КВН " Удивительный мир природы-насекомые!"
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему

Игра -соревнование двух команд " Муравьи" и " Пчелки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvn_udivitelnyy_mir_prirody-_nasekomye.docx420.53 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ ТР ОО « Троснянская средняя общеобразовательная школа»

Неделя начальных классов

КВН « Удивительный мир природы – насекомые»

в 3 –б классе

Картинки по запросу картинка  мир природы  насекомые

Подготовила и провела   Заблотская В.Е.

с. Тросна

2016 г.

Мероприятие: Внеклассное занятие по предмету «Окружающий мир»

Форма: Урок КВН

Цели:

1.Углубить знания учеников о природе;

2.Учить оценить свои поступки и поступки окружающих в природе;

3.Учить доброжелательному отношению к живым существам и видеть взаимосвязи в природе;

4.Развивать внимание, речь;

5.Закреплять экологические правила;

6.Воспитывать привычку заботиться о природе и её обитателях.

Оборудование:

  1. Музыкальное оформление.
  2. Плакат « Удивительный мир насекомых»
  3. Раздаточный материал для конкурсов.
  4. Эмблемы для игроков команд, таблички-эмблемы на столы        команд и жюри.
  5. Шапочки для сценок.
  6. Разрезные буквы: К В Н.


Как красива и щедра природа!

Сколько трав , деревьев и цветов!

Сколько окружает нас народа :

Мошек ,  бабочек, жуков и муравьев.

Только разведи рукой травинки-

Под листочком дремлет светлячок.

А вот здесь кузнечик чешет спинку,

Паутинку тянет крошка паучок.

Дорогие ребята, уважаемые гости.

 Сегодня мы узнаем, насколько хорошо вы  знаете о жизни  самых удивительных, самых трудолюбивых, самых дружных представителях мира насекомых.

В игре участвуют две команды.

Команда «Муравьи»

Команда «Пчелка»

-  Приветствие.

Каждая команда должна представить себя в соответствии с выбранным названием. Слово предоставляется командам:

Команда «Муравьи»

Девиз:

Мы ребята молодцы, муравьишки –удальцы.

Больше дела, меньше слов,

Только так у муравьев.

Команда «Пчелка»

Девиз:

Пчелка- это успех и удача.

Быть ей под стать

Это наша задача.

Пчелки в природе дружно живут

Пусть нам удачу они принесут.

Следить за всей игрой будет жюри (называет состав жюри)

 - Напоминаю, что жюри будет учитывать как правильность и чёткость ваших ответов, так и корректное поведение всех участников.  Выиграет команда , которая правильно и быстро выполнит все задания, проявит находчивость и смекалку. Команда, набравшая большее количество очков и будет победительницей.

Учитель.

Каждая игра КВН начинается с разминки, поэтому мы не будем нарушать традицию.

1 . Разминка

Каждая команда по очереди  отгадывает загадку. Если команда затрудняется с ответом, право ответа переходит к следующей команде.

Ответ оценивается 1 баллом.

 

Чёрен, да не ворон.

Рогат, да не бык.

Шесть ног без копыт.

Летит – воет

Сядет – землю роет   (Жук)

 

Не зверь, не птица,

Летит – пищит. Сядет – молчит.

Кто его убьёт, свою кровь прольёт.  (Комар)

 

Кто над нами вверх ногами.

 Ходит не страшится, упасть не боится.  (Муха)

 

Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой.

Пролетает над цветком – он поделится медком.  (Пчела)

 

Шевелились у цветка все 4 лепестка.

Я сорвать его хотел-
Он спорхнул и улетел.  (Бабочка)

 

В лесу у пня суетня, беготня,

Народ рабочий весь день хлопочет,

Из лесного сора строит себе город . (Муравьи.)

 

Голубой аэропланчик

Сел на желтый  одуванчик. (Стрекоза)

 

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие, большие глаза.

Называют её… (Стрекоза).

 

 Кто за печкою живёт,

Спать мне ночью не даёт? ( сверчок)

 

Очень маленький на вид,

Надоедливо звенит,

Прилетает вновь и вновь,

Чтобы выпить нашу кровь.  (Комар).

 

Этот маленький скрипач

Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион,

Ловко прыгать может он.  (Кузнечик).

 

Кто нектар цветочный пьёт,

Полосатый, а не кот? (Шмель).

 

Это маленький ловец

Сетку прочную плетёт,

Если муха попадает,

Тут бедняжке и конец.  (Паук).

 

Он работник настоящий,

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом.  (Муравей).

 

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок.  (Бабочка).

 

 

Всех жучков она милей,

Спинка алая у ней.

А на ней кружочки

Чёрненькие точки.  (Божья коровка).

2. «Ты-  мне , я – тебе»

Команды задают друг другу опросы.

Ответ оценивается 1 баллом

Вопросы для команды «Пчелы»

  1. Кто в лесу строит муравейник? (Муравей)
  2. Какую пользу приносят муравьи лесу? (Они  уничтожают вредных насекомых).                                                                                                                    
  3. Кто из лесных обитателей любит полакомиться муравьями и их личинками? (Медведь, дятел).
  4. Почему стрекозу называют хищницей? (Она питается насекомыми).
  5. На кого охотится божья коровка? (На вредных насекомых – тлей, паутинных клещей, щитовок).                                                                                                                                                                           6.       Где зимуют жуки? (В коре деревьев, в земле).
  1.       Какой вред приносят людям мухи? (Разносят инфекцию).                                      

Вопросы для  команды. « Муравьи»

  1. Как называется домик, который люди строят для пчёл? (Улей).
  2. Что происходит с пчелкой, после того как она ужалит?
  3. Где строят гнёздо шмели? (На земле – в норках, ямках, трещинах.)

4.       Как называют маленьких бабочек? (Мотыльки).

5.       Какие насекомые пьют цветочный сок и опыляют цветы? (Шмели, пчёлы, бабочки).                                                                                                                                          

  6.      О чём говорит птицам красная спинка божьей коровки? (О том, что жучок несъедобный).

7.   Почему комаров называют вредными насекомыми? (Переносят инфекции).

3.  « Собери пословицу» Ответ оценивается 1 баллом

1 команда – “Муравьи прячутся в муравейник- к дождю”.
2 команда – “Утром пчелы жужжат и дружно вылетают, будет ясная погода”.

Сценка « Стрекоза и муравей»

Стрекоза.

Я, попрыгунья Стрекоза,

Лето красное пропела,

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза...

Только это ерунда!

Вылетает Журавлик под музыку - фонограмма песни в исполнении Хай-Фай.

Журавлик.

Хватит петь и наряжаться,

Пора в дорогу собираться!

Журавлик.

Наступят скоро холода,

Что будешь делать ты тогда?

С нами полетишь на юг?

Стрекоза.

Что ты, что ты, милый друг!

Я давно не видела комара,

В гости к нему зайти мне пора!

А там по дороге к мухе зайду.

Я совсем не пропаду!

Журавлик улетает.

Бежит навстречу Комар с мушками, пробегают мимо Стрекозы.

Стрекоза.

Ты куда спешишь, постой,

Друг, Комарик дорогой!

Комар.

Мы, комарики, дзынь, дзынь,

В спячку на зиму летим,

Вот наступят холода –

Не увидишь нас тогда!

Стрекоза.

А вы, милые мушки,

Куда спешите, подружки?

Мушка.

Спрятаться от холода хотим,

Поэтому с комариком вместе летим!

Стрекоза.

Да хватит вам паниковать –

Давайте лучше танцевать!

Дождик.

Ха-ха-ха, испугаю Комара,

Мухам крылья намочу,

Осенним ливнем окачу!

Позову осенний ветер,

Напугаем всех на свете!

Налетела осенняя буря –

1-й ребенок.

Тут от страха Стрекоза

Выпучила свои глаза!

2-й ребенок.

Помертвело чисто поле,

Нет уж дней тех светлых боле,

Где под каждым ей листком

Был готов и стол, и дом!

3-й ребенок.

Зашумел в долине ветер,

Потемнело все на свете,

Листья с дерева срывает,

Дождь осенний поливает.

2-й ребенок.

Все прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает,

Стрекоза уж не поет.

А кому на ум пойдет

На желудок петь голодный?

Идет Стрекоза по дороге длинной,

Уж не раздается ее смех невинный.

Стрекоза.

Ах, кто пожалеет бедную сиротку?

Пойду-ка, навещу я Божью коровку!

Стучит в домик.

Стрекоза.

Эй, хозяюшка, впусти,

Истомилась я в пути!

Божья Коровка.

Я бы рада и сама

Пригласить тебя, кума,

Только не готов еще обед,

Да и в доме нет свободных мест!

Стрекоза.

Попрошу-ка я Жука,

Может, он пожалеет меня?

А вот, кажется, и он,

Танцует весело чарльстон.

Жук исполняет танец «Чарльстон».

Жук.

Что ж, попрыгунья Стрекоза,

Ты осталась без жилья?

Хоть я Жук рогатый –

Мужичок богатый,

Но нечем мне тебе помочь,

Уходи с моих глаз прочь.

Надо было не веселиться,

А хоть как-нибудь трудиться!

1-й ребенок.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Жизнь вся замирает

В рощах и полях.

2-й ребенок.

Листики падают,

Осень пришла,

Плохи, плохи

Стрекозкины дела!

Стрекоза. Пойду-ка Муравья о помощи просить!

2-й ребенок.

Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она!

Стрекоза.

Муравейка, милый мой,

От зимы спаси, укрой!

Посмотри, продрогла я,

Ты один остался у меня!

Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!

2-й куплет.

Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?

В голове твоей сей-вей.

А я серьезный муравей!

3-й куплет.

До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Все мне голову вскружило,

Песни, резвость всякий час!

Муравей. Ах, так ты...

Стрекоза.

Я без души

Лето целое все пела.

Муравей.

Ты все пела, это дело:

Так поди же попляши!

  1. Конкурс капитанов

Капитаны поделятся  интересными сведениях   о  жизни  пчел и муравьев.

Ответ  - 5 баллов.

Команда « Муравьи»

Муравьи – удивительные создания. Живут они большой семьей в муравейнике..                                               В муравьином доме есть и вентиляция, и хранилище, и детские комнаты, и, даже кухни!. Каждый муравей выполняет строго определенные обязанности. Есть муравьи-строители, муравьи-няньки, муравьи-солдаты, которые стоят на страже и проверяют усиками всякого, кто пытается проникнуть в муравейник. Есть даже муравьи – “живые бочки” для хранения корма, которые ничего не делают и даже не двигаются. Муравьи самые сильные на земле животные. Они переносят тяжести, в 10 раз превышающие их собственный вес. Подсчитано, что семья из одного муравейника за сутки уничтожает 10 -30 тысяч насекомых, из которых около 80 процентов являются вредителями. С апреля до октября муравьи уничтожают от 2 до 5 миллионов насекомых-вредителей.

Команда « Пчелы»                                                                                                                                                           Пчелиная семья

Подобно муравьям, пчелы живут в больших и дружных семьях. Число членов семьи разное, в зависимости от времени года: в период медосбора, то есть летом, их может быть 70-80 тысяч.

Члены пчелиной семьи:

  • матка – это пчелиная царица, занимающаяся ответственным делом – откладыванием яиц, то есть будущих пчелок,;
  • рабочие пчелы – добытчицы меда. На них лежит весь груз ответственности за улей: защита, уборка территории, кормление детей. Каждой из этих задач занимаются отдельные рабочие члены семьи;
  • трутни –

Медоносные насекомые – общепризнанные строители. Они самостоятельно делают воск, из которого строят соты, используемые как колыбельки для личинок, а так же, как хранилища для меда 

Интересные факты

  • чтобы рассказать семье о новом источнике пыльцы, пчелы используют специальный танец: круговой – если полянка недалеко, и танец восьмерками – если лететь далеко;
  • насекомые могут улетать на 8 километров от своего дома, и без проблем находить путь обратно;
  • на шероховатой поверхности  пчела может тащить груз тяжелее себя более чем в 300 раз;
  • чтобы получить одну ложку меда, 200 пчелок  трудятся  целый день.

5. Литературный конкурс. Ответ оценивается 1 баллом

Учитель: Насекомые настолько удивительные создания , что стали героями многих мультфильмов, сказок, детских стихотворений и даже басен .

 Назовите эти литературные произведения .

К. Чуковский « Муха- цокотуха»

И. Крылов « Стрекоза и муравей»

 Стихи о муравье и пчеле.

Я как-то встретился в лесу
С рабочим муравьем.
Он нес такой огромный сук,
Что не поднять вдвоем.
- Давай попрыгаем с тобой! – 
Ему я предложил. 
- Нет, не могу, спешу домой.
- А где твой дом, скажи?
- Наш дом под елкой, возле пня. –
Ответил муравей.
- А какова у вас семья?
- На свете нет дружней!
- И много вас?
-Не сосчитать.
Наверно, тысяч двадцать пять.
Работников и воинов
У нас под крышей хвойною.

В улье пчел не сосчитать.
Уважают пчелы мать,
Ведь таким хозяйством сложным
Очень трудно управлять!
День и ночь она не спит,
День и ночь она следит, 
Чтобы было все в порядке,
Чтоб семья жила в достатке,
Каждый был здоров и сыт,
Чтоб глазастые детишки
Вырастали поскорей.
Вырастали, помогали, 
Трудовой семье своей.
Помогали, мед носили,
В золотые чаши сот,
Чтобы люди похвалили
Как душист и вкусен мед!

  1. Конкурс “Наборщики” Ответ оценивается : 1 слово- 1 балл

За 2 минуты составить как можно больше слов.

Составить как можно больше слов из слова « Насекомые»

( Нос, сын, ком, мыс, сено, сон, сок, семена, оса , коса)

Вопросы болельщикам.

  1. У какого животного шесть ног?  ( насекомое)
  2.  Кого не видно, а песню слышно? (комар)
  3.  У какой бабочки морское имя? ( адмирал)

      4.   Кого подковал русский умелец Левша?  ( блоха)

5. Кто похож на пчелу, но не собирает мёд? ( оса)

6. Осенью в щель забьётся, а весной проснется? (муха)

7.У кого 3 пары ножек и 2 пары крылышек? (кузнечик)

8. Какая вкусная пища есть у цветка? (нектар)

9. У кого на крыльях все цвета радуги? (бабочка)

10. Кто плетет сети, но не рыбак? (паук)

11. Сколько ног у паука? (8)

12. Растут ли бабочки? (нет)

Сценка:

С дерева падает муравей, выползает сороконожка. Подлетают пчела и божья коровка.

Сороконожка. - Вот напугал муравей. Да ты что, с неба свалился что ли?

Муравей. С неба, с неба, с рябиновой ветки я свалился.

Пчела. А что же ты там делал?

Муравей. Делал, делал, коров пас.

Сороконожка. А что еще?

Муравей. Что, что, доил коров.

Божья коровка - А еще что?

Муравей. Молочко сладкое пил.

Сороконожка. А еще что?

Муравей. Вот пристали, ну задремал немножко. Да и скатился с листа. Тебе сороконожка что, у тебя сорок ног, а у меня всего шесть. На двух стою, двумя тлю-коровку держу, двумя молочко тлиное собираю.

Пчела. Мы тоже любим сок тлей, который они выделяют. Мы охраняем их.

Муравей. И мы охраняем их, мы тоже сладкое любим.

Божья коровка. Как же так? Ведь тли пьют сок из растений, растения от них погибают. Я тлей ем.

1 ведущий.. Представьте, что мы уничтожили всех тлей, чтобы они не вредили растениям. Что будет?

(В природе нет ничего лишнего, все взаимосвязано, если мы уничтожим тлю, мы нарушим экологическую цепочку.)

Ученик читает наизусть стихотворение «Про всех на свете» Б.Заходера.

Все-все-все на свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников злых и свирепых!

Нужны все на свете!

Нужны все подряд-

Кто делает мед, и кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

Да! Если мы с кем-то не очень дружны –

Мы всё-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется…

Все-все-все на свете нужны!

И это все люди запомнить должны!

  1. «Правила поведения в природе»

1 балл

 К сожалению некоторые люди иногда разрушают  муравейники , от этого муравьи гибнут. Лес лишается самых надежных своих защитников.  Люди рвут цветы, ломают ветки деревьев, ловят насекомых, разоряют птичьи гнезда , бросают мусор, нанося вред природе.

Нарисуйте знак, который запрещает  это  делать .

О чем бы попросили  муравьи и пчелы людей.

Ребята, известный писатель-натуралист Михаил Пришвин сказал такие слова:

 “Мы с вами – хозяева нашей природы. Рыбе нужна чистая вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!”

Ребята, давайте беречь нашу планету, оберегать братьев наших меньших

Пусть над нашей планетой всегда светит яркое солнышко.

Подведение итогов.

Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эти удивительные сталактиты

Исследовательская работа посвящена изучению таких удивительных и загадочных природных образований как сталактиты и сталагмиты. В ходе исследований мы пытались найти ответы на вопросы: при каких услови...

Конспект занятия "Флора. Эти удивительные растения"

На занятии дети получают сведения об интересных удивительных растениях, открываются большие возможности для их познавтельной деятельности. Предварительная подготовка к занятию учит детей самостоятельн...

Конспект занятия "Эти удивительные животные"

Материал рекомендован для обучающихся 1-4 классов, можно использовать как на уроках окружающего мира, так и во внеурочной деятельности.Направлено на расширение знаний об окружающей природе и её охране...

Удивительный мир бабочек

Презентация проекта по окружающему миру "Удивительный мир бабочек"...

конспект урока" Удивительный мир растений"

урок поможет узнать детям об удивительном мире растений...

Исследовательская работа "Этот удивительный мир рыб"

Исследовательский проект учащегося 3 класса. Тема исследования: изучение строения и особенностей рыб. Во время работы ребёнок проводил опыты, наблюдения, участвовал в экологических акциях....

Разнообразие рыб.Удивительные рыбы.

Конспект урока по окружающему миру 1 класс ( УМК "Гармония " )...