Искусственное сообщество - сад и его обитатели
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Одинцова Ирина Николаевна

Технологическая  карта урока окружающего мира по теме "Искусственное сообщество - сад и его обитатели", с применением обучающих структур и мыслительных приёмов сингапурского метода, 4 класс, УМК "Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sad_i_ego_obitateli.docx49.74 КБ

Предварительный просмотр:

№ урока, дата, предмет, класс, программа

№ урока   22              26.11.2014 г.,  Окружающий мир, 4 класс    УМК «Планета знаний»

Тема урока

Искусственное сообщество - сад и его обитатели

Ф. И. О. преподавателя

Одинцова И.Н.

Цель урока

Формирование у учащихся понятия «искусственное сообщество», «сад»; знакомство с его обитателями; узнать о роли сада в жизни человека.

Задачи урока

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Актуализация и осмысление знаний учащихся по теме сад.

Развитие познавательных интересов,  критического мышления посредством чтения и письма, навыков самоконтроля, умение анализировать, формулировать выводы.

Воспитание эстетических чувств,  бережного отношения к природе, к своему здоровью.

Планируемые результаты (УУД):

             

Личностные: (Л)- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;                       - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.

Регулятивные Р)- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом;- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные П)- ориентироваться в своей системе знаний;-  находить ответы на вопросы,  на основе опыта   и информации, полученную на уроке;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

Коммуникативные К)- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

- формирование умения взаимодействовать в  паре, группе.

  • Ресурсы: Учебник  Окружающий мир 4 класс Ивченкова Г.Г., Потапова И.В.. Интерактивная доска,  презентация, карточки с вопросами, карточки с утверждениями

Тип урока:  КУ – комбинированный урок

Технология, методы обучения: решение учебной задачи, фронтальная, групповая, парная, с применением обучающих  структур сингапурского метода

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для  учащихся, дидактические материалы 

УДД

1. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

- проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Настраивает учащихся на работу, доброе пожелание учителя

-Сегодня урок необычный у нас

Готов к нему, вижу, каждый из вас:

Улыбка, уверенность. Что ж: «Так держать!»

За парты садитесь, пора начинать.

Приветствуют друг другу, гостям, учителю

-Долгожданный дан звонок –

Начинаем наш урок!

-Улыбнитесь партнёру по лицу, улыбнитесь партнёру  по плечу, улыбнитесь нашим гостям, улыбнитесь мне, спасибо,  тихонько садитесь.

Желаю вам хорошего настроения и удачи на уроке

- Сегодня мы совершим увлекательное путешествие. Но мы не можем отправиться на прогулку, не приведя в систему знания, которыми обогатились в предыдущих путешествиях.

Л, Р

2.   Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Цели:

- проверка знаний по пройденной теме;         - умения работать самостоятельно, в парах

Коммуникативное взаимодействие;

самостоятельная работа  

- О чём же мы говорили на предыдущих уроках?

-Что задано было?

- О поле. О растениях и животных полей.

- Читать, приготовить по одному вопросу по изученной теме.

Проверка теста. Взаимопроверка.

Учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме

  

  1. - Сначала поработаем по разноуровневым карточкам-тестам. В карточке 5 вопросов и 3 ответа. Нужно выбрать правильный ответ и обвести его в кружочек. На карточках белого цвета – задания среднего уровня, на розовых – задания повышенного уровня. Вы сами вправе  выбрать уровень и соответственно карточки.

 (Разноуровневые задания)

  1. Тест: Искусственное сообщество – поле.

1. Зерновые культуры

а) пшеница      б) тысячелистник      в) лён

 2. Овощные культуры

а) овёс      б) кувшинка     в) капуста

  3. Технические культуры

а) ячмень      б) подсолнечник     в) вороний глаз

  4. Вредители полей

а) жужелица      б) божья коровка      в) слизни

   5.  Цепь питания полей

а) осина →  заяц  → лиса  

б) овес → мышь → сова

в) комар  →  лягушка →  цапля  

  1. Тест: Искусственное сообщество – поле.

 

1. В поле выращивают:

а) рожь, овёс, ячмень

б) пшеница, пырей, вьюнок

в) капуста, василёк, картофель

2. Овощные культуры

а) овёс, осот, овсюг    

б) кувшинка, тростник, рогоз  

в) морковь, свёкла, капуста

3. Цепь питания полей

а) осина →  заяц  → лиса  

б) овес → мышь → сова

в) комар  →  лягушка →  цапля  

4. Почему в поле живёт мало зверей:

а)  мало птиц

б)  много врагов

в)  открытая местность

5. Для защиты почвы на полях необходимо:

а) уничтожать насекомых и животных, удобрять

б) проводить снегозадержание, правильно пахать

в) обильно поливать, применять ядохимикаты

- Давайте проверим. Поменяйтесь карточками партнёрами по лицу. Возьмите красные ручки, поставьте + , если верно, - , если неверно. Затем на листе оценивания вашего партнёра поставьте баллы, сколько у него правильных ответов. Хотя вопросы

 были разные, но  буквы ответов совпадают.

ОТВЕТЫ:  1 -  а ; 2 – в; 3 – б;  4 – в; 5 – б

 Работа ведётся по структуре «ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН»

- У кого все ответы  верны. Встаньте.

- У кого 4 верных ответа? И т.д.

 2. Работа ведётся по структуре «КУИЗ–КУИЗ-ТРЭЙД»

«Опроси-опроси-обменяйся карточками».

- А теперь, возьмите ваши  листы с вопросами, встаньте, задвиньте стулья. Поработаем по знакомой вам структуре «КУИЗ–КУИЗ-ТРЭЙД». Не забудьте поприветствовать ваших партнёров, похвалить за правильный ответ, помочь (если не знает), переспросить - похвалить, меняться карточками и поблагодарить. Не забудьте считать, на сколько вопросов ответили правильно.

- Спасибо, достаточно.

- Поставьте свои баллы на листе оценивания.

- Кто желает поделиться со своим вопросом?

- Кто ответил на этот вопрос?

- Я спрошу у тех, кто не ответил. Пожалуйста, скажи …

- Ребята, вспомните, чей вопрос вам больше всего понравился?

- Как звучал его вопрос?

- Кто желает ответить на вопрос?

- Ребята, мы с вами многое вспомнили. А теперь можно и отправиться путешествовать.

К ,П ,Р

3. Формулирование темы урока, постановка цели.

Цели:

- подведение детей к формулированию темы и постановке целей урока

Подводит учащихся к формулированию темы и постановке целей урока

- А как же вы догадались?

- Правильно, сегодня мы с вами отправимся в сад.

 - Про что будем говорить на уроке?

Озвучивает цели урока

Формулируют тему урока, ставят цели.

 

Слушают запись и определяют тему урока.

(Ответы учащихся)

- Про сад.

Ученики индивидуально отвечают на вопросы с целью развития навыков наблюдения и описания наблюдаемого. ( Затем делятся своими идеями с другими участниками)

1.- Послушайте запись и определите, куда же мы отправимся с вами?

ТЕМА:  Искусственное сообщество - сад и его обитатели

2.  Использование мыслительного приёма                        «СИ – ФИНК – УАНДЭ»

«Посмотри-Подумай-Задайся вопросом»

по картине «Фруктовый сад»

- Участники под № 1 и 4 возьмите листы А4, согните их пополам и разорвите на 2 части. 1 лист А5 передайте вашему партнёру по плечу.

- Посмотрите внимательно на экран и ответьте на вопросы.

- Что вы видите?

- Что вы об этом думаете?

- Что вам хотелось бы узнать?

- А теперь, начиная с участника под №1 по очереди поделитесь со своими ответами: сначала на 1 вопрос, затем на 2,3.

- Цели сегодняшнего урока, связаны с тем, что вы хотели бы узнать.

ЦЕЛИ:   - Узнать какие плодовые и ягодные культуры выращивают в саду.

- Познакомиться с обитателями сада.

- Узнать о роли сада в жизни человека.

- Но главный вопрос, на который вы должны будете ответить в конце урока:

 – Почему сад считается искусственным сообществом?

К ,П

4. Усвоение новых знаний через решение учебной задачи.

Цели:

- выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы

А) Работа по таблице «ДО и ПОСЛЕ»

Б) Работа по учебнику, с. 88-90

Создаёт эмоциональный настрой. Выдвигает проблему. Формулирует задание.

- У кого дома есть сад?

- Давайте проверим, что вы знаете про сад?

Координирует действия детей

Координирует действия детей, задаёт вопрос

Учащиеся работают на листочках  по структуре  «ЭЙ АР ГАЙД (до и после)

ученики делают прогнозы, основанные на своих первоначальных знаниях, и оценивают их достоверность после получения новой информации (изучив положительный раздражитель)

Читают текст,  делают выводы, отвечают на вопрос

- Работаем по карточкам. Участники под №2 раздайте карточки остальным  участникам вашего стола.

- Заполняйте графу «ДО». Если согласны с данными утверждениями, то ставьте знак «+» или «-» если не согласны.

 ДО    

УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ

-

Сад – это  природное сообщество

-

В садах выращивают плодовые и овощные культуры

+

Смородину размножают стеблевыми черенками

-

Крыжовник, смородина, малина – ягодные деревья

+

В саду обитает много разнообразных животных

-

Жужелицы и божьи коровки – это вредители сада

-

Горихвостки, мухоловки, славки – это насекомые сада

+

Отпугивание птиц - может привести к нарушению экологического равновесия в саду

- Кроме этих фруктов и ягод, ещё какие плодовые и ягодные культуры выращивают в саду?

( Сливы, вишни, виноград, апельсин, мандарин, гранат,…)

 Р ,П ,К

В) Контролирующее задание.

Физкультминутка.

Цель:

- осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний;

- снятие усталости, напряжения мышц

Формулирует задание

Управляет

Ученики СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ЗАМИРАЮТ, когда музыка прекращается, и объединяются в ГРУППЫ, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос.

- А теперь я хочу проверить, насколько вы были внимательны при чтении.

- А для этого встаём и смешиваемся под музыку, …

Работа ведётся по структуре «МИКС-ФРИЗ-ГРУП»

- Сколько ярусов имеет сад? (3) (Деревья, кустарники, растения)

- Какую наибольшую высоту имеет яблоня?(10)

- О скольких  ягодных кустарниках узнали? (3) (Смородина, крыжовник, малина)

- Скольких  цветов  бывают крыжовники? (4) (Зелёные, красные, желтые, фиолетовые

Г) Просмотр презентации, рассказ учителя

Просматривают слайды  

Составляют цепи питания:

- Как животные сада связаны с растениями?

- Какие цепи питания, характерные для сада можете составить?

Яблоко - яблонная плодожорка – скворец

Лист яблони - яблонная тля – божья коровка

5. Рефлексия учебной деятельности.

Цели:

- соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом

Координирует действия детей

Определяет уровня активности и понимания учащихся  на уроке

1.Учитель задаёт тему. (Сад)

Задаёт вопросы

  Ученики рефлексируют после изученной темы, отвечая на вопросы.

2.Ученики записывают максимальное количество идей по теме на своей части листа.

3.Ученики по очереди обмениваются своими идеями.

4. Если вся команда приходит к консенсусу («большой палец вверх»), один ученик записывает эту идею в центральный квадрат.

5. Ученики продолжают до тех пор, пока все не поделятся своими идеями.

6. Идеи, записанные в центральном квадрате, являются решением всей команды.

Отвечают на вопросы

1.  - Заполняйте графу «ПОСЛЕ».

- Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ».

 Изменились ли ваши убеждения? Почему?

При ответе используется мыслительный приём «РАНЬШЕ Я ДУМАЛ… ТЕПЕРЬ ДУМАЮ…

2. Работа ведётся по структуре «ПЛЕЙСМЭТ КОНСЕНСУС» - «Карта» согласия

- Вспомните всё, о чём говорили  по сегодняшней теме.

На листах А3, поставьте соответствующие вам номера, и на своей части листа запишите идеи по теме «САД»

- Теперь, начиная с участника под №1, по очереди обменивайтесь со своими идеями. Если эта идея вам кажется характерной для сада, то большим пальцем указываем вверх. Если вся команда приходит к консенсусу (единому мнению), то один из вас запишите эту идею в центральный квадрат. Идеи, записанные в центральном квадрате, являются решением всей вашей команды.

(Работают на время)


- Какую роль играет сад в жизни человека?

 (Плоды плодово-ягодных культур богаты витаминами, углеводами, минеральными солями и другими ценными веществами).

- Почему сад считается искусственным сообществом?

(Сад – искусственное сообщество, образованное плодовыми деревьями, ягодными кустарниками,  травянистыми растениями. Особенностью сада является то, что все растения в нём культурные, то есть специально посажены людьми. А животные, насекомые и птицы появились в саду, потому что там растут нужные им растения).

Р ,П

 К ,Л ,Р

8. Итог урока

Выставление оценок.

Домашнее задание.

Подводит итог.

Оценивает учащихся.

Задаёт домашнее задание

Дети встают

Записывают домашнее задание

- Вот, мы и вернулись из путешествия. Какое настроение у вас после прогулки?

( Прикрепляют на доску смайлики с выбранным выражением лица)

Работа ведётся по структуре «ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН»

- Посчитайте свои набранные баллы.

- Встаньте, у кого 15 и больше  баллов. Вам оценка «5».

- Встаньте у кого 10 -14 баллов. Вам оценка «4».

- Встаньте у кого меньше 10 баллов. Вам оценка «3».

Д.З.  

Читать с. 88-91.
*Написать рецепт «фруктового салата» (структура «800 Рублей Самэри»)

Л ,П

МБОУ «Чувашско - Дрожжановская средняя общеобразовательная школа»

Дрожжановского муниципального  района Республики Татарстан

Урок по окружающему миру в 4 классе  с применением сингапурского метода

по теме  «Искусственное сообщество - сад и его обитатели»

                                                 

                                                                                                                                    Урок подготовила и провела:

                                                                                                                                   учитель начальных классов

                                                                                                                                          1 квалификационной категории

                                                                                                                                        Одинцова Ирина Николаевна

2014 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Искусственные сообщества" презентация

Зерновые культуры, бобовые, техн. культуры, овощные культуры,кормовые растения,животные-обитатели полей, цепь питания полей...

Тест "Искусственное сообщество. Поле" 4 класс

Данная работа даст возможность проверить усвоение пройденного материала....

Разработка по окружающему миру для 1 класса «Дикие и домашние животные. Взаимосвязи в природном сообществе. Влияние человека на природные сообщества»

Разработка по окружающему миру для 1  класса  «Дикие и домашние животные. Взаимосвязи в природном сообществе. Влияние человека на природные сообщества»...

Конспект урока на тему: Искусственные сообщества. Поле.

Конспект урока на тему: Искусственные сообщества.  Поле....