Главные вкладки

    План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему:
    Лаборатория Почемучек.

    Тыщенко Татьяна Валериевна

    Название дисциплины: окружающий мир

    УМК «Школа России» А.А.Плешаков

    Название раздела: «Как, откуда и куда?»

    Тема урока: «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит»

    Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

    Цель: познакомить с источниками воды в природе и в быту, с процессами загрязнения и очистки воды.

    Задачи урока:

    1) Актуализировать знания детей о воде; объяснить детям процесс: откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит; с помощью опытов показать процессы загрязнения и очистки воды; раскрыть опасность загрязнения природных водоемов и значение очистных сооружений.

    2) Продолжать развивать мышление: умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы (логические познавательные УУД); формулировать учебную задачу, работать с различными источниками информации; рефлексировать свою учебную деятельность и одноклассников (регулятивные УУД); умение работать в парах и микрогруппах, вести диалог, рассказывать, пополнять словарный запас (коммуникативные УУД); развивать наблюдательность, внимание, память и кругозор учащихся (личностные УУД).

    3) Воспитывать понимание важности бережного отношения к природе; умение сотрудничать.

    Планируемые результаты:

    1) Дети узнают о воде; поймут процесс: откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит; с помощью опытов покажут процессы загрязнения и очистки воды; раскроют опасность загрязнения природных водоемов и значение очистных сооружений.

    2) Дети будут продолжать учиться анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; формулируют учебную задачу, работают с различными источниками информации; рефлексируют свою учебную деятельность и одноклассников; умение работать в парах и микрогруппах, ведут диалог, рассказывают, пополняют словарный запас; развивают наблюдательность, внимание, память и кругозор учащихся.

    3) Дети осознают необходимость бережного отношения к природе; умение сотрудничать.

    Средства обучения:

    1)      Книгопечатная продукция: учебник "Окружающий мир" А. А. Плешаков / 1 класс, и тетрадь.

    2)      Экранно-звуковые: презентация.

    3)      Демонстрационно-дидактические:  фотографии.

    4)      Технические средства: компьютер, медиапроектор.

    5)      Для опытов – стаканы, земля, остатки растений, песок, палочки, фильтры, воронки

    2 стакана с солёной и пресной водой, глобус.

    Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Дата: 29.11.17

    Класс: 1

    Название дисциплины: окружающий мир

    УМК «Школа России» А.А.Плешаков

    Название раздела: «Как, откуда и куда?»

    Тема урока: «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит»

    Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

    Цель: познакомить с источниками воды в природе и в быту, с процессами загрязнения и очистки воды.

    Задачи урока:

    1) Актуализировать знания детей о воде; объяснить детям процесс: откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит; с помощью опытов показать процессы загрязнения и очистки воды; раскрыть опасность загрязнения природных водоемов и значение очистных сооружений.

    2) Продолжать развивать мышление: умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы (логические познавательные УУД); формулировать учебную задачу, работать с различными источниками информации; рефлексировать свою учебную деятельность и одноклассников (регулятивные УУД); умение работать в парах и микрогруппах, вести диалог, рассказывать, пополнять словарный запас (коммуникативные УУД); развивать наблюдательность, внимание, память и кругозор учащихся (личностные УУД).

    3) Воспитывать понимание важности бережного отношения к природе; умение сотрудничать.

    Планируемые результаты:

    1) Дети узнают о воде; поймут процесс: откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит; с помощью опытов покажут процессы загрязнения и очистки воды; раскроют опасность загрязнения природных водоемов и значение очистных сооружений.

    2) Дети будут продолжать учиться анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; формулируют учебную задачу, работают с различными источниками информации; рефлексируют свою учебную деятельность и одноклассников; умение работать в парах и микрогруппах, ведут диалог, рассказывают, пополняют словарный запас; развивают наблюдательность, внимание, память и кругозор учащихся.

    3) Дети осознают необходимость бережного отношения к природе; умение сотрудничать.

    Средства обучения:

    1. Книгопечатная продукция: учебник "Окружающий мир" А. А. Плешаков / 1 класс, и тетрадь.
    2. Экранно-звуковые: презентация.
    3. Демонстрационно-дидактические:  фотографии.
    4. Технические средства: компьютер, медиапроектор.
    5. Для опытов – стаканы, земля, остатки растений, песок, палочки, фильтры, воронки

    2 стакана с солёной и пресной водой, глобус.

    Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая. 

    Используемые педагогические технологии,  методы и приемы:  деятельностный, исследовательский. ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), системно-деятельностный подход; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.

    Информационные источники:

    на электронных носителях http://doc4web.ru/okruzhayuschiy-mir/konspekt-uroka-po-okruzhayuschemu-miru-nasha-druzhnaya-semya-kla.html 

    Ход урока

    Этапы УУД

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    1. Мотивационный этап

    Регулятивные УУД, Личностные УУД

    Коммуникативные УУД

    - Здравствуйте, дети.

    Чтоб природе другом стать,

    Тайны все её узнать,

    Все загадки разгадать,

    Научитесь наблюдать,

    Будем вместе развивать у себя внимательность,

    А поможет всё узнать наша любознательность.

    - Чтобы разгадать все загадки природы,  нужно быть каким человеком?

    -Давайте мы с вами пожелаем, друг другу удачи на уроке (Пожимают друг другу руки).

    Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на познавательную деятельность

    2. Актуализация опорных знаний и способов действий.

    Познавательные: формирование умения выделять сущность, особенности объекта; умения на основе анализа объекта делать вывод; умения устанавливать аналогии; умения обобщать и классифицировать по признакам.

    Коммуникативные: формирование умения строить взаимодействие и сотрудничество с партнером и учителем.

    Выявление проблемы

    Познавательные: формирование умения на основе анализа объекта делать вывод; умения устанавливать аналогии; умения обобщать.

    Регулятивные: формирование умения высказывать свои предположения в диалоге с учителем.

    Регулятивные УУД

    Регулятивные УУД

    Коммуникативные УУД

    Познавательные УУД

    Личностные УУД

    3. Решение проблемы

    Познавательные: формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текста; выявлять сущность, особенности объекта; обобщать и классифицировать по признакам.

    Коммуникативные УДД

    Коммуникативные: формирование умения слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; планировать учебное сотрудничество.

    Личностные: формирование межличностных отношений.

    Регулятивные: умение контролировать действия.

    Регулятивные: формирование умения определять успешность своего задания в диалоге с учителем; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.  

    Коммуникативные: формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

    Личностные УУД

    - Я предлагаю поиграть в игру «Верите ли вы, что…».

    Вопросы: 

    1. …наша страна называется Россия?
    2. …столица России Санкт- Петербург?
    3. …наша планета называется Марс?
    4. …загрязненную воду можно очистить?
    5. ...грязная вода полезна для реки и ее обитателей?

    - Посмотрите на глобус.

    - Каким цветом на глобусе изображена вода? (Раскрутить глобус) 

    -Какого цвета был сейчас глобус? ( Голубым)

     -Почему?

    -Да, вода занимает большую часть земного шара.

    Ребята,  ¼ часть планеты составляет суша, а ¾ вода. У меня в руках яблоко. Представим, что это наша планета. Разрежем яблоко на 4 части. Четвертая ее часть – суша, а вот это большая часть вода. (Части яблока разложены на две тарелки)

    Постановка проблемы урока.

    - Откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течёт и течёт, не кончается.  Так ли всегда было? Целеполагание и мотивация.   

    - Сейчас проверим, какие вы внимательные. Отгадайте загадку.

    Меня пьют, меня льют.

    Всем нужна я,

    Кто я такая?

    – О чём сегодня пойдёт речь на уроке?

    - Что мы узнаем на уроке?

    - А чтобы определить правильно ли вы предположили, откройте учебник на странице 60. Прочитайте, какой вопрос задаёт вам любопытный Муравьишка. 

    - Поднимите руки те, кто пробовал воду на вкус.

    - Давайте попробуем воду на вкус (2 ученика пробуют воду на вкус - солёную и пресную).

    - Какой была вода в ваших стаканах? 

    - Где содержится солёная вода?

    - А как называется вода,  которая  была во втором стакане?

    - Ребята, а кто еще кроме человека пьет воду?

    - Зачем вода растениям?

    - Нужна ли вода животным?

    - Нужна ли вода человеку?

     - Как вы думаете, какая вода нужна человеку, растениям, животным?

    - Вода - добрый друг и помощник человека. Она побеждает засуху, повышает урожай полей и садов.

    «Открытие» обучающимися нового знания. Поиск решения проблемы.

    - Кто сегодня пользовался водой?

    - Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? (Предположения детей)

    - Где начало этого пути?

    - Текла речка. С незапамятных времён течёт. Бывало, кончится в доме вода, хозяйки скорее бегут к реке с вёдрами и низко кланяются ей: "Здравствуй, речка-матушка, водицы нам набрать!" И идут домой с полными вёдрами. Тяжело нести. Вот и решили люди "Хватит к речке на поклон ходить!"

    - Наверное, та вода, что наполняет наши реки и моря и приходит в наш дом. Только как? (По трубам)

     Проложили от берега трубы, поставили насосы. Повернёшь дома кран - льётся холодная прозрачная вода.

    - Так пришёл в дом водопровод. Но в деревнях ещё сохранились колодцы, да вёдра с коромыслами.

    - Значит мы пьем речную воду?( Ответы детей)

    -Неужели можно пить речную воду?(Нет, нельзя)

    - Почему нельзя? (Она грязная )

    - А почему она грязная? (Заводы выпускают отходы, по воде движется транспорт)

    - Что может произойти, если пить такую воду? (Заболеть)

    - Что же теперь нам делать? (Предположения учеников)

    -Попробуйте в группе продумать движение воды из реки в дом, может быть  мы  и сможем ответить на беспокоящий нас вопрос.

    Сегодня мы находимся в Лаборатории почемучек.

    Физминутка («Мы тучкины дети»)

    - Я - мама Тучка, а вы - детки - Капельки, и им пора отправляться в путь. (Звучит музыка, напоминающая звуки дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели Капельки на землю...

    - Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались, они по двое и потекли маленькими веселыми ручейками.

    - Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку).

    Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла - текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу). Плавали - плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка говорила им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки легкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке.

     

    - Ну, что ж давайте рассмотрим капельку в микроскоп. Вы будете рассматривать капельки из воды нашей реки Степной и воды из пруда возле Керченского моста.

    Для этого нам нужно подготовить микроскопы к работе:

     -  1.Что нужно сделать в первую очередь? (Протереть салфеткой от пыли предметные столики и зеркала.) Какими микроскопами мы будем пользоваться? (Световыми)

     - Почему их так называют? (В них рассматривают при помощи естественного или искусственного освещения)

     - 2.Что нужно сделать потом? (Настроить зеркало.)

     - 3.Навести резкость. При помощи чего?

    (при помощи макро винта)

     - Что вы увидели в микроскоп?

    Плавают, шевелятся, какие-то странные существа - микробы. Целый зоопарк. Среди них попадаются опасные для здоровья.

     - Какой вывод можно сделать, исходя из наших наблюдений? (Такую воду пить нельзя,  ее нужно очистить, вода проходит через станции очистки, очистительные приборы дома, прикрепленные к крану.) Самый простой - создание водохранилищ. В водохранилищах вода как бы сама очищается: твёрдые примеси оседают на дно, а многие бактерии теряют свою силу.

    - Но всё-таки полностью таким образом очистить воду невозможно, поэтому добавляют различные химикаты, чтобы усилить процесс оседания примесей.

     - Ребята, кто внимательно слушал, кто живет в капельке? Как очищают воду?

    - Пока мы беседовали, к нам пожаловала Злючка - Грязючка. В какой воде она живёт?

    -  Куда использованная нами вода должна уйти?

    - Проследим её путь по иллюстрации.  Работа по иллюстрации в учебнике: стр. 60-61.( Дети узнают, что использованная вода снова попадает в очистные сооружения)

    -Посмотрим, правда ли Злючка - Грязючка может превратитьсяпревратилась в чистую девочку Капельку. И водным обитателям ничего не грозит!

    Выполняют соответствующие действия.

    Анализируют модель глобуса и отвечают на вопросы.

    Слушают учителя.

    Отвечают на вопросы, ищут выход из создавшейся ситуации.

    Анализируют загадку, на основе общих признаков делают выводы.

    Открывают учебник, сравнивают свои ответы с эталоном.

    Поднимают руки.

    Пробуют воду, определяют её по свойствам.

    Отвечают на вопросы.

    Делают выводы.

    Отвечают на вопросы.

    Предполагают и ищут выход по схеме.

    Слушают информацию.

    Выполняют движения за героем – Капелькой в презентации.

    Слушают учителя, анализируют материал, на основе его делают выводы.

    Анализируют материал, отвечают на вопросы.

    Отвечают на вопросы.

    4. Организация самостоятельной работы

    Познавательные: использование полученных знаний для решения поставленной задачи.

    Коммуникативные УУД

    Регулятивные УУД

    Познавательные УУД

    Просмотр ролика из эл.приложения.

    Регулятивные УУД

    5.Творческая работа  в  микрогруппах.

    Практическая работа в группах:

    «Выполняем опыты с водой».

    Опыт 1. Моделируем загрязнение воды.(При помощи песка, земли, чая, марганцовки)

    - Что мы делаем?

    - Что наблюдаем?

    - Делаем вывод.

    - Можем ли мы очистить воду от Злючки - Грязючки?

    Опыт 2. Очищаем загрязнённую воду через активированный уголь, фильтр т.к он является адсорбентом.

    - Что мы делаем?

    - Пока вода очищается,  мы поможем капелькам  воды подружиться.

    - Что наблюдаем?

    - Какая вода была в стакане? Какой она стала? Удалось ли поймать Злючку - Грязючку?

    - Где она осталась? Значит, грязную воду можно очистить. Это и происходит на очистных сооружениях.

    - Вывод: В реке вода недостаточно чистая, пить ее нельзя, поэтому на станции очистки воды ее пропускают через толстый слой песка и другие очищающие устройства. А загрязнённую воду очищают на очистных станциях, а затем вода попадает опять в реку.

    Общий вывод: 

    1. Вода из реки или подземная вода приходит  в станцию очистки воды.

    2. Очищенная вода приходит в наш дом.

    3. Из нашего дома загрязнённая вода попадает в очистные сооружения.

    4. Очищенная вода возвращается в реку.

    - Сейчас вам надо проявить фантазию и умение. Поможем нашим капелькам подружится. У каждого на столе лежит капля.  Оживите её. Работа в группах.

    (Дети делают книжечку «Берегите воду» на капельках воды, украшают аппликацией.)

      - О том, что надо беречь воду нам будут напоминать книжечки. А как же нашим гостям напомнить об этом? (Подарить Капитошек).

    Итог урока (Кластер)

    - Нашли ли мы ответ на поставленный вопрос?

    - Откуда в наш дом приходит вода?

    - Куда загрязнённая вода уходит?

    - Как люди защищают реки от Злючки - Грязючки?  (ответы детей)

    - Покажем путь воды в наш дом, а также куда уходит вода из нашего дома (один учащийся рисует на интерактивной доске.)

    Работают в группе.

    Делают по плану совместно с учителем.

    Делают выводы.

    Используют фильтр для очищения воды.

    Наблюдают за состоянием воды.

    Делают выводы.

    Анализируют материал, делают выводы.

    Отвечают на вопросы.

    7. Рефлексия учебной деятельности

    Регулятивные УУД

    Коммуникативные УУД

    Личностные УУД

    - Много ли воды на Земле?

    Чтобы лился дождик с неба,

    Чтоб росли колосья хлеба,

    Чтобы плыли корабли,

    Чтоб варились кисели,

    Чтобы не было беды –

    Жить нельзя нам без… ВОДЫ!

     Оценивание по капельками.

    Делают выводы

    Показывают капельки соответствующего цвета.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Почемучки

    Почемучки...

    Диплом 3-ей степени в городском конкурсе "Кабинет-творческая лаборатория учителя"

    Участие в городском конкурсе "Кабинет-творческая лаборатория учителя" 2011 г. - 3-е место среди кабинетов начальных классов....

    «Мое рабочее место – лаборатория творчества»

    «Мое рабочее место – лаборатория творчества»...

    Программа кружка "Почемучка"

    Программа кружка по исследовательской деятельности  младших школьников...

    Презентация по окружающему миру "Научная лаборатория зимы"

    В презентации наглядно представлены природоведческие сведения о возникновении и разнообразии зимнего  чуда- снежинок, снега и льда....

    «Исследовательская лаборатория, как тип современного урока в начальной школе».

    Выступление на педагогическом совете на тему: «Исследовательская лаборатория, как тип современного урока в начальной школе». ...

    "Знайкины посиделки" занятие кружка "Почемучка" (исследователи)

    Цель: развивать познавательную активность детей в игровой форме, познакомить с этапами, формами и методами научного исследования. ...