«Скажи, какой у тебя дом» Конспект урока в 3 классе по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Ткачева Юлия Анатольевна

Тема урока: «Скажи, какой у тебя дом»

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.                                             

Цель: создание условий для знакомства с русской крестьянской избой и старинными предметами быта русского человека.

Задачи:

•        Познакомить с видами жилья в зависимости от места жительства; сформировать представление о крестьянских постройках;

•        Развивать умения работать с разными источниками информации,

•        Воспитывать уважение к образу жизни русского народа в стародавние времена

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, учебник «Окружающий мир часть 2» Н.Ф. Виноградовой; карточки с заданиями.

План урока:               

I Организационный момент;

II Актуализация знаний

III Постановка темы урока;

IV Изучение нового материала;

V Закрепление новой темы;

VI Итог урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologich.karta_3_a_okr_mir.docx117.84 КБ
Файл pril_1.docx11.63 КБ
Файл konspekt.docx132.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Скажи, какой у тебя дом»

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.        

Цель: создание условий для знакомства с русской крестьянской избой и старинными предметами быта русского человека.

Задачи:

•        Познакомить с видами жилья в зависимости от места жительства; сформировать представление о крестьянских постройках;

•        Развивать умения работать с разными источниками информации,

•        Воспитывать уважение к образу жизни русского народа в стародавние времена

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, учебник «Окружающий мир часть 2» Н.Ф. Виноградовой; карточки с заданиями.

План урока:                

I Организационный момент;

II Актуализация знаний

III Постановка темы урока;

IV Изучение нового материала;

V Закрепление новой темы;

VI Итог урока.


Ход урока:

Этап урока, время

Методы формы работы

Содержание урока

Деятельность учащихся

Компетент-ность (УУД)

Организационный этап, 1-2 мин.

Метод стимулирования

-Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Сегодня я,Юлия Анатольевна, буду вести у вас окружающий мир.Сделайте глубокий вдох, медленно выдохните. Давайте встретимся глазками и пожелаем друг другу хорошей работы на уроке.

Настраиваются на урок.Успокаиваются после перемены.

Коммуникативнаясоциальная

Актуализация знаний, 3-4 мин.

Словесный метод: беседа.

- О ком на прошлом уроке мы так много говорили?

- Кто для нас славяне?

-От какого слова происходит их название? Почему их так называли?

- О славянах

- Они наши предки

- Славные, хвалебные. Потому что они обладали целым рядом положительных качеств.

Предметные учебные действия

Постановка темы урока,

4-5 мин.

Словесный метод: беседа, учебная дискуссия.

Наглядный метод: иллюстрация.

- Посмотрите, на экран и предположите, о чём пойдёт речь на уроке?

- Именно о доме, о жилище людей в старину мы будем говорить сегодня на уроке.

- Какую цель вы для себя поставите?

- Что бы вы хотели узнать?

- О домах в которых жили наши предки.

Из чего строили жильё, как выглядел дом изнутри

Умение ставить цели, планировать работу

Изучение нового материала,

20-25 мин.

Словесный метод: объяснение, рассказ,  беседа,

учебная дискуссия.

Частично-поисковая деятельность, поиск решения проблемного вопроса, моделирование, учебная дискуссия Наглядный метод: демонстрация, наблюдение, иллюстрация.

- Что же означает слово «дом»?

– Прочитайте слова, записанные у на доске.

– Что их объединяет?

- Особое внимание я бы хотела обратить на слово кров.

– Поднимите руку те, кто его слышал раньше?

–Слово «кров» возникло слова кровля, что значит крыша.

- Долгое время на Руси пользовались полуземляными жилищами. Крыша такого дома опиралась на землю. Иногда в яме делался сруб, который снаружи засыпали землей. Полы были земляные, утоптанные, промазанные глиной.

- Прочитай пословицу. «Скажи, какой у тебя дом, и я скажу, где ты живешь». Как вы думаете можно ли по дому узнать, где живет его житель?

- Я вам расскажу особенности домов на Руси, а вы попробуете определить, какой из этих домов, находится на севере, а какой на юге.

- В этой части станы много глины и часто бывает засуха, вокруг него широкая степь.

- В этой части страны холода и много влаги, поэтому леса очень много.

Слово "изба" связана с глаголом "истопить". Изба значит отапливаемое помещение - сруб с печью, а неотапливаемое помещение называли клетью. С каким словом похоже слово «клеть»?

- Посмотрите на доску и установите соответствие. Как выглядела изба начиная с 8 века. C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\0007-005-Izba-drevnikh-slavjan.jpgC:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\сама.gifC:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\сама 2.jpgC:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\1000064_m.jpg

     8 век             9 век               10 век              11 век

- И чего строили избы?

- Из какой породы деревьев? Почему именно деревья? Что значит строить «во мху»?

На эти вопросы нам поможет ответить.....

ПОДГОТОВЛЕННЫЙ УЧЕНИК:

№1. Леса, прекрасного строительного материала, было в изобилии. Что же касается трудолюбия и старания, то русским людям их всегда было не занимать. Для строительства использовали сосну или ель (стволы ровные и древесина крепкая). Избу рубили топором без единого гвоздя. Пригоняли брёвна друг к другу плотно, без малейшей щёлочки. Для лучшего сохранения тепла между брёвнами клали мох. Называлось это — строить избу «во мху».

- Теперь мы можем ответить на вопросы?

Работа с учебником

- Откройте стр.42 Прочитайте 2-ой абзац до конца текста.

- Без чего не бывает избы?  

- Как вы понимаете выражение: топить печь по – чёрному.

- Захотелось ли тебе пожить в такой избе?

- Как вы понимаете выражение: «Без печки изба – не изба»?

- А как еще использовали печь нам расскажет.......

- А вы считайте сколько же функций она выполняла.

ПОДГОТОВЛЕННЫЙ УЧЕНИК:

№2. Именно печь превращала холодную клеть, в теплое жилище. В те далекие времена готовили в печке и хлеб пекли и всю еду для людей и всякой живности - коров, коз, свиней - готовили в печке. К тому же русская печь обогревала дом, на ней сушили одежду и обувку, грибы и ягоды, мелкую рыбешку. Даже мыться крестьяне ухитрялись в печи и парились не хуже, чем в бане, - жар до костей пронимал. Словом, без хорошей печи жизни не было, и дом был не дом. На печке можно было спать, особенно любили это делать старики и ребятишки. На печке рассказывали и сказки долгими зимними вечерами.

- Сколько же вы насчитали? Назови.

- А какие сказки вы знаете, где упоминается печь и изба?

*– А кто из вас знает, что обозначает это выражение «Начни танцевать от печки».

 - Что самое главное в избе?

- Расскажу об одном интересном углу, который был в каждом доме, а вы мне ответите зачем он нужен.

Наискосок от печи находился «Красный угол». Это было самое почетное место – духовный центр дома. В углу на особой полочке стояли иконы, украшенные вышитыми полотенцами. Здесь всегда горел «небесный» огонь – лампада. В доме всегда горели два огня– земной и небесный. Один - для души, другой - для тела.

- Что за огонь для души/тела?

- Наши предки предпочитали верить в разные суеверия. Например, они думали, что за печкой у них живёт домовой. Он бережёт домашний уют, следит за порядком.

- Как ты думаешь домовой – это реальное или сказочное существо?

- Как называли древние славяне волшебных существ, которые жили в лесу? В водоёме?

- Это то место, где мы живём

- Дом, кров, жилище.

- Значение, место где живут.

Поднимают руки.

Рассматривают иллюстрации.

Запоминают значение слова «кров».

Знакомятся с полуземлянками в которых жили наши предки.

Читают пословицу.

Выдвигают гипотезу.

Проверяют, гпотезу, делают вывод: что по дому можно узнать, где живет его обитатель.

Знакомятся с историей возникновения слова изба.

Околеть, что значит замерзнуть.

Устанавливают соответствие, рассматривают, сравнивают, ищут отличия и сходства.

- Дерево.

Затрудняются ответить на вопросы.

Слушают выступление подготовленного ученика. Ищут ответы на вопросы.

- Сосна или ель.

- Леса было много.

- Мхом утепляли избу.

Открывают учебник.

Самостоятельно читают 2-ой абзац до конца текста.

- Без печи

-Без дымохода.

- Нет

- Изба, называется так потому, что в ней тепло.

Слушают выступление подготовленного ученика.

Считают функции которые выполняла печь:

Отапливала,

в ней готовили еду,

сушили одежду /рыбу,

в печи парились и мылись,

на ней спали,

рассказывали детям сказки.

- Емеля - «По щучьему велению»; Илья Муромец; Колобок; «Гуси- лебеди»и др.

обозначает оно, что начинать нужно с главного, с самого начала.

– это печь.

Выслушивают рассказ, рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы:

- Красный угол, в нем находились иконы, славяне молились богам.

- Лампада для души, печь – тела.

Предположение детей

Леший, водяной.

Формирование навыков поисковой деятельности, умений учебного сотрудничества. Способность анализировать.

Закрепление новой темы,

5-6 мин.

Работа по учебнику;

Практический метод

- Давайте закрепим полученные знания на уроке.

- Вставь пропущенные слова

КАРТОЧКА (работа в парах) с 41.

Внешний вид дома всегда зависел от окружающей __, __, особенностей ____, которые были приняты в данной местности.Сначала дома строились только ___, дворы были очень большими, _______. Это оберегало дома от __. По этой же причине при великих __ в Москве запрещалось рядом с домом готовить ______ и печь _______.

*- Нарисуй избу.

В парах выполняют задание поиск по учебнику, вставляют пропущенные слова.

Природы, климата, строительства,

деревянные, просторными, пожаров, князьях, еду, хлеб.

* Рисуют избу.

Формирование навыков поисковой деятельности, умений учебного сотрудничества. Способность анализировать.

Итог занятия, 2-3 мин.

Рефлексия Словесный метод: беседа, объяснение.

– Какова тема нашего урока?  

– Что узнали нового?

– В каких домах жили люди в старину?

– Что обозначает слово изба?

– Что главное в избе?

- Что обозначает слово кров?

- Как утепляли стены?

– Как называлось место, где висели иконы?

- Достигли поставленной цели? Кто достиг покажите мне «+», а для кого это занятие не принесло никакой пользы «-» .

- Дома наших предков

-Из чего строили жильё, как выглядел дом изнутри...

-В деревянных избах

-Отапливаемое помещение

- Печь

- Кровля – крыша

- С помощью мха

- Красный угол

Оценивают достижение цели.

Умение анализировать достижение цели


Самоанализ пробного урока:

Класс_________3 «А»__________________________________________________
Тема урока
____«Скажи, какой у тебя дом»_______________
Тип урока и его структура:
___урок «открытия» новых знаний._____

  1. Трудности, возникшие при подготовке к уроку.
  2. Особенности системы обучения данного класса, их учет при моделировании и проведении урока.
  3. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
  4. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся). Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
  5. Какова триединая дидактическая цель урока, её обучающий, развивающий, воспитательный аспекты, дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока, обосновать показатели реальности урока.
  6. Какие универсальные учебные действия формировались в ходе урока?
  7. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке.
  8. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли "связки" между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.
  9. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целью урока.
  10. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В какой форме и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний?
  11. Психологическая атмосфера на уроке и общение с учащимися.
  12. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
  13. Наметить перспективы своей деятельности.

В процессе подготовки и проведения данного урока трудности не возникали. Особенности системы по которой работает школа по мере возможностей реализованы (тему урока, цели в начале и конце урока – сформулировали и назвали учащиеся самостоятельно). Данный урок был тесно связан с предыдущими уроками, что подготовило учащихся к усвоению данной темы. Поставленные цели в начале урока были достигнуты и подтверждены учащимися. Было использовано оптимальное сочетание методов и форм работы на уроке (методы: наглядные, словесные, наглядные: показ, демонстрация, иллюстрация, практические: задания на сопоставление; формы: индивидуальная, фронтальная, парная)..

Использование наглядных методов позволило учащимся в наиболее полном объеме представить внешний облик дома славян в различных региональных областях страны и временных периодах, быт и культуру славян, глубже проникнуть в их жизнь. Тесная связь между этапами урока были обеспечены их логикой подачи данной темы. Целесообразно было распределено время большая часть, которого была отведена на основную часть урока, в которой и происходило знакомство с содержанием данной темы.   .

Отбор дидактических материалов основывался на цели и теме урока: карточки с заданием «поиск», презентация с дополнительными иллюстрациями строений славян, дополнительный текст (для подготовки отдельных учащихся). Контроль усвоения знаний, учащихся осуществлялся с помощью вопросов в процессе всего урока (сказал учитель – ученики повторили).

На уроке  присутствовал доброжелательный психологический климат, общение с учащимися проходило в свободной форме, они задавали интересующие их вопросы и сами не боялись выдвигать предположения.

Я оценивают результаты урока положительно, поскольку удалось реализовать все поставленные задачи. В перспективе хотела бы достичь более быстрого темпа, чтобы давать как можно больше дополнительной интересной информации...



Предварительный просмотр:

Дом

Кров

Жилище



Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира в 3-м классе

Тема: «Скажи, какой у тебя дом»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: создание условий для знакомства с русской крестьянской избой и старинными предметами быта русского человека

Задачи:

  • Познакомить с видами жилья в зависимости от места жительства; сформировать представление о крестьянских постройках;
  • Развивать умения работать с разными источниками информации,
  • Воспитывать уважение к образу жизни русского народа в стародавние времена

Оборудование: учебник «Окружающий мир часть 2» Н.Ф. Виноградовой; карточки с заданиями, презентация.

Ход урока:

I. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Сделайте глубокий вдох, медленно выдохните. Давайте встретимся глазками и пожелаем друг другу хорошей работы на уроке. Сегодня я буду вести у вас окружающий мир.

II Актуализация знаний

- О ком на прошлом уроке мы так много говорили?

- Кто для нас славяне?

- От какого слова происходит их название?

III Постановка темы урока

- Мы продолжаем с вами знакомиться с жизнью наших далёких предков.

- Посмотрите, на экран и предположите, о чём пойдёт речь на уроке?

- Именно о доме, о жилище людей в старину мы будем говорить сегодня на уроке.

- Что бы вы хотели узнать? (Из чего строили жильё, как выглядел дом изнутри).

IV Изучение нового материала

- Что же означает слово «дом»? (это то место, где мы живём: скрываемся от непогоды, готовим пищу, отдыхаем, спим.)

– Прочитайте слова, записанные у на доске: дом, кров, жилище.

– Что они обозначают?

- Особое внимание я бы хотела обратить на слово кров.

– Кто его слышал раньше?

–Слово «кров» возникло слова кровля, что значит крыша.

- Долгое время на Руси пользовались полуземляными жилищами. Крыша такого дома опиралась на землю. Иногда в яме делался сруб, который снаружи засыпали землей. Полы были земляные, утоптанные, промазанные глиной.

- «Скажи, какой у тебя дом, и я скажу, где ты живешь». Как вы думаете можно ли по дому узнать, где живет его житель?

- Я вам расскажу особенности домов на Руси, а вы попробуете определить, какой из этих домов, находится на севере, а какой на юге.

- В этой части станы много глины и часто бывает засуха, поэтому больших деревьев здесь нет, только высятся в степи белые от известки хаты-мазанки.

- В этой части страны холода и много влаги, поэтому леса очень много, жилища быстро растут в избы. Дом рубили и строили здесь зачастую без единого гвоздя, а стоял он веками.

Слово "изба" связана с глаголом "истопить". Изба значит отапливаемое помещение - сруб с печью, а неотапливаемое помещение называли клетью.

- Посмотрите на доску и установите соответствие. Как выглядела изба начиная с 8 века.

   C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\0007-005-Izba-drevnikh-slavjan.jpg     C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\сама.gif         C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\сама 2.jpg  C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\1000064_m.jpg           

     8 век                           9 век                           10 век                       11 век

- Какой материал использовали для строительства избы на Руси?

– Как вы думаете, почему избы строились из дерева, а не из камня, как это делали в Западной Европе?  На этот вопрос нам поможет ответить.......

ПОДГОТОВЛЕННЫЙ УЧЕНИК:

№1. Леса, прекрасного строительного материала, было в изобилии. Что же касается трудолюбия и старания, то русским людям их всегда было не занимать. Для строительства использовали сосну или ель (стволы ровные и древесина крепкая). Избу рубили топором без единого гвоздя. Пригоняли брёвна друг к другу плотно, без малейшей щёлочки. Для лучшего сохранения тепла между брёвнами клали мох. Называлось это — строить избу «во мху».

Работа с учебником

Работа в учебнике.

- Откройте стр.42 Прочитайте 2-ой абзац до конца текста.

- Без чего не бывает избы?  

- Как вы понимаете выражение: топить печь по – чёрному.

- Захотелось ли тебе пожить в такой избе?

- Как вы понимаете выражение: «Без печки изба – не изба»?

- А как еще использовали печь нам расскажет.......

ПОДГОТОВЛЕННЫЙ УЧЕНИК:

№2. Именно печь превращала холодную клеть, в теплое жилище. В те далекие времена готовили в печке и хлеб пекли и всю еду для людей и всякой живности - коров, коз, свиней - готовили в печке. К тому же русская печь обогревала дом, на ней сушили одежду и обувку, грибы и ягоды, мелкую рыбешку. Даже мыться крестьяне ухитрялись в печи и парились не хуже, чем в бане, - жар до костей пронимал. Словом, без хорошей печи жизни не было, и дом был не дом. На печке можно было спать, особенно любили это делать старики и ребятишки. На печке рассказывали и сказки долгими зимними вечерами. В русских народных сказках печь часто упоминается и, как правило, неотъемлемо связана с главным героем.

- А какие сказки вы знаете, где упоминается печь и изба?

Ребята вспоминают: Емеля - «По щучьему велению»; Илья Муромец; Колобок; «Гуси- лебеди», Баба Яга во всех сказках лежала на печи и др.

– А кто из вас знает, что обозначает это выражение «Начни танцевать от печки». (его обычно используют в речи, когда берутся за какое-то дело и обозначает оно, что начинать нужно с главного, с самого начала.)

- Теперь мы знаем, что самое главное в избе – это печь.

Рассказ учителя:          

         

Наискосок от печи находился «Красный угол». Его еще называли большой, святой угол. Это было самое почетное место – духовный центр дома. В углу на особой полочке стояли иконы в начищенных до блеска драгоценных рамах, украшенные вышитыми полотенцами. Здесь всегда горел «небесный» огонь – лампада. В доме всегда горели два огня– земной и небесный. Один - для души, другой - для тела. Святое и простое никогда не находились рядом.

- Наши предки предпочитали верить в разные суеверия. Например, они думали, что за печкой у них живёт домовой. Он бережёт домашний уют, следит за порядком.

- Как ты думаешь домовой – это реальное или сказочное существо?

- Как называли древние славяне волшебных существ, которые жили в лесу? В

водоёме?

V Закрепление новой темы

- Давайте закрепим полученные знания на уроке. Выполните задание на карточках. Работа с текстом – вставь пропущенные слова - поиск

КАРТОЧКА (работа в парах).

ПОИСК

Внешний вид дома всегда зависел от окружающей _____________, __________________, особенностей ________________, которые были приняты в данной местности.

Сначала дома строились только _________________, дворы были очень большими, _______________. Это оберегало дома от ______________. По этой же причине при великих _____________ в Москве запрещалось рядом с домом готовить ______ и печь _______.

*- Нарисуй избу.

 Творческая работа  - Нарисовать избу (резерв)

VI Итог урока

– О чём говорили на уроке?  

– Что узнали нового?

– В каких домах жили люди в старину? (в небольших деревянных избах)

– Что обозначает слово изба?

– Как по-другому можно назвать избу? Почему?

– Что главное в избе? (печь)

– Как называлось место, где висели иконы?

VI Домашнее задание

Уч. – стр.41-44 читать и пересказывать. Нарисовать избу.

Урок окончен. Спасибо за работу.

ПОИСК

Внешний вид дома всегда зависел от окружающей _____________, __________________, особенностей ________________, которые были приняты в данной местности.

Сначала дома строились только _________________, дворы были очень большими, _______________. Это оберегало дома от ______________. По этой же причине при великих _____________ в Москве запрещалось рядом с домом готовить ______ и печь _______.

ПОИСК

Внешний вид дома всегда зависел от окружающей _____________, __________________, особенностей ________________, которые были приняты в данной местности.

Сначала дома строились только _________________, дворы были очень большими, _______________. Это оберегало дома от ______________. По этой же причине при великих _____________ в Москве запрещалось рядом с домом готовить ______ и печь _______.

ПОИСК

Внешний вид дома всегда зависел от окружающей _____________, __________________, особенностей ________________, которые были приняты в данной местности.

Сначала дома строились только _________________, дворы были очень большими, _______________. Это оберегало дома от ______________. По этой же причине при великих _____________ в Москве запрещалось рядом с домом готовить ______ и печь _______.

ПОИСК

Внешний вид дома всегда зависел от окружающей _____________, __________________, особенностей ________________, которые были приняты в данной местности.

Сначала дома строились только _________________, дворы были очень большими, _______________. Это оберегало дома от ______________. По этой же причине при великих _____________ в Москве запрещалось рядом с домом готовить ______ и печь _______.

ПОИСК

Внешний вид дома всегда зависел от окружающей _____________, __________________, особенностей ________________, которые были приняты в данной местности.

Сначала дома строились только _________________, дворы были очень большими, _______________. Это оберегало дома от ______________. По этой же причине при великих _____________ в Москве запрещалось рядом с домом готовить ______ и печь _______.

ПОИСК

Внешний вид дома всегда зависел от окружающей _____________, __________________, особенностей ________________, которые были приняты в данной местности.

Сначала дома строились только _________________, дворы были очень большими, _______________. Это оберегало дома от ______________. По этой же причине при великих _____________ в Москве запрещалось рядом с домом готовить ______ и печь _______.

ПОИСК

Внешний вид дома всегда зависел от окружающей _____________, __________________, особенностей ________________, которые были приняты в данной местности.

Сначала дома строились только _________________, дворы были очень большими, _______________. Это оберегало дома от ______________. По этой же причине при великих _____________ в Москве запрещалось рядом с домом готовить ______ и печь _______.

ПОИСК

Внешний вид дома всегда зависел от окружающей _____________, __________________, особенностей ________________, которые были приняты в данной местности.

Сначала дома строились только _________________, дворы были очень большими, _______________. Это оберегало дома от ______________. По этой же причине при великих _____________ в Москве запрещалось рядом с домом готовить ______ и печь _______.

ПОИСК

Внешний вид дома всегда зависел от окружающей _____________, __________________, особенностей ________________, которые были приняты в данной местности.

Сначала дома строились только _________________, дворы были очень большими, _______________. Это оберегало дома от ______________. По этой же причине при великих _____________ в Москве запрещалось рядом с домом готовить ______ и печь _______.

ПОИСК

Внешний вид дома всегда зависел от окружающей _____________, __________________, особенностей ________________, которые были приняты в данной местности.

Сначала дома строились только _________________, дворы были очень большими, _______________. Это оберегало дома от ______________. По этой же причине при великих _____________ в Москве запрещалось рядом с домом готовить ______ и печь _______.

ПОИСК

Внешний вид дома всегда зависел от окружающей _____________, __________________, особенностей ________________, которые были приняты в данной местности.

Сначала дома строились только _________________, дворы были очень большими, _______________. Это оберегало дома от ______________. По этой же причине при великих _____________ в Москве запрещалось рядом с домом готовить ______ и печь _______.

ПОИСК

Внешний вид дома всегда зависел от окружающей _____________, __________________, особенностей ________________, которые были приняты в данной местности.

Сначала дома строились только _________________, дворы были очень большими, _______________. Это оберегало дома от ______________. По этой же причине при великих _____________ в Москве запрещалось рядом с домом готовить ______ и печь _______.

ПОИСК

Внешний вид дома всегда зависел от окружающей _____________, __________________, особенностей ________________, которые были приняты в данной местности.

Сначала дома строились только _________________, дворы были очень большими, _______________. Это оберегало дома от ______________. По этой же причине при великих _____________ в Москве запрещалось рядом с домом готовить ______ и печь _______.

ПОИСК

Внешний вид дома всегда зависел от окружающей _____________, __________________, особенностей ________________, которые были приняты в данной местности.

Сначала дома строились только _________________, дворы были очень большими, _______________. Это оберегало дома от ______________. По этой же причине при великих _____________ в Москве запрещалось рядом с домом готовить ______ и печь _______.

ПОИСК

Внешний вид дома всегда зависел от окружающей _____________, __________________, особенностей ________________, которые были приняты в данной местности.

Сначала дома строились только _________________, дворы были очень большими, _______________. Это оберегало дома от ______________. По этой же причине при великих _____________ в Москве запрещалось рядом с домом готовить ______ и печь _______.

ПОИСК

Внешний вид дома всегда зависел от окружающей _____________, __________________, особенностей ________________, которые были приняты в данной местности.

Сначала дома строились только _________________, дворы были очень большими, _______________. Это оберегало дома от ______________. По этой же причине при великих _____________ в Москве запрещалось рядом с домом готовить ______ и печь _______.

№1. Леса, прекрасного строительного материала, было в изобилии. Что же касается трудолюбия и старания, то русским людям их всегда было не занимать. Для строительства использовали сосну или ель (стволы ровные и древесина крепкая). Избу рубили топором без единого гвоздя. Пригоняли брёвна друг к другу плотно, без малейшей щёлочки. Для лучшего сохранения тепла между брёвнами клали мох. Называлось это — строить избу «во мху».

№2. Именно печь превращала холодную клеть, в теплое жилище. В те далекие времена готовили в печке и хлеб пекли и всю еду для людей и всякой живности - коров, коз, свиней - готовили в печке. Печь не только обогревала дом, на ней ещё сушили одежду и обувь, грибы и ягоды, мелкую рыбешку. Даже мыться крестьяне ухитрялись в печи и парились не хуже, чем в бане, - жар до костей пронимал. Словом, без хорошей печи жизни не было, и дом был не дом. На печке можно было спать, особенно любили это делать старики и ребятишки. На печке рассказывали и сказки долгими зимними вечерами. В русских народных сказках печь часто упоминается и бывает связана с главным героем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по ознакомлению с окружающим миром во 2 классе. Учитель: Липатова В.И.

Тема:Животные живого уголка и нашей местности.Цель: Закрепить и расширить знания детей о диких и домашних животных.Задачи:Обучающие:  формировать представления детей  о разнообразии жи...

Конспект урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе. " У лесного озера"

Конспект урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе....

Конспект урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе. " У лесного озера"

Конспект урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе....

конспект урока 1 класс по окружающему миру "Растения зимой"

Через исследовательскую деятельность познакомить учащихся с жизнью хвойных и лиственных деревьев зимой....

План- конспект урока 4 класса по окружающему миру "Природные сообщества"

План- конспект урока 4 класса по окружающему миру "Природные сообщества"...

Конспект урока 2 класса по Окружающему миру.

Подробный конспект по Окружающему миру для 2 класса на тему «Природа в опасности!»...

конспект урока 2 класс по окружающему миру "смена времен года"

конспект урока 2 класс по окружающему миру "смена времен года"...