Окружающий мир 4 класс "Планета Знаний" "Искусственные сообщества. Поле"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Соколова Елена Валентиновна

Конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pole.docx29.12 КБ

Предварительный просмотр:

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

«Планета знаний» 4 класс

Тема урока: Искусственные сообщества.  Поле.

Цели урока:

  • Познакомить детей с отличительными признаками искусственного сообщества на примере поля.
  • Рассмотреть основные группы растений поля, их особенности и использование в жизни человека.
  • Активизировать познавательную деятельность через использование групповой и коллективной работы.
  • Формировать навыки самопознания, самоконтроля, самооценки.

Оборудование: презентация урока, гербарии растений поля, образцы круп, опорные карточки с названием групп растений, листы опроса.

Ход урока.

Этапы урока

№ слайда

  1. Организационно – мотивационный этап урока

(Перед началом урока дети делятся на 3 группы.)

Вы догадались, что тема урока «Поле – искусственное сообщество».

- обсудите в группе, что вы знаете по этой теме и на какие вопросы хотели бы найти ответ.  Запись на карточках:

                             Знаю            /         Пока не знаю

Обобщение ответов детей.

- Главная цель урока найти ответы на вопрос «Почему поле называют искусственным сообществом?»

  1. Ориентировочно – исполнительский этап

Актуализация знаний.

- Основу любого сообщества составляют растения. Предлагаю вам выполнить задание в парах на соответствие:

Лес               кувшинка

                     берёза

Луг              ромашка

                         рябина

Водоём            пшеница

                          клевер

Поле                 тростник

                         картофель

- Какое сообщество лишнее? (поле) Почему?

Поле – особое сообщество. На нём растут и особые растения.

- Как их называют? (культурные растения)

- Чем они особенны? (их выращивает человек)

Статья учебника с. 81

Практическая работа  №1

- Существует несколько групп культурных растений. Давайте с ними познакомимся.

Перед вами гербарий 1-й группы.  (учебник с.82)

Эти растения ещё называют зерновые. Они имеют плод - зерновку.

Рассмотреть и ответить на вопросы, используя  текст учебника с. 82/ 3 - 5 абзацы)

- Как называется растение?

- Какую крупу получают?

- Какую кашу варят? (найти образец)

Каши – источник питательных веществ и энергии для нашего организма.

  • Гречневая – занимает 1 место по ценным питательным свойствам, «царица круп», «мини - аптека». Обладает антитоксическими свойствами, снижает риск сердечно - сосудистых заболеваний и уровень сахара в крови.
  • Овсяная (геркулесовая) - названа в честь древнегреческого героя Геракла.  Даёт силу, энергию. Прекрасно успокаивает нервы, нормализует сон, облегчает пищеварение, чистя кишечник. Рекомендуется больным для ускорения процесса выздоровления. Её называют кашей спортсменов.
  • Перловая – любимое блюдо Петра I . Оказывает противовирусное действие, помогает восстановить силы во время простудных заболеваний.
  • Манная – прекрасно восстанавливает силы, легко переваривается, так как содержит мало клетчатки. Быстро насыщает организм.
  • Ячневая каша – входит в рацион диетического питания. Используется при хронических заболеваниях желудка и кишечника. Способствует выведению токсинов.
  • Пшённая каша – содержит полезные вещества, которые являются строительным материалом для мышц и клеток кожи. Улучшает память, настроение, придаёт силы. Способствует укреплению волос, ногтей и чистоты кожи.
  • А Суворовскую кашу пробовали?

Её рецепт родился в честь русского полководца Александра Васильевича Суворова. Во время исторического перехода армии через Альпы к концу подходили запасы. «Чуть – чуть» осталось перловки, пшена, гречихи. Как накормить голодных солдат? Суворов отдаёт приказ варить всё в общем котле, добавив лука и масла. Оказалось очень вкусно.

Рекомендую и вам начинать свой день с каши и тогда запас энергии и питательных веществ вам обеспечен на целый день.

- Следующую группу вы сможете назвать, отгадав загадки.

Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост наружу.

Нам зелёный хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (морковь)

Вверху зелено,

Внизу красно.

В землю вросло. (свёкла)

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. (капуста)

Это овощные культуры. Подробнее о них вы узнаете дома, прочитав учебник.

А о следующей группе расскажут… (индивидуальные сообщения)

Итак, речь шла о … картофеле.

- Каким же образом картофель стал для нас вторым хлебом? Это длинная история. Впервые картофель обнаружили ещё до нашей эры.

Родиной картофеля является Северная Америка. Местные жители называли картофель «папа». Клубни картофеля служили индейцам главным средством пропитания. Много времени прошло с тех пор. В 16 веке картофель завезли в Европу, прежде всего в Испанию, но жителям картофель не понравился, так как они пытались его есть сырым. В других странах картофель так же не был одобрен. И это справедливо, ведь навряд ли кому-нибудь из вас понравится салат из стеблей и листьев картофеля? А если попробовать плоды картофеля – зеленоватые ягоды, которые появляются на месте цветов, то и вовсе можно отравиться, ведь они ядовиты. Но люди в те времена не знали об этом. И даже прозвали картофель «чертовым земляным яблоком». Зато в Париже растение рассматривали как диковинку с красивыми цветами. Многие модницы высшего света прикалывали букетики цветов картофеля к волосам и украшали ими свои платья. Много суеверий ходило вокруг картофеля. Поговаривали, что плоды этого растения родятся с головой и глазами, как у человека, поэтому есть картофель – значит съедать души человеческие. Говорили, что тот, кто будет есть его, совершит грех. В Россию картофель был завезен при царствовании Петра 1. Но народ отказывался сажать картофель, ведь о нем ходила дурная слава. По стране проходили настоящие «картофельные бунты». Вот такая непростая судьба у картофеля. И только в 18 веке благодаря ученому Болотову, который раскрыл полезные качества картофеля, это растение начинает использоваться людьми в пищу.

Картофель – это ценная техническая культура. Из него получают крахмал, патоку и спирт. Его так же широко используют в медицине. Он содержит витамины «А», «В», клетчатку, пектины, ферменты и органические кислоты. Он незаменимое и любимое блюдо многих людей.

Картофель – это техническая культура. Объясните, почему?

Практическая работа  №2

Задание  для  1-й группы

Используя статью учебника на с. 84 ответить на вопросы:

- Какие растения называют техническими?

- Как выглядит растение лён?

- Как человек использует лён в своей жизни?

Задание  для  2-й группы

Используя статью учебника на с. 84 ответить на вопросы:

-  Какие растения называют техническими?

- Как выглядит растение подсолнечник?

- Как человек использует подсолнечник в своей жизни?

Задание  для  3-й группы

Используя статью учебника на с. 84 - 85 ответить на вопросы:

-  Какие растения называют сорными?

- Какие растения называют сорными?

- Как человек борется с сорными растениями?

Проверка.

- К какой группе растений можно отнести сорняки?

  1. Рефлексивно – оценочный этап

«Отчего ты, рожь, золотая?

Ветерок спросил, пролетая.

А в ответ колоски шелестят:

«Золотые руки растят».

Вернёмся к вопросу, с которого мы начали урок.

Почему поле называют искусственным сообществом?

(Без золотых рук полеводов поле существовать не может).

Наш урок подошёл к концу. Поднимите руки, кто доволен своей работой?  Работой в группе? Был ли наш разговор полезен для вас? Что нового узнали?

4. Домашнее задание (по выбору)

- Подготовить презентацию о вредителях зерновых культур.

- Найти информацию о животных поля.

Составить кроссворд по теме «поле» (не менее 5 слов)

Песня «Русское поле»

№ 2 - 6

№ 7

Карточка

КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ

№8

карточка

ЗЕРНОВЫЕ

Карточка

ОВОЩНЫЕ

№ 9

Карточка

ТЕХНИЧЕСКИЕ

№ 10, 11. 12

Карточка ДИКОРАСТУЩИЕ

№ 13

№1 (Заполни таблицу)

Знаю

Пока не знаю

№ 2 (Установи соответствие)

ЛЕС                                     кувшинка

                                             берёза

ЛУГ                                      ромашка

                                              рябина

ВОДОЁМ                              пшеница

                                               клевер

ПОЛЕ                                    тростник

                                               Картофель

№ 3 (Заполни таблицу)

название

рожь

пшеница

овёс

просо

Какую крупу

получают?

№ образца

Какую кашу варят?

№ 4 ( Ответь на вопросы)

Задание  для  1-й группы

Используя статью учебника на с. 84 ответить на вопросы:

- Какие растения называют техническими?

- Как выглядит растение лён?

- Как человек использует лён в своей жизни?

№1 (Заполни таблицу)

Знаю

Пока не знаю

№ 2 (Установи соответствие)

ЛЕС                                     кувшинка

                                             берёза

ЛУГ                                      ромашка

                                              рябина

ВОДОЁМ                              пшеница

                                               клевер

ПОЛЕ                                    тростник

                                               Картофель

№ 3 (Заполни таблицу)

название

рожь

пшеница

овёс

просо

Какую крупу

получают?

№ образца

Какую кашу варят?

№ 4 ( Ответь на вопросы)

Задание  для  2-й группы

Используя статью учебника на с. 84 ответить на вопросы:

-  Какие растения называют техническими?

- Как выглядит растение подсолнечник?

- Как человек использует подсолнечник в своей жизни

№1 (Заполни таблицу)

Знаю

Пока не знаю

№ 2 (Установи соответствие)

ЛЕС                                     кувшинка

                                             берёза

ЛУГ                                      ромашка

                                              рябина

ВОДОЁМ                              пшеница

                                               клевер

ПОЛЕ                                    тростник

                                               Картофель

№ 3 (Заполни таблицу)

название

рожь

пшеница

овёс

просо

Какую крупу

получают?

№ образца

Какую кашу варят?

№ 4 ( Ответь на вопросы)

Задание  для  3-й группы

Используя статью учебника на с. 84 - 85 ответить на вопросы:

-  Какие растения называют сорными?

- Какие растения называют сорными?

- Как человек борется с сорными растениями?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природное сообщество "Поле"

Урок окружающего мира призван на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком. На уроке формирует...

Мастер-класс по окружающему миру. 3 класс. "Природные сообщества «луг», «озеро», «поле», «лес», «тундра».

В мастер-классе представлены наиболее результативные элементы организации групповой  работы, методические приемы, педагогические действия, обеспечивающие эффективное решение учебно-воспитательных...

"Искусственные сообщества" презентация

Зерновые культуры, бобовые, техн. культуры, овощные культуры,кормовые растения,животные-обитатели полей, цепь питания полей...

Искусственное сообщество - сад и его обитатели

Технологическая  карта урока окружающего мира по теме "Искусственное сообщество - сад и его обитатели", с применением обучающих структур и мыслительных приёмов сингапурского метода, 4 класс, УМК ...

Технологическая карта урока по теме «Природное сообщество – поле».

Технологическая карта открытого урока № 63 окружающего мира во 2 классе по учебнику Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир» по теме "Природное сообщество - поле".Цель урока :создать условия для изучения соо...

Тест "Искусственное сообщество. Поле" 4 класс

Данная работа даст возможность проверить усвоение пройденного материала....

Конспект урока на тему: Искусственные сообщества. Поле.

Конспект урока на тему: Искусственные сообщества.  Поле....