Виват, Санкт-Петербург!
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Козлова Ирина Ивановна

Презентация к уроку-игре для 4 класса по теме "Наш край. Санкт-Петербург. Петропавловская крепость."

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виват, Санкт-Петербург! Игра для 4 класса г. Санкт-Петербург ГБОУ школа №630 Составила Козлова Ирина Ивановна Учитель начальных классов

Слайд 2

,

Слайд 4

Невы державное теченье, Береговой её гранит.

Слайд 5

6-7 мая 1703 г. Крепость Ниеншанц

Слайд 6

Пётр Первый начал войну со шведами за выход в Балтийское море.

Слайд 10

Адмиралтей- ский Аптекарский ОСТРОВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Артиллерий-ский Берёзовый Васильевский Декабристов Елагин Заячий Каменный Крестовский Покровский Кронверкский Петроградский Петровский Новая Голландия

Слайд 12

Монетный двор 15 Нарышкин бастион 2 Иоанновский равелин 19 Ботный домик 9 Трубецкой бастион 3 Собор Петра и Павла 8 Зотов бастион 4 Алексеевский равелин 16 Меньшиков бастион 6 Государев бастион 1 Невские ворота 7 Комендантский дом 14 Головкин бастион 5 Петровские ворота 18

Слайд 15

Доменико Трезини – первый архитектор Санкт-Петербурга.



Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира 4 класс.

Тема:  Наш край. Санкт-Петербург.

Цель: актуализировать краеведческие знания и умения обучающихся о Санкт-Петербурге, ощутить меру своей ответственности за будущее малой Родины, понять важность формирования активной гражданской позиции.

Задачи :

 Создать условия для формирования активно-положительного отношения к родному городу.  Воспитывать чувство гордости за свой родной край, его прошлое и настоящее.

 Развитие речи детей, творческих способностей и познавательных интересов учащихся.

 Ход урока. 

1 Организационный момент.

 -Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение и скажите о чём пойдет речь на нашем уроке?

Есть удивительный город, а в нем

 Жители ходят ночами, как днем.

 Белые ночи! Светлые очень.

 Кто пропустить это чудо захочет?

 Летнее чудо! Как же тут спать?

 Праздником надо те ночи назвать.

 Можно читать, можно играть,

Можно совсем не ложиться в кровать…

Если ты знаешь тот город, мой друг,

Мне подскажи. Это … (Санкт-Петербург)

- Сегодня мы отправимся в интересное, полное неожиданностей и преград  путешествие. Мы отправимся в прошлое нашего города. А путешествовать мы будем на воздушных шарах.

Все в одну корзину не влезем. Поэтому разделимся на 3 команды. Одна в корзину с жёлтым шаром, другая-с красным, третья-с зелёным.

Внимание! Попутный ветер принёс нас к берегам Невы.

Ой, Кто это?!

(Появляется хозяйка болот)

Хозяйка:

-Кто нарушил мой покой? Кого занесло в моё любимое болото? Не люблю я незваных гостей!

-Это мы. Мы ребята из города Санкт-Петербурга. Мы путешествуем, прилетели сюда на воздушных шарах и хотим побольше узнать о нашем городе.

Хозяйка:

-Нет здесь никакого города. Здесь только болото да трава. А город-это миф, легенда.

- Нет, нет, на берегу Невы царь Пётр Алексеевич построил город и назвал его Санкт-Петербург. Когда, ребята, был основан наш город?

Дети:

- 27 мая (16 мая) 1703 года.

Хозяйка:

-Всё равно я вас никуда не пущу. Вот попробуйте, ответьте на мои вопросы. Каждому шару по вопросу.

1 конкурс

1 команда.

-Когда и где произошла последняя битва перед основанием города?  (6-7 мая 1703 года в крепости Ниеншанс)

2 команда

-С кем воевал Пётр Первый и для чего нужна была эта территория? ( Со шведами, для выхода в Балтийское море)

3 команда

- Как называлась эта война и сколько лет она длилась? (Северная, 21 год)

(За каждый правильный ответ команда получает по якорю)

2 конкурс

Хозяйка:

-Да, вы ответили на вопросы, но посмотрим, сумеете ли вы преодолеть моё болото и добраться до города?

Вот вам по 2 листа –помощника. Дойдите до острова и вернитесь назад.

По 1человекуот команды.

(Победителю-3 якоря, второе место-2 якоря, последнему -1 якорь)

3 конкурс

Хозяйка:

-Ну, что ж, и тут вы справились с заданием. А теперь посмотрим как вы знаете и любите свой город. Санкт- Петербург расположен на 42 островах. Мне нужны по 7 открывателей островов от команды.

Передвигаясь только по кочкам, добежать до стенда, и снять название только того острова, который действительно существует в нашем городе.

(Проверка: участник берёт табличку, ведущий оглашает запись, команды поддерживают или отвергают неправильный ответ. Если ответ правильный, участник возвращается к команде. Если ответ неправильный, то участник остаётся у стенда. Так легче подвести итог)

 Каждый участник, правильно выбравший остров, получает якорь.

Хозяйка:

-Ладно, раз вы такие ловкие, смелые, умные, пропущу вас, проходите.

-Молодцы! Продолжаем наше путешествие.

(Слышна барабанная дробь. Входит комендант)

-Кто такие будете? Дело делаете, аль праздну празднуете?

- Мы из будущего. Мы путешествуем и хотим посмотреть , каким был наш город в прошлом.

Комендант:

-Похвально. А я комендант сей крепости. Слежу за порядком, да чтобы всё справно было.

(Появляется изображение Петропавловской крепости)

Ведущий:

_Ой, это же  Петропавловская крепость. Какая же она красивая. Мне кажется, что шпиль Петропавловского собора ,словно игла, рассекает облака питерского высокого неба, а сама крепость похожа на огромную черепаху.

4 конкурс

Комендант:

1 команде: -А Вы знаете, на каком острове построена Петропавловская крепость?  (на Заячьем)

2 команде:- Как она называлась изначально? (крепость Санкт-Петербург)

3 команде:- Для чего нужны бастионы? (это оборонительные сооружения)

(По 1 якорю за правильный ответ)

Ведущий: А вы бывали на экскурсии в Петропавловской крепости?

Сейчас проверим что вы запомнили.

5 конкурс.

-Перед вами большой план Петропавловской крепости. На нём цифрами обозначены объекты. Каждая команда получит уменьшенные вариант плана и карточку с названиями достопримечательностей крепости. Вам необходимо рядом с названием указать номер, которым обозначен этот объект на плане.

(Проверка по большому плану. Победителям 3 якоря, 2 место-2, 3 место-1)  

Комендант:

- А теперь сыграем в мою любимую игру «Верю - не верю».

( Командам выдаются карточки со словами «да» и «нет».)

1 команда.

-Верите ли вы, что ангел Петропавловского собора больше, чем  легковой автомобиль?

( Да. И правильно делаете, так как высота ангела составляет 3,2 м, а размах крыльев – 3,8 м.)

2 команда

- Верите ли вы, что крепость строилась 4 года?

(Нет. Ведь строительство велось целых 37 лет.)

3 команда

- Верите ли вы, что первым архитектором крепости был Джузеппе Верди?

( Нет. Потому что первым архитектором был Доменико Трезини.)

( За каждый правильный ответ по 1 якорю)

Комендант:

- Молодцы! Ну, а мне пора. А вы продолжайте свой путь. Доброго здоровья. Счастливого пути!

(уходит)

( Появляется Юнга)

Юнга:

-Здравия желаю! Говорят, к нам гости прибыли. А кто вы такие будете?

Ведущий:

Мы путешественники из будущего. Прибыли сюда на воздушных шарах. А вы моряк, да? Я так люблю море. А почему вы моряком стали?

Юнга:

-Нет, я ещё не моряк. Я- юнга. Учусь быть моряком. А дело это весьма сложное, не каждому по плечу.4

Ведущий:

- Многие ребята тоже хотели бы стать моряками, ходить в открытое море на большом корабле. Кто мечтает стать моряком?

Юнга:

-Эээх. Да куда вам. Салагам! Дело это сложное, вам и не справиться.

Ведущий:

- Как же. Вот, например, мы команды морские знаем. Хотите посмотреть? Давайте покажем, ребята.

Те, кто слева, будут кричать «Лева руля!».

 Те, кто справа- «Права руля!».

Кто посередине-«Свистать всех наверх!»

А болельщики-«Полундра!»

(Сначала тренируемся, потом кричим.)

(Самым дружным 3 якоря, 2 место-2 якоря, 3 место-1 якорь.)

Ведущий:

-Вот так мы умеем, а ты говоришь, что нам не справиться.

Юнга:

-Да разве ж достаточно знать морские команды? Нужно уметь кораблём управлять, сложную технику использовать, знать где лучше плыть, чтобы не сесть на мель, о рифы не разбиться.

Ведущий:

-Мы сейчас тебе докажем, что и это нам под силу. Правда, ребята?

7 конкурс

Вот этот корабль на верёвочке вам надо провести между воображаемыми рифами(в нашем случае это кегли и буйки) и вернуться назад так, чтобы корабль не перевернулся. Для испытания требуется по 3 человека от команды. Будьте очень осторожны. Вперёд!

(Тому, кто первый и без ошибок прошёл путь, 3 якоря, 2-2 якоря, 3-1якорь.)

 

Юнга:

Да, молодцы! Но ведь юнга должен быть ещё и сильными смелым. Кто из вас самый сильный, смелый и дружный? Сейчас увидим!

8 конкурс  

Перетягивание каната. Соревнуются только мальчики из каждой команды.

(Сначала две любые команды. Потом проигравшая и новая. Потом 2 выигравшие.)

3 якоря - победителям, 2- 2 место, 1- 3 место.

Юнга:

Молодцы!  Сами хорошо, но мне уже пора, служба! До свидания! Счастливого пути!

Ведущий:

Нам действительно пора возвращаться домой. Как раз дует попутный ветер. Вперёд!

Подведём итоги нашего путешествия.

Посчитаем количество якорей у каждой команды.

(Награждение.)

-Якорь для моряка-это символ надежды. Так давайте и мы будем надеяться, что всё в жизни только к лучшему, что то, кто сегодня Немного отстал от других команд, в следующий раз обязательно выиграет.

Список литературы.

1.   Ермолаева Л.К.. Гаврилова Н.Г. Чудесный город. Петербургская тетрадь. В 2-х частях. - СПб., СМИО Пресс. 2004.

2. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М., Захватанна И.З., Шейко Н.Г. Санкт-Петербург. Страницы жизни края. - СПб., СМИО Пресс. 2006.

3. Махинько Л. Н. История и культура Санкт-Петербурга. Программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для начальной и основной школы. - СПб., Изд. Н.Ф. Куприянова, 2000.

4.Ермолаева Л. К., Лебедева И. М. Фонохрестоматия: Список муз. произведений и метод, рекомендации по их использованию /Ин-т Петербурга. - СПб., 1995.

5.Ермолаева Л. К., Лебедева И. М. Чудесный город: Слайд-путешествие и учебное пособие / Ин-т Петербурга. — СПб., 1995.

Приложение.


План  Петропавловской крепости.

Карточки .

Монетный двор

Нарышкин бастион

Иоанновский равелин

Ботный домик

Трубецкой бастион

Собор Петра и Павла

Зотов бастион

Алексеевский равелин

Меньшиков бастион

Государев бастион

Невские ворота

Комендантский дом

Головкин бастион

Петровские ворота

Монетный двор

Нарышкин бастион

Иоанновский равелин

Ботный домик

Трубецкой бастион

Собор Петра и Павла

Зотов бастион

Алексеевский равелин

Меньшиков бастион

Государев бастион

Невские ворота

Комендантский дом

Головкин бастион

Петровские ворота

Адмиралтейский

Невезения

Аптекарский

Артиллерийский

Берёзовый

Красный

 Васильевский

 Декабристов

 Елагин

Волчий

 Заячий

Кремлёвский

 Каменный

 Крестовский

Кронверкский 

Новая Голландия

Царский

Петровский

Петроградский

Покровский

Приморский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Острова Санкт-Петербурга".

Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Острова Санкт-Петербурга". (Заячий, Васильевски, Петроградский)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга и малой родины «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» (общекультурное направление)

Разработка курса занятий «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на по...

Программа по внеурочной деятельности "Виват, Санкт-Петербург"

Программа разработана по внеурочной деятельности,  духовно-нравственное направление. Программа расчитана на учеников 1 класса. В документе дана пояснительная записка, определены цели, задачи, пла...

Викторина «Виват, Санкт-Петербург!»

Внеурочная деятельность.Викторина "Виват, Санкт-Петербург!"...

Методическая разработка ко дню города "Виват, Санкт-Петербург"

Данная методическая разработка посвящена  изучению Петербурговедения в старшей группе по региональной программе "Город на ладошке", тема «Мой район»( итоговое занятие в учеб...