Наглядность как средство развития речи у детей с интеллектуальными нарушениями
методическая разработка

Говорецкая Елена Георгиевна

Наглядность - есть особое свойство психических образов, создаваемых человеком. Образы, обладающие этим свойством, называются наглядными. Для создания у обучающихся наглядных образов изучаемых объектов (предметов, явлений, событий, процессов, понятий) учитель располагает разными средствами наглядности. Для обучения детей младшего школьного возраста и учеников средней и старшей школы применяются разные средства наглядности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Говорецкая Е.Г., учитель-дефектолог

Наглядность как средство развития речи у детей

с интеллектуальными нарушениями

Наглядность - есть особое свойство психических образов, создаваемых человеком. Образы, обладающие этим свойством, называются наглядными. Для создания у обучающихся наглядных образов изучаемых объектов (предметов, явлений, событий, процессов, понятий) учитель располагает разными средствами наглядности. Для обучения детей младшего школьного возраста и учеников средней и старшей школы применяются разные средства наглядности.

Для обучающихся младшего звена принцип наглядности предполагает организацию обучения с опорой на непосредственное восприятие предметов и явлений, при  этом важно, чтобы в процессе  восприятия участвовали различные органы чувств. Ученики начальной школы – это дети с тяжелыми множественными нарушениями развития, у которых нарушены процессы восприятия, внимания, памяти, мышления. Им очень трудно сосредоточиться, они быстро утомляются, отвлекаются и перестают воспринимать предлагаемый учебный материал.

Как же педагогу удержать интерес ребенка, сконцентрировать его внимание, обеспечивая при этом всестороннее развитие?

Одним из перспективных средств в этом отношении является использование наглядных средств. Наглядные средства представляют, с одной стороны, наглядное пособие, с другой стороны – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. С их помощью создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, организуется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условии для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется  положительное отношение к обучению. Сам процесс обучения становится эмоциональным, действенным, позволяющим ребенку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятельность.

Наглядно-игровые средства дают возможность младшим школьникам, у которых не развито словесно-логическое мышление, наглядно представить  конкретную ситуацию, необходимую для порождения определенного речевого высказывания.

У детей с ТМНР наглядность облегчает усвоение материалов, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более конкретным, доступным, осознанным.

Предлагаемые наглядно-игровые средства подбираются с учетом решения максимального количества образовательных и воспитательных задач: для развития зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления, пространственных отношений, речевой практики.

Для обучения детей среднего и старшего звена школы принцип наглядности также играет важную роль, так как мышление обучающихся с нарушением интеллекта требует образности и конкретности воспринимаемого материала и применяется в сочетании со словесными и практическими методами на всех этапах урока. Применяются следующие средства наглядности:

1. Показ - это предъявление образа действия (полуостров на карте), образца изделия (муляжи или объемные пособия). Условие: обеспечить детям способность видеть все, что им показывают. И нужно научить видеть то, что показывают. Для этого нужно указать, на что именно детям нужно смотреть.

2.  Иллюстрация - это образная, символическая наглядность, схематическое изображение и графические средства наглядности.  В младших классах предпочтение отдается натуральным предметам, в средних и старших классах - иллюстративно-изобразительным средствам: рисункам, картинам, предметно-операционным картам, графическим изображениям, применяется символическая и схематическая наглядность – карта, схема.

3. Демонстрация - показ предметов в движении. Демонстрация заключается в наглядно-чувственном ознакомлении обучающихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Данный метод является уникальным, так как служит для раскрытия динамики изучаемых явлений, их внутренних свойств.

4. Наблюдение – процесс целенаправленного восприятия самими детьми по ходу урока. Наблюдение - процесс развернутого целенаправленного восприятия, осуществляемый по определенному плану в различной обстановке (на пришкольном участке, в кабинете, на экскурсии). Ученики видят предмет в естественных условиях. В этом случае наглядность как бы сливается с практическими действиями ученика, побуждает его к размышлению, описанию, обсуждению.

5. Экскурсии также относятся к наглядным методам. Ценность их заключается в том, что дети изучают предметы в естественных условиях.

6. К методам наглядного обучения относится использование технических средств обучения (ТСО): показ диафильмов и видеозаписей, показ мультимедийных презентаций по теме, работа с тренажерами, тестами. С помощью кино, диафильма можно показать обучающимся динамику развития явлений (явления окружающего мира: извержение вулканов, распускание почек, созревание плодов и т.д.).

7. Наконец, есть еще одно, пожалуй, наиболее универсальное средство для создания у обучающихся наглядных образов изучаемых объектов - это речь учителя. Русский врач и педагог Н. И. Пирогов заметил: «Слово еще может заменить наглядность, но одна наглядность никогда не заменит слова». Объяснял он это следующим образом: одна наглядность (под которой он разумел все то, что воздействует на внешние чувства, что вызывает непосредственное чувственное восприятие, т. е. материальные предметы и явления или их изображения и модели) может не вызвать у ребенка внимания к существенным свойствам и отношениям изучаемых объектов, а слова, речь, вызывают мышление, которое направлено на анализ этих объектов, на выявление их внутреннего значения и смысла.

Наглядные методы (демонстрация, экскурсия, самостоятельные наблюдения) имеют исключительное значение, так как в процессе их использования овладение учебным материалом происходит с опорой на непосредственное чувственное восприятие обучающимися действительности. Правильное обучение требует сочетания и взаимодействия различных средств наглядности при обязательном участии речи.

Заключение

Применение наглядности в коррекционной школе является наиболее действенным способом обучения. Эффективность использования средств наглядности объясняется тем, что при чувственном восприятии образы изучаемого материала быстрее формируются и дольше сохраняются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения.

Применение наглядности способствует:

- чувственному ознакомлению и осмысливанию школьниками учебного материала, обеспечивая глубокое понимание содержания путем активного участия мышления,

- запоминанию и дальнейшему безошибочному применению полученных знаний на практике,

- формированию у обучающихся навыков организации и планирования деятельности,

- коррекции и развитию ощущений, восприятия, памяти, мышления, речи, моторики,

- воспитанию любознательности, наблюдательности, аккуратности, умения работать в коллективе и эстетическому развитию.

    Правильное понимание роли наглядности в обучении детей с нарушением интеллекта заключается в обеспечении единства визуального восприятия, активного мышления и речевой деятельности обучающихся в работе с наглядным материалом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наглядность - как средство развития речи у детей с интеллектуальными нарушениями Учитель-дефектолог: Говорецкая Е.Г.

Слайд 2

Наглядность - есть особое свойство психических образов, создаваемых человеком. Образы, обладающие этим свойством, называются наглядными . Наглядные пособия Дидактические игры Игровая ситуация Средняя и старшая школа Наглядные средства Начальная школа Показ Иллюстрация Демонстрация Наблюдение Экскурсия ТСО Речь учителя

Слайд 3

Обучающиеся с ТМНР ТМНР – недоразвитие всех психических процессов: - ограниченный, не соответствующий возрасту ребенка запас знаний и представлений об окружающем мире, - низкая познавательная активность, - несформированность функций внимания и памяти, - недостаточная регуляция поведения. Отмечается системное недоразвитие речи, а иногда и полное ее отсутствие. Тяжелая форма интеллектуальной недостаточности сочетается: - с различной неврологической симптоматикой, - нарушениями зрения, слуха, - опорно-двигательного аппарата, - соматическими нарушениями.

Слайд 4

Наглядные средства для обучения детей с ТМНР

Слайд 5

Наглядные средства для обучения детей с ТМНР

Слайд 6

Цвет, форма, размер

Слайд 7

Дидактические игры, пособия Муляжи, р азрезные фрукты, овощи, иллюстрации: Подбери - соотнеси по цвету, форме, размеру; составь из частей.

Слайд 8

Дидактические игры, пособия Оденься по сезону Звучащие игрушки Детская посуда

Слайд 9

Материалы, оборудование в кабинете для занятий

Слайд 10

Показ – предъявление образа действия, образца изделия: муляжи, объёмные пособия

Слайд 11

Иллюстрация - это образная, символическая наглядность, схематическое изображение и графические средства наглядности.

Слайд 12

Демонстрация - показ предметов в движении, наглядно-чувственное ознакомление обучающихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде.

Слайд 13

Наблюдение, экскурсия - процесс развернутого целенаправленного восприятия, осуществляемый по определенному плану в различной обстановке

Слайд 14

Технические средства обучения: показ диафильмов, видеозаписей, презентаций, работа с тренажерами, тестами б.рёза е и

Слайд 15

Заключение Применение наглядности способствует: чувственному ознакомлению и осмысливанию школьниками учебного материала, обеспечивая глубокое понимание содержания путем активного участия мышления; запоминанию и дальнейшему безошибочному применению полученных знаний на практике; формированию у обучающихся навыков организации и планирования деятельности,; коррекции и развитию ощущений, восприятия, памяти, мышления, речи, моторики; - воспитанию любознательности, наблюдательности, аккуратности , умения работать в коллективе и эстетическому развитию.

Слайд 16

Спасибо за внимание, уважаемые коллеги! Творческих успехов вам! Говорецкая Елена Георгиевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей . «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями».

Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять....

Технология "Синквейн" как средство развития речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях.

В данной статье рассматривается актуальная проблема развития речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Представлен один из приёмов технологии развития критического...

Развитие наглядно-образного мышления у младших школьников с интеллектуальными нарушениями

В статье рассматриваются особенности наглядно-образного мышления у младших школьников с умственной отсталостью. Представлено описание и результаты экспериментального исследования наглядно-образного мы...

Консультация для родителей «Развитие речи ребёнка с интеллектуальными нарушениями»

Особенности развития речи у детей интеллектуальными нарушениями.Что необходимо делать,рекомендации,примерные игры и упражнения....

Игры на развитие речи детей с интеллектуальными нарушениями

Методический материал для проведения интересных уроков!...

Развитие активной речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Среди обучающихся 3 в класса очень распространены  нарушения фразовой речи. Проявляются  они в том, что ребята не понимают в достаточной степени речевые конструкции и не используют их в речи...