Урок по окружающему миру "Кто такие рыбы?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Колесникова Ирина Михайловна

Сформировать у детей понятие о рыбах как о частях животного мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kto_takie_ryby_otkrytyy_urok.docx25.59 КБ

Предварительный просмотр:

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Тема: Кто такие рыбы?
Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: знакомство с рыбами  как представителями животного мира.

Задачи урока: 

  • Предметные: сформировать у детей понятие о рыбах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных.
  • Методметные: учить добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой; формировать  умение извлекать  фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать  выводы.
  • Личностные: воспитывать у детей бережное  отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь),  творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и  работу группы.

Оборудование:   проектор, , экран, презентация «Кто такие птицы?»;   листы самооценки; учебник Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1 Плешаков А.А. / А.А. Плешаков, Н. Н. Гара, карточки с заданиями.

Ход урока

I.Самоопределение к деятельности.

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!

 II. Повторение пройденного материала

Ребята,  давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. 

                 

 Блиц-опрос «Закончи предложения»:
На прошлом уроке мы изучали
К ним относятся…
Основными признаками насекомых являются…
Молодцы.

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

                   Утром стрекоза проснулась,

                   Потянулась, улыбнулась.

                   Раз – она росой умылась,

                   Два – изящно покружилась,

                  Три – нагнулась и присела.

                  На четыре – полетела.

                  У реки  остановилась, над водою закружилась.

- Стрекоза долго кружилась над водой. За ней наблюдал Муравьишка  Вопросик. Любознательного Муравья интересовало, кого же могла увидеть стрекоза .

IV.  Усвоение новых знаний и способов действий.

Мудрая Черепаха предлагает нам ответить на этот вопрос, отгадав загадку.

В воде они живут

Нет клюва, а клюют.

 ( на доске картины с изображением рыб) 

Предположите, О КОМ СЕГОДНЯ ПОЙДЁТ РЕЧЬ НА УРОКЕ?

- Кто такие рыбы? На этот вопрос мы сегодня должны найти ответ.

Какие учебные задачи мы поставим перед собой на уроке?

Муравьишка живёт в лесу и не знает, кто такие рыбы. Давайте ему расскажем.

-Скажите мне:

-Где могут жить рыбы  ? ( В воде, в реке , в пруду, в море, в озере , в океане)

- Как рыбы дышат ?  ( Жабрами)

- Чем покрыто тело ?  (Чешуёй)

      - Кто знает, как рыбы передвигаются в воде?

Сейчас мы закрепим основные признаки рыб с помощью игры «Верное утверждение». Приготовьте карточки «Согласен/не согласен».
Напомните пожалуйста, как мы работаем с этими карточками.

Приготовились.

Только рыбы живут в воде?

Только рыбы плавают в воде?

Только рыбы имеют плавники?

Только рыбы появляются из икры?

Только у рыб не заметная окраска ?

Только у рыб тело покрыто чешуёй?

Формулируют вывод:  рыбы отличаются от других животных наличием чешуи.

- Это отличительный признак  рыбы.  Тело почти всех рыб покрыто чешуей. Рыбья чешуя растет всю жизнь нарастая колечками. Летом рыба быстро растет – колечко на чешуе широкое. А зимой почти не растет – и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким , можно сосчитать, сколько рыбе зим и лет.

Отгадайте загадку: 

У родителей и деток                                                                                                                                                           Вся одежда из монеток.

Для чего же рыбам нужна чешуя? (Для защиты.)

- Чешуя действительно служит рыбам для защиты.

КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА  ИГРА  «ОДЕНЬ РЫБКУ»

Мы сегодня будем моделировать одежду для рыб.

   

             ВЫВОД: Чешуйки похожи на монетки.

Знакомство со строением рыбы.

(На экране изображение рыбы с указанием частей тела.)

- В  мире существует огромное количество самых разнообразных рыб, но всё-таки мы можем обнаружить много общего в их строении.

 Рыбы прекрасно приспособлены к жизни в воде. Тела у них обтекаемы. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд. Спинной плавник не даёт ей опрокинутся на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как руль: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо,  погружается и всплывает.

Рыбы не могут жить без кислорода. Вода содержит  кислород, и большинство рыб получает его из воды с помощью жабр. А дышат рыбы при помощи жабр.

Есть у рыб плавательный пузырь, ни у кого другого его нет! – который помогает рыбам нырять, всплывать.

Знакомство с  речными и морскими рыбами.

Сейчас мы проведём небольшое исследование и узнаем, какие бывают рыбы.

Отгадайте загадки:

Хоть и рыба и мала,

Очень всё ж она сильна,

Трудно вынуть из пруда

Небольшого ….(окунька)

Опасней всех в реке она,

Хитра, прожорлива, сильна. (щука)

Он всем рыбам говорил

-я к зиме зароюсь в ил.

Буду спать в нём до весны

И смотреть цветные сны.

Я не хрюшка, ил не грязь,

А зовут меня … (карась)

Драчун и забияка

Живёт в воде

Кости на спине

И щука не проглотит.  (ёрш)

Для жизни речных рыб нужна пресная вода.

Блещет в море чистом

Спинкой серебристой  (сельдь)

Вот так рыба-просто чудо!

Очень плоская, как блюдо.

Оба глаза на спине

И живёт на самом дне.

Очень странные дела

Эта  рыба…(камбала)

Гроза всех рыб из всех морей.

Никто не точит зуб острей.

Вся челюсть – острые ножи.

Ты не боишься? Зря… дрожи!!!

Её боится даже кит,

А безопасна, если спит.

Потрогать можно, раз заснула.

Кто эта рыбина?(акула)

Если в шахматы играешь,

То коня ты представляешь.

На него похожа рыба,

Даже спутать их могли бы.

Всех мальков растит самец,

Он заботливый отец!

Сумочка на брюшке есть,

В ней детишек и не счесть.

Сумку папа раскрывает,

Деток в воду выпускает.

Этот крошечный малёк –

Будущий морской … (конёк)

Для жизни морских рыб нужна солёная вода.

Знакомство с аквариумными рыбками.

Какую новую информацию вы получили?

ФИЗМИНУТКА.

Рыбки в озере купались

В чистой свеженькой воде.

То согнутся, разогнутся,

То зароются в песке.

V. Первичное закрепление.

РАБОТА В ГРУППАХ.

1. МОРСКИЕ РЫБЫ

2. РЕЧНЫЕ РЫБЫ

3.НАЙДИ НАЗВАНИЕ РЫБЫ.

Сравнение  морского ежа и лесного ежа  (демонстрация)

Игра  «СРЕДА ОБИТАНИЯ»

( назвать речных и морских рыб)

VI. Самостоятельная работа.

1.Работа в парах.

Игра «Найди дом для рыбки».

Дети должны догадаться, о какой рыбе идет речь, и положить кружок (построить дом) около соответствующей рыбы. Если рыба речная – зеленый кружок, если морская – синий

2.Работа в парах в РТ.

3. Работа с магнитно-маркерной доской. Нарисовать рыбку.

VI. Рефлексия деятельности.

Кто же такие рыбы?

Чему вы научились на уроке? Оценивание своей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по окружающему миру " Кто такие звери?" . 1 класс

Презентация к уроку по окружающему миру  "Кто такие звери?" 1 класс УМК "Школа России"....

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Что такое воздух?", 2 класс

Подробный конспект урока + самоанализ урока....

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе Тема: «Кто такие птицы?»

Формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения и жизнедеятельности; с местами их обитания; учить определять при...

Проект урока по окружающему миру в 3 классе "Что такое деньги" ( "Школа России")

В материале представлена разработка проекта урока по окружающему миру в 3 классе "Что такое деньги" с методическим обоснованием в соответствии со ФГОСами  второго поколения ( проект урока, старто...

Конспект урока по окружающему "Кто такие насекомые"

Урок разработан по предмету "Окружающий мир", А.А.Плешаков, 1 класс. Тема урока "Кто такие насекомые"...

Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : " Нет в России семьи такой..."

Предмет: окружающий мирКласс: 4Тема урока: «Нет в России семьи такой…»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мел...

Конспект урока по окружающему миру "Такие разные праздники" (4 класс, УМК "ПНШ")

Цели деятельности учителя: формирование представления о праздниках в России, их различиях и особенностях.Планируемые результаты:Предметные: Знать: о главных праздниках России, их истории и чем они отл...