Конспект урока по теме: " Охрана растений. "
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Абрамова Любовь Николаевна

Тема: Охрана растений.

Цели урока:

Обобщить знания учащихся о значении растений в жизни животных и человека.

Рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой

поведения в природе; развитие умения устной речи, кругозора, творческой фантазии, наблюдательности;

Показать важность охраны растений; воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_temeohrana_rasteniy.docx29.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Охрана растений.

Цели урока:

Обобщить знания учащихся о значении растений в жизни животных и человека.

Рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе; развитие умения устной речи, кругозора, творческой фантазии, наблюдательности;

Показать важность охраны растений; воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока

1.Организационный момент.

Учитель проверяет готовность детей к уроку.

2.Введение в тему.

Послушайте экологическую сказку.

На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.

Однажды мальчик Вова забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понёс домой. По дороге он встретил друзей, ребятам стало очень завидно, что у Вовы был такой красивый букет.

Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Вова был "добрым" мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда.

В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал ...

Обсуждение сказки.

-Можно ли Вову назвать "добрым" мальчиком?

Почему лось заплакал?

Часто люди срывают беззащитные цветы. Постоят такие цветы совсем немного в воде и превратятся в ненужный сор.

Послушайте стихотворение о подснежниках.

Подснежник.

Вот букет: он брошен вместе с сором.

Умирают, сжавшись, лепестки...

Это мы срываем без разбора Беззащитные тугие стебельки.

Для чего мы рвали их? Не знаю!

Быстро вянет нежный первоцвет,

Пусто, скучно стало на поляне:

Вестников весны там больше нет!

Очень просто погубить живое,

Ведь подснежники не могут нам сказать:

"Наслаждайтесь нашей красотою-

Только очень просим нас не рвать!" (И. Абдулаева)

Почему же нельзя рвать цветы?

Сообщение темы урока.

Вы уже очень много узнали о растениях и эти знания сейчас показали.

Тема сегодняшнего урока "Охрана растений".

Как вы думаете, нужно ли охранять растения? Зачем?

Проверка домашнего задания по теме: "Размножение и развитие растений".

-Проведём краткий опрос по изученному материалу.

Весной в цветущие сады часто выносят ульи с пчёлами. Для чего это делают? Как происходит опыление растений?

-Что образуется на месте цветов после опыления?

Назовите насекомых-опылителей.

Как распространяются плоды и семена растений?

Какие условия нужны для прорастания семян?

Как развивается растение из семени?

Во время опроса двое учеников работают по карточкам с индивидуальными заданиями:

Карточка 1.

Как расселяются растения? Напиши после названия каждого растения, как распространяются у него семена:

Клён ...

Одуванчик...

Сосна...

Репейник...

Ель...

(Ответ: Клён - ветром; одуванчик - ветром; сосна - ветром, птицами (дятел), зверьми (белка); репейник-животными, человеком).

Карточка 2.

Обозначь цифрами последовательность стадий развития растений:

Семя

Взрослое растение с плодами и семенами Проросток с развивающимся корешком Взрослое растение с цветками Проросток с развивающимся стеблем и листочками

(Ответ: 1. Семя; 2. Проросток с развивающимся корешком; 3. Проросток с развивающимся стеблем и листочками; 4. Взрослое растение с цветками; 5. Взрослое растение с плодами и семенами).

Проверка заданий по карточкам.

Викторина "Узнай растение".

Учитель читает описание растения. Отгадавший ученик вписывает название растения в пустые клеточки на доске.

1) Гирлянды        белых, маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветов - красная ягода. Но не бери её в рот - она ядовита.(ландыш)

2) Укакого лиственного дерева, даже в самый жаркий день, кора остаётся прохладной?(берёза)

3) Вся поляна покрыта голубыми цветами.

Все чуть склонили головки, и кажется: вот-вот пробежит

 ветерок - над поляной послышится серебряный перезвон, (колокольчик).

Значение растений для животных и человека. Беседа.

Как хорошо, что есть растения! Без растений не было бы жизни на нашей планете Земля. Какое значение имеют растения для животных?

(Растения дают животным кислород, служат пищей, лекарством, жилищем).

А какое значение имеют растения для человека?

       

( Человек получает от растений кислород, пищу, лекарства, древесину, ткани -лён, хлопок.)

Знакомство с Красной книгой.

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты Оставляет нам каждое лето.

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы,

Опустеют все поляны, и не будет красоты.

Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Растения нуждаются в охране. Поэтому люди создали Красную книгу, (показ книги)

Красная книга! Почему она красная? (Красный цвет предупреждает нас- стой! Остановитесь! Ещё один неосторожный шаг, и может быть поздно.)

Ребята нам приготовили сообщение о растениях из Красной книги.

Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет-сигнал опасности.

Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. Красная книга сама не охраняет, а только фиксирует, предупреждает.

Всякая Красная книга состоит из цветных страниц.

Чёрные: На чёрных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер.

Красные: На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие растения и животные.

Жёлтые: На жёлтых страницах те растения и животные, количество которых быстро снижается, которым грозит "переселение" на опасные красные страницы.

Белые: На белых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места их с

обитания труднодоступны или точно не установлены. Зелёные: На зелёных страницах - самых удалось сохранить, спасти от вымирания.

Идея Красной книги - спасти животный и растительный мир.

7. Физкульминутка  "Бабочка".

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и улетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

Спал цветок и вдруг проснулся –

8.Лекарственные растения.

Учитель: Многие растения на нашей планете являются лекарственными. Это замечательное богатство природы. Собирать их нужно так, чтобы не нанести вреда природе. Часть этих растений надо обязательно оставлять в природе для дальнейшего их размножения.

Рассмотрим выставку лекарственных растений.

Это женьшень, черемша, белая акация, горечавка жёлтая, арника горная, красавка, родиола розовая, жостер, щавель конский, алтей, володушка золотистая.

обнадёживающих - те Женьшень-одно из самых ценных растений, используемое в восточной медицине уже около 4 тысячь лет. Считается, что корень, имеющий форму фигурки человека, обладает наибольшей силой, продлевает жизнь. Это растение занесено в международную Красную книгу и подлежит охране. "Жень" на китайском языке означает человек, а "шень" - корень. Женьшень растёт очень медленно, срок его жизни 50 лет и больше.

В медицине используют корни растения, как тонизирующее средство, повышающее сопротивление организма к заболеваниям.

Многие лечебные растения используются при производстве косметики:

зубных паст, кремов, шампуней.

Учащиеся рассматривают выставку косметических средств, созданных на основе лекарственных растений, а также сборы лекарственных растений, используемые при различных заболеваниях.

Атеперь рассмотрите космитические средства и найдите, какие лекарственные растения входят в состав этих средств.

Практическая работа.

1 гpyппa- выписать все растения, которые растут рядом: в классе, на клумбах, возле дома и т.д.

2 группа- придумать правила обращения по защите растений, экологические знаки

животные и растения, 10. Экологический светофор.

-Поиграем в игру "Экологический светофор", чтобы закрепить правила поведения по охране растений в различных ситуациях.

Правила игры: "Экологический светофор" похож на те светофоры, которые установлены на наших дорогах. Вспомните, что обозначают их сигналы?

Учащиеся. Красный свет запрещает движение, жёлтый - предупреждает, а зелёный - разрешает.

Учитель. Светофоры помогают водителям и пешеходам выполнять правила дорожного движения. "Экологический светофор" поможет нам правильно поступать, чтобы не причинять вреда растениям. Он тоже имеет три цвета:

"красный свет - природе вред!"; "жёлтый-осторожно!"; "светзелёный-так красиво! - лес сказал тебе "Спасибо!". Я буду зачитывать текст карточки, а вы по команде "Внимание, раз!" должны "зажигать сигналы светофора", демонстрируя тот сигнал, который соответствует описанной ситуации.

1 ситуация. Аня хотела научиться плести венки так же, как это делала её подружка Марина. Девочки нашли полянку с одуванчиками. Нарвали по букету и сели плести. Марина показала как укладывать и перевязывать цветы, но у Ани ничего не получилось. Пришлось собрать ещё букет, потом - ещё. Одуванчики быстро вяли и становились некрасивыми. Когда, наконец, Аня которых закрепила концы венка и можно было одеть его на голову, девочек позвали домой. Они бросили цветы и пошли обедать.

Учащиеся показывают красный сигнал светофора и дают объяснения.

ситуация. Валера встал поздно, кое-как, чтобы не опаздывать в школу, побросал книжки в рюкзак и выскочил из дома. Обычный маршрут его

9.Групповая работа.

пролегал по асфальтовой дорожке вокруг школьного сада. Но сегодня он решил сократить путь - побежал через сад. Оказалось, что за школьным забором вчера вскопали широкую полоску земли и высадили цветочную рассаду. Бежать вокруг было некогда и Валера пустился напрямик,

затаптывая слабенькие росточки. Когда он вбежал в класс - раздался звонок. "Не опоздал!" - радостно подумал Валера.

Учащиеся показывают красный сигнал светофора и дают объяснения.

ситуация. Олегу и Андрею родители купили велосипеды. Рядом был лесопарк, и мальчишки решили покататься там. Когда они въехали в лес, то увидели, что асфальтированные дорожки очень узкие, а вдоль них высокая трава, цветы. "Как же быть?" - задумались они, - "можно ли здесь кататься?" Учащиеся показывают жёлтый сигнал светофора и дают объяснения.

ситуация. Каждую осень Галя и Маша собирали семена цветов: календулы, бархоток... Весной девочки проращивали рассаду на подоконниках, а когда наступали тёплые дни, высаживали учителем на школьных клумбах. Каждый год девочки узнавали о цветах все больше и больше. Даже взрослые стали обращаться к ним за советом. Учащиеся показывают зелёный сигнал светофора и дают объяснения.

ситуация. Катя и Света вышли на улицу, чтобы начать выполнять летнее задание по составлению гербария. Девочки знали, что в нем могут быть и травы, и цветы, и листья. Они взяли с собой большой полиэтиленовый пакет и картонную папку, чтобы складывать сорванные растения. Какие именно- они ещё не решили. "Посмотрим по дороге - что понравится, то и будем срывать для гербария" - договорились между собой Катя и Света.

Учащиеся показывают жёлтый сигнал светофора и дают объяснения.

ситуация. Света с родителями поехали в лес. Отец вел машину. Остались позади шумные городские улицы, проехали дачные участки. Далее вдоль дороги стеной вставали деревья. Проехав какое-то расстояние, отец спросил: "Где остановимся?" Можно было свернуть с дороги и проехать между деревьями вглубь леса. Кто-то уже поступал таким образом - следы от машин оставались надолго.

Они были узнаваемы по бедной растительности. Светины родители решили в растения у себя во дворе и вместе лес не въезжать, тем более, что возле дороги была небольшая асфальтированная стоянка для машин. В лес отправились пешком, аккуратно и тихо, уважая законы чужого дома, как и положено гостям.

Учащиеся показывают зелёный сигнал светофора и дают объяснения.

-В любой ситуации надо помнить о правилах поведения в природе и поступать так, чтобы ваши действия приносили пользу окружающему миру и самому человеку. Натиск человечества столь усилился на зеленый мир, что многие растения исчезают с земного шара. ".

обобщение по теме,

Из-за чего дикорастущие растения становятся редкими?

Где растения находятся под особой охраной?

Можно ли собирать растения в природе?

Х2. Вывод.

Ребята, какой бы вы сделали вывод по уроку?

(Каждый человек должен бережно относиться к растениям. Следует знать и соблюдать экологические правила.)

Верно, ребята. Замечательный писатель К. Паустовский, всей душой любивший природу, сказал:

"Охранять природу - значит охранять Родину".

XVI. Домашнее задание.

Читать и пересказывать материал в учебнике на стр. 84-88; подготовить сообщение о любом растении.








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему: "Охрана животных" А.А.Плешаков, 3класс

               План – конспект урока «Охрана животных» Цель урока:создание условий для усвоения обучающимися знаний о Красной книге и животных, кот...

Конспект урока кубановедения. Тема: "Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении"

Данный конспект урока позволит учителю познакомить  учащихся с видами ядовитых растений и грибов в лесах, дать представление детям  о первой медицинской помощи при отравлениях....

Конспект урока на тему: "Охрана животных" 3 класс

ТЕМА: « ОХРАНА ЖИВОТНЫХ» («Школа России») 3 класс Цель урока: познакомить с животными, которые внесены в Красную книгу; рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди.Планируемы...

Конспект урока по теме "Размножение растений" в 3 классе

Цели образовательные: расширить знания детей о жизни растений, познакомить учащихся со способами размножения и распространения растений,Цели развивающие: формировать УУД (универсальных учебных действи...

Конспект урока на тему «Органы растения и их значение для его жизни»

2 класс конспект урока по окружающему миру УМК Начальная школа 21 века....

Окружающий мир.Конспект урока по теме : " Царства растений"

Конспект урока составлен с использованием карточек и заданий платформы Учи.ру....

План-конспект урока на тему "Лекарственные растения"

План-конспект урока на тему "Лекарственные растения"...