Урок Тема: Живое и неживое
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Тунникова Людмила Александровна

На доске появляется запись:

Живые организмы                        Неживые предметы

–  Какой главный вопрос нашего урока? (Дети высказывают свои предположения, учитель повторяет наиболее правильную и общую формулировку. Учитель записывает вопрос или план урока.)

  1. - Рассмотрите рисунки.

–  Что на них изображено?

–  Что объединяет эти предметы?

–  Чем различаются предметы справа и слева?

–  Как их можно назвать?

–  Это живые или неживые?

–  Чем докажете?

–  Рассмотрите вторую картинку.

–  Как можно назвать то, что изображено на этом рисунке?

–  Почему?

–  Посмотрите на правило, сравните свои выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivoe_-_nezhivoe.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

по окружающему миру в 1 классе

Тема: «Живое и неживое»

 

Тема: Живое и неживое

Тип урока: ОНЗ

УМК:  «Школа 2100»

Цель: – научить учащихся различать живое  и неживое в окружающем мире.

Задачи:

-воспитательная: уметь действовать по правилам работы в группе, стремиться выполнять ролевые правила;

формировать экологически осознанное отношение к окружающей среде;

-развивающая:  уметь классифицировать и сравнивать объекты живой и неживой природы;

-обучающая: уметь пользоваться алгоритмом нахождения сходств и различий между живой и неживой природой. Материально – техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск, таблица по теме, учебники, рабочие тетради

Формируемые УУД

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение устанавливать аналогии;

6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение учиться определять цель деятельности на уроке;

2) формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные УУД: формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

Этапы урока

Ход урока

I. Мотивация (самоопределение учебной деятельности)

Цель: организовать самоопределение к учебной деятельности.

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

-Ребята, о каком доме идёт речь? (О природе)

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной Земли

Зовется этот дом. (стихи Л. Дайнеко)

-Что, по вашему мнению, относится к природе? (ответы детей)

II.Актуализация знаний (зона ближайшего развития) и фиксирование индивидуального затруднения (самостоятельно и осознанно) в пробном действии

Цель: подготовить мышление детей к последовательным шагам УУД, организовать фиксированное затруднение.

– Посмотрите на экран, назовите предметы, которые видите.

–  Назовите только живые предметы.

– Теперь, только неживые.

III.Выявления места и причины затруднения.

Цель: организовать анализ деятельности этой ситуации и подвести к выявлению места и причины затруднения.

                 

-Почему прозвучали разные ответы? (Не хватает знаний).

–Какова тогда цель сегодняшнего урока?

-Назовите тему урока.

Физминутка «Капельки»

(звучит аудиозапись «Звуки природы»)

- Встаньте, я превращаю вас в капельки (взмахивает рукой), бегите, полейте землю, цветы, траву, деревья.

(дети бегают, «поливают»)

- Все, дождик кончился, всем спасибо.

IV.Построение проекта и выхода из затруднений.

Цель: построить проект (алгоритм) выхода из затруднения.

Работа с учебником.

–  Посмотрите, какие предметы изображены на рисунках.

–  Что объединяет эти предметы?

–  Чем различаются предметы слева и справа?

–  Как можно назвать эти предметы одним словом?

–  Теперь давайте посмотрим на картинку ниже. Назовите предметы, которые изображены на этой картинке.

–  Как одним словом можно их назвать?

–  Итак, нас окружают живые и неживые предметы.

-Как же узнать, что один предмет живой, а другой - нет?

–Чем же отличаются живые предметы от неживых? (Предположения детей.)

На доске появляется запись:

Живые организмы                        Неживые предметы

–  Какой главный вопрос нашего урока? (Дети высказывают свои предположения, учитель повторяет наиболее правильную и общую формулировку. Учитель записывает вопрос или план урока.)

  1. - Рассмотрите рисунки.

–  Что на них изображено?

–  Что объединяет эти предметы?

–  Чем различаются предметы справа и слева?

–  Как их можно назвать?

–  Это живые или неживые?

–  Чем докажете?

–  Рассмотрите вторую картинку.

–  Как можно назвать то, что изображено на этом рисунке?

–  Почему?

–  Посмотрите на правило, сравните свои выводы.

2)  К какой группе относятся изображения на с. 47?

–  Посмотрите на первую картинку, кто на ней нарисован?

–  Миша после долгой зимы надел лёгкую курточку, и оказалось, что она ему мала. Что произошло с Мишей?

–  Все ли живые организмы растут?

–  Какое же первое свойство живых организмов?

Учитель выписывает первое свойство живых организмов на доске.

–  Кого изобразил художник на следующей картинке?

–  Для чего Лена вышла на прогулку с собакой? (Подышать свежим воздухом.)

–  Какое второе свойство живых организмов?

Учитель выписывает второе свойство живых организмов на доске.

–  Что делает собака на следующей картинке?

–  Всем ли живым организмам необходимо питание?

–  Какое ещё свойство живых организмов мы можем выделить?

Учитель выписывает третье свойство живых организмов на доске.

–  Кто нарисован на следующей картинке?

–  Кем являются цыплята по отношению к курице?

–  У всех ли живых организмов появляются дети (потомство)?

Учитель выписывает четвёртое свойство живых организмов на доске.

3) –  Мы с вами перечислили свойства живого организма, а что можно сказать о растении?

–  Вспомните путешествие Колобка. С чего начинается жизнь растения?

–  Как оно живёт и развивается?

–  Что нужно растению для роста?

–  Что же можно сказать про растения? (Растения – это тоже живые организмы.)

–  Докажите свою точку зрения.

–  А могут ли живые организмы жить вечно?

–  Каждый живой организм существует определённое время, а потом он умирает, на его месте появляются новые. Но если мы не будем беречь растения, животных, они могут умереть раньше своего срока, поэтому мы должны всегда помнить о том, что природа наш щедрый друг, она создаёт все необходимые условия для нашей жизни.

-Сделайте вывод о том, каким должно быть наше поведение по отношению к природе.

–  Сравним свои выводы с выводом учебника на с. 47.

– Похожи ли они?

V.Реализация построенного проекта

Цель: реализовать построенный проект (новое знание).

1. Работа в тетради.  

–  Давайте убедимся в том, что вы запомнили свойства живых организмов.

Откройте рабочие тетради на с. 56.

Задание № 2 в рабочей тетради.

-Выполните это задание вместе с соседом по парте.

2.  Работа в учебнике.  

1) –  Посмотрите в учебнике на с. 48. Сравните иллюстрации. Ответьте на вопросы.

- Поменяйтесь тетрадями с товарищем по парте и сделайте взаимопроверку.

3) Следующее задание на с. 49 дети выполняют в группах.

-Для выполнения задания объединитесь в группы, распределите обязанности в соответствии с правилами работы в группе.

1-я группа. Частью какой природы является человек? Докажите свою точку зрения.

2-я группа. Почему Шарик обиделся на Матроскина, когда тот назвал его вещью? Обоснуйте свой ответ.

3-я группа. Почему имена людей и клички животных пишутся с большой буквы?

Выступление групп.

Физкультурная минутка «Про птенчика»

Мы шагаем, мы шагаем,

Ноги выше поднимаем!

Вдруг мы видим из куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берём

И назад его кладём.

Не обидим мы букашку,

Гнёзд не разорим у пташки,

Реку мы не загрязним,

Всю планету сохраним!

VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: организовать усвоение детьми в устной речи решения подобных заданий.

1. Работа в тетради на с. 56–57. Задание по выбору учащихся .

-Перед тем, как дать ответ, вы должны обосновать свой выбор задания.

2.Закончите предложения.

  1. Неживая природа - это... (звезды, луна, ветер, вода, воздух и др.) 
  2. Живая природа - это... (растения, животные, насекомые, рыбы) 
  3. Все живые организмы не могут жить без... (неживой природы).

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: организовать самопроверку детьми новых знаний.

1.Закончи предложение устно .

    Лягушка не бегает, а …прыгает.

Кошка не летает, а …ходит.

Голубь не ползает, а …летает.

Рыба не ходит, а …плавает.

Змея не плавает, а …ползает.

2.Узнайте животных по их силуэту, по ногам. 

(Лягушка, крокодил, рыба, змея, лось, рак, бабочка, птица).

VIII.Включение в систему знаний и повторений.

Цель: вовлечь учащихся в систему знаний и повторений.

Игра «Угадай, чье объявление»

-Смотрите, газета лесных объявлений, но без подписей. Давайте угадаем, чьи же это объявления.

Приходите ко мне в гости. Адреса не имею. Свой домик ношу на себе (улитка, черепаха) 

Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья (гусеница, змея, червяк).

Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу (лиса).

Уже 150 лет жду друга. Характер положительный, но я очень медлительная (черепаха).

IX .Рефлексия учебной деятельности.

Цель: организовать самооценку, самоконтроль своей работы на уроке.

– Что нового вы узнали на уроке сегодня?  

– Что повторили из того, что уже знали?

– На какие вопросы получили ответы?

– Какие остались?

– Где вы сможете найти ответы на эти вопросы? (Если остались.)

– Когда и где вам могут пригодиться полученные сегодня знания?

X.Домашнее задание.

Задание по выбору:

-Нарисуйте рисунок с объектами живой и неживой природы.

-Подберите загадки о природе.

– Посадите в землю семена овса или фасоли, поставьте на свет и поливайте. Пронаблюдайте за развитием растения и сделайте свои зарисовки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 1 классе по теме: "Живое и неживое"

Данную разработку можно использовать при изучении темы: «Живая и неживая природа» в любой образовательной программе. Цель: познакомить детей с живыми организмами и их свойствами, с отличием...

Разработка урока по предмету окрудающий мир по теме "Живое и неживое"с мультимедийным приложением

Данная разработка представляет собой технологическую карту урока в технологии деятельностного метода. В ней отражены все этапы урока ОНЗ, цели и задачи каждого этапа, а также формируемые УУД.В приложе...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме "Живая и неживая природа весной". 2 класс. "Школа России "

Урок разработанв соответстии с требованиями ФГОС, в разработку конспекта включены  названия используемых ЭОР...

Конспект урока по теме "Живое и неживое"

Конспект урока по  окружающему  миру  по теме  "Живое  и  неживое"...

конспект урока по окружающему миру 1 кл УМК "Перспектива" на тему "Живая и неживая природа"

Конспект урока по окружающему миру с использованием презентации....

Фрагмент урока по предмету «Окружающий мир», по теме "Живая и неживая природа" 2 класс.

Фрагмент урока окружающего мира по теме "Живая и неживая природа" с исползование теста learningapps....

Урок окружающего мира по теме: «Живая и неживая природа» " УМК Перспектива

Урок направлен на создание условий для открытия новых знаний учащимися о группах предметов окружающего мира, развиватие  мыслительных процессов, воспитания интереса к изучению окружающего мира....