животные клетки

Ход урока

 1. Организационный момент

 - Сегодня мы не просто ученики , а исследователи.  давайте представим  себе, что мы с вами ученые –исследователи, а наш класс – это лаборатория.

 - Что такое лаборатория? (Ответы детей.) 

Лаборатория - 1) а) Учреждение или его отдел, ведущие экспериментальную научно-
исследовательскую работу. б) Специально оборудованное помещение для проведения такой работы.

2) Перен. разг. Внутренняя деятельность, процессы внутри чего-либо.

2. Актуализация знаний.

 - На уроке мы сегодня, как и настоящие ученые, будем совершать открытия.

 - Чтобы совершить открытия, нам нужно вспомнить то, что уже знаем

 - Как называем все то, что нас окружает? (Природа)

 - Какая бывает природа? (Живая и неживая)

 - Что относится к живой природе? (Животные, растения , грибы, бактерии) 

  - Какая профессия у растений в экосистемах? (Они кормильцы, производители)

  - Что производят растения? (Питательные вещества и кислород)

- Назовите части растений. (Корень, стебель, лист, цветок, плоды)

 -  Мы можем их видеть, рассмотреть без специальных приборов? (Да) 

3. Формулирование темы и цели урока

 - Как вы думаете, есть ли ещё более мелкие части живых организмов, которые не сможем увидеть без специальных приборов?

 - Как называются эти части? (Ответы детей)

 - Поищем информацию в книгах и справочниках Ответ найдем в книге «Мир Левенгука». (В 1665 году английский учёный Роберт Гук посмотрел под микроскопом на тонкий срез пробки и был потрясён. Пробка, которая казалась однородной, на самом деле состояла из множества мелких ячеек, напоминавших ему темницы, в которых сидят узники. (монашеские кельи в монастырях) Эти ячейки он впервые назвал клетками)

 - О чем будем говорить сегодня на уроке? (О клетках)

 - Назовите тему урока.

 - Тема урока: Клетки    - маленькие лаборатории

 - На какие вопросы будем отвечать на уроке? ( 1. Какие бывают  клетки? 2. Как устроены клетки? 3. Какие процессы происходят в клетках?4. Почему клетки названы маленькой лабораторией?)

 - Итак, мы сегодня увидим своими глазами, как выглядят клетки, выясним, как устроены клетки, узнаем, какие процессы происходят в клетках, выясним, почему клетки названы маленькими лабораториями

4.Окрытие новых  знаний

- Давайте  заглянем внутрь растений и увидим, что там находится

- Какой прибор для этого нужен?  (Микроскоп)

 1)- Давайте посмотрим, что увидел Роберт Гук, разглядывая под микроскопом кору пробкового дерева. ( Учитель демонстрирует на экране полученный рисунок)

 -Начнем исследования. Увидим, как выглядят клетки.

 -  Мы с вами разделимся на три группы по вариантам. Каждая группа исследователей рассмотрит различные части растений. Первая группа – лист, вторая группа – стебель, третья – корень.

- Ваша задача – рассмотреть препараты, посмотреть, состоят ли они из клеток, и какие клетки по форме?

 (По одному ученику от каждой группы называют препарат, рассказывают об увиденном)

Итак, мы убедились, что и листья, и стебли, и корни растений состоят из клеток.

Вывод: Все части растений состоят из клеток, и они разнообразны по форме.

2)  - Рассмотрим, пробку под микроскопом ещё раз и выясним, как устроены клетки.

 - Клетки огорожены. Эта часть клетки называется клеточной оболочкой (рисунок на доске)

  - Какова роль оболочки? (Защищает, придает форму)

 - Продолжим исследование. Выясним, что еще есть в клетках.

 - У вас на партах листья комнатного растения денежное дерево. Давайте мы их разломаем, сожмем.. Что выходит из листа?(Сок, вода)

 - Где находилась эта жидкость? (В клетках)

 - Да, в клетки заполнены жидкостью и различными веществами. Эту часть клетки называют цитоплазмой. (Рисунок )

3)  -Продолжим исследовать строение клетки. Сами изготовим препарат для исследования. (Для изготовления нужно предметное стекло, лист комнатного растения, мензурка с водой, пипетка)

 - Рассмотрим под микроскопом лист комнатного растения

(Один ученик демонстрирует на экране.)

 - Какого цвета клетки? (Зеленого )

- Какое вещество придает листьям зеленый цвет? (Хлорофилл) 

(Учитель демонстрирует на экране изображение клеток кожицы денежного дерева)

 - Посмотрите на экран. Рассмотрите зеленые зерна хлорофилла.

 - Почему в листьях так много хлорофилла. Для чего он нужен? (Хлорофилл улавливает солнечный свет и благодаря хлорофиллу происходит фотосинтез – образуются питательные (органические ) вещества)

 - По схеме расскажите, как происходит фотосинтез в зеленой клетке. (Схема на доске)

 - Для чего используются полученные вещества? (Для получения энергии и построения своего тела)

 - Итак, в клетках происходит фотосинтез, в результате чего образуются органические вещества и кислород.

4). – Выясним, что еще есть в клетках

 -  Рассмотрим еще раз клетки пробки

 - В клетке мы видим темное пятно. Это ядро . Это самая главная и важная часть клетки.

- Что ещё есть в клетке. ( Ядро) .  (Рисунок дополняется)

 - Для чего нужно ядро? (Для хранения информации ) 

 - Итак, что находится в клетке? (Клеточная оболочка, цитоплазма, ядро)

 - Благодаря процессам, происходящим в клетке, она растет. А когда вырастает ,клетка делится, делится и ядро, и образуется новая клетка Запасы питательных веществ идут нарост новой клетки – на размножение клетки.  

 - Какие процессы происходят в клетках? (Образование питательных веществ, деление клетки, образование новых клеток.)

 - Почему клетку назвали маленькой лабораторией? (В клетках происходят различные процессы, как в настоящей лаборатории.)

5) Мы рассмотрели части растений под микроскопом и выяснили, что все растения состоят из клеток.

- Состоят ли из клеток ткани животных?

 - Выясним это.  Разделимся на группы по вариантам и рассмотрим под микроскопом препараты. (Ткань легких, кожный покров, стенка двенадцатиперстной  кишки)

(Ученики демонстрируют на экране увиденное)

 - Можем ли сказать, что ткани животных тоже состоят из клеток? (Да)

 - - Итак, мы провели исследования и узнали что и растения, и животные состоят из клеток,

  - Какой вывод можем сделать

“Все растительные и животные организмы состоят из клеток (сходных по строению”.)

 - Можем ли сказать, что в клетках животных тоже происходят различные процессы? Какие?

 - Как вы думаете, можно ли клетки животных, как и клетки растений, назвать лабораториями?

5. Подведение уроков.

 - Назовите три слова, относящихся к теме нашего урока. (Клетка, оболочка, ядро;кКлетки, процессы, лаборатория).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира с презентацией по экспериментальному учебнику Л.М. Цветовой, 3 класс, на тему " Клетка"

Экспериментальный учебник по окружающему миру, автор Лариса Михайловна Цветова, изд-во "Мнемозина" МоскваПредлагаю конспект урока по данному учебнику с презентацией на тему  "Клетка", 3 класс...

Лист-клетка и лист-линейка для интерактивной доски

Данный материал подходит для интерактивных досок Panasonic Elite Panaboard UB-T88OWРазлинованная клетка и линейка....

Открытый урок "Клетки - маленькие лаборатории"

Открытый урок "Клетки - маленькие лаборатории"...

"Клетка -маленькая лаборатория"

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс Школа 2100 "Клетка - маленькая лаборатория"....

Презентация к уроку "Клетка - маленькая лаборатория"

Презентация к уроку по окружающему миру 3 класс школа 2100 на тему "Клетка - маленькая лаборатория"....

Тема урока: «Клетки – маленькие лаборатории»

По 1 –линии развития (объяснять мир)1.Познакомиться со строением клеток растений...

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению «Маленькая лаборатория»

Технологическая карта внеурочного занятия по теме "Телопроводность" для учащихся 4 класса...