Лаборатория Почемучек.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Тыщенко Татьяна Валериевна

Название дисциплины: окружающий мир

УМК «Школа России» А.А.Плешаков

Название раздела: «Как, откуда и куда?»

Тема урока: «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит»

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Цель: познакомить с источниками воды в природе и в быту, с процессами загрязнения и очистки воды.

Задачи урока:

1) Актуализировать знания детей о воде; объяснить детям процесс: откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит; с помощью опытов показать процессы загрязнения и очистки воды; раскрыть опасность загрязнения природных водоемов и значение очистных сооружений.

2) Продолжать развивать мышление: умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы (логические познавательные УУД); формулировать учебную задачу, работать с различными источниками информации; рефлексировать свою учебную деятельность и одноклассников (регулятивные УУД); умение работать в парах и микрогруппах, вести диалог, рассказывать, пополнять словарный запас (коммуникативные УУД); развивать наблюдательность, внимание, память и кругозор учащихся (личностные УУД).

3) Воспитывать понимание важности бережного отношения к природе; умение сотрудничать.

Планируемые результаты:

1) Дети узнают о воде; поймут процесс: откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит; с помощью опытов покажут процессы загрязнения и очистки воды; раскроют опасность загрязнения природных водоемов и значение очистных сооружений.

2) Дети будут продолжать учиться анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; формулируют учебную задачу, работают с различными источниками информации; рефлексируют свою учебную деятельность и одноклассников; умение работать в парах и микрогруппах, ведут диалог, рассказывают, пополняют словарный запас; развивают наблюдательность, внимание, память и кругозор учащихся.

3) Дети осознают необходимость бережного отношения к природе; умение сотрудничать.

Средства обучения:

1)      Книгопечатная продукция: учебник "Окружающий мир" А. А. Плешаков / 1 класс, и тетрадь.

2)      Экранно-звуковые: презентация.

3)      Демонстрационно-дидактические:  фотографии.

4)      Технические средства: компьютер, медиапроектор.

5)      Для опытов – стаканы, земля, остатки растений, песок, палочки, фильтры, воронки

2 стакана с солёной и пресной водой, глобус.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 29.11.17

Класс: 1

Название дисциплины: окружающий мир

УМК «Школа России» А.А.Плешаков

Название раздела: «Как, откуда и куда?»

Тема урока: «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит»

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Цель: познакомить с источниками воды в природе и в быту, с процессами загрязнения и очистки воды.

Задачи урока:

1) Актуализировать знания детей о воде; объяснить детям процесс: откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит; с помощью опытов показать процессы загрязнения и очистки воды; раскрыть опасность загрязнения природных водоемов и значение очистных сооружений.

2) Продолжать развивать мышление: умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы (логические познавательные УУД); формулировать учебную задачу, работать с различными источниками информации; рефлексировать свою учебную деятельность и одноклассников (регулятивные УУД); умение работать в парах и микрогруппах, вести диалог, рассказывать, пополнять словарный запас (коммуникативные УУД); развивать наблюдательность, внимание, память и кругозор учащихся (личностные УУД).

3) Воспитывать понимание важности бережного отношения к природе; умение сотрудничать.

Планируемые результаты:

1) Дети узнают о воде; поймут процесс: откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит; с помощью опытов покажут процессы загрязнения и очистки воды; раскроют опасность загрязнения природных водоемов и значение очистных сооружений.

2) Дети будут продолжать учиться анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; формулируют учебную задачу, работают с различными источниками информации; рефлексируют свою учебную деятельность и одноклассников; умение работать в парах и микрогруппах, ведут диалог, рассказывают, пополняют словарный запас; развивают наблюдательность, внимание, память и кругозор учащихся.

3) Дети осознают необходимость бережного отношения к природе; умение сотрудничать.

Средства обучения:

  1. Книгопечатная продукция: учебник "Окружающий мир" А. А. Плешаков / 1 класс, и тетрадь.
  2. Экранно-звуковые: презентация.
  3. Демонстрационно-дидактические:  фотографии.
  4. Технические средства: компьютер, медиапроектор.
  5. Для опытов – стаканы, земля, остатки растений, песок, палочки, фильтры, воронки

2 стакана с солёной и пресной водой, глобус.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая. 

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы:  деятельностный, исследовательский. ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), системно-деятельностный подход; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.

Информационные источники:

на электронных носителях http://doc4web.ru/okruzhayuschiy-mir/konspekt-uroka-po-okruzhayuschemu-miru-nasha-druzhnaya-semya-kla.html 

Ход урока

Этапы УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Мотивационный этап

Регулятивные УУД, Личностные УУД

Коммуникативные УУД

- Здравствуйте, дети.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

- Чтобы разгадать все загадки природы,  нужно быть каким человеком?

-Давайте мы с вами пожелаем, друг другу удачи на уроке (Пожимают друг другу руки).

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на познавательную деятельность

2. Актуализация опорных знаний и способов действий.

Познавательные: формирование умения выделять сущность, особенности объекта; умения на основе анализа объекта делать вывод; умения устанавливать аналогии; умения обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные: формирование умения строить взаимодействие и сотрудничество с партнером и учителем.

Выявление проблемы

Познавательные: формирование умения на основе анализа объекта делать вывод; умения устанавливать аналогии; умения обобщать.

Регулятивные: формирование умения высказывать свои предположения в диалоге с учителем.

Регулятивные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУД

3. Решение проблемы

Познавательные: формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текста; выявлять сущность, особенности объекта; обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УДД

Коммуникативные: формирование умения слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; планировать учебное сотрудничество.

Личностные: формирование межличностных отношений.

Регулятивные: умение контролировать действия.

Регулятивные: формирование умения определять успешность своего задания в диалоге с учителем; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.  

Коммуникативные: формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Личностные УУД

- Я предлагаю поиграть в игру «Верите ли вы, что…».

Вопросы: 

  1. …наша страна называется Россия?
  2. …столица России Санкт- Петербург?
  3. …наша планета называется Марс?
  4. …загрязненную воду можно очистить?
  5. ...грязная вода полезна для реки и ее обитателей?

- Посмотрите на глобус.

- Каким цветом на глобусе изображена вода? (Раскрутить глобус) 

-Какого цвета был сейчас глобус? ( Голубым)

 -Почему?

-Да, вода занимает большую часть земного шара.

Ребята,  ¼ часть планеты составляет суша, а ¾ вода. У меня в руках яблоко. Представим, что это наша планета. Разрежем яблоко на 4 части. Четвертая ее часть – суша, а вот это большая часть вода. (Части яблока разложены на две тарелки)

Постановка проблемы урока.

- Откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течёт и течёт, не кончается.  Так ли всегда было? Целеполагание и мотивация.   

- Сейчас проверим, какие вы внимательные. Отгадайте загадку.

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я,

Кто я такая?

– О чём сегодня пойдёт речь на уроке?

- Что мы узнаем на уроке?

- А чтобы определить правильно ли вы предположили, откройте учебник на странице 60. Прочитайте, какой вопрос задаёт вам любопытный Муравьишка. 

- Поднимите руки те, кто пробовал воду на вкус.

- Давайте попробуем воду на вкус (2 ученика пробуют воду на вкус - солёную и пресную).

- Какой была вода в ваших стаканах? 

- Где содержится солёная вода?

- А как называется вода,  которая  была во втором стакане?

- Ребята, а кто еще кроме человека пьет воду?

- Зачем вода растениям?

- Нужна ли вода животным?

- Нужна ли вода человеку?

 - Как вы думаете, какая вода нужна человеку, растениям, животным?

- Вода - добрый друг и помощник человека. Она побеждает засуху, повышает урожай полей и садов.

«Открытие» обучающимися нового знания. Поиск решения проблемы.

- Кто сегодня пользовался водой?

- Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? (Предположения детей)

- Где начало этого пути?

- Текла речка. С незапамятных времён течёт. Бывало, кончится в доме вода, хозяйки скорее бегут к реке с вёдрами и низко кланяются ей: "Здравствуй, речка-матушка, водицы нам набрать!" И идут домой с полными вёдрами. Тяжело нести. Вот и решили люди "Хватит к речке на поклон ходить!"

- Наверное, та вода, что наполняет наши реки и моря и приходит в наш дом. Только как? (По трубам)

 Проложили от берега трубы, поставили насосы. Повернёшь дома кран - льётся холодная прозрачная вода.

- Так пришёл в дом водопровод. Но в деревнях ещё сохранились колодцы, да вёдра с коромыслами.

- Значит мы пьем речную воду?( Ответы детей)

-Неужели можно пить речную воду?(Нет, нельзя)

- Почему нельзя? (Она грязная )

- А почему она грязная? (Заводы выпускают отходы, по воде движется транспорт)

- Что может произойти, если пить такую воду? (Заболеть)

- Что же теперь нам делать? (Предположения учеников)

-Попробуйте в группе продумать движение воды из реки в дом, может быть  мы  и сможем ответить на беспокоящий нас вопрос.

Сегодня мы находимся в Лаборатории почемучек.

Физминутка («Мы тучкины дети»)

- Я - мама Тучка, а вы - детки - Капельки, и им пора отправляться в путь. (Звучит музыка, напоминающая звуки дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели Капельки на землю...

- Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались, они по двое и потекли маленькими веселыми ручейками.

- Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку).

Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла - текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу). Плавали - плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка говорила им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки легкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке.

 

- Ну, что ж давайте рассмотрим капельку в микроскоп. Вы будете рассматривать капельки из воды нашей реки Степной и воды из пруда возле Керченского моста.

Для этого нам нужно подготовить микроскопы к работе:

 -  1.Что нужно сделать в первую очередь? (Протереть салфеткой от пыли предметные столики и зеркала.) Какими микроскопами мы будем пользоваться? (Световыми)

 - Почему их так называют? (В них рассматривают при помощи естественного или искусственного освещения)

 - 2.Что нужно сделать потом? (Настроить зеркало.)

 - 3.Навести резкость. При помощи чего?

(при помощи макро винта)

 - Что вы увидели в микроскоп?

Плавают, шевелятся, какие-то странные существа - микробы. Целый зоопарк. Среди них попадаются опасные для здоровья.

 - Какой вывод можно сделать, исходя из наших наблюдений? (Такую воду пить нельзя,  ее нужно очистить, вода проходит через станции очистки, очистительные приборы дома, прикрепленные к крану.) Самый простой - создание водохранилищ. В водохранилищах вода как бы сама очищается: твёрдые примеси оседают на дно, а многие бактерии теряют свою силу.

- Но всё-таки полностью таким образом очистить воду невозможно, поэтому добавляют различные химикаты, чтобы усилить процесс оседания примесей.

 - Ребята, кто внимательно слушал, кто живет в капельке? Как очищают воду?

- Пока мы беседовали, к нам пожаловала Злючка - Грязючка. В какой воде она живёт?

-  Куда использованная нами вода должна уйти?

- Проследим её путь по иллюстрации.  Работа по иллюстрации в учебнике: стр. 60-61.( Дети узнают, что использованная вода снова попадает в очистные сооружения)

-Посмотрим, правда ли Злючка - Грязючка может превратитьсяпревратилась в чистую девочку Капельку. И водным обитателям ничего не грозит!

Выполняют соответствующие действия.

Анализируют модель глобуса и отвечают на вопросы.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы, ищут выход из создавшейся ситуации.

Анализируют загадку, на основе общих признаков делают выводы.

Открывают учебник, сравнивают свои ответы с эталоном.

Поднимают руки.

Пробуют воду, определяют её по свойствам.

Отвечают на вопросы.

Делают выводы.

Отвечают на вопросы.

Предполагают и ищут выход по схеме.

Слушают информацию.

Выполняют движения за героем – Капелькой в презентации.

Слушают учителя, анализируют материал, на основе его делают выводы.

Анализируют материал, отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы.

4. Организация самостоятельной работы

Познавательные: использование полученных знаний для решения поставленной задачи.

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Просмотр ролика из эл.приложения.

Регулятивные УУД

5.Творческая работа  в  микрогруппах.

Практическая работа в группах:

«Выполняем опыты с водой».

Опыт 1. Моделируем загрязнение воды.(При помощи песка, земли, чая, марганцовки)

- Что мы делаем?

- Что наблюдаем?

- Делаем вывод.

- Можем ли мы очистить воду от Злючки - Грязючки?

Опыт 2. Очищаем загрязнённую воду через активированный уголь, фильтр т.к он является адсорбентом.

- Что мы делаем?

- Пока вода очищается,  мы поможем капелькам  воды подружиться.

- Что наблюдаем?

- Какая вода была в стакане? Какой она стала? Удалось ли поймать Злючку - Грязючку?

- Где она осталась? Значит, грязную воду можно очистить. Это и происходит на очистных сооружениях.

- Вывод: В реке вода недостаточно чистая, пить ее нельзя, поэтому на станции очистки воды ее пропускают через толстый слой песка и другие очищающие устройства. А загрязнённую воду очищают на очистных станциях, а затем вода попадает опять в реку.

Общий вывод: 

1. Вода из реки или подземная вода приходит  в станцию очистки воды.

2. Очищенная вода приходит в наш дом.

3. Из нашего дома загрязнённая вода попадает в очистные сооружения.

4. Очищенная вода возвращается в реку.

- Сейчас вам надо проявить фантазию и умение. Поможем нашим капелькам подружится. У каждого на столе лежит капля.  Оживите её. Работа в группах.

(Дети делают книжечку «Берегите воду» на капельках воды, украшают аппликацией.)

  - О том, что надо беречь воду нам будут напоминать книжечки. А как же нашим гостям напомнить об этом? (Подарить Капитошек).

Итог урока (Кластер)

- Нашли ли мы ответ на поставленный вопрос?

- Откуда в наш дом приходит вода?

- Куда загрязнённая вода уходит?

- Как люди защищают реки от Злючки - Грязючки?  (ответы детей)

- Покажем путь воды в наш дом, а также куда уходит вода из нашего дома (один учащийся рисует на интерактивной доске.)

Работают в группе.

Делают по плану совместно с учителем.

Делают выводы.

Используют фильтр для очищения воды.

Наблюдают за состоянием воды.

Делают выводы.

Анализируют материал, делают выводы.

Отвечают на вопросы.

7. Рефлексия учебной деятельности

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

- Много ли воды на Земле?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без… ВОДЫ!

 Оценивание по капельками.

Делают выводы

Показывают капельки соответствующего цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почемучки

Почемучки...

Программа кружка "Почемучка"

Программа кружка по исследовательской деятельности  младших школьников...

"Знайкины посиделки" занятие кружка "Почемучка" (исследователи)

Цель: развивать познавательную активность детей в игровой форме, познакомить с этапами, формами и методами научного исследования. ...

Журнал Почемучки

Всё самое интересное из жизни класса....запечатлено в этом журнале.Пока выпуски №1№2...

Журнал Почемучки №3

Начальная школа - пора золотая!...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Почемучка"

Программа по внеучебной деятельности "Почемучка" составлена в соответствии с требованиями ФГОС для 2 класса на основе программы "Учись учиться" Е.В.Языкановой. Цель программы: развитие логики, познава...

Интеллектуальная игра "Почемучки"

Занимательный материал для внеурочной деятельности по математике для учащихся 1-2 классов....