Конспект урока на тему: "Охрана животных" А.А.Плешаков, 3класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

 

                 План – конспект урока «Охрана животных»

Цель урока:создание условий для усвоения обучающимися знаний о Красной книге и животных, которые в нее внесены; формирование целостного взгляда на проблемы сохранности живой природы и места человека в ней.

 Задачи:

Обучающая: формировать представления о негативном и позитивном влиянии деятельности человека на многообразие видов животных; познакомить учащихся с представителями животных Красной книги; рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди.

Развивающая:расширить и углубить знания детей о животном мире,                              встречающемся в нашем крае; развивать речь, экологическое мышление, умение делать выводы, анализировать свои ответы и ответы товарищей; иметь понятие о Красной книге, заповедниках, заказниках.

Воспитательная:воспитывать бережное отношение к природе, животному миру; воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки.

                                           План урока:

1.     Организационный момент.

2.     Проверка домашнего задания.

- фронтальный опрос

- индивидуальная работа на листочках

     3. Введение в новую тему.

          - рассказ – задача

          - беседа

     4. Сообщение темы и цели урока

          - фотовыставка

          - сообщения экологов

          - о Красной книге

     5. Физкультминутка

     6. Работы группы экологов

          - путешествие по страницам Красной книги РФ и РБ

     7.Физкультминутка – релаксация

     8. Обобщение

     9. Заключительная часть

    10. Подведение итогов

    11. Домашнее задание                                              

 

                                             Ход урока

IОрганизационный момент

- Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости урока. Сегодня на уроке мы будем путешествовать по страницам Красной книги РФ и РБ.

А пока дадим слово ребятам (читают стихи, заранее подготовленные ученики). (Слайд 1)

   

    Посмотри, мой юный друг,                                Все, что нужно год от года

    Что находится вокруг:                                        Нам дает сама природа.

    Небо светло-голубое,                                          И поэтому все мы

    Солнце светит золотое,                                       Жить не можем без воды,

    Ветер листьями играет,                                       Без растений и животных,

    Тучка в небе проплывает.                                   Без красивых гор высоких,

    Поле, речка и листва,                                          Без лесов, полей и рек

    Горы, воздух и трава,                                         Жить не может человек.

    Птицы, звери и леса,                                           Так давайте сбережем

    Гром, туманы и роса,                                          Наш земной природный дом!

    Человек и время года-                                           

    Это все вокруг - природа.

   

       II Проверка домашнего задания

1.Фронтальный опрос.

      - Спасибо, ребята! Эти стихи будут девизом нашего урока, а сей час вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. Посмотрите внимательно на слова и подумайте, со всем ли вы согласны? (Слайд 2)

 

личинка

яйцо

куколка

бабочка

 

       Ученик:Стадии размножения и развития животных перепутаны.

яйцо

личинка

куколка

бабочка

 

Учитель: Какое слово пропущено? (Слайд 3)

 

                         Икринка------ (головастик)--------лягушка

                         Яйцо-----------(детеныш)-----------взрослое животное

 

- Сравните размножение земноводных и пресмыкающихся.

Ученик:Земноводные откладывают в воду икринки, из икринок выходят                головастики, а головастики превращаются в лягушек. А пресмыкающиеся откладывают яйца. Из них вылупляются маленькие ящерицы, змеи, черепашки, крокодильчики. Затем они растут и превращаются во взрослых животных.

Учитель:В чем отличие размножения млекопитающих от других видов животных?

Ученик:У млекопитающих рождаются детеныши, которых мать вскармливает своим молоком, поэтому их так и называют.

    

      2. Индивидуальная работа по листочкам

 - Вам нужно выполнить тест «Размножение и развитие животных»       

                             (Звучит тихая музыка)

1.Где правильно дана последовательность развитие бабочки?

а) яйцо-куколка - личинка-бабочка

б) куколка - личинка-яйцо-бабочка

в) яйцо - личинка-куколка-бабочка

 

2. Где правильно дана последовательность развития рыбы?

     а) икра – мальки - взрослая рыба

     б) мальки - икра - взрослая рыба

     в) взрослая рыба – мальки - икра

 

3. Чем питаются гусеницы?

     а) листьями растений

      б) нектаром цветов

      в) другими насекомыми

 

4. Восстанови последовательность развития лягушки: икра - … - лягушка.

       а) малек

       б) головастик

       в) яйцо

 5. Восстанови последовательность развития черепахи: яйцо - … - взросла черепаха.

       а) личинка

       б) головастик

       в) маленькая черепашка

 

6. В какое время года у большинства птиц появляется потомство?

       а) весной

       б) летом

       в) осенью

 

7. Какое животное не откладывает яиц?

       а) лягушка

       б) крокодил

       в) соловей

 

8. Какие животные рождают детенышей?

       а) птицы

       б) звери

       в) рыбы

 9. Сколько этапов в развитии насекомых?

       а) 3 этапа

       б) 4 этапа

       в) 5 этапов

 

10. Сколько этапов в развитии зверей?

        а) 2 этапа

        б) 3 этапа

        в) 4 этапа  

 

 Учитель:Есть ли у вас любимые животные? Напиши какие.

 

Работа в рабочих тетрадях стр.51 №1(читают)

 

Учитель:А у меня любимое животное еж.

 

    III. Введение в новую тему (слайд 4)

 

       1.Постановка проблемы (рассказ – задача), беседа

 

- Послушайте, какой случай произошел однажды с ежатами… У ежихи появились маленькие, мягкие, пушистые ежата. Чтобы им не было холодно, мама грела их своим телом. Но ежат надо было и кормить, да оставлять малышей одних страшно: вдруг замерзнут. Если ежиха будет их только греть, то ежата останутся голодными, поэтому ежиха – мать решила пойти и быстро добыть корм для своих детенышей. Вдруг из-за кустов появились мальчишки. Они увидели ежиху и взяли ее домой. Маленькие ежата остались одни. Им холодно и голодно.

Учитель: Как вы думаете, что случится с ежатами без мамы? ( Они погибнут.)

Учитель:Будет ли природе хуже, если погибнут маленькие ежата?

 (Это - маленькая рана, нанесенная природе. Ведь в природе все взаимосвязано и нет ничего лишнего. Природе трудно залечивать, как большие, так и самые маленькие раны)

 Учитель:  Как же разрешить эту проблему и исправить ошибку мальчиков?

 (Надо отпустить ежиху, она сама найдет дорогу домой)

 Учитель:  К чему приводит такое отношение людей к природе?

       ( Некоторые животные становятся редкими, а некоторые совсем исчезают)

 Учитель:  Как вы думаете, это - положительное отношение человека к природе или отрицательное? (отриц.)

 

  2.Работа в рабочих тетрадей стр.51 № 2

     

Учитель: Какое воздействие на мир изображено на рис. Что изображено на 1 рис.?

Поставь цифру 6 рядом с рис. Остальные самостоятельно.  (Самост. работа)

Учитель: Чтобы животные не исчезли надо их…?

  - Кто догадался, как называется тема урока? (слайд 5)

 

Охрана животных

   

       IV. Сообщение темы и целей урока      

- Девизом урока станут стихи, что читали ребята в начале урока и слова     М.М.Пришвина (слайд 6)

 

Рыбе - воду, птице - воздух, зверю – лес,  степь и горы

          

   - Как понимаете это высказывание?

   (Каждое животное должно обитать там, где родился и вырос т.е. в своей среде    обитания.)

  - Посмотрите на эту фотовыставку.

 

1. Фотовыставка «Сохраним удивительный мир животных» (слайд 7)

                  ( на доске картины, фотографии животных) Звучит тихая музыка.

- Не правда ли, как прекрасны творения природы! Ими б только восхищаться,  поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство. Многие из них занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли, а некоторые из них уже исчезли.

 Что нам расскажут об этом экологи?

 

     1 эколог   На протяжении всей истории Земли животные вымирали по тем или  иным причинам. Одни погибали в ходе эволюции, другие – из-за природных катастроф или смены климата. В наше время основной причиной исчезновения многих видов животных стала человеческая деятельность: охота и коллекционирование, уничтожение естественных средств обитания и загрязнение окружающей среды.

 

    2 эколог   С древних времен люди охотились на животных, используя мясо и шкуру. Человек стал убивать большее количество животных, чем ему было необходимо для поддержания жизни. Когда смертность среди особей того или иного вида превышает  рождение, этому виду грозит гибель.

Так в результате неумеренной охоты исчезли морские коровы, квагги (вид африканских зебр), странствующие голуби и сумчатые волки.

 

       Учитель:По вине людей стали редкими многие виды животных. В последние      годы на Земле ежегодно исчезает от одного до десяти видов животных. Это больше, чем появляется новых видов. Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения и составила мировой список, в который вошли все животные, находящиеся на грани исчезновения. А затем ученые решили назвать этот список «Красной книгой» (показать Красную книгу) (слайд 8)

    - Для чего нужна эта книга?

( Красная книга предупреждает, что растение или животное находится в опасности,   в беде и нуждается в охране.)

    - Как вы думаете, почему книгу назвали Красной, а не синей или зеленой?             (ответы детей)

    - Красная книга  – это сигнал опасности. Красная книга не закон об охране  природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях. Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она еще раз переиздавалась.

    - Ваше мнение, почему Красная книга переиздавалась?

(Появились новые виды животных, которые находились на грани исчезновения.)

 

      

             V. Физкультминутка

      Песенка защитников природы.

 

Если б только - только-только,

     Если б только на планете,

     Если б только все земляне

     Все живое берегли

     То возможно–можно–можно,

     То наверно – верно - верно,

     Книги Красной точно – точно

     Никогда б не завели!

                   Припев:

                                 А – а, здравствуйте,

                                                      горы вот такой вышины!

                                 А-а, здравствуйте,

                                                      реки вот такой ширины!

                                 А-а, крокодилы, бегемоты,

                                 А-а, обезьяны, кашалоты,

                                 А-а, и зеленый попугай!

                                 А- а, и зеленый попугай!

 

     И пускай у этой речки,

     И пускай в зеленой роще,

     И пускай в лесу тенистом

     Слышен гомон птичьих стай,

     И запомни- помни- помни,

     Что беречь природу надо,

     Всем на этом белом свете

     Ты, как можешь, помогай!

                    Припев: тот же

 

            VI.Работа группы экологов (путешествие по фотовыставке)

 

- А теперь помощники экологов проведут путешествие по страницам Красной книги «Животные из Красной книги России» (слайды 9-13)

 

     Белый медведь   Это владыка Арктики, самый крупный зверь. Живет около 40       лет. У него нет постоянного дома. У медведицы рождаются 2-3 малыша. Медвежата появляются на свет беспомощными. Питается белый медведь рыбой, тюленями, молодыми моржами. Издавна люди охотятся на белых медведей. Они используют их мясо в пищу, жир – для хозяйственных целей, а шкуру для одежды. В результате сократилась численность белых медведей.

 

     Филин Это вид находится на грани исчезновения. Отличительные признаки –    крупные размеры, преимущественно рыжая окраска, большие уши и глаза. Обитает в таежной зоне, в лесотундру и тундру залетает редко. Гнездится там, где отсутствует человек. Основная добыча филина - это полевки, бурундуки, зайцы, рябчики, тетерева, а также рыба, лягушки и насекомые. Главная причина сокращения численности филина – прямое истребление его человеком. Его уничтожают охотники, как конкурента или просто из любопытства, для изготовления чучел.

 

    Фламинго   Эта птица стала редкой, так как подверглась преследованию ради вкусного мяса, красивого пера и мягкого пуха. Фламинго встречаются в Евразии, Африке и Южной Америке. Эта птица обладает длинной шеей и длинными ногами. Оперенье у фламинго нежно-розовое. Крылья короткие и широкие. Питается рачками, насекомыми, семенами водных растений.

   

       - К каким последствиям могло бы привести полное исчезновение всех птиц?

(Погибнет урожай, так как птицы уничтожают в день огромное количество           вредных насекомых, ловят на полях грызунов, распространяют семена растений, радуют нас своим пением, украшают нашу жизнь.)

 

     ТигрЭто прекрасный охотник. Он быстро бегает, способен долго преследовать добычу. Обычно он нападает из засады. Любимая добыча – это олени, дикие свиньи, антилопы. Если охота неудачна, то питается лягушками, мышами, саранчой. Когда многочисленные животные, теперь стали редкими. Причина кроется в их красивом и ценном мехе. На грани вымирания оказался самый крупный в мире амурский тигр. Сейчас тигры взяты под защиту во всем мире.

       Журавль

 

   2. Работа в рабочих тетрадях  стр. 52 № 3

   3. Рассказ учителя

      Животные Белебеевского края, занесенные в Красную книгу (слайды 14 -17)

      ( атлас стр.11)

 

      Лебеди  В Башкортостане можно встретить три вида лебедей: малого, лебедя –  кликуна, и лебедя – шипуна. Лебедь – шипун встречается чаще. Все три вида занесены в Красную книгу РБ. Лебедей друг от друга отличить не трудно. Кликун на воде шею держит прямо (палкой), клюв у него желтый, на лету издает трубные звуки. Они гнездятся на озере Большая – Елань. У нас этих птиц можно увидеть

    на пруду вблизи села Баженово Белебеевского района.  

 

      Сурок-байбаксамый крупный (50-60см) представитель рода сурков, вес его может достигать 10 кг. Голова некрупная, уплощенная, с маленькими ушами. Ноги короткие, лап с большими роющими когтями. Мех на спине и боках густой от песчано - желтого до темно- бурого цвета с рябью. Норы роет на склонах оврагов и балок. Предпочитает солнечные склоны. Активен в утренние и вечерние часы, на ночь и при опасности уходит в норы.

   В 1989 году на территории Бижбулякского района создан Государственный заказник,  по охране популяции сурка-байбака, занесенную в Красную книгу Южного Урала.

     - Что такое, заказник? ( Заказник – это место, где охраняют что – то одно, один        вид животных или растений).

 

     Усень –Ивановскиий заказник на территориикоторого - сосновый бор,  березовые рощи, места с богатым растительным и животным миром.

 

     «Барский пруд»- живописный пруд площадью 12 га, в нем форель, хариус, зеркальный карп.

 

        «Девичьи ключ» - родник с чистой водой.

 В реках, озерах и прудах республики обитают 47 видов рыб, 13 из них занесены   в     Красную книгу РБ.

 

     Пчела медоносная - «бурзянка» В Башкортостанеодним из главных природных богатств являются пчелы. В республике создан специальный пчелиный заповедник, в котором под охраной находится особый вид медоносной пчелы – «бурзянка» (атлас стр.20). Она занесена в красную книгу как вымирающий вид.

 - Что такое заповедник? (Заповедное место, где оберегают и сохраняют ценные и  редкие животные, растения, уникальные участки природы, культурные ценности) 

  

       VII. Физкультминутка-релаксация «В заказнике»

                               Аудиозапись «Утренняя свежесть»

 

Учитель: Сядь поудобнее и закрой глаза… Сделай 3 глубоких вдоха и выдоха и

найди внутри самого себя точку внутреннего спокойствия - такое место в душе, где тихо и спокойно.

    Представь себе прекрасный солнечный летний день. Ты находишься в заказнике, около Барского пруда, садишься на траву. Дотронься до неё руками и почувствуй ее приятную прохладу. Теперь ты ложишься и растягиваешься на траве. Вдохни 1раз глубоко-глубоко. Пусть твое тело станет таким же мягким и расслабленным, как у тряпочной куклы. Ты лежишь в траве совершенно безмятежно, слушаешь прекрасное пение птиц и жужжание пчел. (Пауза 30 сек.)

Ты чувствуешь, как расслабляется твой лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи, руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее, твои ступни расслабляются и становятся мягкими. (Пауза 15 сек.)

    Теперь поблагодари этот заказник за то, что он тебя так чудесно расслабил… Немного потянись, выпрямись, подвигай пальчиками рук и ног. Энергично выдохни и открой глаза. Мы снова на уроке.

 

VIII. Обобщение

- Выявите причины исчезновения животных с нашей  Земли.

1. Люди охотятся на животных, употребляя их в пищу.

2. Уничтожают за ценный мех и ради красивой копии.

3. Делают украшения, например, из клыков моржей.

4. Многие виды животных гибнут из-за загрязнения водоемов.

5. Ухудшаются экологические условия.

   

    - Так что должен делать человек, чтобы сохранить редкие виды животных?

·        Запретить охоту на животных, занесенных в Красную книгу

·        Создавать как можно больше заповедников, национальных парков для сохранения мест обитания редких видов животных и ограничение доступа населения к месту их пребывания

 

- Посмотрите, нам в класс поступили жалобы от животных.

                                          Жалоба 1.

«Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят у меня не красивые, большие, страшные. А так ли это? Если б не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба».

- Кто это? (сова) ( атлас стр.12)

- Сова с 1964 года, находится под охраной государства. Одна сова за лето уничтожает 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.

                                          Жалоба 2

«Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая».

-Кто это? (жаба).

Одна жаба охраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.

- Животные связаны между собой в цепи питания. Оберегая одних животных, ты помогаешь и другим.

                                       Жалоба 3

«Мы очень обижены на человека. Как же простить, если до сих пор меня ловят все, кому не лень. Я даже жалею, что родилась такой красавицей. А птицы меня не трогают. Яркие пятна на моих крыльях предупреждают птиц о том, что меня трогать нельзя, что я не съедобная. А в минуту опасности я даже могу испугать птицу шипением. С каждым годом нас становится все меньше и меньше».

- Кто это? (бабочка – махаон).

- Да, то, что сделал человек с природой, ужасное преступление.

 

Вывод. Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо вам известные: белка, еж, синица, дятел, лягушка и многие другие. Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе. Также надо беречь природу – это леса, водоемы, луга и т.д. Ведь в природе все взаимосвязано.

 

      2. Самостоятельная работа (атлас стр. 14)

- Откройте атласы и прочитайте экологические правила «Друзей животных»    (слайд 18)

·        Не нарушай тишину леса

·        Не подходи близко к гнездам птиц

·        Не гуляй с собакой весной или в начале лета без поводка. Она может поймать птенчика.

·        Подкармливай птиц зимой, а весной делай для них домики.

·        Не лови бабочек, шмелей, стрекоз.

·        Не разоряй муравейники

 

IX. Заключительная часть

 1.Работа по учебнику

         Дети читают правила в учебнике на стр. 109

1.     Работа в тетрадях (стр. 53 № 5)

 

          X.Подведение итогов

- Подведем итоги. Что нового вы узнали на уроке? Что понравилось в ходе    урока? С какими затруднениями столкнулись на уроке?

Животные – часть природы. Природа как израненная птица кричит и просит о помощи.

«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца, с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе  - вода, птице – воздух, зверю – лес, степь и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранятьРодину».

-  Подумайте, кто будет жить на Земле после нас.

           2. Выставление оценок

            

          XI.   Домашнее задание

 По учебнику стр. 106-110 читать, пересказ. По тетрадям 52-53 № 4,5,7

       Читать дополнительную литер.: «Зеленые страницы», или «Великан на поляне»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ohrana_zhivotnyh.docx47.92 КБ

Предварительный просмотр:

                 План – конспект урока «Охрана животных»

                                           План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

- фронтальный опрос

- индивидуальная работа на листочках

     3. Введение в новую тему.

          - рассказ – задача

          - беседа

     4. Сообщение темы и цели урока

          - фотовыставка

          - сообщения экологов

          - о Красной книге

     5. Физкультминутка

     6. Работы группы экологов

          - путешествие по страницам Красной книги РФ и РБ

     7.Физкультминутка – релаксация

     8. Обобщение

     9. Заключительная часть

    10. Подведение итогов

    11. Домашнее задание                                              

                                             Ход урока

I Организационный момент 

- Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости урока. Сегодня на уроке мы будем путешествовать по страницам Красной книги РФ и РБ.

А пока дадим слово ребятам (читают стихи, заранее подготовленные ученики). (Слайд 1)

   

   

    Посмотри, мой юный друг,                                Все, что нужно год от года

    Что находится вокруг:                                        Нам дает сама природа.

    Небо светло-голубое,                                          И поэтому все мы

    Солнце светит золотое,                                       Жить не можем без воды,

    Ветер листьями играет,                                       Без растений и животных,

    Тучка в небе проплывает.                                   Без красивых гор высоких,

    Поле, речка и листва,                                          Без лесов, полей и рек

    Горы, воздух и трава,                                         Жить не может человек.

    Птицы, звери и леса,                                           Так давайте сбережем

    Гром, туманы и роса,                                          Наш земной природный дом!

    Человек и время года-                                            

    Это все вокруг - природа.

   

       II Проверка домашнего задания

1.Фронтальный опрос.

      - Спасибо, ребята! Эти стихи будут девизом нашего урока, а сей час вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. Посмотрите внимательно на слова и подумайте, со всем ли вы согласны? (Слайд 2)

личинка

яйцо

куколка

бабочка

       Ученик: Стадии размножения и развития животных перепутаны.

яйцо

личинка

куколка

бабочка

Учитель: Какое слово пропущено? (Слайд 3)

                         Икринка------ (головастик)--------лягушка

                         Яйцо-----------(детеныш)-----------взрослое животное

 

- Сравните размножение земноводных и пресмыкающихся.

Ученик: Земноводные откладывают в воду икринки, из икринок выходят                головастики, а головастики превращаются в лягушек. А пресмыкающиеся откладывают яйца. Из них вылупляются маленькие ящерицы, змеи, черепашки, крокодильчики. Затем они растут и превращаются во взрослых животных.

Учитель: В чем отличие размножения млекопитающих от других видов животных?

Ученик: У млекопитающих рождаются детеныши, которых мать вскармливает своим молоком, поэтому их так и называют.

     

      2. Индивидуальная работа по листочкам

 - Вам нужно выполнить тест «Размножение и развитие животных»       

        (Звучит тихая музыка)

1.Где правильно дана последовательность развитие бабочки?

а) яйцо-куколка - личинка-бабочка

б) куколка - личинка-яйцо-бабочка

в) яйцо - личинка-куколка-бабочка

2. Где правильно дана последовательность развития рыбы?

     а) икра – мальки - взрослая рыба

     б) мальки - икра - взрослая рыба

     в) взрослая рыба – мальки - икра

3. Чем питаются гусеницы?

     а) листьями растений

      б) нектаром цветов

      в) другими насекомыми

 

4. Восстанови последовательность развития лягушки: икра - … - лягушка.

       а) малек

       б) головастик

       в) яйцо

 5. Восстанови последовательность развития черепахи: яйцо - … - взросла черепаха.

       а) личинка

       б) головастик

       в) маленькая черепашка

6. В какое время года у большинства птиц появляется потомство?

       а) весной

       б) летом

       в) осенью

7. Какое животное не откладывает яиц?

       а) лягушка

       б) крокодил

       в) соловей

8. Какие животные рождают детенышей?

       а) птицы

       б) звери

       в) рыбы

 9. Сколько этапов в развитии насекомых?

       а) 3 этапа

       б) 4 этапа

       в) 5 этапов

10. Сколько этапов в развитии зверей?

        а) 2 этапа

        б) 3 этапа

        в) 4 этапа  

 Учитель: Есть ли у вас любимые животные? Напиши какие.

Работа в рабочих тетрадях стр.51 №1(читают)

Учитель: А у меня любимое животное еж.

    III. Введение в новую тему (слайд 4)

       1.Постановка проблемы (рассказ – задача), беседа

- Послушайте, какой случай произошел однажды с ежатами… У ежихи появились маленькие, мягкие, пушистые ежата. Чтобы им не было холодно, мама грела их своим телом. Но ежат надо было и кормить, да оставлять малышей одних страшно: вдруг замерзнут. Если ежиха будет их только греть, то ежата останутся голодными, поэтому ежиха – мать решила пойти и быстро добыть корм для своих детенышей. Вдруг из-за кустов появились мальчишки. Они увидели ежиху и взяли ее домой. Маленькие ежата остались одни. Им холодно и голодно.

Учитель:  Как вы думаете, что случится с ежатами без мамы? ( Они погибнут.)

Учитель: Будет ли природе хуже, если погибнут маленькие ежата?

 (Это - маленькая рана, нанесенная природе. Ведь в природе все взаимосвязано и нет ничего лишнего. Природе трудно залечивать, как большие, так и самые маленькие раны)

 Учитель:  Как же разрешить эту проблему и исправить ошибку мальчиков?

 (Надо отпустить ежиху, она сама найдет дорогу домой)

 Учитель:  К чему приводит такое отношение людей к природе?

       ( Некоторые животные становятся редкими, а некоторые совсем исчезают)

 Учитель:  Как вы думаете, это - положительное отношение человека к природе или отрицательное? (отриц.)

  2.Работа в рабочих тетрадей стр.51 № 2

     

Учитель: Какое воздействие на мир изображено на рис. Что изображено на 1 рис.?

Поставь цифру 6 рядом с рис. Остальные самостоятельно.  (Самост. работа)

Учитель:  Чтобы животные не исчезли надо их…?

  - Кто догадался, как называется тема урока? (слайд 5)

Охрана животных

   

       IV. Сообщение темы и целей урока      

- Девизом урока станут стихи, что читали ребята в начале урока и слова     М.М.Пришвина (слайд 6)

Рыбе - воду, птице - воздух, зверю – лес,  степь и горы

           

   - Как понимаете это высказывание?

   (Каждое животное должно обитать там, где родился и вырос т.е. в своей среде    обитания.)

  - Посмотрите на эту фотовыставку.

1. Фотовыставка «Сохраним удивительный мир животных» (слайд 7)

                  ( на доске картины, фотографии животных) Звучит тихая музыка.

- Не правда ли, как прекрасны творения природы! Ими б только восхищаться,  поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство. Многие из них занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли, а некоторые из них уже исчезли.

 Что нам расскажут об этом экологи?

     1 эколог   На протяжении всей истории Земли животные вымирали по тем или  иным причинам. Одни погибали в ходе эволюции, другие – из-за природных катастроф или смены климата. В наше время основной причиной исчезновения многих видов животных стала человеческая деятельность: охота и коллекционирование, уничтожение естественных средств обитания и загрязнение окружающей среды.

    2 эколог   С древних времен люди охотились на животных, используя мясо и шкуру. Человек стал убивать большее количество животных, чем ему было необходимо для поддержания жизни. Когда смертность среди особей того или иного вида превышает  рождение, этому виду грозит гибель.

Так в результате неумеренной охоты исчезли морские коровы, квагги (вид африканских зебр), странствующие голуби и сумчатые волки.

       Учитель: По вине людей стали редкими многие виды животных. В последние      годы на Земле ежегодно исчезает от одного до десяти видов животных. Это больше, чем появляется новых видов. Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения и составила мировой список, в который вошли все животные, находящиеся на грани исчезновения. А затем ученые решили назвать этот список «Красной книгой» (показать Красную книгу) (слайд 8)

    - Для чего нужна эта книга?

( Красная книга предупреждает, что растение или животное находится в опасности,   в беде и нуждается в охране.)

    - Как вы думаете, почему книгу назвали Красной, а не синей или зеленой?             (ответы детей)

    - Красная книга  – это сигнал опасности. Красная книга не закон об охране  природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях. Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она еще раз переиздавалась.

    - Ваше мнение, почему Красная книга переиздавалась?

(Появились новые виды животных, которые находились на грани исчезновения.)

       

             V. Физкультминутка

      Песенка защитников природы.

Если б только - только-только,

     Если б только на планете,

     Если б только все земляне

     Все живое берегли

     То возможно–можно–можно,

     То наверно – верно - верно,

     Книги Красной точно – точно

     Никогда б не завели!

                   Припев:

                                 А – а, здравствуйте,

                                                      горы вот такой вышины!

                                 А-а, здравствуйте,

                                                      реки вот такой ширины!

                                 А-а, крокодилы, бегемоты,

                                 А-а, обезьяны, кашалоты,

                                 А-а, и зеленый попугай!

                                 А- а, и зеленый попугай!

     И пускай у этой речки,

     И пускай в зеленой роще,

     И пускай в лесу тенистом

     Слышен гомон птичьих стай,

     И запомни- помни- помни,

     Что беречь природу надо,

     Всем на этом белом свете

     Ты, как можешь, помогай!

                    Припев: тот же

            VI. Работа группы экологов (путешествие по фотовыставке)

- А теперь помощники экологов проведут путешествие по страницам Красной книги «Животные из Красной книги России» (слайды 9-13)

     Белый медведь   Это владыка Арктики, самый крупный зверь. Живет около 40       лет. У него нет постоянного дома. У медведицы рождаются 2-3 малыша. Медвежата появляются на свет беспомощными. Питается белый медведь рыбой, тюленями, молодыми моржами. Издавна люди охотятся на белых медведей. Они используют их мясо в пищу, жир – для хозяйственных целей, а шкуру для одежды. В результате сократилась численность белых медведей.

     Филин  Это вид находится на грани исчезновения. Отличительные признаки –    крупные размеры, преимущественно рыжая окраска, большие уши и глаза. Обитает в таежной зоне, в лесотундру и тундру залетает редко. Гнездится там, где отсутствует человек. Основная добыча филина - это полевки, бурундуки, зайцы, рябчики, тетерева, а также рыба, лягушки и насекомые. Главная причина сокращения численности филина – прямое истребление его человеком. Его уничтожают охотники, как конкурента или просто из любопытства, для изготовления чучел.

    Фламинго   Эта птица стала редкой, так как подверглась преследованию ради вкусного мяса, красивого пера и мягкого пуха. Фламинго встречаются в Евразии, Африке и Южной Америке. Эта птица обладает длинной шеей и длинными ногами. Оперенье у фламинго нежно-розовое. Крылья короткие и широкие. Питается рачками, насекомыми, семенами водных растений.

   

       - К каким последствиям могло бы привести полное исчезновение всех птиц?

(Погибнет урожай, так как птицы уничтожают в день огромное количество           вредных насекомых, ловят на полях грызунов, распространяют семена растений, радуют нас своим пением, украшают нашу жизнь.)

     Тигр Это прекрасный охотник. Он быстро бегает, способен долго преследовать добычу. Обычно он нападает из засады. Любимая добыча – это олени, дикие свиньи, антилопы. Если охота неудачна, то питается лягушками, мышами, саранчой. Когда многочисленные животные, теперь стали редкими. Причина кроется в их красивом и ценном мехе. На грани вымирания оказался самый крупный в мире амурский тигр. Сейчас тигры взяты под защиту во всем мире.

       Журавль

   2. Работа в рабочих тетрадях  стр. 52 № 3

   3. Рассказ учителя

      Животные Белебеевского края, занесенные в Красную книгу (слайды 14 -17)

      ( атлас стр.11)

      Лебеди   В Башкортостане можно встретить три вида лебедей: малого, лебедя –  кликуна, и лебедя – шипуна. Лебедь – шипун встречается чаще. Все три вида занесены в Красную книгу РБ. Лебедей друг от друга отличить не трудно. Кликун на воде шею держит прямо (палкой), клюв у него желтый, на лету издает трубные звуки. Они гнездятся на озере Большая – Елань. У нас этих птиц можно увидеть

    на пруду вблизи села Баженово Белебеевского района.  

      Сурок-байбак – самый крупный (50-60см) представитель рода сурков, вес его может достигать 10 кг. Голова некрупная, уплощенная, с маленькими ушами. Ноги короткие, лап с большими роющими когтями. Мех на спине и боках густой от песчано - желтого до темно- бурого цвета с рябью. Норы роет на склонах оврагов и балок. Предпочитает солнечные склоны. Активен в утренние и вечерние часы, на ночь и при опасности уходит в норы.

   В 1989 году на территории Бижбулякского района создан Государственный заказник,  по охране популяции сурка-байбака, занесенную в Красную книгу Южного Урала.

     - Что такое, заказник? ( Заказник – это место, где охраняют что – то одно, один        вид животных или растений).

     Усень –Ивановскиий заказник на территории которого - сосновый бор,  березовые рощи, места с богатым растительным и животным миром.

     «Барский пруд» - живописный пруд площадью 12 га, в нем форель, хариус, зеркальный карп.

        «Девичьи ключ» - родник с чистой водой.

 В реках, озерах и прудах республики обитают 47 видов рыб, 13 из них занесены   в     Красную книгу РБ.

     Пчела медоносная - «бурзянка» В Башкортостане одним из главных природных богатств являются пчелы. В республике создан специальный пчелиный заповедник, в котором под охраной находится особый вид медоносной пчелы – «бурзянка» (атлас стр.20). Она занесена в красную книгу как вымирающий вид.

 - Что такое заповедник? (Заповедное место, где оберегают и сохраняют ценные и  редкие животные, растения, уникальные участки природы, культурные ценности)  

   

       VII. Физкультминутка-релаксация «В заказнике»

                               Аудиозапись «Утренняя свежесть»

Учитель: Сядь поудобнее и закрой глаза… Сделай 3 глубоких вдоха и выдоха и

найди внутри самого себя точку внутреннего спокойствия - такое место в душе, где тихо и спокойно.

    Представь себе прекрасный солнечный летний день. Ты находишься в заказнике, около Барского пруда, садишься на траву. Дотронься до неё руками и почувствуй ее приятную прохладу. Теперь ты ложишься и растягиваешься на траве. Вдохни 1раз глубоко-глубоко. Пусть твое тело станет таким же мягким и расслабленным, как у тряпочной куклы. Ты лежишь в траве совершенно безмятежно, слушаешь прекрасное пение птиц и жужжание пчел. (Пауза 30 сек.)

Ты чувствуешь, как расслабляется твой лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи, руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее, твои ступни расслабляются и становятся мягкими. (Пауза 15 сек.)

    Теперь поблагодари этот заказник за то, что он тебя так чудесно расслабил… Немного потянись, выпрямись, подвигай пальчиками рук и ног. Энергично выдохни и открой глаза. Мы снова на уроке.

VIII. Обобщение

- Выявите причины исчезновения животных с нашей  Земли.

1. Люди охотятся на животных, употребляя их в пищу.

2. Уничтожают за ценный мех и ради красивой копии.

3. Делают украшения, например, из клыков моржей.

4. Многие виды животных гибнут из-за загрязнения водоемов.

5. Ухудшаются экологические условия.

   

    - Так что должен делать человек, чтобы сохранить редкие виды животных?

  1. Запретить охоту на животных, занесенных в Красную книгу
  2. Создавать как можно больше заповедников, национальных парков для сохранения мест обитания редких видов животных и ограничение доступа населения к месту их пребывания

- Посмотрите, нам в класс поступили жалобы от животных.

                                          Жалоба 1.

«Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят у меня не красивые, большие, страшные. А так ли это? Если б не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба».

- Кто это? (сова) ( атлас стр.12)

- Сова с 1964 года, находится под охраной государства. Одна сова за лето уничтожает 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.

                                          Жалоба 2

«Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая».

-Кто это? (жаба).

Одна жаба охраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.

- Животные связаны между собой в цепи питания. Оберегая одних животных, ты помогаешь и другим.

                                       Жалоба 3

«Мы очень обижены на человека. Как же простить, если до сих пор меня ловят все, кому не лень. Я даже жалею, что родилась такой красавицей. А птицы меня не трогают. Яркие пятна на моих крыльях предупреждают птиц о том, что меня трогать нельзя, что я не съедобная. А в минуту опасности я даже могу испугать птицу шипением. С каждым годом нас становится все меньше и меньше».

- Кто это? (бабочка – махаон).

- Да, то, что сделал человек с природой, ужасное преступление.

Вывод. Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо вам известные: белка, еж, синица, дятел, лягушка и многие другие. Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе. Также надо беречь природу – это леса, водоемы, луга и т.д. Ведь в природе все взаимосвязано.

      2. Самостоятельная работа (атлас стр. 14)

- Откройте атласы и прочитайте экологические правила «Друзей животных»    (слайд 18)

  1. Не нарушай тишину леса
  2. Не подходи близко к гнездам птиц
  3. Не гуляй с собакой весной или в начале лета без поводка. Она может поймать птенчика.
  4. Подкармливай птиц зимой, а весной делай для них домики.
  5. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз.
  6. Не разоряй муравейники

IX. Заключительная часть

 1.Работа по учебнику

         Дети читают правила в учебнике на стр. 109

  1. Работа в тетрадях (стр. 53 № 5)

          X. Подведение итогов

- Подведем итоги. Что нового вы узнали на уроке? Что понравилось в ходе    урока? С какими затруднениями столкнулись на уроке?

Животные – часть природы. Природа как израненная птица кричит и просит о помощи.

«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца, с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе  - вода, птице – воздух, зверю – лес, степь и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

-  Подумайте, кто будет жить на Земле после нас.

           2. Выставление оценок

             

          XI.   Домашнее задание

 По учебнику стр. 106-110 читать, пересказ. По тетрадям 52-53 № 4,5,7

       Читать дополнительную литер.: «Зеленые страницы», или «Великан на поляне»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению в классе- комплекте (2-3классы)

В конспекте показана работа над произведения в классах-комплектах малокомплектной школы.Показаны различные приемы работы, виды работ." класс по ФГОС, 3- по старой программе....

конспект занятия на тему «Охрана животных и растений. Красная Книга ЯНАО»

Конспект занятия эколого - биологической направленности в системе дополнительного образования для детей 8 - 9 лет. Знакомство с природоохранными мероприятиями в России (заказники, заповедники, Кр...

Конспект урока по теме: " Охрана растений. "

Тема: Охрана растений.Цели урока:Обобщить знания учащихся о значении растений в жизни животных и человека.Рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормойпо...

Конспект урока на тему: "Охрана животных" 3 класс

ТЕМА: « ОХРАНА ЖИВОТНЫХ» («Школа России») 3 класс Цель урока: познакомить с животными, которые внесены в Красную книгу; рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди.Планируемы...

Конспект урока по теме: "Воздух и его охрана" 3 класс

Конспект урока для 3 класса по окружающему миру "Воздух и его охрана".УМК "Школа России"...