"Знакомство с исчезающими животными и растениями. Красная книга"
методическая разработка (2 класс) по теме

Пархоменко Елена Андреевна

 

Урок разработан педагогом дополнительного образования

МБОУ ДОД ЦДТ г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.

Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на  тему:  "Знакомство с исчезающими животными и растениями. Красная книга», первый год обучения (начальная школа). К разработке прилагается презентация «Знакомство с исчезающими животными и растениями. Красная книга» и рекомендуется просмотр мультфильма "Мама для мамонтенка".

Скачать:


Предварительный просмотр:

1).Урок разработан педагогом дополнительного образования

МБОУ ДОД ЦДТ г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.

Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на  тему:  "Знакомство с исчезающими животными и растениями. Красная книга», первый год обучения (начальная школа). К разработке прилагается презентация «Знакомство с исчезающими животными и растениями. Красная книга» и рекомендуется просмотр мультфильма "Мама для мамонтенка".

Тема: Знакомство с исчезающими животными и растениями. Красная книга. 

Задачи:

Образовательные: - сформировать знания о редких и исчезающих животных и растениях;

Развивающие: - развивать наблюдательность, речь, упражнять в умении классифицировать животный мир;

Воспитательные:  - воспитывать у детей ответственное и доброе отношение к природе;  - сформировать убеждение о бесценности природы, подвести к выводу о необходимости ее оберегать;  

Оборудование: презентация к уроку «Знакомство с исчезающими животными и растениями. Красная книга», мультфильм «Мама для мамонтенка».
                                                          Ход занятия:

I.Орг. момент.

II. Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем говорить о редких растениях и животных  нашей планеты, которые оказались под угрозой исчезновения. О каких представителях растительного и животного мира пойдет речь, давайте узнаем из загадок:

                                                              *****

Я - травянистое растение,
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
(Ирис)

                                                               *****

Белые горошки на зеленой ножке.
(Ландыш)

                                                               *****

Кувшинчики и блюдца,
Не тонут и не бьются.
(Кувшинки)

                                                                *****

Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звона нет. 
(Колокольчики).

                                                              *****

Первым вылез из землицы,
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. 
(Подснежник)      

                                                                *****

Когда он в клетке, то приятен,
На шкуре много черных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко,
Как лев и тигр, похож на кошку.
(Леопард)

                                                              *****

Длинный коготь, острый клык,
Лютый нрав и грозный рык…
Лишь чуть-чуть, совсем немножко
Схож с домашней рыжей кошкой.
Он огромен и усат,
Мех роскошный полосат.
Все движенья очень ловки,
Поддаётся дрессировке.
С ним на воле не до игр.
Что за хищник это?
(Тигр)

                                                               *****

По реке плывет бревно.
Ох, и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит ...
(Крокодил)

                                                             *****

Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет ...
(Черепаха)

                                                            *****

У него рога ветвисты,
Ноги тонки, ноги быстры!
(Олень)  

                                                            *****

- Ребята, но, конечно же, это далеко не все растения и животные, которые в наше время считаются редкими.

- Какие редкие, исчезающие или исчезнувшие растения и животные вы можете назвать сами?

- Ребята, а вы не задумывались, почему их называют – редкие?  (Ответы детей).

- Редкие животные и растения в нашей стране, и в других странах тоже, охраняются законом. Но недобрые люди часто нарушают этот закон. Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни существа страдают из-за красивого меха, другие -

из-за вкусного мяса, третьи – из-за того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных остается все меньше и меньше.

- Посмотрите на эти картинки. (Показ слайда). Вот это – тюлень-монах, а это – обыкновенный длиннокрыл. Эти рисунки нарисованы художником. А вот сфотографировать этих животных никто и никогда не сможет, потому что люди уничтожили их всех, они исчезли навсегда и никогда больше не появятся.

И только тогда, когда многие растения и животные стали исчезать с лица Земли, люди задумались о том,  как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного живого существа?

                 Дерево, трава, цветок и птица

                 Не всегда умеют защититься.

                 Если будут уничтожены они,

                 На планете мы останемся одни.

На помощь пришли ученые, которые решили издать Красную Книгу. – Ребята, как вы считаете, почему именно решили создать красную книгу, а не книгу какого-либо другого цвета?  

Дело в том, что красный цвет – цвет опасности! Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся щедростью природы? Все только берем и берем.

Вот так выглядит Красная Книга. (Показ слайда). Есть и Красная Книга России и даже Иркутской области.

- Как вы думаете, от человека зависит красота природы?  Всегда ли человек помогает природе? (Ответы детей).

  А ведь мы крепко-накрепко связаны с растениями и животными. Уничтожим птиц – насекомые съедят всю зелень – у людей не будет возможности, есть плоды, овощи. Так всегда происходит в природе: исчез один – заболел другой – погиб третий.

 - Взгляните на эти картинки. (Показ слайда). На нем изображены животные, птицы, насекомые которые нуждаются в защите. Их осталось мало. Кого вы узнаете на этих картинках? (Ответы детей).

Давайте познакомимся с редкими животными и растениями поближе. Краткий рассказ учителя (по слайдам презентации) о растениях (ирис, ландыш, кувшинка, подснежник, колокольчик) и животных (леопард, тигр, олень, крокодил, черепаха).

ФИЗМИНУТКА «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Встанем, надо отдохнуть,                Крадемся тихо на носочках

Наши пальчики встряхнуть.            Как лисы бродят по лесочку.

Поднимайтесь, ручки, вверх,           Волк озирается кругом,

Шевелитесь, пальчики, –                  И мы головки повернем.

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

                                    Теперь садимся тише, тише –

                                     Притихнем, словно в норках мыши.

                                     Ходил медведь по лесу,

                                     Топтался и рычал.

                                     Хотел он очень меда

                                     А где достать – не знал.

- Предлагаю вам поиграть в игру «Узнай меня».  На слайде представлены изображения братьев наших меньших, ваша задача классифицировать их по группам: «Насекомые», «Птицы», «Звери», «Морские обитатели». (Работа детей по слайду презентации)

- Растения тоже нуждаются в нашей защите. (Показ слайда). Многие из этих растений вам знакомы. Какие? (Ответы детей). А ведь их тоже осталось мало.

В старину люди разумно пользовались дарами природы. Никогда не убивали самок и детенышей, выпускали из сетей рыбью молодь и рыб с икрой, рубили только старые и больные деревья. К сожалению, в наши дни люди забыли об этих добрых традициях предков.

Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Кроме Красной Книги люди придумали заповедники. - Что такое заповедник? Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость. В заповеднике охраняется все: травы, грибы, птицы, рыбы и все живое. Кто знает, как называется заповедник, расположенный в нашей Иркутской области? (Ответы детей). На территории Иркутской области находится Байкальский заповедник (Показ слайда).

В 1969 году был организован Байкальский заповедник, на территории которого расположены охраняемые природные комплексы южного Прибайкалья и побережья озера Байкал. Общая площадь заповедника составляет 165,7 тысяч гектаров. Всего в заповеднике насчитывается более 1000 видов животных, которые принадлежат к 8 отрядам и 87 семействам. Флора Байкальского заповедника достаточно широка и разнообразна. На данной территории насчитывается около 840 видов  растений, что является дольно значительной цифрой для территории такого размера. По всей территории Байкальского заповедника находится около 30 рек, самые крупные и знаменитые из которых – Выдрино, Переемная, Темник и Мишиха. Основной деятельностью заповедника является сохранение, и восстановление природы южной части Прибайкалья.

- Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу? (Ответы детей).  Правильно, охранять природу нужно в любом месте. Давайте вспомним правила охраны природы (показ слайда):

        1. На природе запоминать увиденное.

        2. Ходить по тропинкам

        3. Не ломать ветки деревьев.

        4. Не топтать цветы, травы.

        5. Не кричать, не включать громко музыку.

        6. Не лезть в птичьи гнезда.

        7. Не ловить насекомых.

        8. Не разрушать грибницы.

        9. Не ловить мальков и лягушек.

       10. Не рвать паутинки.

       11. Не оставлять не затушенных костров.

       12. Не разорять муравейники.

- А чем же мы с вами можем помочь редким растениям и животным? (Ответы детей).

- Давайте мы сами никогда не будем сами их обижать и не дадим их другим в обиду, расскажем всем знакомым о беззащитных растениях и цветах. И тогда наша Земля будет добрым и красивым домом для всех людей, для всех животных, для всех растений. Послушайте, какие красивые стихи написал об этом поэт Л. Дайнеко и Е. Евтушенко:

           Есть на земле огромный дом

           Под крышей голубой,

           Живут в нем солнце, дождь и гром,

           Лес и морской прибой.

           Живут в нем птицы и цветы,

           Веселый звон ручья.

           Живешь в том светлом доме ты

           И все твои друзья.

           Куда б дороги не вели,

           Всегда ты будешь в нем.

           Природою родной земли

           Зовется этот дом.  (Л. Дайнеко)

                      *****

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!  (Е. Евтушенко).

III. Итоги урока.

- Какие растения и животные считаются редкими? Почему?

- Для чего создана Красная Книга? Что означает её цвет?

- Какие правила поведения в природе вы знаете?

IV. Просмотр мультфильма «Мама для мамонтенка»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Знакомство с исчезающими животными и растениями. Красная Книга». Игровая экология 1-2 класс

Слайд 2

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем говорить о редких растениях и животных нашей планеты, которые оказались под угрозой исчезновения. О каких представителях растительного и животного мира пойдет речь, давайте узнаем из загадок: ***** Я - травянистое растение, С цветком сиреневого цвета. Но переставьте ударение, И превращаюсь я в конфету.

Слайд 3

***** Белые горошки на зеленой ножке.

Слайд 4

***** Кувшинчики и блюдца, Не тонут и не бьются.

Слайд 5

***** Эх, звоночки, синий цвет, С язычком, а звона нет.

Слайд 6

***** Первым вылез из землицы, На проталинке. Он мороза не боится, Хоть и маленький.

Слайд 7

***** Когда он в клетке, то приятен, На шкуре много черных пятен. Он хищный зверь, хотя немножко, Как лев и тигр, похож на кошку.

Слайд 8

***** Длинный коготь, острый клык, Лютый нрав и грозный рык… Лишь чуть-чуть, совсем немножко Схож с домашней рыжей кошкой. Он огромен и усат, Мех роскошный полосат. Все движенья очень ловки, Поддаётся дрессировке. С ним на воле не до игр. Что за хищник это?

Слайд 9

***** По реке плывет бревно. Ох, и злющее оно! Тем, кто в речку угодил, Нос откусит ...

Слайд 10

***** Живет спокойно, не спешит, На всякий случай носит щит. Под ним, не зная страха, Гуляет ...

Слайд 11

***** У него рога ветвисты, Ноги тонки, ноги быстры!

Слайд 12

- Ребята, но, конечно же, это далеко не все растения и животные, которые в наше время считаются редкими. - Какие редкие, исчезающие или исчезнувшие растения и животные вы можете назвать сами? - Ребята, а вы не задумывались, почему их называют – редкие?

Слайд 13

Редкие животные и растения охраняются законом. Но недобрые люди часто нарушают этот закон. Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни существа страдают из-за красивого меха, другие - из-за вкусного мяса, третьи – из-за того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных остается все меньше и меньше. обыкновенный длиннокрыл тюлень-монах

Слайд 14

Когда многие растения и животные стали исчезать с лица Земли, люди задумались о том, как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного живого существа? Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. Ученые решили издать Красную Книгу. – Ребята, как вы считаете, почему именно решили создать красную книгу, а не книгу какого-либо другого цвета?

Слайд 15

Красный цвет книги – цвет опасности! Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся щедростью природы? Все только берем и берем. Вот так выглядит Красная Книга. Существует Красная Книга России и даже Иркутской области.

Слайд 16

- Как вы думаете, от человека зависит красота природы? - Всегда ли человек помогает природе? А ведь мы крепко-накрепко связаны с растениями и животными. Уничтожим птиц – насекомые съедят всю зелень – у людей не будет возможности, есть плоды, овощи. Так всегда происходит в природе: исчез один – заболел другой – погиб третий.

Слайд 17

- Взгляните на эти картинки. Это животные, птицы, насекомые которые нуждаются в защите. Их осталось мало. Кого вы узнаете на этих картинках?

Слайд 18

Купальница- происходит от немецкого слова 'Trollblume' — цветок тролля. По народному поверью, эти растения были любимыми у сказочных лесных существ — троллей. Этот цветок можно встретить на сырых лугах и лесных полянах. Размножаются семенами, делением корневищ и черенками. Устойчивы к болезням, на одном месте могут расти десятки лет.

Слайд 19

Ландыш майский семейства лилейные. В переводе с латинского языка название данного растения означает «лилия долин». Используется в медицине, парфюмерии. Ландыш

Слайд 20

Подснежник - многолетнее луковичное растение. Луковица округлая, до 3 см в диаметре. Первым появляется едва с Земли сойдет снег. Известно 18 видов этого растения. Находится на грани исчезновения. Подснежник

Слайд 21

Является самым крупным представителем семейства кошачьих, превосходя в размерах даже льва. Весит этот гигант в среднем около 200 кг, в отдельных случаях достигая 250-ти кг. Длина тела составляет 2,7-3,8 м, при росте в холке от 99 до 106 см. Уссурийский тигр

Слайд 22

Крокодилы обитают во всех тропических странах, селятся в разнообразных пресных водоёмах. Некоторые виды хорошо переносят солёную воду и встречаются даже в прибрежной части морей (гребнистый, нильский, африканский узкорылый крокодил). Первые крокодилы обитали в основном на суше и только позднее перешли к водной жизни. Все современные крокодилы ведут полуводный образ жизни. Но, обитая в воде, они откладывают яйца на суше. Крокодил

Слайд 23

Встанем, надо отдохнуть, Крадемся тихо на носочках Наши пальчики встряхнуть. Как лисы бродят по лесочку. Поднимайтесь, ручки, вверх, Волк озирается кругом, Шевелитесь, пальчики, – И мы головки повернем. Так шевелят ушками Серенькие зайчики. Теперь садимся тише, тише – Притихнем, словно в норках мыши. Ходил медведь по лесу, Топтался и рычал. Хотел он очень меда А где достать – не знал. ФИЗМИНУТКА «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Слайд 24

Задание: распределите представленные на слайде изображения братьев наших меньших по группам: «Насекомые», «Птицы», «Звери», «Морские обитатели». Игра «Узнай меня»

Слайд 25

- Растения тоже нуждаются в нашей защите. Многих растений осталось очень мало. В старину люди разумно пользовались дарами природы. Никогда не убивали самок и детенышей, выпускали из сетей рыбью молодь и рыб с икрой, рубили только старые и больные деревья. К сожалению, в наши дни люди забыли об этих добрых традициях предков. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Кроме Красной Книги люди придумали заповедники. - Что такое заповедник? Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость. В заповеднике охраняется все: травы, грибы, птицы, рыбы и все живое.

Слайд 26

Организован в 1969 году, на его территории расположены охраняемые природные комплексы южного Прибайкалья и побережья озера Байкал. Общая площадь заповедника составляет 165,7 тысяч гектаров. В заповеднике насчитывается 1000 видов животных и около 840 видов растений. Основной деятельностью заповедника является сохранение, и восстановление природы южной части Прибайкалья. Байкальский заповедник

Слайд 27

- Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу? Природу нужно в любом месте. Давайте вспомним правила охраны природы: 1. На природе запоминать увиденное. 2. Ходить по тропинкам 3. Не ломать ветки деревьев. 4. Не топтать цветы, травы. 5. Не кричать, не включать громко музыку. 6. Не лезть в птичьи гнезда. 7. Не ловить насекомых. 8. Не разрушать грибницы. 9. Не ловить мальков и лягушек. 10. Не рвать паутинки. 11. Не оставлять не затушенных костров. 12. Не разорять муравейники.

Слайд 28

- А чем же мы с вами можем помочь редким растениям и животным? Давайте мы сами никогда не будем сами их обижать и не дадим их другим в обиду, расскажем всем знакомым о беззащитных растениях и цветах. И тогда наша Земля будет добрым и красивым домом для всех людей, для всех животных. ***** ***** Есть на земле огромный дом Берегите эти земли, эти воды, Под крышей голубой, Даже малую былиночку любя, Живут в нем солнце, дождь и гром, Берегите всех зверей природы, Лес и морской прибой. Убивайте лишь зверей внутри себя! Живут в нем птицы и цветы, (Е. Евтушенко) Веселый звон ручья. Живешь в том светлом доме ты И все твои друзья. Куда б дороги не вели, Всегда ты будешь в нем. Природою родной земли Зовется этот дом. (Л. Дайнеко)

Слайд 29

- Какие растения и животные считаются редкими? Почему? - Для чего создана Красная Книга? Что означает её цвет? - Какие правила поведения в природе вы знаете? Итоги урока

Слайд 30

Просмотр мультфильма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по математике и окружающему миру во 2 классе “Умножение. Редкие и исчезающие растения и животные Ростовской области (Красная книга Ростовской области)”

Перспектива экологического воспитания весьма широка, т.к. проблема экологии – это проблема существования человека на Земле, поэтому знания, полученные в школе, будут востребованы и необходимы каждому ...

конспект занятия на тему «Охрана животных и растений. Красная Книга ЯНАО»

Конспект занятия эколого - биологической направленности в системе дополнительного образования для детей 8 - 9 лет. Знакомство с природоохранными мероприятиями в России (заказники, заповедники, Кр...

Разработка интегрированного урока "Объем и художественный образ животных и растений Красной книги"

УМК: Перспективная начальная школаКласс: 2Тема: «Объем и художественный образ животных и растений Красной книги»Тип урока: интегрированный, урок открытия новых знанийУрок-триада. Содержани...

Проект "Животные и растения Красной книги Смоленской области"

Цели проекта:- познакомить учащихся  с историей создания Красной книги Смоленской области, узнать какие животные занесены в Красную книгу и почему;-привлечь внимание учащихся к экологической проб...

Красная книга. Животные и растения красной книги.

Тема урока: Красная книга. Животные и растения красной книгиКласс: 2УМК: Школа России. Плешаков А.А.Цель: создание условий для формирования понятия «Красная Книга России»...