Главные вкладки

    Конспект открытого урока по окружающему миру на тему "Охрана растений"
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

    Туфлейкина Галина Алексеевна
    Открытый урок по окружающему миру в 3 классе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_po_okruzhayushchemu_miru.docx26.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок по окружающему миру "Охрана растений"

    1. Орг. момент

    2. Сегодня на уроке нам предстоит работать в группе. Поэтому вспомним правила работы в группе.

    3.  Первое , что нам предстоит. это разгадать кроссворд и найти ключевое слово.

    (РАСТЕНИЯ)

    -Что такое растения?

    (-Растения- это тела живой природы. )

    -Какая  наука изучает жизнь растений? (ботаника)

    -На какие группы делят растения ученые-ботаники? (мхи, водоросли, папоротники, хвойные , цветковые)

    Мир растений очень разнообразен. Растения на Земле  встречаются повсюду.

    -Подумайте и скажите. А какое значение имеют растения  в жизни человека?

    (Человек получает от растений кислород, пищу, лекарства, древесину, строительные материалы, бумагу, ткани )

    -А какое значение имеют растения в жизни животных?

    (Жизнь животных так же полностью зависит от растений.  Они дышат кислородом, потребляют растения в пищу, некоторые растения являются  лекарством для животных. Для многих животных растения являются домом)

    Как хорошо, что на Земле есть растения. Сколько радости доставляют они нам своей красотой.

    А хорошо ли вы знаете растения своей местности? Предлагаю вам сыграть в игру " Что растет в родном краю?"....

    Игра «Что растет в родном краю» 

    Я (Ведущий) называю деревья, кустарники.  А вы должны отметить хлопком те растения, которые действительно растут в нашей местности:

    Яблоня, груша, шиповник и роза,
    Ель,
    саксаул, облепиха, береза,
    Вишня,
    черешня, сосна, апельсин,
    Пихта
    , осина, кедр, мандарин.

    А теперь быстро:
    Липа, осина, каштан,
    Черемуха, тополь,
    банан, 
    Дуб,
    кипарисы и слива,
    Пустырник, смородина, ива.

    Молодцы.! А сейчас сядьте поудобней и  послушайте экологическую сказку......

    На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетала птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.

    Однажды мальчик Сережа забрел на поляну. Он взглянул на неё и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понес домой. По дороге он встретил друзей, ребятам стало завидно. что у Сережи такой красивый букет.

    Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Сережа был "добрым" мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда.

    В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел  посмотреть на  чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов осталась  только вытоптанная листва подснежников. Вмиг глаза Лося погрустнели и он заплакал....

    Вопросы для обсуждения.

    -Можно ли мальчика назвать "добрым"?

    - Почему Лось заплакал?  (Ему было жаль этих цветов)

    Часто люди срывают беззащитные цветы. Постоят такие цветы  совсем немного в воде и превратятся в ненужный сор.

    Подумайте и скажите:

    -Какая тема нашего урока?  (Охрана  растений).

    Выяснив,  как тесно связано все в природе, эпиграфом к нашему уроку мы возьмем такие слова.

    "Охранять растения- значит заботится обо всем живом".

    К сожалению хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. Например, на месте леса люди строят заводы, вырубают лесные массивы для строительства  коттеджных  поселков, прокладывают дороги, неразумно вырубают леса. на месте лугов устраивают фермы , выпас скота,  также растения страдают от загрязнения окружающей среды, от поджогов сухой травы возникают  пожары больших масштабов.

    Некоторые растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Такие растения  не дают плодов и семян, а значит потомства.

     Не надо забывать, что растения и  травы помогают нам дышать.

     С ранней весны и до полной осени  в лесах, на полянах много цветов: только стаял снег, а в лесу  уже распускаются цветы .  Радуют нас своей красотой.

    Много стихов о цветах, об   их красоте  написаны  нашими  поэтами. Давайте послушаем  некоторые из них......

    1.

    На солнечной опушке 
    Фиалка расцвела,
    Лиловенькие ушки
    Тихонько подняла.
    В траве она хоронится
    Не любит лезть вперед
    Но кто-то ей поклониться
    И бережно возьмет.

    2.

    «Колокольчики» 
    Колокольчики мои,
    Цветики степные.
    Что глядите на меня, 
    Темно-голубые?
    И о чем звените Вы
    В день веселый мая,
    Средь нескошенной травы
    Головой качая?

    3.

    Одуванчик молодой,
    Был, как солнце золотой, 
    Не боялся никого, 
    Даже ветра самого!
    Одуванчик золотой
    Постарел и стал седой.
    А как только посидел,
    Вместе с ветром улетел.

    4.

    Я глядел на незабудку,
    Я глядел всего минутку.
    Но теперь я долго-долго
    Не забуду незабудку.

    5.

    «Подорожник».
    Есть множество цветов
    Красивых, осторожных, 
    Но мне приятней всех
    Обычный подорожник.
    Ему, быть может,
    И трудней расти,
    И все же он с людьми
    Находится в пути!

    6. РОМАШКИ

    Нарядные платьица,
    Желтые брошки,
    Ни пятнышка нет
    На красивой одежке.

    Такие веселые
    Эти ромашки -
    Вот-вот заиграют
    Как дети, в пятнашки.

    7.

    Родился ландыш в майский день,

    И лес его хранит .

    Мне кажется его задень-

    Он тихо зазвенит.

    И этот звон услышал луг

    И птицы и цветы...

    Давай послушаем, а вдруг

    Услышим я и ты?

    8.

    На земле исчезают цветы,

    С каждым годом заметнее это.

    Меньше радости и красоты

    Оставляет нам каждое лето.

    Откровенье цветов луговых

    Нами понято было едва ли.

    Беззаботно топтали мы их

    И бездумно, безжалостно рвали.

    В нас молчало безумное "стой!"

    Нам казалось все мало, все мало,

    А потом в толчее городской

    Мы охапки тащили устало.

    И не видели, как из под ног

    Молчаливо, дыша еле-еле,

    Обреченно глядел василек,

    Безнадежно гвоздики глядели...

    -Спасибо, ребята.

    Да, действительно, сорванные растения быстро вянут,  а в природе они еще долго могли бы радовать нас.

    Запомните, выросший на лугу цветок находится у себя дома, он связан с другими обитателями луга. Например, с кем?  (С пчелами)

    К нему прилетают насекомые, которые питаются его нектаром. Так имеем ли мы право срывать цветок только для того, чтобы некоторое время полюбоваться им? Конечно нет. Для этого специально выращивать растения в садах, оранжереях. А красивые дикорастущие цветы должны оставаться в природе.

    Некоторые растения являются лекарственными. Какие вы знаете лекарственные растения?

    Хорошо. Сейчас вам предстоит выполнить задание в группах.

    Задание  для групп

    Вам нужно будет  составить страничку для  "Сборника  лекарственных растений" , где вы записываете название растения и от каких болезней его применяют, если знаете.

    1,2,3, группа- странички для сборника оформляют

    4 группа -  составляет правила сбора лекарственных растений

    Правила сбора лекарственных растений?

    1. Собирать нужно только в тех местах, где их много. Часть растений  нужно оставлять в природе.

    2. Растения собирать в сухую погоду, когда исчезла роса

    3. Следить, что бы на растениях не было пыли и грязи.

    4. Нельзя собирать лекарствен. растения вдоль дорог, на улицах города, в скверах.

    Выступление групп

    Физкультминутка.

    Собирая букеты, мы топчем много растений.

    Например, Идет человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются , втаптываются в землю хрупкие травы. К тому же под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остается мало воздуха, воды, и растения на ней жить не могут, они  погибают.

     Действительно, мы столкнулись с серьезной проблемой.

    -А что же делает государство  для решения этой проблемы?

    Создаются заповедники. В заповедниках запрещена любая хозяйственная деятельность, рубка лесов, сбор ягод и грибов, отдых туристов. В настоящее время существуют 93 государственных заповедников. Например

    Заказники- в них на определенный срок охраняются отдельные виды растений, парки, рощи. Всего в стране 67 заказников Их используют в хозяйственных целях, но без нанесения ущерба растениям.

    Спасением уникальных растений занимаются ботанические сады. Ещё есть национальные парки. Их посещают в творческих, учебных, культурных и эстетических целях. Например, в черте  г.Москвы "Лосиный остров".

    Важную роль в сохранении исчезающих видов растений  играет "Красная книга".  -Что она собой представляет?

    (Это список растений , над которыми нависла угроза полного уничтожения или редкие виды. )

    Послушаем сообщение о Красной книге. - 8 человек

     Для современного человека все большее значение имеет активный отдых на природе. Многие люди используют лес для подобного рода отдыха. Но не все видимо знают как правильно себя вести  в природе.

    Игра :   А сейчас  предлагаю вам поиграть в  игру  , называется она «Если я приду в лесок» и , как раз,   проверим, как вы знаете правила поведения в лесу.

    Я буду говорить вам свои действия, поступки, а вы отвечать, все вместе хором

     на хорошие поступки  отвечаем –«да», на плохие поступки   - отвечайте –«нет»

    Если я приду в лесок
    И сорву ромашку? (нет)

    Если съем я пирожок
    И выброшу бумажку? (нет)

    Если хлебушка кусок
    На пеньке оставлю? (да)

    Если ветку подвяжу,
    Колышек подставлю? (да)

    Если разведу костер,
    А тушить не буду? (нет)

    Если сильно насорю
    И убрать забуду. (нет)

    Если мусор уберу,
    Банку закапаю? (да)

    Я люблю свою природу,
    Я ей помогаю! (да)

     

    Следующее задание для вас будет - сам. работа. ТЕСТ

    Тысячи лет люди собирали в лесах съедобные плоды и ягоды, грибы и лекарственные травы, и всё это без ущерба для природы. А теперь будто забыли, что они дети природы, дети Земли! Представьте себе ,что станет с нами ,  если мы уничтожим все леса.., растения.. Мы лишим себя самого прекрасного - общения с природой.

    Посмотрите на этот рисунок. Перед вами дерево. На нем нет ни одного листочка. Страшная картина. Я бы не хотела, чтобы у нас был такой лес. Но мы можем всё изменить . У вас на столах лежат листочки. Вы можете приклеить их на ветки деревьев, но только , написав на них правила поведения в природе и те добрые дела, которые можно сделать, чтобы лес и природа  ожила.

    Рефлексия. тучка и солнышко

    Итог: Какой вывод из урока мы с вами сделаем для себя.

    (Каждый человек должен бережно относится к растениям, к природе. Нужно знать и соблюдать правила поведения в природе.)

    Природа может жить без человека, а вот человек без природы не проживет. Он сам часть природы и все необходимое для своей жизни берет из природы.

    Мы должны  не забывать : Живет природа - живет и человек."

    Давайте будем помнить, что Земля - общий дом растений, грибов, животных, и человека и нам надо думать о том, чтобы этот дом всегда процветал и богател.

    Закончим наш урок нашим экологическим гимном.

    ПЕСНЯ

     Звучит песня на музыку  « Бременских музыкантов.»

    Ничего на свете лучше нету

    Зелени травы и цвета лета.

    Нам квартиры, фабрики, заводы

    Не заменят никогда природы.

    Чтоб природу меньше загрязняли

    Нужно чтобы все мы понимали

    Луг, поляна, озеро, река –

    Очень нам нужны наверняка!

    Наш ковер - цветочная поляна.

    Наши стены – сосны великаны.

    Наша крыша – небо голубое,

    Наше счастье – жить одной судьбою.

     Д/З  Запишите дом. задание на следующий урок.

    Сделать рисунок  на тему: "Охрана растений"


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого урока по окружающему миру "Февраль месяц вьюг и метелей"

    Открытый урок по окружающему миру "Февраль месяц вьюг и метелей"...

    Конспект открытого урока по окружающему миру в 3 классе "Как мы воспринимаем окружающий мир" (Органы чувств.)

    Цель урока- познакомить  детей  с органами чувств и их значением для человека. Форма проведения урока- работа  в группах.На данном уроке дети наблюдают, делают выводы, добывают информац...

    Конспект открытого урока по окружающему миру "Урок-путешествие Древний мир"

    Открытый урок - путешествие проводится после изучения темы “Мир древности: далёкий и близкий” в разделе “Всемирная история”, для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, б...

    Конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс "Разнообразие растений"

    Конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс "Разнообразие растений"...

    Открытый урок по окружающему миру Тема: « Разнообразие растений»

    Предмет: Окружающий мир  Класс: 3 Урок: 13Учитель: Санина Е.В.Дата: 19.10.2016 г.Тема: « Разнообразие растений»Педагогическая цель: создание условий для ознакомления с разнообразием гру...

    План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

    Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...