Урок по окружающему миру по теме " Жизнь пресного водоёма"
методическая разработка по окружающему миру на тему

Харебова Татьяна Геннадьевна

Театрализованное представление.Дети разыгрывают мини-спектакль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_zhizn_presnogo_vodoyoma.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру.                                          Урок - театрализованное представление  «Жизнь пресного водоёма» (4 класс)  

                                Харебова Татьяна Геннадьевна, учитель начальных классов 

Цели урока:

  Сформировать представление о природном сообществе как совокупности совместного обитания и нахождения в тесной взаимосвязи организмов, развивать представление о природном равновесии и роли человека в его сохранении. Развивать познавательный интерес учащихся. Учить работать с дополнительной литературой, применять в работе  ранее полученные знания; учить рассуждать и делать выводы. Воспитывать бережное отношение к природе, эстетический вкус.

Оборудование:

Плакат-схема «Пресный водоём», карта Краснодарского края, атлас-определитель, гербарий, чучела птиц, рисунки с изображением животных водоёма, маски для театрального представления.

                                      Ход урока

I.Организационный момент

                                                     Прозвенел весёлый звонок.  

                                                     Мы начинаем наш урок.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                     Любознательные в классе дети                                                                                    

                                                     Обо всём хотят знать на свете.

II.Актуализация опорных знаний

На прошлом уроке мы вели речь о водоёмах нашего края.                                       - Какие бывают водоёмы по происхождению?                                                                                        - Перечислите  типы естественных водоёмов. Покажите на карте края естественные водоёмы.                                                                                                                         -  Перечислите типы  искусственных водоёмов. Покажите на карте края искусственные водоёмы.                                                                                              – Каково значение водоёмов в природе?                                                                              – Каково значение водоёмов в  жизни людей?

Игра « Узнай меня»

Выбери на столе учителя природоохранные знаки, которые можно установить на берегу нашего лимана. Объясни значение знаков.                                       - Какую помощь  бы ты оказал в охране наших водоёмов?  

III. Проверка домашнего задания по тетрадям «Тетрадь для проверочных работ», стр. 17, работа по вариантам.

IV.Работа над новой темой

 На доске и в тетрадях тема « Жизнь пресного водоёма».

На доске: плакат-схема « Водоём».

                                     -Посмотрите вот сюда.

                                      Тихо плещется вода,

                                      Ряска, лилии, рогоз,

                                      И кубышка, и тростник

                                      Есть беззубка, прудовик,

                                      Водомерка вот бежит.

        .                             Всюду бурно жизнь кипит.

                                      Это пресный водоём.    

Водоём-это не просто углубление, заполненное водой. Это удивительный дом, населённый многочисленными жителями. Мы сегодня мысленно перенесёмся к небольшому озеру и узнаем:

-Что растёт и кто живёт в удивительном доме?

Выясним:  Можно ли назвать водоём природным сообществом?

Узнаем: Если вмешается человек, что произойдёт?

Театрализованное представление: (подготовленные дети класса  ведут урок)

Автор:  - Однажды маленький мальчик Евсейка отправился на рыбалку.

Евсейка:  - Как  красиво, интересно наше озеро!

-А вот и моё любимое местечко в камышах.

Автор:  - Евсейка,  многие ребята путают это растение с камышом. Это рогоз - растение с красивым бархатистым початком. А камыш имеет круглый безлистый стебель с метельчатым соцветием (метёлка) (показ гербария). Легко узнать тростник - его гибкая соломина сгибается, почти никогда не ломается, используют для различных плетений и для покрытия крыш.

А вот стрелолист. Почему он имеет такое название? (стреловидные листья)

Чем схожи эти растения? (своими корнями прикрепляются ко дну, а стебли и листья поднимаются над водой)

Но есть растения, широкие листья которых плавают на поверхности водоёма, а корни тоже на дне. Вам они знакомы: Белая кувшинка (водяная лилия). Утром цветки кувшинки раскрываются, а к вечеру они закрываются и уходят под воду. Жёлтая кубышка - украшение водоёма. Но встретить их большая редкость! Почему? (так как уничтожают люди)

Может, Евсейка , ты  преподнесёшь их маме в подарок?

Евсейка: - Нет, я знаю, они находятся под охраной и занесены в Красную книгу.

                                     Я должен над цветами наклониться

                                     Не для того, чтоб рвать или срезать,

                                      А чтоб увидеть добрые их лица

                                     И доброе лицо им показать.

На берегу нашего озера  мы установим природоохранный знак: « Не рви кувшинки и кубышки!».

Евсейка: - Озеро местами покрыто зелёным ковром.

Автор: - Это самый крошечный цветок - ряска, листьев у неё нет, она состоит из пластинки и корешка, погружённого воду. Занесено в книгу Рекордов Гиннеса (как самое маленькое цветковое растение в мире). Является хорошим кормом для птиц.

На берегах водоёма растёт череда( показ гербария), это лекарственное растение запоминается тем, что его семена – колючки, цепляющиеся за одежду.
-В водоёме столько много растений. Какова их роль? Выслушиваются ответы детей (
служат пищей животным; выделяют в воду кислород, необходимый для дыхания; служат убежищем для животных).

-Составьте схему о роли растений в водоёме.

Евсейка: - А это кто вертится, крутится, описывает круги на воде?

Автор: - Жук-вертячка. Он ныряет под воду и добывает себе личинки насекомых.

Евсейка:- А вот кто-то стремительно бегает по воде, как на коньках и не тонет?

Автор: - Клопы-водомерки, на длинных ногах, скользя, как бы отмеряют шаги, вот их и назвали так, а ножки снизу покрыты жиром, поэтому они не тонут, охотятся на комаров.

Автор: - Сидит Евсейка на берегу и любуется красотой. День жаркий, рыба капризная и не клюёт. Стал Евсейка со скуки дремать и бултых – свалился в воду. Свалился, но ничего, не испугался, достиг дна, сел на камень, смотрит вокруг. А вокруг собралось много разных водяных обитателей - числа нет!

Рыбы (дети с масками):

-Гляди-ка! Вот чудовище приплыло:  два хвоста!

-Чешуи нет!

-И плавников только два!

-И жабр нет! Чем он дышит?

 Евсейка:- Вот нахалки! Будто не понимают, что перед ними человек? А вы кто?

Окунь: - Я окунь! Меня легко узнать по поперечным полоскам и красно - грудым плавникам.

Ёршик: - Самая маленькая рыбка-ёршик. Снимай с крючка меня не спеша! Очень колкий!

Карась:- Я мирная рыба, растительноядная.

Пескарь: - Всё время провожу на дне, копаюсь в песке, вот и получил имя.   Очень люблю насекомых, личинок, мелкую рыбу.

Все хором: Ой, спасаемся, хищник!

Щука: - Хорош! Хорош!

            - Желаю с вами познакомиться поближе. Я - щука. Окраска моя помогает скрываться среди растений, сама вытянутая, широкая пасть усажена загнутыми внутрь зубами. Да что я, вот тётушка моя весит 30 кг, а длина её  полтора метра.    

Пора мне подкрепиться, очень я прожорливая. Меню моё рыбка, лягушки, проглочу и утят, водяную крысу. Ой, что-то я заболталась. А где щуки нет, там карась хозяин.

Да, передай своим ребятам, зимой подо льдом рыбам часто не хватает кислорода. Делайте во льду лунки, чтобы в воду поступал кислород, и рыбы могли дышать. Пока!

Евсейка: - Ой, кто ухо щекочет? А это головастики. Это детёныши лягушек и жаб, которые появляются на свет из икринок и сначала очень похожи на маленьких рыбок.  Они растительноядные. Как их много. Но из 100 головастиков будут лягушками  только единицы. Почему? (ответы детей)

Евсейка:  - А это кто ползёт по ноге?

Моллюски: - Мы – моллюски!- растительноядные улитки.

- Катушка! – Прудовик!

- Носим раковинки вроде витой башенки, передвигаемся на одной ноге с очень широкой подошвой. Мы санитары водоёмов, поедаем остатки растений, очищаем воду.

Рак: - Чего расхвастались? Это  я - подводный санитар, так как поедаю   мёртвых животных.

-Вот представьте, что может случиться, если в реке выловить всех раков?

Ответы-рассуждения детей.

На доске составляется экологическая связь (схемы-рисунки)

Вывешивается  природоохранный знак « Не лови раков!»

Учитель подводит вывод: - От существования одного вида зависит благополучие других.

Рак: -  Ай – ай - ай. Как вы люди нарушаете природное равновесие. Что ты набрал в карманы?

Евсейка: - Ракушки.

Рак: - Это двустворчатые моллюски. Вы, наверное, не знаете историю про них.

V.  Физкультминутка.

VI. Продолжение темы.

- Откроем стр. 196  учебника. Чтение вслух текста о  двустворчатых моллюсках.

- К чему приводит бездумное уничтожение   двустворчатых  моллюсков?

На доске составляется экологическая связь (схемы-рисунки)

Вывешивается  природоохранный знак « Не губи моллюсков!»

-Всё связано между собой, если вмешается человек - нарушается природное равновесие. Понял Евсейка и решил выбраться на берег.

Евсейка: -  Ух,  ты! Вот я вынырнул!

Автор: - Оглянулся вокруг!

Евсейка: - Как хорошо вокруг! Сколько птиц: утки, цапли, аисты. – Чем же они питаются? (ответы)  - А чем питаются лягушки?

 На доске составляется экологическая связь (схемы-рисунки)

 

-Если в водоёме исчезнут  лягушки, как это повлияет на комаров, на аистов?

-Из-за чего могут исчезнуть лягушки? (по вине человека)

-Ловят  и калечат ребята стрекоз. Погубить стрекозу равносильно тому, что выпустить несколько тысяч комаров и мошек. Стрекозы -  наши друзья!

-Не лови стрекоз!

Вывешивается  природоохранный знак « Не лови стрекоз!»

-Жизнь многих  млекопитающих связана с водоёмами. Живут в нём бобр, выдра, ондатра. Как они приспособлены  к жизни в воде? Прекрасно плавают,  ныряют, подолгу остаются под водой, питаются водными растениями, улитками, рыбами.

-Итак. В водоёме обитают разнообразные растения и животные. Все они приспособлены к условиям жизни в водоёме и связаны между собой.

-Водоём – это природное сообщество.

-Прочитаем вывод в учебнике.

VII. Закрепление изученного.

        

-В природе не бывает ничего лишнего, случайного. Всё имеет свою закономерность и необходимость. Ко всему, что она создаёт, надо относиться разумно и бережно. Все растения и животные нуждаются в охране!

-Составим в рабочих тетрадях  памятку  «Как  вести себя  у водоёмов!»

Организуется коллективная проверка.

-Молодцы! Думаю, именно так вы и будете поступать в действительности.

-Самостоятельно заполните  схему «Животные водоёма», используя иллюстрации на стр. 192, 193.

Организуется коллективная проверка.

-Запишите в тетради две цепи питания, сложившиеся в водоёме.                               ( Взаимопроверка в парах)

VII.Подведение итогов урока

Выставление оценок.

Домашнее задание

Стр.191-200.

Ответить на вопросы « Проверь себя» Выполнить задания 2.4.

 

                                                                                                                                                                   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" для 4 класса

Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" (УМК "Школа России", 4 класс)...

Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоема" 4кл

Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоема"  4класс автор учебника Плешаков А.А. Урок проводится в компьютерном классе....

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоема"

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоема" 4 класс Автор учебника Плешаков А.А. Урок проводится в компьютерном классе....

Тест по окружающему миру по теме «Жизнь пресного водоёма»

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Жизнь пресного водоёма". Программа "Школа России" 4 класс....

Урок по окружающему миру по теме " Жизнь пресного водоёма"

Дети знакомятся с пресными водоёмами, с их животным и растительным миром....

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Жизнь растений"

Конспект  по окружающему миру на тему: "Жизнь растений"(3 класс) УМК "Планета знаний"...