Главные вкладки

    "Звери - млекопитающие"
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

    Кручинина Светлана Викторовна

    Урок подготовлен для учащихся 1 класса. Дети совершают путешествие по материкам и океанам, изучают животных, обитающих в этой местности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по окружающему миру

    Тема: «Звери - млекопитающие»

    Тип урока: «Объяснение нового материала»

    Цель урока: Познакомить детей с многообразием зверей – млекопитающих.

    Задачи урока:

    Учить сравнивать, выделять сходства, существенные различия и отличительные признаки группы зверей – млекопитающих.

    Формировать знания о млекопитающих, обитающих на нашей планете, на территории Нижегородской области.

    Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы.

    Развивать: мышление, воображение, внимание.  Умение вести диалог «учитель – ученик», «ученик – ученик».

    Содействовать воспитанию у школьников бережного отношения к млекопитающим.

    Воспитывать умение работать в группе, выслушивать чужое мнение.

    Оборудование для учителя:

    карта полушарий, мультимедийный проектор, компьютер, CD диск со слайдами (презентация), видеозаписи, картинки с изображением животных.  Схемы: отличительные признаки млекопитающих, среда обитания животных. Банка с молоком, поднос, указка.

    Оборудование для учащихся:

    Учебник  Н.Ф. Виноградова  «Окружающий мир», игрушка – кошка, ватные диски, Цветные карандаши, ручка.  Для групповой работы: модели к схемам, карточки с животными, карточки с описанием зверей, карточки на развитие мышления, воображения.

    Конспект урока

    Ход урока

    Универсальные учебные действия

    1.Организационный момент.

    Начинается урок.

    Он пойдёт ребятам впрок.

    Чтоб природе другом стать,

    Её загадки разгадать,

    Учиться надо наблюдать.

    Будем вместе развивать

    Качество – внимательность,

    А поможет всё узнать

    Наша любознательность

    Уч: У вас на столах полоски. Покажите, какое у вас сейчас настроение. Красная полоска – хорошее, синяя – нейтральное, зелёная – плохое.

    В руках у меня солнышко. Я возьму его лучики и пошлю вам, чтобы у всех было хорошее настроение.

    Личностные УУД

    2.Введение в тему урока.

    Сегодня на уроке мы будем участниками программы «В мире животных» и совершим путешествие по всему земному шару.

    Презентация. Слайд 1.

    Уч: Кто скажет, о ком мы будем говорить?

    Д: О животных.

    Уч: Какие группы животных вы знаете?

    Д: Птицы, звери, рыбы, насекомые.

    Презентация. Слайд 2.

    Уч: Посмотрите видео и скажите, какую группу животных мы будем изучать сегодня?

    Презентация. Видео 3.

    Д: Зверей.

    У вас на партах находится игрушка – котёнок. Рассмотрите его внимательно, потрогайте и назовите отличительные особенности зверей от птиц или рыб.

    Д: Тело покрыто шерстью, 4 ноги…

    Уч: Отгадайте, что у меня здесь находится?

    (банка покрыта салфеткой)

    Жидко, а не вода,

    Бело, а не снег.

    Д: Молоко.

    Уч: Как молоко связано со зверем?

    Д: Звери любят молоко.

    Уч: Могут ли дикие звери пить молоко? В каком возрасте?

    Д: Маленькие звери пьют молоко у матери.

    Уч: Все звери выкармливают детёнышей молоком. Отсюда и название – млекопитающие (питаются молоком).

    Регулятивные УУД

    (высказывать своё предположение)

    Познавательные УУД

    (перерабатывать информацию, делать выводы)

    Познавательные УУД

    (выполнять практические действия)

    Познавательные УУД

    (рассуждать, отвечать на вопросы)

    3.Сообщение темы урока.

    Тема нашего урока  «Звери – млекопитающие».

    Для чего мы должны изучить эту тему?

    Д: Чтобы изучить зверей, знать, как с ними обращаться, ухаживать за ними.

    Регулятивные УУД

    (формулировать цель урока)

    4.Работа над новой темой.

    Уч: Назовите ещё раз отличительные признаки зверей.

    Д: 1.Тело покрыто шерстью.

         2.Число ног – 4.

         3.Кормят детёнышей молоком.

    Презентация.  Слайд 4.

    Уч: Посмотрите на доску и скажите, на какие 2 группы мы можем разделить зверей?

    Д: Дикие и домашние.

    Презентация. Слайд 6.

    Уч: Каких домашних зверей вы знаете?

    Д: Кошка, собака, свинья, коза…

    Уч: Посмотрите на доску всё ли здесь правильно?

    (на доске домашние животные)

    Д: Здесь лишняя утка. Она не зверь.

    Уч: Сейчас мы отправимся в гости к Пете.

    Вот его дом.

    Презентация. Слайд 7.

    А вот и Петя с кошкой.

    Презентация. Слайд 8.

    Уч: Как вы думаете, любит ли Петя кошку?

    Д: Я думаю, что любит, потому что он бережно прижимает её к себе.

    Уч: Как вы относитесь к своим животным?

    Уч: Сейчас Петя расскажет, как правильно ухаживать за кошкой.

    Презентация. Слайды 9-14.

    Уход за кошкой.

    Практическая работа.

    Уч: У вас на столах игрушки – котята, ватные диски, ножницы. Покажите, как правильно  ухаживать за котёнком.

    Уч: А теперь мы отправимся в осенний лес России.

    Посмотрите на карте, где находятся леса России.

    Каких зверей мы можем увидеть в лесах России, узнаем из загадок.

    Дети загадывают загадки.  (Смотри приложение)

    Презентация. Слайды 15-20.

    Уч: Все ли перечисленные животные подходят к теме урока?

    Д: Нет, дятел не является зверем.

    Уч: Сейчас ребята покажут нам сценку «Как звери к зиме готовятся?»

    Презентация. Слайды 21-28.

    Презентация. Видео 29    (идёт снег)

    Уч: Пока зайчик спал, пошёл снег. Укрыл он  деревья, землю, траву. Всю ночь падал снег, большие сугробы намело. Проснулся зайчик и  удивился… (слова зайца из сценки).

    Обобщающая беседа.

    Уч: Как готовится к зиме белка?

    Д: Белка запасает грибы, ягоды, орехи, утепляет гнездо.

    Уч: Как называется дом у бобра, барсука?

    Д: Дом бобра – хатка, барсука – нора.

    Уч: Как будет зимовать ёжик, медведь?

    Д: Они будут спать. Медведь – в берлоге, а ёж – в листьях.

    Уч: Как приготовились к зиме лисёнок и кабан?

    Д: У лисёнка тёплая шубка. Кабан накопил жир.

    Работа над проблемным вопросом.

    Уч: Ребята, как вы думаете, можем ли мы что – то сделать для обитателей  леса?

    Д: Я думаю, что не можем.

    Уч: Я для вас подготовила подсказки, проанализируйте поведение детей и сделайте вывод.

    Презентация. Слайды 31-36.

    Д: В лесу нельзя шуметь, потому что некоторые звери зимой спят. Весной животные выводят потомство.

    Нельзя бить бутылки, звери могут пораниться, оставлять после себя мусор, забирать из леса зверей и их детёнышей.

    Уч: Так можем ли мы помочь обитателям леса?

    Д: Да, если будем соблюдать правила поведения в лесу.

    Физкультминутка.

    Игра «Сколько».

    (Для ответов дети поднимают руки, объединяются в пары.)

    Уч: Сколько ушей у собаки?

    Сколько носиков у кошки?

    Сколько хвостиков у мышки?

    Сколько ног у тигра?

    Сколько глаз у обезьяны?

    Сколько носиков у 4 пёсиков?

    Сколько хвостов у 3 лошадей?

    Уч: Мы продолжаем наше путешествие. Сейчас мы отправимся в Австралию (показываю на карте). Здесь живут кенгуру. О кенгуру нам расскажет  Катя.

    Катя: Кенгуру – сумчатое млекопитающее. У него мощные задние ноги, массивный хвост, который  не даёт зверю двигаться назад. Кенгуру единственный крупный зверь, передвигающийся прыжками. Детёныш у кенгуру рождается меньше мизинца.

    Презентация. Слайд 39.

    Уч: Продолжаем наше путешествие. Сейчас мы побываем в Африке (показываю на карте). В этой жаркой стране живут жирафы. О жирафе нам расскажет Вика.

    Вика: В высоту самцы жирафа достигают до 5,5 метров и весят до 900 кг. Из-за такого роста им очень трудно пить. Придя на водопой, они широко расставляют передние ноги и наклоняют шею. Детёныши у жирафов рождаются до 2 метров.  Сердце жирафа весит – 11 кг и имеет длину – 60 см.

    Презентация. Слайд 40.

    Уч: Сейчас мы совершим путешествие в Арктику.

    Кого мы можем увидеть на севере?

    Д: Белых медведей.

    Уч: Про белого медведя нам расскажет Даша.

    Даша: Шерсть у белого медведя длинная, состоит из полых волосков, содержащих воздух, поэтому они не мёрзнут. Медведи легко передвигаются по тяжёлым льдам. Питаются медведи рыбой, тюленями.

    Презентация. Видео 42.

    (Белая медведица с медвежатами.)

    Работа в группах

    Выберите для себя задание и выполните работу в группе.

    1.Закрасить фигуры, из которых состоит заяц.

    2.Превратить геометрические фигуры в зверей.

     

    Уч: Ребята, как вы думаете, могут ли звери жить в воде?

    Д: Я думаю, что не могут.

    Уч: Тогда мы продолжим своё путешествие и заглянем в глубины океана. Для этого нам понадобится батискаф.

    Презентация. Слайды 43-46.

    Уч: Кого вы увидели?

    Д: Дельфина и кита.

    Уч: Почему вы не отнесли их к зверям?

    Д: Тело не покрыто шерстью, нет ног.

    Уч: Почему же китов и дельфинов относят к млекопитающим? Заглянем в будущее.

    Презентация. Слайд 47, 48.

    Предки китов ходили по земле на четырех ногах, как и остальные млекопитающие. Со временем они все же решили переселиться в воду. Их передние ноги превратились в плавники, а задние они потеряли.

    Если рассмотреть скелет кита, то можно увидеть, что его плавники имеют внутреннее строение, напоминающее руку с пятью пальцами.

    Но самое важное отличие от рыб состоит в том, что, как и все млекопитающие, киты выкармливают своих детёнышей молоком. Дышат киты лёгкими, в которые набирают воздух через две ноздри. Когда киты ныряют под воду, ноздри закрываются маленькими клапанами, чтобы не попадала вода. Каждые пять – десять минут кит поднимается на поверхность воды, чтобы сделать вдох. В это время обратный воздух с шумом извергается через ноздри, в результате появляется фонтан.

    Познавательные УУД

    (классифицировать на группы)

    Познавательные УУД

    (рассуждать, доказывать)

    Личностные УУД

    (выражать своё отношение к животным)

    Познавательные УУД

    (выполнять практические действия)

    Коммуникативные УУД (выразительно читать, слушать)

    Познавательные УУД

    (рассуждать, доказывать)

    коммуникативные УУД (слушать и понимать, выразительно читать)

    Познавательные УУД

    (перерабатывать информацию, находить ответы)

    Личностные УУД

    (оценивать поступки людей)

    Регулятивные УУД

    (объединяться в микрогруппы, договариваться)

    Коммуникативные УУД (слушать и понимать, пересказывать)

    Познавательные и регулятивные УУД

    (выполнять творческие и логические задания, объединяться в микрогруппы)

    Познавательные и коммуникативные

    (слушать и понимать, перерабатывать полученную информацию)

    5. Работа по учебнику с. 68,69.

    Уч: На какие 3 группы можно разделить зверей по среде обитания?

    Д? Обитатели леса, обитатели суши, обитатели морей и океанов.

    Уч: На какие 2 группы можно разделить зверей на с.69.

    Д: 1. Можно встретить в лесу зимой;

         2.проводят зиму в укромных жилищах.

    Уч: Узнайте зверя по описанию.

    Рыжий полосатый хищник.

    Д: Тигр.

    Уч: Очень любит своих детёнышей, носит их в сумке.

    Д: Кенгуру.

    Познавательные УУД

    (ориентироваться в учебнике, сравнивать и группировать, рассуждать)

    6. Работа в группах.

    Презентация. Слайд 50.

    1группа – работа с моделями.

    2группа – узнать зверя по описанию.

    З группа – выбрать зверей – млекопитающих.

     

    Отчёт представителей микрогрупп.

    Презентация. Слайд 51 – 54.

    1группа.

    1 модель – основные признаки зверей – млекопитающих

    2 модель – распределение зверей по среде обитания.

    2 группа.

    Косолапый,  неуклюжий, неповоротливый (медведь).

    Серый, злой, опасный  (волк).

    Длинноухий, косой, трусливый (заяц).

    Колючий, осторожный (ёжик).

    3 группа.

    К зверям – млекопитающим не относятся крокодил и попугай.

    Коммуникативные УУД (выполнять различные роли в группе: лидера, исполнителя…)

    Познавательные УУД

    (перерабатывать полученную информацию, делать выводы)

    7. Итог урока.

    Какие открытия сделали на уроке?

    - Я запомнил, что:

    - Меня удивило, что:

    - Я впервые узнал, что:

    8.Рефлексия.

    Оцените свою работу на уроке:

    Кто считает, что работал отлично – положите белочке в корзину красный орех.

    Кто считает, что работал хорошо – положите жёлтый орех.

    Кто считает, что работал плохо - зелёный орех.

    Регулятивные УУД

    (давать оценку деятельности на уроке)

    Регулятивные УУД

    (учиться оценивать свою деятельность)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

    Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

    Звери млекопитающие

    УМК "Начальная школа XXI века"   разработка урока по  окружающему миру в 1 классе....

    Урок окружающего мира 1класс "Звери-млекопитающие" УМК "Начальная школа 21 век"

    Тема урока: Звери- млекопитающие.  1 класс.Задачи.Образовательные:Дать понятие «насекомоядные», «растительноядные», «хищники», «всеядные».Закрепить понятие «млекопитающие», Развивающие...

    Звери - млекопитающие.

    Презентация к уроку окружающего в 1 классе по программе "Начальная школа XXI века"...

    окружающий мир урок по теме"Звери (млекопитающие)"

    Урок по теме "Звери (млекопитающие)"...

    Звери-млекопитающие

    Презентация к уроку окружающий мир 1 класс. Программа "Начальная школа 21 века"...