Конспект урока для детей с интеллектуальными нарушениями по предмету "Развитие речи и окружающий мир" по теме "Овощи"
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Трифонова Наталья Васильевна

Конспект урока для детей с интеллектуальными нарушениями по предмету "Развитие речи и окружающий мир" по теме "Овощи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovoshchi.otkrytyy_urok_trifonova.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Овощи. Сравнение.

Цели:

  1. научить сравнивать овощи по цвету, форме, вкусу, потреблению;
  2. научить уточнять, обогащать словарь учащегося, формировать умение правильно строить предложения;
  3. корригировать мышление на основе установления логических связей, корригировать звуковую сторону речи, использовать невербальные методы активизации пассивного словаря, корригировать зрительное восприятие на основе упражнений в узнавании-различении;
  4. воспитывать эмоциональную адекватность поведения.

Оборудование: натуральные овощи, предметные картинки с изображением овощей, картина «Уборка урожая», символический план для описания предмета (цветные полоски, геометрические фигуры для обозначения цвета, формы и т.д.), игрушка заяц, пластиковые тарелки.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие, сообщение темы урока.

2. Работа по теме урока.

    а) Упражнение на развитие внимания и зрительной памяти: «Что съел зайка?». Предлагаются для рассмотрения карточки, на которых изображены овощи: помидор, огурец, капуста, морковь.

  • В наш огород забрел зайка (игрушка). Он голоден, но, увидев столько овощей, растерялся: «Какой выбрать?». Подскажи зайке, какие овощи растут на грядке? (называет).
  • Внимательно посмотри и запомни эти овощи. (Происходит замена карточек на другие, где отсутствует морковь).
  • Что же выбрал зайка? (Морковь)

Аналогичное действие происходит с капустой.

   б) Если ребенок отказывается говорить: даю задание собрать разрезные картинки из 4-х элементов (овощи, которые съел зайка).

3. Актуализация опорных знаний по теме:

   а) Обобщающая беседа на основе имеющихся знаний:

Выявление знаний об овощах.

  Вопросы и задания:      

  • Какие предметы лежат на парте? Перечисли (помидор, огурец, капуста, морковь)
  • Как назвать эти предметы одним словом? Повтори вместе с учителем хором (Овощи)
  • Какие ты еще знаешь овощи? Назови (картофель, репа)
  • Какие овощи нарисованы на картинках? Перечисли (помидор, огурец, капуста, морковь)
  • Беседа о выращивании и сборе овощей. Рассматривание картины «Уборка урожая».

   Вопросы:

  • Где выращивают овощи? (На грядке, на поле)
  • Когда собирают овощи? (летом и осенью)

   б) Если ребенок отказывается отвечать: отвечает на вопросы с помощью наглядности.

4. Сообщение новых знаний.

   а) Вопросы и задания:

Рассмотреть первую карточку.

  • Какие цвета на ней обозначены? Назови. Повтори с учителем хором (на карточке обозначены все цвета овощей, предложенных на уроке для рассматривания).

Рассмотреть овощи на парте.

  • Какого они цвета? (по порядку строит предложения: «У меня морковь. Она оранжевая. У меня  огурец. Он зеленый. И т.д.)

Назвать признак, который отмечается у овощей по первой карточке.

          Рассмотреть вторую карточку.

  • Какие это фигуры? (круг, овал, треугольник)

Определить какой формы овощи на парте.

  • На какую фигуру похожи?

Назвать признак, который отмечается у овощей по второй карточке.

   б) Игра «Угадай по форме»:

   Овощи складываются в мешочек, по порядку ощупывает один из овощей, потом, не доставая его, называет форму и сам предмет.

5. Физкультминутка (чтение стихотворения сопровождается действиями)

               Мы сами сажали весной огород,

                         Мы сами пололи…

                                  И вот-

                         Расселся-разлегся

                     В большущей корзине

                             И красный,

                             И желтый,

                              Зеленый

                              И синий,

                        Здоровый такой

                      Разноцветный народ.

О каких овощах говорится в стихотворении? Покажи их.

6. Продолжение работы над темой.

   а) Вопросы и задания:

Рассмотреть третью карточку (мальчик откусывает помидор).

  • Что делает мальчик? Давайте и мы попробуем на вкус овощи, которые лежат у вас на тарелках. (Пробуют)
  • Какие бывают овощи на вкус? (Кислые, терпкие, сладкие)

По порядку называет признак, который отмечался у овоща на третьей карточке.

   б) Игра «Угадай по вкусу».

С закрытыми глазами пробует кусочек любого овоща и называет его, отметив вкус.

   в) Беседа об использовании овощей.

   Вопросы и задания:

Рассмотреть картинку (на ней нарисована тарелка с салатом, стакан с соком, кастрюли, бочка).

  • Для чего выращивают овощи? (Чтобы кушать)
  • Какую пищу из них готовят? (Рагу, пюре, сок, суп, салат)

Определить, о чем нужно рассказывать по предъявленной картинке.

7. На альбомном листе с помощью трафарета нарисовать несколько и раскрасить.

8. Загадки

   а) составление загадок учителем.

Учитель указывает на конкретный признак в каждом пункте символического плана и называет эти признаки, например: красный, круглый, из него делают сок, едят сырым, кладут в салат. (Ученик отгадывает).

   б) Если ребенок отказывается отвечать, то отгадывает загадки с помощью слов-картинок.

9. Подведение итогов. Выставление оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию речи 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

Рабочая программа по развитию речи 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями по курсу «Речь и альтернативная коммуникация». (для детей с ТМНР) 1-4 класс

Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными наруш...

Наглядность как средство развития речи у детей с интеллектуальными нарушениями

Наглядность - есть особое свойство психических образов, создаваемых человеком. Образы, обладающие этим свойством, называются наглядными. Для создания у обучающихся наглядных образов изучаемых объектов...

Использование пиктограмм, как одна из формы работы по развитию речи детей с ТМНР, в том числе у детей с интеллектуальным нарушением различной степенью тяжести.

Использование пиктограмм,  как одна из формы работы по развитию речи детей с ТМНР, в том числе у детей с интеллектуальным нарушением различной степенью тяжести....

Особенности речи детей с интеллектуальными нарушениями

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижение потребности в речево...

Конспекты занятий для детей с интеллектуальными нарушениями по лексической теме "Кухня"

Данный сборник конспектов поможет вам организовать логопедические занятия по теме "Кухня" и "Посуда"...