Главные вкладки

    конспект занятия на тему «Охрана животных и растений. Красная Книга ЯНАО»
    план-конспект занятия (2 класс) на тему

    Конспект занятия эколого - биологической направленности в системе дополнительного образования для детей 8 - 9 лет. Знакомство с природоохранными мероприятиями в России (заказники, заповедники, Красная книга ЯНАО и.др.)

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Номинация: Разработка группового занятия

    Ф.И.О.:  Хриптун Анна Николаевна, Чаленко Ольга Луковна, Колебанова Надежда Николаевна

    Название работы: конспект занятия на тему «Охрана животных и растений. Красная Книга ЯНАО»

    Цель: познакомить детей 8 – 9 лет с охранными мероприятиями редких видов животных и растений родного края, с Красной книгой ЯНАО.

    Задачи:

    Обучающие - познакомить детей с Красной книгой; дать детям представление о необходимости усилий по охране животных и растений, убедить в важности этого дела.

    Развивающие - развивать экологическое мышление, речь, умение работать с источниками информации.

    Воспитывающие - воспитывать бережное, чуткое отношение к природе родного края.

    Оборудование: Красная книга России, Красная книга ЯНАО, видеоролик «Красная Книга России», сравнительная таблица по количеству объектов в Красных книгах ЯНАО, презентация «Экологический светофор».

    Ход занятия

    1. Организационный этап.

    Давайте вместе Землю украшать,

    Сажать сады, цветы сажать повсюду.

    Давайте вместе Землю уважать

    И относиться с нежностью, как к чуду!

    Мы забываем, что она у нас одна –

    Неповторимая, ранимая, живая.

    Прекрасная: хоть лето, хоть зима…

    Она у нас одна, одна такая!           (Е. Смирнова)

    - Здравствуйте ребята! Наше занятие сегодня я начала со стихотворения Е. Смирновой «Давайте вместе Землю украшать». Люди всего мира понимают, что природа планеты в опасности, поэтому во многих странах ведутся работы по охране природы. Такая работа проводится и в нашей стране. На прошлом занятии мы с вами говорили об охране природы.

    II. Повторение пройденного материала.

    Давайте вспомним.

    - Какие меры принимает наше государство для сохранения природы? (Ответы детей: создаются заповедники, заказники, ботанические сады, национальные парки и др.)

    - Что мы называем заповедником? (Ответ: заповедники - это охраняемые природные участки, где запрещена всякая хозяйственная деятельность человека).

    - Какие вы знаете заповедники или заказники  в ЯНАО?(Ответ: Гыданский, Верхне-Тазовский, Надымский, Нижне-Обский, Куноватский заповедники).

    - Что такое заказник? (Ответ детей: Заказник — охраняемая природная территория, на которой под охраной находится не природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды, либо отдельные историко-мемориальные или геологические объекты.)

    - Ребята, скажите, а чем отличаются заповедники от заказников? (в заповедниках запрещена всякого рода деятельность человека, а в заказниках разрешены только те виды деятельности, которые не влияют на охраняемые объекты (сенокос, выпас скота и т.д.).

    - Что такое ботанический сад и национальный парк?

    (Ботанический сад — территория, на которой с научно-исследовательской, просветительной и учебной целью культивируются и изучаются растения разных частей света и различных климатических зон. Национа́льный парк — территория, где охраняются ландшафты и уникальные объекты природы). Национальные парки похожи на заповедники, но между ними есть важное отличие. Какие? (Заповедники закрыты для туристов, а национальные парки - это природные музеи под открытым небом. Здесь проводят экскурсии для всех любителей природы).

    - Ребята, поднимите руки, кто из вас был в национальном парке?

    - Дело охраны касается каждого живущего человека на Земле. Оно требует усилий всех государств и народов в нашей стране принят ряд законов об охране природы. Люди стали проводить различные праздники, акции, направленные на охрану природы. 

    - Скажите, какие вы знаете экологические праздники? (в России отмечается праздник  Международный день охраны окружающей среды и День заповедников и национальных парков. По решению Организации Объединенных Наций ежегодно, 5 июня, отмечается Международный день охраны окружающей среды. С 1997 года 11 января в России ежегодно отмечается День заповедников и национальных парков).

    III. Изучение нового материала.

    - Но, не смотря на эти меры, каждый день с планеты Земля исчезает один вид животного и растения. Как вы думаете, почему так происходит? Кто в этом виноват? (Ответ: с каждым годом, состояние экологии окружающей среды становится все хуже из-за прогрессивного развития человечества, хозяйственной деятельности, нерационального использования природных ресурсов. Виноват в этом человек).

    - Верно. Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным, люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни существа страдают из-за красивого меха, другие – из-за вкусного мяса, третьи – из-за того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных остается все меньше и меньше.

    - Итак, одни животные и растения навсегда исчезли, а многие другие стали редкими и занесены в Красную Книгу.

    -  Сегодня тема нашего занятия «Охрана животных и растений. Красная Книга ЯНАО». Мы с вами познакомимся с Красной Книгой ЯНАО, как работать с Красной Книгой и поговорим о том, как мы можем помочь в охране окружающей среды и охране животных и растений.

    - Как вы думаете, почему книга называется красной? (Красный цвет – сигнал опасности, предупреждающий об угрозе исчезновения растений и животных). Красный цвет сигнализирует: Защити!

    - Красную Книгу учредил Международный союз охраны природы в 1966 году. Хранится она в Швейцарии, в городе Морхе.

    - Как вы думаете, а что в ней написано, какие данные в нее занесены?

    (В неё занесены данные о птицах, рыбах, зверях, растениях, которые срочно нуждаются в охране.

    - Многие страны составляют собственные Красные книги. Подобная книга есть и в России: Красная Книга животных, растений. (Видеоролик «Красная Книга России»). 

    - Экологи и краеведы ЯНАО ведут свою «Красную Книгу». (Презентация) Первое издание Красной Книги Ямало-Ненецкого автономного округа вышло в 1997 году. В неё были занесены 63 вида позвоночных животных, 43 вида насекомых, 33 вида растений, 15 видов грибов и 2 вида лишайников.

    - Второе издание Красной Книги Ямало-Ненецкого автономного округа было выпущено совсем недавно в 2010 году. Оно перед вами на столе.

    - Как вы думаете, почему выпустили второе издание Красной Книги? (Ответ: появились новые виды животных и растений, которые находятся на грани исчезновения).

    - Обратите внимание, что список содержит 139 видов животных и растений, подлежащих особой охране, в том числе 4 вида млекопитающих, 19 видов птиц, 1 вид рептилий, 4 вида амфибий, 4 вида рыб, 24 вида насекомых, 58 видов цветковых, 2 вида папоротникообразных, 1 вид плаунообразных, 9 видов моховидных, 5 видов лишайников, 8 видов грибов.

    (Педагог демонстрирует Красную Книгу ЯНАО)

    IV. Работа с литературой (Красной Книгой ЯНАО).

    - А сейчас, я предлагаю вам познакомиться с Красной Книгой ЯНАО. Обратите внимание, что в начале книги есть содержание, в нем вы без всякого труда сможете найти необходимый вам раздел. На последних страницах книги размещен указатель названий видов животных и растений на русском и латинском языках. С помощью этого указателя вы легко найдете то или иное животное, растение по названию, которое вас заинтересовало, и узнаете о нем больше информации. (Рассматриваем Красную Книгу).

    - Какая информация внесена в Красную Книгу? (Ответ: описание, ареал обитания, численность, экология, причины исчезновения, как решить проблему исчезновения животных и растений). 

    - Откройте Красную Книгу на стр… скажите, какое животное, растение вы видите? Это – лебедь кликун, орлан белохвост…и др.

    - Ребята, постарайтесь бережно относиться к животным и растениям, чтобы Красная Книга не пополнялась.

    V. Физкультминутка (проводится в форме игры)

    Игра: «Друг и недруг природы»

    Педагог называет действие человека по отношению к природе. Если действие полезное, ребята хлопают в ладоши, а если нет – присаживаются.

    - Посадка деревьев.

    - Вырубка лесов.

    - Охота на редких животных.

    - Строительство очистных сооружений на заводах.

    - Сбор первоцветов.

    - Разведение костров в лесу.

    - Подкормка животных, птиц.

    - Выброс дыма заводами.

    - Создание заповедников.

    - Выброс газов автомобилями.

    - Использование солнечной энергии.

    - Сбор макулатуры.

    - Загрязнение вод.

    - Создание ботанических садов.

    - Порча земли.

    - Создание Красной Книги.

    - Молодцы, ребята, вы знаете, как правильно относиться к природе, чтобы не навредить ей.

    - Беречь надо не только редких животных. Беречь нужно и те животные и растения¸ которые пока не внесены в Красную Книгу.

    - Ребята, жизнь животных и растений часто зависит от нас, от нашего поведения в природе. А как мы с вами, с вашими родителями, учителями можем помочь в охране окружающей среды и охране животных и растений? (Ответы детей).

    VI. Закрепление.

    - А сейчас давайте с вами поиграем в игру «Экологический светофор».

    Ваша задача посмотреть на картинку и рассказать, что вы видите на ней и проанализировать действия и поведение детей.

    (показ презентации)

    Правила поведения в природе:

    1. Нельзя вырывать с корнями ягоды, грибы и другие растения.  

    2. Не разоряй гнезда птиц, шмелей, муравейники.

    3. Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

    4. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

    5.Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

    6. Не кричать, не включать громко музыку.

    7.Нельзя разжигать костров в лесу в пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом с места, где горел костёр, хорошо ли он потушен.

    8. Мусор надо за собою убирать.

    9. Нельзя повреждать кору деревьев, а также шуметь в лесу.

    10. Не разрушать грибницы.

    11. Если случайно окажешься около гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы-родители могут на совсем покинуть гнездо.

    12.Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

    13. В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, не вытаптывая растения, чтобы они не погибли.

    14. Не убивай и не причиняй вред животным.         

    - Молодцы. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить эти правила и не будете их нарушать.

    VII. Подведение итогов.

    - Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили? (об охране животных и растений, о Красной Книге ЯНАО и её предназначении).

    - Кто такие редкие животные и растения? (Редкими называют те животные и растения, которые находятся под угрозой исчезновения и численность которых со временем уменьшается).

    - Что такое Красная Книга и для чего нужна Красная Книга? (Красная Книга информирует нас о том, какие растения и животные в опасности и близки к исчезновении. Красная Книга призывает нас изучать природу).

    - Как животные и растения попадают в Красную Книгу? (когда животные и растения находятся на грани исчезновения, с целью сохранения видового состава, экологи берут их под охрану и заносят в Красную Книгу).

    - Нуждаются ли животные в охране? (да)

    - Как люди могут сохранить животных? (не убивать, создавать питомники, заказники и т.д.)

    - Нужно ли охранять растения? (да)

    - Как сохранить растения? (не вырывать их с корнями, ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать растения, собирать надо рационально, часть оставлять в природе).

    - К сожалению, еще не все хотят и не все умеют беречь природу!

    Ребята! Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы, летали бабочки, пели птицы. И чтобы нам не стыдно было перед ней за себя и свои поступки.

    Люди!

    Берегите эти земли, эти воды,

    Даже малую былиночку любя.

    Берегите всех зверей внутри природы.

    Убивайте лишь зверей внутри себя.

    е все хотят и умеют беречь


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ КРАСНОЙ КНИГИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

    Одной из важнейших проблем, стоящих перед человечеством, является охрана природной среды. В ходе длительного исторического развития человеческое общество постоянно влияло на природную среду. Но в дал...

    Конспект урока на тему: "Охрана животных" А.А.Плешаков, 3класс

                   План – конспект урока «Охрана животных» Цель урока:создание условий для усвоения обучающимися знаний о Красной книге и животных, кот...

    Буклет на тему "Охрана животных"

    Буклет на тему :"Охрана животных" в 3 классе по программе "Школа России"...

    "Знакомство с исчезающими животными и растениями. Красная книга"

    Урок разработан педагогом дополнительного образованияМБОУ ДОД ЦДТ г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на  тему:...

    Занятие на тему "Охрана здоровья и физкультурно - оздоровительная работа". Беседа : "Вредные привычки нужны ли они человеку?"

    Занятие на тему " Охрана здоровья и физкультурно - оздоровительная работа".Беседа : " Вредные привычки нужны ли они человеку?"...

    Конспект урока на тему: "Охрана животных" 3 класс

    ТЕМА: « ОХРАНА ЖИВОТНЫХ» («Школа России») 3 класс Цель урока: познакомить с животными, которые внесены в Красную книгу; рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди.Планируемы...

    Разработка интегрированного урока "Объем и художественный образ животных и растений Красной книги"

    УМК: Перспективная начальная школаКласс: 2Тема: «Объем и художественный образ животных и растений Красной книги»Тип урока: интегрированный, урок открытия новых знанийУрок-триада. Содержани...