Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению «Маленькая лаборатория»
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)

Технологическая карта внеурочного занятия по теме "Телопроводность" для учащихся 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchno-poznavatelnoe_napravlenie_-_kopiya_3.docx23.8 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности

по научно-познавательному направлению

«Маленькая лаборатория»

Класс: 4 класс

Тема занятия: «Теплопроводность»

Цель: Ознакомить детей с понятием «Теплопроводность» и научить выявлять различную теплопроводность материалов

Задачи:

  • Образовательные: через практическую деятельность, определить сущность понятия теплопроводность, выявить различную теплопроводность материалов часто используемых в производстве термосов, выяснить каким образом, обладая этими знаниями, возможно сохранять тепло и холод.
  • Развивающие: Определение причинно-следственных связей между качественными свойствами термоизоляционных материалов и способности удерживать тепло. Провести аналогию данных связей с жизнью.
  • Воспитательные: продолжить формирование навыков работать в группе, проводить исследования, оформлять результаты практической работы.

Универсальные учебные действия:

  • познавательные:
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • осуществление анализа объектов;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • регулятивные:
  • способность к волевому усилию;
  • принятие и сохранность учебной задачи;
  • осуществление итогового и пошагового контроля по результату;
  • преобразование практической задачи в познавательную;
  • адекватная оценка правильности выполнения действия;
  • коммуникативные:  
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • учет возможности существования у людей различных точек зрения;
  • формулирование собственного мнения и позиции;
  • постановка вопроса, необходимого для организации собственной деятельности;
  • личностные:
  • установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности

Ход занятия

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

УУД

Орг. Момент

Приветствует обучающихся, создает эмоциональный настрой на занятие

Приветствуют учителя, настраиваются на занятие

Учитель включает учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, вызывает положительную эмоциональную направленность; повышает уровень учебной мотивации.

Личностные:

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности

Создание проблемной ситуации

Рассказывает историю, задает вопросы

Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы

Одному страннику необходимо было уехать, но денег на поезд у него не было, и тогда он договорился с проводниками ехать в вагоне с животными, либо с северными оленями, либо со свиньями, либо с зайцами. Дело было зимой. И тут он начал рассуждать: «Свиньи не живут в холоде, наверно я с ними замерзну, зайцы сильно маленькие от них толку мало. А поеду ка я с северными оленями, они ведь живут в холодных условиях, значит с ними будет тепло».  И поехал он в вагоне с оленями. А утром нашли его замерзшим.

– Как вы думаете, почему так произошло?! (варианты выносятся на доску)

– Как же тогда сохранить тепло? Если мы хотим сохранить пирог теплым, мы накрываем его полотенцем. То же самое и делают, например, с мороженым на пляже. Эти случаи очень схожи. Просто в одном нужно не дать теплу уйти наружу, а в другом проникнуть внутрь, ну или уйти холоду наружу.

– Есть приспособления для сохранения в продуктах тепла и холода – термос, термокружки и т.д. (демонстрация разборной модели термоса)

– А из каких материалов изготавливают термос? (стекло, металл (алюминий или железо) или пластмасса)

– Сегодня мы с вами выясним, что же в этих материалах такого особенного. И почему в термосе горячее и холодное способно сохраняться дольше, чем в посуде из этих материалов.

Регулятивные:

  • принятие и сохранность учебной задачи

Личностные:

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности

Работа в группах

Организует работу в группах, раздает задания

Работают в группах, выполняют задания, предложенные учителем

- Ребята, а теперь давайте проведем несколько эксперементов. Но прежде давайте разобьемся на 4 группы.

Каждой группе предлагается инструктивная карточка.

Задание для первой группы: определить время нагревания различных материалов из которых изготавливают термосы.

Оборудование: стальная, алюминиевая, пластмассовая ложки. Стеклянная палочка.

Ход работы:

Поместите в горячую воду материалы.

Проверяя каждые 2 минуты, выясните порядок нагревания материалов (какой нагреется первым, вторым, третьим, четвертым).

Поместить нагревшиеся материалы в холодную воду, провести такие же наблюдения.

Оформить вывод.

Задание для второй группы: выяснить какой материал дольше способен удерживать тепло.

Оборудование: термометр, стаканчики: пластмассовый, стеклянный, алюминиевый, железный. Листки бумаги, для того, чтобы закрывать стаканчики.

Измерить температуру воды.

Наполнить стаканчики до половины горячей водой.

Через каждые 2 минуты измерять температуру воды в течении 10–15 минут.

Оформить вывод (о том, какой материал способен дольше удерживать тепло).

Задание для третьей группы: определить действительно ли в термокружке тепло сохраняется дольше, чем в обычном стакане.

Оборудование: алюминиевый стакан, термокружка, термометр

Ход работы:

Измерить температуру воды.

Разлить воду до половины кружки и стакана.

Каждые 2 минуты в течении 10-15 минут измерять температуру воды.

Оформить вывод по полученным результатам.

Задание для четвертой группы: сконструировать и проверить модель термоса

Оборудование: 2 стеклянных, 2 алюминиевых, 2 пластмассовых стаканчика, термометр

Ход работы:

Собрать 3 различные модели термосов.

Измерить температуру воды.

Разлить во все модели воду и в течении 10-15 минут с промежутками в 2 минуты измерять температуру воды.

Сделать вывод о том какая модель термоса получилась наиболее удачной.

Познавательные:

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • осуществление анализа объектов;
  • устанавливать причинно-следственные связи;

Регулятивные:

  • способность к волевому усилию;
  • принятие и сохранность учебной задачи;
  • осуществление итогового и пошагового контроля по результату;
  • преобразование практической задачи в познавательную;
  • адекватная оценка правильности выполнения действия;

Коммуникативные:  

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • учет возможности существования у людей различных точек зрения;
  • формулирование собственного мнения и позиции;
  • постановка вопроса, необходимого для организации собственной деятельности;

Личностные:

  • установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности

Подведение итогов

Помогает детям оформить правильный вывод о проделанной работе

Предоставляют результаты проделанной работы, вступают в диалог с учителем

– А теперь расскажем о своих выводах друг другу.

Группа №1. «Время нагревания разных материалов»

Самой первой нагрелась алюминиевая ложка, потом стальная, стеклянная палочка, а пластмасса оставалась холодной до самого конца. Таким образом, пластмасса хуже всего нагревается.

Группа №2. «Проводимость тепла разных материалов

Медленнее всего остывает вода в пластмассовом стаканчике при этом он не нагревается, на втором месте стекло, на третьем алюминиевый стаканчик.

Группа №3. Лабораторная работа «Выявление изменений температуры в термокружке и в обычном стакане»

В термокружке температура воды сохраняется дольше. Скорее всего это связанно со строением стенок кружки, в них есть пространство, которое не пропускает тепло.

Группа №4 Лабораторная работа «Сборка модели термоса»

3 модели: 1) металлический стаканчик + стеклянный стаканчик, 2). пластмассовый стаканчик + стеклянный стаканчик, 3) пластмассовый стаканчик + металлический стаканчик. Лучше всего температура сохраняется в модели №2.

В итоге на доске остаются следующие записи:

Материал, который медленнее нагревается – пластмасса, стекло, сталь

В каком материале медленнее остывает вода? – пластмасса и стекло

В термокружке вода остывает медленнее – в связи со строением стенок кружки (полые стенки)

Какая модель термоса является наиболее удачной? – стекло-пластмасса

– Так все-таки почему в термосе дольше сохраняется тепло?

(потому что термос изготавливается из материалов с низкой теплопроводностью)

- А только ли это? (учитель начинает  наводить детей на второй вывод). Ведь, если вспомнить историю с северными оленями? У них ведь нет пластмассы в теле, но они смогли не отдать тепло! Подумайте, что еще есть в слоях термоса?

(Воздух)

– Значит, чем является воздух? (Плохим проводником тепла)

– Таким образом, общий вывод нашего занятия следующий: есть материалы которые хорошо проводят тепло (металл, стекло) и материалы которые плохо проводят (пластмасса, воздух). Способность проводить тепло называется теплопроводностью. За счет плохой теплопроводности воздуха возможно более долгое удержание тепла.

Познавательные:

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Регулятивные:

  • адекватная оценка правильности выполнения действия;

Коммуникативные:

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Личностные:

  • установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по теме: "Создание электронной презентации по произведениям В. Осеевой"

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности "Учусь создавать проект" по теме: "Создание электронной презентации"...

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по курсу «Я познаю психологию жизни»

Предметная область: внеурочная деятельность.Тема занятия: «Мир людей – мир личностей».Тип урока: изучение новогоЗадачи: - развивать навыки рефлексии, способность к самоана­лизу, умение отвечать за сво...

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности нравственно-эстетического направления во 2 классе театра "Улыбка"

В результате занятия дети будут вовлечены в творческо-игровую деятельность, освоят новые развивающие упражнения на внимание, воображение, мелкую моторику....

Методическая разработка: технологическая карта занятия внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности - «Подвижные игры» 3кл.

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности - «Подвижные игры» 3кл....

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности «Здоровей-ка» (спортивно-оздоровительное направление) Тема занятия: « Питание и здоровье. Что такое здоровая пища».

Цель:формирование у детей навыков здорового образа жизни через здоровое питание. Задачи: формировать представление о здоровье как одной из важнейших жизненных ценностей;развивать у детей потребно...

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению

Технологическая карта внеурочной деятельности для 4 класса по теме: "Я памятник себе воздвиг..."...