Главные вкладки

    План-конспект по окружающему миру на тему:
    Конспект занятия "Мир растений: лекарственные и ядовитые растения"

    Ивкина Светлана Феликсовна

    Конспект занятия по дополнительной образовательной программе "Юный эколог"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл lekarstvennye_i_yadovitye_rasteniya.docx24.98 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия

    "Мир растений: лекарственные и ядовитые растения"

    Цель: формирование у детей знаний о разнообразии растительного мира, в частности, о лекарственных и ядовитых  растениях.

    Задачи:

    узнать о свойствах лекарственных и ядовитых  растений.

    научить детей быть осторожными с незнакомыми растениями и их плодами;

    воспитывать бережное и доброе отношение к природе.

    Оборудование: фотографии лекарственных и ядовитых растений, карточки с вопросами.

    ХОД ЗАНЯТИЯ:

    Педагог: На ваших столах лежат фотографии растений, что вы можете сказать об этих растениях? На какие две группы их можно разделить и почему?

    Они бывают разные:

    Полезные, опасные,

    Красивые, пахучие,

    С листьями, колючие.

    Здесь в зарослях лесных,

    Где всё для сердца мило,

    Где чистым воздухом  так сладостно дышать,

    Есть в травах и цветах целительная сила

    Для всех умеющих  их тайну разгадать.

     М. Рязанов 

    В лесу, на лугу много самых разных растений. Некоторые из них приносят пользу человеку, а есть и те которые могут нанести вред. Сегодня мы с вами обсудим лекарственные и ядовитые растения.

    Делимся на две группы и находим ответы на вопросы в карточках. Одна группа работает по лекарственным растениям,  другая - по ядовитым.

    Лекарственные растения

    Какие растения называются лекарственными?  

    ( Растения, содержащие биологически активные вещества, которые могут быть использованы с лечебной целью, называются лекарственными.).

    Какие органы растений используются человеком в лечебных целях?

    (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена)

     Каково  значение лекарственных растений в жизни человека?

    ( лечение заболеваний, источники ароматических веществ в парфюмерной и пищевой  промышленности, древесина, дубильные вещества для кожевенного производства, прядильное волокно для текстильной промышленности и красители,  корм для домашних животных, используются человеком как овощи, фрукты, декоративные растения)

            Какие лекарственные растения  вы знаете? 

    ( ромашка, малина, подорожник, мать – мачеха, шиповник, брусника, тысячелистник, медуница, зверобой, черника, валериана, мята, можжевельник, одуванчик, крапива, красавка).

     Что общего у всех этих растений и чем они отличаются?

     ( общее – их используют для лечения заболеваний, отличаются – малина – кустарник, остальные – травы)

      Что важно знать:

    • Необходимо заготавливать и использовать только те растения, которые вам хорошо известны.
    • Наряду с полезными свойствами растений следует знать и отрицательные качества некоторых из них.
    • Нельзя покупать у случайных людей лекарственные растения в измельчённом состоянии, особенно корни.
    • Нельзя покупать лекарственные растения, потерявшие товарный вид.
    • Запрещается заготавливать растительное лекарственное сырье в черте крупных городов, вблизи железных и шоссейных дорог, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, тепловых электростанций, свалок. Вредные вещества проникают в растения, делая их не целебными, а опасными. Поэтому лучше самому собирать лекарственные растения в лесу и на лугу, чем покупать их
    • Лекарственные растения необходимо собирать там, где чисто и красиво.
    • Растения собирают в сухую погоду, когда уже исчезла роса. Надо следить, чтобы на растениях не было пыли и грязи.
    • Цветки собирают в начале цветения; листья - перед цветением или в начале его; корни и корневища - весной и осенью; кору - весной, в начале сокодвижения, когда она хорошо отделяется;

    Ядовитые растения

    -  Какие растения называются ядовитыми?

    ( Ядовитыми называют растения, которые вырабатывают токсические вещества (фитотоксины)

    - Как можно отравиться  растениями?

      (С пищей, при дыхании, через кожу. )

    - Где можно встретить  ядовитые растения?

     (В хвойных лесах, на болотах и в топких местах, по берегам рек, на лугах, полях, вблизи жилья)

    - Какие ядовитые растения вы знаете?

     ( Ландыш, Вороний глаз, Волчье лыко, Белена черная, Белладонна, Дурман, Картофель, Чистотел большой, Лютик ядовитый, белладонна, белена, дурман, мак, вороний глаз, болиголова, молочай, волчье лыко.)

    - Что нужно знать при встрече с незнакомым растением?

    (Нельзя: пробовать незнакомое растение; Если вы сомневаетесь, съедобно растение или нет, выдавите из него сок, сок молочного цвета говорит о том, что растение ядовито (исключение составляет одуванчик), собирать растения вдоль дорог, в городах, рядом с заводами; ядовитые растения трогать руками).

    Какие признаки отравления:

    • Головная боль
    • Шум в ушах
    • Головокружение
    • Рвота
    • Расстройство кишечника
    • Редкий пульс
    • Сужение зрачков
    • Отек слизистой оболочки языка, губ, гортани
    • Затрудненное дыхание
    • В тяжелых случаях развиваются судороги

    - Как оказать первую помощь при отравлении ядовитым растением?

    • Нельзя поддаваться панике
    • Действовать быстро и решительно
    • Надо попытаться вызвать рвоту и промыть желудок
    • Надо выпить несколько стаканов теплой воды с добавлением в каждый стакан  1 – 2 чайные ложки соли
    • Затем вызвать рвоту, надавив двумя пальцами на корень языка
    • Повторить несколько раз процедуру до появления воды

    Физминутка «Цветы»

    Раз-два-три, выросли цветы!!!

    К солнцу потянулись - Высоко:

    Стало им приятно и тепло!

    Ветерок пролетал,

    Стебелёчки покачал.

    Влево качнулись,

    Низко пригнулись.

    Вправо качнулись Низко пригнулись.

    Ветерок, убегай!

    Ты цветочки не сломай!

    Пусть они цветут, растут,

    Детям радость несут!

    .

    Давайте попробуем угадать растение по его основным признакам, приносящим пользу или вред человеку.

    Растет зеленою стеной,

    Ее обходят стороной,

    Колючая и злая дива.

    А как зовут траву? (Крапива)

    На полянке, у реки

     Гордо держат стебельки,

     Как фарфоровые чашки,

     Белоснежные… (Ромашки)

    Он сорняк, он цветок,

    От болезни мне помог.

    Как присяду на диванчик,

    Вспомню желтый... (одуванчик)

    Вкусен чай и ароматен,

    С ней он легок и приятен:

    Листочки сорваны, помяты.

    Что ты вдыхаешь? - Запах... (мяты)

    Расту в лесу под кустиком

    На длинном стебельке.

    Кругом четыре листика,

    А в самой глубине

    Чернее ночи — ягода

    Да сильный яд во мне. (вороний глаз)

    Если травку ты сорвешь,

    Руки, знай, не ототрешь.

    Доктор всех аптечных дел,

    Кто лечит ранки? (Чистотел)

    На зеленом шнурочке

    Желтые звоночки. (ландыш)

    Вдоль дорожек его встретишь,

    Ранки, ссадины излечишь,

    Сорвешь листочек осторожно.

    Кто нас излечит? (Подорожник)

    На палочке – горшок,

     А в нём – сонный порошок. (Мак)

    Где-то в чаще дремучей,

    За оградой колючей,

    У заветного местечка

    Есть волшебная аптечка.

    Там красные таблетки

    Развешаны на ветке. (шиповник)

    Ягоды бешеные На кусту развешанные,

    Зовут к себе, краснеют,

    Да взять никто не смеет. (Волчья ягода - крушина)

     

    «Кошачья травка» –

     Больным поправка:

     Корешок в аптечку,

     Чтоб помочь сердечку. (Валериана)

    У тропы стоит неряха –

     На ней липкая рубаха,

     На плече кувшин узорный

     До краёв с отравой чёрной. (Белена)

    Ребята! Только животные едят растения сами по себе и ни у кого не спрашивают, так как у них уже есть врожденный инстинкт, безошибочно позволяющий им находить полезную еду и избегать опасную.

     Мы, люди, лишены этого инстинкта и можем полагаться только на свои знания


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План - конспект урока Разработка урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"

    План - конспект урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) по теме "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"...

    Презентация по окружающему миру "Домашние любимцы и комнатные растения" Школа 2100 (конспект урока взят на сайте http://www.school2100.ru/pedagogam/vdru/cat.php?class=130&week=31&cat=135)

    В презентации подобраны картинки к конспекту урока по окружающему миру "Домашние любимцы и комнатные растения" Образовательная система "Школа 2100", так урок получается красочнее и интереснее. Есть та...

    План конспект урока по теме "Размножение и развитие растений". Пр.р. «Рассмотрение плодов и семян растений», «Развитие растения из семени».3 класс

    Представлен план конспект урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие растений". Пр.р. «Рассмотрение плодов и семян растений», «Развитие растения из семени» 3 класс...

    Конспект НОД по теме: “Лекарственные и ядовитые растения”.

    Уточнить и расширить представление детей о лекарственных и ядовитых растениях....

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Дикорастущие и культурные растения»

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Дикорастущие и культурные растения»...

    Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе «Комнатные растения. Уход за комнатными растениями».

    Познакомить с комнатными растениями; условиями, необходимыми для роста растений; правилами ухода  за растениями....