Конспект урока по окружающему миру на тему: "Жизнь растений"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Конспект  по окружающему миру на тему: "Жизнь растений"(3 класс) УМК "Планета знаний"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по окружающему миру

3 класс «Планета знаний»

Тема» Жизнь растений»

ЦЕЛЬ: ознакомить учащихся с жизнью растений, показать значение питания и дыхания в жизни растений.

ЗАДАЧИ: • обобщение знаний детей по данной теме;

 • углубление знаний о жизни растений;

• формирование у детей нравственного и эстетического отношения к растениям как части живой природы;

 • воспитание любви к природе.

Формирование УУД:

Личностные УУД:

• выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

• оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. Метапредметные:

Регулятивные УУД

• удерживать цель деятельности до получения её результата;

 • планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

• оценивать результаты деятельности (чужой, своей).

Коммуникативные УУД

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других;

учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД

• структурирование знаний;

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

• анализ объектов с целью выделения признаков;

 • приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: презентация по теме «Жизнь растений», оборудование для проведения опытов.

Этап урока

Ход урока

1 этап. Организационный момент. Психологический настрой.

1.Фронтальная работа. Диалог. Привлечение внимания. Моральная поддержка.

Все закрыли глаза

На счёт: 1-2 – вдох – встали на носки (вдохнём всё хорошее, радость, здоровье, хорошее настроение).

На счёт: 3-4 – выдох (всё плохое, гнев, злость, зависть)

-Я желаю вам всем сегодня хорошего настроения!

 -Если вам будет трудно, я помогу.

 - Конечно, хочу напомнить з главных правила урока:(слайд 2)

  • Умей не только слушать, но и слышать!
  • Умей не только смотреть, но и видеть!
  • Умей не только думать, но и вдумываться.

- Сегодня все эти з составляющих - очень помогут на уроке

- А девизом к сегодняшнему уроку я предлагаю слова замечательного русского советского поэта Николая Ивановича Рыленкова «От нас природа тайн своих не прячет(на доску),но учит быть внимательнее к ней» (слайд 3)

-Посмотрите на экран. (запись как растёт растение)(слайд 4)

- Что вы увидели? (Как выросло растение)

-Что мы будем изучать? (Жизнь растений) (слайд 5)

- Ребята скажите, а это слово связано с темой и девизом нашего урока?

(на доску ТАЙНА)

-Есть какие-то предположения?(Высказывают предположения)

Ребята, любите ли вы все таинственное и загадочное?

Сегодня на уроке нам предстоит открыть удивительную тайну, которую очень долго не могли раскрыть даже знаменитые ученые! Это тайна растений.

- А для того чтобы открыть тайны нам нужно попасть в одно из таких мест.

- Посмотрите на экран.(слайд 6)

- Кого вы видите на экране? (лаборанты)

-А где они работают? (в лаборатории)

- А что они там делают? (исследуют растения)

- А давайте наш кабинет превратим в лабораторию.(Переодеваются)

2 этап. Мотивация  и целепо

лагание.

Организа

ция работы по изуче

нию нового материала.

1. Фронтальная работа. Подводящий диалог.

- Давайте вспомним, что такое растения.

- Какие части растений вы знаете? (слайд 7)

- Какова роль каждой из них?

-Что поглощают растения из почвы?

- Что такое растение?

- Как растения питаются?

- Как растения дышат?

- Нам сложно ответить на 3 последних вопроса, именно сегодня в нашей лаборатории мы и ответим на эти вопросы.

(На доску: 1.Что такое растение?2. Как растение питается? 3. Как растения дышат?)

- Сегодня в нашей лаборатории будем работать в группах.

- Прежде, чем начать работу давайте вспомним правила работы в группе.

На слайде 8 памятка: друг друга не перебивать; выслушать мнение товарища; обсудить проблему; принять решение.

3 этап. Изучение нового материала.

1. Фронтальная работа. Коммуникативное воздействие с опорой на визуальную фиксацию.

- Постараемся ответить на первый вопрос урока: «Что такое растение»? Вам поможет найти ответ на этот вопрос учебник с.89 прочитайте абзац и дополните таблицу

- Что же такое растение? (Слайд9)

(Растение- это живое существо или организм.)

-Так почему растения живые существа? (слайд9)

              Растения живые существа.

(питаются, дышат, размножаются, растут, развиваются, стареют и отмирают)

2. Фронтальная работа. Подводящий диалог.

- Как называется наука, изучающая растения?(ботаника- слайд 10)(на доску)

- Может быть, кто-то из вас знает, как называется профессия людей, которые изучают растения?

(Ботаники – слайд 10).(на доску)

3. Работа в группе. Коммуникативное взаимодействие. Использование предметных действий.

- Если мы знаем, что такое растение, то можем переходить к изучению его жизни.

- Работать будете в группах по плану, который дан в конверте.

(Конверт№1 для первой группы, Конверт№2 для второй группы, Конверт №3 – для третьей, конверт №4 – для четвертой).

- 1группа изучает.Как растение питается?

- 2 группа изучает. Как растения выделяют кислород?

-3 группа изучает. Как листья испаряют воду?

 -4 группа изучает. Как растения дышат?(слайд11)

-Командир команды распределяет обязанности (2 ЧЕЛОВЕКА ИЩУТ ИНФОРМАЦИЮ С УЧЕБНИКА,2 ЧЕЛОВЕКА ПРОВОДЯТ ИСЛЕДОВАНИЯ, КОМАНДИР ДЕЛАЕТ ВЫВОДЫ)

- Группа которой нужна помощь,поднимает красный флажок

1 конверт:

  1. Срежем стебель фасоли со всеми листьями, оставив небольшой пенёк.(попросите учителя)
  2. Понаблюдайте что произойдет?
  3. Откуда берётся жидкость?
  4. Запишите вывод.
  5. Прочитайте материал учебника на странице 89-90 и дополните таблицу.
  6. Разрежем клубень картофеля и нанесём на срез каплю слабого раствора йода. (попросите учителя)
  7.  Что произошло?
  8. Запишите вывод.

(корень поглощает из почвы воду. Вместе с водой в растение поступают растворенные в ней минеральные вещества.

В клубнях картофеля находиться крахмал)

2 конверт:

  1. Для этого опыта, мы с вами, два стакана с водой поместили растениеэлодея. 1 стакан с растением поставили на яркий свет, а другой в темноту и собирали выделяемый кислород, методом вытеснения воздуха, т. к. кислород мало растворим в воде.
  2. Рассмотрите 1 стакан, который стоял в шкафу
  3. Снимем пробирку и внесём в неё тлеющую лучинку. (попросите учителя)
  4. Что произошло?
  5. Рассмотрите 2 стакан, который стоял на свету
  6. Снимем пробирку и внесём в неё тлеющую лучинку. (попросите учителя)
  7.  Что произошло?
  8. Запишите вывод
  9. Прочитайте материал учебника на странице 91 и дополните таблицу.

(растения выделяют на свету кислород. Если бы на Земле не росли растения, в воздухе не было бы кислорода.  Животные и люди не смогли бы жить на Земле)

3 конверт:

  1. Для этого опыта, мы с вами полили горшок с пшеницей водой и накрыли его крышкой.И оставили на сутки
  2. Повторим опыт. Возьмите горшок с пшеницей.
  3. Полейте ее водой и накройте крышкой.
  4. Теперь рассмотрите пшеницу, с которой мы провели опыт ранее.
  5. Откуда взялась вода на крышке?
  6. Запишите вывод.
  7. Рассмотрите листочки пшеницы
  8. Запишите вывод
  9. Прочитайте материал учебника на странице 91 и дополните таблицу.

(листья испаряют воду. Испарение воды очень важно для жизни растения. От солнечных лучей листья сильно нагреваются. При испарении воды они охлаждаются и поэтому не засыхают. Благодаря испарению воды происходит ее передвижение в растении. А вместе с водой передвигаются растворенные в ней питательные вещества)

  1. конверт:
  1. Для этого опыта,мы с вами смазали листочки цветка вазелином
  2. Возьмите трубочки.
  3. Вдыхайте и выдыхайте через трубочку.
  4. Затем отверстие трубочки замажьте вазелином.
  5. Попытайтесь дышать через такую трубочку
  6. Сделайте вывод.
  7. Рассмотрите, что произошло с вашим растением.
  8. Запишите вывод
  9. Прочитайте материал учебника на странице 92 и дополните таблицу.

(растения нуждаются в воздухе, дыхании)

Физминутка (слайд 12)

Наши чудные цветки (Дети сидят на корточках)

Распускают лепестки (Начинают медленно вставать)

Ветерок чуть дышит (раскрывают руки над головой)

Лепестки колышет (раскачиваются)

Наши чудные цветки

Закрывают лепестки

Головой качают (раскачиваются)

Тихо засыпают (и медленно принимают исходное положение)

4. Фронтальная работа. Побуждающий диалог. Использование зрительной наглядности.

- Продолжаем работу. Каждая группа представит полученные результаты.

(Слайд 13,14,15,16)

Группа №1 (Вывод: корень поглощает из почвы воду. Вместе с водой в растение поступают растворенные в ней минеральные вещества.

В клубнях картофеля находиться крахмал)

Группа №2 (Вывод: растения выделяют на свету кислород. Если бы на Земле не росли растения, в воздухе не было бы кислорода.  Животные и люди не смогли бы жить на Земле)

Группа №3(Вывод: листья испаряют воду. Испарение воды очень важно для жизни растения. От солнечных лучей листья сильно нагреваются. При испарении воды они охлаждаются и поэтому не засыхают. Благодаря испарению воды происходит ее передвижение в растении. А вместе с водой передвигаются растворенные в ней питательные вещества)

Группа №4 (Вывод: растения нуждаются в воздухе, дыхании)

-Молодцы!

- Какие два процесса мы изучили? (питание и дыхание)

(Слайд 17)

- Дыхание происходит непрерывно днем и ночью. Дышат все органы растения. Растение поглощают при дыхании намного меньше кислорода, чем выделяют при образовании питательных веществ. Благодаря этому запасы кислорода в атмосфере постоянно пополняются.

-Растения такой же живой организм, как и человек, мы вдыхаем кислород, а выдыхаем углекислый газ, так дышат и растения

-При дыхании растения поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ.

- Растения- удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу-сахар и крахмал. Вода поступает в листья по стеблю из корня, а углекислый газ листья поглощают из воздуха. Работает чудесная «кухня» только на свету! Солнечный свет несет энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для работы любой машины и жизни любого существа.

-При питании растение поглощает углекислый газ, а выделяет кислород, такой процесс называется фотосинтезом (на доску).

-Рассмотрите схемы. Сравните их: в чем сходство и различие процессов дыхания и питания растений

https://fs00.infourok.ru/images/doc/112/132379/img16.jpghttps://fs00.infourok.ru/images/doc/112/132379/img12.jpg

4 этап. Закрепле

ние изученного.

  1. Индивидуальная работа узкой направленности.

- У каждого из вас на столе лежат карточки возьмите и подпишите их.      Заполните схему. Проверьте. (слайд 18,19)

http://images.myshared.ru/4/57303/slide_5.jpg

http://images.myshared.ru/4/57303/slide_4.jpg

  1. Фронтальная работа Решение (биологических задач)

- Хозяйка выращивала комнатные растения в глинных горшках на подоконнике. Чтобы горшки были красивыми и не портили интерьер комнаты, она покрасила их масляной краской. Правильно ли поступила хозяйка?(Нет. Корень дышит. Краска закупоривает поры стенок глиняного горшка)

Страничка для любознательных (слайд 20)

За один теплый солнечный день 1 гектар леса выделяет 180-200 кг кислорода и поглощает 220-280 кг углекислого газа.

- Так же ребята разные растения испаряют разное количество воды. Одно можно сказать точно так это то что растение испаряют очень много воды. Например, (слайд 21)

-Подсолнечник испаряет 3-4 стакана воды в день

-Капуста 5 стаканов

-А береза в жаркий день испаряет до 6 ведер воды.

-Чем лист крупнее, тем больше он испаряет воды.

- Испарение играет большую роль в жизни растения

- Благодаря испарению листьями вода поступает через корни по стеблю в листья, а вместе с ней и растворенные в ней питательные вещества

-Чтобы это доказать я правила для вас опыт

Цель опыта: Увидеть движение воды в растении.

 (описание опыта) Нам понадобятся: Оборудование: - хризантема с белыми лепестками - емкости для воды, например, стаканы. - пищевые красители разных цветов - нож – вода. Я захотела, чтобыхризантемастала с одной стороны красной, а с другойсиней.

 Описание опыта: Согласно инструкции, я сделала срез на стебле и поместила в сосуды с окрашенной водой и поставила в темное место. Периодически я заходила и смотрела, начался ли процесс окрашивания. ВЫВОД: Более заметное окрашивание растения наступило через 6 часов после начала (стали окрашиваться более мелкие части растений). На весь процесс окрашивания цветов у меня занял времени около 20 часов. После полученного результата мне стало ясно, что цветок окрасилсяблагодаря тому, что в растении осуществляется движение воды.(Слайд 22-27)

- Ребята, вы многое узнали о растениях. Молодцы!

5 этап.

Рефлексия деятельности. Итог урока.

1. Фронтальная работа. Беседа.

- Вернемся к девизу нашего урока (слайд 28)

-Учит ли нас природа быть внимательнее к ней?

- Какие открытия для себя сделали?

-Что помогло нам в работе?

Вывод нашего урока: растение- живые организмы. Они питаются и дышат

2. Самостоятельное оценивание. Использование специальной шкалы. Включение эмоционального компонента: похвала, благодарность за работу на уроке.

- Вот и подходит к концу наш урок. Пришла пора оценить свою работу. Сделайте это по пятибалльной шкале с позиции «Я», «Мы», «Дело»

(критерии оценивания на слайде 29).

 _Молодцы!(слайд 30)

Этапы

Что видим

1. Срежем стебель фасоли со всеми листьями, оставив небольшой пенёк.(попросите учителя)

2.Понаблюдайте что произойдет?

3.Откуда берётся жидкость?

4.Запишите вывод.

5.Прочитайте материал учебника на странице 89-90 и дополните таблицу.

6.Разрежем клубень картофеля и нанесём на срез каплю слабого раствора йода.(попросите учителя)

7.Что произошло?

8.Запишите вывод.

ВЫВОД:  

Этапы

Что видим

1.Для этого опыта, мы с вами, два стакана с водой поместили растение элодея. 1 стакан с растением поставили на яркий свет, а другой в темноту и собирали выделяемый кислород, методом вытеснения воздуха, т. к. кислород мало растворим в воде.

2.Рассмотрите 1 стакан, который стоял в шкафу

3.Снимем пробирку и внесём в неё тлеющую лучинку. (попросите учителя)

4.Что произошло?

5.Рассмотрите 2 стакан, который стоял на свету.

6.Снимем пробирку и внесём в неё тлеющую лучинку. (попросите учителя)

7.Что произошло?

8.        Запишите вывод

9.Прочитайте материал учебника на странице 91 и дополните таблицу.

ВЫВОД:

Этапы

Что видим

1.Для этого опыта, мы с вами полили горшок с пшеницей водой и накрыли его крышкой. И оставили на сутки

2.Повторим опыт. Возьмите горшок с пшеницей.

3.Полейте ее водой и накройте крышкой.

4.Теперь рассмотрите пшеницу, с которой мы провели опыт ранее.

5.Откуда взялась вода на крышке?

6.Запишите вывод.

7.Рассмотрите листочки пшеницы

8.Запишите вывод

9.Прочитайте материал учебника на странице 91 и дополните таблицу.

ВЫВОД:

Этапы

Что видим

1.Для этого опыта, мы с вами смазали листочки цветка вазелином

2.Возьмите трубочки.

3.Вдыхайте и выдыхайте через трубочку.

4.Сделайте вывод

5.Затем возьмите  трубочки смазанные вазелином.

6.Попытайтесь дышать через такую трубочку

7.Сделайте вывод.

8.Рассмотрите, что произошло с вашим лепестком.

9.Запишите вывод

10.Прочитайте материал учебника на странице 92 и дополните таблицу.

ВЫВОД:

ГРУППА №1

Марченко И. командир

Оформляет запись

Каткова А

Проводит опыт

Севостьянов М.

Проводит опыт

Оганян

Читает учебник с.89-90

Симачук В.

Читает учебник с.89-90

ГРУППА №2

Ломоносова Н. командир

Оформляет запись

Панкова К.

Проводит опыт

Харченко Е.

Проводит опыт

Саргсян Т

Читает учебник с.91

Пильницкий А.

Читает учебник с.91

        

ГРУППА №3

Азаренко В. Командир

Оформляет запись

Чайковская Л.

Проводит опыт

Лесняк Г

Проводит опыт

Косолапов М.

Читает учебник с.91

Голубев М.

Читает учебник с.91

ГРУППА №4

Харсеева П. командир

Оформляет запись

Черненко А.

Проводит опыт

Игнатенко

Проводит опыт

Панкова А.

Читает учебник с.92

Гурин М.

Читает учебник с.92


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ (ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА) ТЕМА: «КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?»

ЗадачиОбразовательные задачи:1) Обобщить знания учащихся о растениях.2) Познакомить учащихся с группами растений: деревья, кустарники, травы.3) Познакомить учащихся со своеобразием нескольких ра...

конспект урока по окружающему миру "Уход за комнатными растениями"

Конспект урока по окружающему миру "Уход за комнатными растениями",  1 класс, УМК "Перспектива" автор: А.А.Плешаков....

Конспект урока по окружающему миру 3 кл.Тема:Растения – производители

Цели:  -осмысление блока новой учебной информации.  – ознакомить учащихся с различными группами растений и чертами их строения;  – уметь перечислять особенности хвойных и цветковых р...

Конспект урока по окружающему миру на тему; "Солнце, растения и мы с вами" ,УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях

Цель деятельности учителя: формирование представлений о взаимосвязи между растениями и Солнцем;ознакомление учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений....

Конспект урока по окружающему миру 3 класс.Тема:Растения зимой. Хвойные растения: ель сосна.

Конспект урока проведен Павленко Полиной Александровной в 3-Г классе ФГОС НООУО (вариант 4.3)На уроке использовались здоровьесберегающие технологии, проблемного обучения и разноуровневого обучени...