Программа кружка "Почемучка"
методическая разработка по теме

Ивлева Наталья Николаевна

Программа кружка по исследовательской деятельности  младших школьников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_pochemuchka_docx47.38 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ     ЗАПИСКА

     Программа разработана учителем начальных классов Ивлевой Натальей Николаевной с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта основного начального образования¹, программы формирования универсальных учебных действий². Рассчитана  на 135 часов (1 час в неделю) для учащихся 1-4 классов для организации занятий по научно-познавательному направлению раздела «Внеурочная деятельность» вариативной части  учебного плана образовательного учреждения.

Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности.

Данная программа помогает приобщить учащихся к исследовательской деятельности, научит наблюдать, делать выводы, помогает сформировать духовно-нравственные ценности, такие как любовь к России, своему народу, своему краю, уважение к родителям, стремление к познанию и истине.

Целью программы является: приобщение младших школьников к исследовательской деятельности и создание для них условий, способствующих  развитию их исследовательских умений.

Задачи:      - ознакомить с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей;

          - формировать первичные навыки проведения самостоятельных исследований,  

            организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать

            и оценивать ее, презентовать результат;

                   - познакомить с культурой и историей родного края, традициями семьи;        

                   - развивать творческое, критическое мышление, умение работать с различными

                     источниками информации; расширить кругозор учащихся;  

                   - воспитывать целеустремленность, самостоятельность, инициативность,

                     бережное отношение  к Родине, своему краю, семье.

    Занятия  проводятся в форме тренинга, экскурсии, прогулки, выставок, опыта, просмотра фильма, презентации, ролевой игры, мини-конференции. Продуктами занятий являются альбомы, инструкции, коллажи, наборы открыток, проекты, исследовательские работы.

   Итоговое занятие каждого года обучения - это обобщение полученного опыта и презентация своих результатов работы перед родителями. Итогом реализации программы является конференция, на которой учащиеся представят свои исследования и проекты.

    Содержание программы  связано с содержанием учебных предметов: окружающий мир, русский язык, риторика, математика. 

Планируемые результаты освоения программы

В результате изучения курса обучающийся научится:

• различать объекты и явления живой и неживой природы;

• описывать сравнивать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

• проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

• использовать естественнонаучные тексты и различные справочные издания с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

• определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека, 

• различать прошлое, настоящее, будущее;

• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах.

Обучающийся получит возможность научиться:

• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту и в природе.

• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

• ориентироваться в событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

 • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, общества, страны.

 

Планируемые результаты формирования

универсальных учебных действий

Личностные

У обучающегося будут сформированы:

• чувства сопричастностии гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие,

• установка на здоровый образ жизни.

 Обучающийся получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

• устойчивого учебно - познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

• установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках.

Регулятивные

Обучающийся научится:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• адекватно воспринимать оценку учителя;

• различать способ и результат действия;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:

• преобразовывать практическую задачу в познавательную;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия,

• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

Обучающийся научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,

• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• осуществлять синтез как составление целого из частей;

• проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Обучающийся получит возможность научиться:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• задавать вопросы;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

• учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Итоговая аттестация обучающихся проводится в форме защиты проекта или учебно-исследовательской работы на конференции

                            Оценка планируемых результатов программы

На первом занятии каждого года обучения проводится диагностика исследовательских умений младших школьников:

  1. умения организовать свою работу (организационные);
  2. умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые);
  3. умения работать с информацией, текстом (информационные);
  4. умения оформить и представить результат своей работы.
  5. умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные).

Оценить сформированность исследовательских умений обучающихся позволяют критерии:

1. Практическая готовность  к осуществлению исследовательской деятельности проявляется в том, что ребенок самостоятельно выбирает значимую для него тему исследования, намечает шаги работы по данной теме, применяет разные методы исследования (работа с литературными источниками, наблюдение и т.д.), оформляет и представляет результат (продукт) своей работы.

2. Мотивированность исследовательской деятельности рассматривается, как стремление ребенка узнавать новое, совершать определенные действия для поиска интересующих знаний, участвовать в учебном исследовании. Обучающийся проявляет познавательную активность в процессе решения учебных проблем, интерес к новым темам и способам работы. Критерий просматривается в динамике у детей мотивов, связанных с ведением исследовательской деятельности: от узких социальных мотивов (добиться похвалы) к широким познавательным (желание найти новое знание, научиться способам нахождения информации).

3. Проявление креативности в исследовательской деятельности детей учитывалось в подходах к выбору темы, определению задач исследования, в продуктивности при нахождении решений проблем; по оригинальности подходов к выбору путей исследования, созданию нового продукта, оформлению и представлению результатов, умению с разных сторон и позиций видеть исследуемый предмет.

4. Степень проявления самостоятельности. Особенностью младшего школьного возраста является то, что в учебно-познавательной деятельности руководящая роль принадлежит педагогу или другим взрослым. Как правило, предмет детского исследования лежит в пределах зоны ближайшего развития ребенка, и ему сложно справиться с исследованием без посторонней помощи. Однако по мере овладения умениями исследовательской деятельности участие взрослых в его работе сокращается, а позиция педагога меняется от руководителя к организатору, помощнику, консультанту.

Оценка каждого из данных критериев соотносилась с уровнями сформированности умений исследовательской деятельности обучающихся:

1. Исходный уровень - низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Обучающийся редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе.

2. Начальный уровень характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью учителя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое.

3. Продуктивный уровень обладает следующими характеристиками: устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (индивидуально или с группой) исследование. Обучающийся имеет определенные знания об исследовательской деятельности, владеет многими умениями осуществления учебного исследования (может определить тему, цель и задачи исследования с помощью педагога или самостоятельно, работать с источниками информации); демонстрирует возможность оригинального подхода к решению проблемы, представлению результата своей деятельности.

4. Креативный уровень можно определить следующим образом: проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности.

Для определения уровня сформированности исследовательских умений обучающихся используются следующие диагностические методы:

  1. педагогическое наблюдение, осуществляемое педагогом на занятиях исследовательской деятельностью;
  2. анализ продуктов исследовательской деятельности детей (исследовательских работ);
  3. опросники, позволяющие выявить и оценить сформированность конкретных умений, наличие знаний об исследовательской деятельности, проявления креативности, степень самостоятельности в исследовательской работе, мотивационное отношение к учебному исследованию младших школьников.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Название раздела

Кол-во часов

Кол-во часов по годам обучения

Содержание раздела

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1

Почемучки

19

знакомит с курсом и его содержанием, важностью исследовательских умений в жизни современного человека

Теоретические занятия

10

3

2

2

3

Практические занятия

9

5

1

-

3

2

Вода

18

расширяются знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды

Теоретические занятия

3

-

2

1

-

Практические занятия

15

4

5

3

3

3

Воздух

8

о свойствах воздуха, химическом составе природных явлений

Теоретические занятия

1

-

-

1

-

Практические занятия

7

2

2

1

2

4

Природа и земля

44

рассматриваются объекты живой и неживой природы

Теоретические занятия

12

2

4

3

3

Практические занятия

32

9

8

8

7

5

Свет и зрение

18

посвящён свету и его свойствам, также зрению и его сбережению

Теоретические занятия

5

-

1

2

2

Практические занятия

13

2

5

5

1

6

Общество

28

изучаются социальные явления (семья, город, район), и человек, как частица общества

Теоретические занятия

6

2

1

1

2

Практические занятия

22

4

3

7

8

1. Почемучки

Введение. Ученые. Научные открытия. Оборудование исследователя. Способы мыслительной деятельности. Признаки предметов. Органы чувств.

Практическая часть включает в себя:

практическую работу «Знакомство с оборудованием исследователя»; опыты «Органы чувств»; экскурсии по территории школы с целью наблюдения за окружающим миром; составление словарика исследователя и т.д.

2. Вода

Свойства воды. Питьевая вода. Способы очистки воды. Водные ресурсы Земли. Обитатели водного мира. Кристаллы и их происхождение.

Практическая часть включает в себя:

практические работы «Способы очистки воды», «Образование осадков», «Изготовление фонтана»; экскурсии в рыбный отдел продовольственного магазина, к водоёму, прогулку с рассматриванием лужиц; опыты «Изучение чешуйки рыбы», «Свойства воды и её состояние»; эксперименты «Состояние водопроводной воды», «Выращивание кристаллов» и т.д

3. Воздух

Органы дыхания. Свойства воздуха. Химические свойства Земли. Происхождение вулканов

Практическая часть включает в себя:

практические работы «Свойства воздуха», «Изготовление модели вулкана»; ролевая игра «Мегаполис»; опыты «Химия вокруг нас» и т.д.

4. Природа и земля

Почва и её свойства. Объекты живой и неживой природы. Растения нашего края. Лекарственные растения. Красная книга нашего края. Грибы. Условия прорастания семян. Животные нашего края. Домашние животные. Древний растительный и животный мир Земли. Археология.

Практическая часть включает в себя:

практическую работу «Полезные ископаемые Земли»; экскурсии в парковую зону, в краеведческий музей, планетарий, на выставку камней и самоцветов; выполнение проекта «Красная книга нашего края»; проведение экспериментов «Состояние растений в зимний период», «Условия прорастания семян», ролевую игру «Садовод», оформление альбомов «Съедобные грибы», «Лекарственные растения», «Динозавры», «Археологические находки», набор открыток «Цветы»; мини-конференции «Домашние животные», «Растения нашего края», «Животные нашего края», «В мире путешественников» и т.д.

5. Свет и зрение

Свет и его свойства. Орган зрения. Свойства зрения и их использование в современном мире.

Практическая часть включает в себя:

практические работы «Свойства света», «Влияние компьютера и мобильного телефона на зрение детей», «Изготовление 3-D очков», рассматривание трехмерных картинок; опыты «Свойства света» и т.д

6. Общество

Страна. Родина. Город и его жители. Экология города. Семья: быт, традиции, увлечения, достижения, праздники. Фамилия человека. Профессиональная династия. Генеалогическое древо.  

Практическая часть включает в себя:

экскурсии по городу; исследование экологического состояния города и района; презентацию семейного альбома; создание Книги памяти, фотоколлажа «Генеалогическое древо», альбома «Городские зарисовки»; работу над проектами «Профессиональная династия семьи», «Мама и папа в школьные годы», «Улицы моего города»; ролевую игру «Устроим праздник» и т.д

Итоговое занятие, в виде презентации результатов работы, проводится после 1-3 года обучения. Итоговое занятие после изучения всего курса проводится в виде конференции «В стране Почемучии» для учителей и родителей.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения – 33 часа (1 час в неделю)

Тема занятия

Кол-во часов

Теорети-

ческое

занятие

Практи-

ческое

занятие

Форма проведения

Почемучки - 8 часов

1

 Как люди смотрят на мир          

1

1

Беседа, диагностика

2

Посмотри на мир чужими глазами

1

1

Экскурсия, беседа

3

Признаки одного предмета

1

1

Тренинги

4

Мы познаем мир с помощью органов чувств

2

2

Опыты, групповая работа

5

Задай мне вопрос, а я отвечу

1

1

Тренинги

6

Простейшее оборудование исследователя

2

1

1

Практическая работа, беседа по правила пользования и технике безопасности

Вода - 4 часа

7

Есть ли жизнь в воде

2

2

Прогулка,  опыт

8

Рыбья чешуйка

2

2

Экскурсия в магазин, опыт

Воздух – 2 часа

9

Чем я дышу?

2

2

Опыты, ролевая игра «Мегаполис»

Природа и земля – 11 часов

10

Почва у тебя под ногами

2

2

Экскурсия, опыт

11

Веточка

2

2

Экскурсия, эксперимент

12

Чист ли белый снег?

3

3

Экскурсия, опыты

13

Живой пенек

2

1

1

Экскурсия, рисунок-проект

14

Моё домашнее животное

2

1

1

Презентация, выставка

Свет и зрение – 2 часа

15

Да будет свет!

1

1

Практическая работа

16

Мой глаз

1

1

Групповая работа

Общество – 6 часов

17

Что означает моя фамилия?

1

1

Работа с источниками информации

18

Мои мама и папа в школьные годы

1

1

Проект

19

Мое генеалогическое древо

1

1

Фотоколлаж

20

Место, где я живу

2

1

1

Экскурсия, выставка рисунков

21

Итоговое   занятие «Мы Почемучки»

1

1

Презентация для родителей

2 год обучения - 34 часа (1 час в неделю)

Тема занятия

Кол-во часов

Теорети-

ческое

занятие

Практи-

ческое

занятие

Форма проведения

Почемучки – 3 часа

1

Кто такие ученые

1

1

Работа с источниками информации, диагностика

2

Научные исследования

1

1

Просмотр фильма,  беседа

3

Оборудование исследователя

1

1

Практическая работа

Вода – 7 часов

4

Свойства воды

3

1

2

Просмотр фильма, беседа, опыты

5

Вода в нашем кране

2

1

1

 Эксперимент, просмотр фильма

6

Очистка воды  в домашних условиях

2

2

Практическая работа

Воздух – 2 часа

7

Свойства воздуха

2

2

Групповая работа, прогулка

Природа и земля- 12 часов

8

Растения нашего края

2

1

1

Мини-конференция

9

С лукошком за грибами

3

3

Выступления, опыт, альбом

10

Цветы вокруг нас

2

1

1

Набор открыток

11

Родина растений

1

1

Просмотр фильма

12

Лекарственные растения

2

1

1

Работа с источниками информации, прогулка, инструкция

13

Условия прорастания семян

2

2

Эксперимент, ролевая игра «Садовод»

Свет и зрение -6 часов

14

Свойства  света

2

2

Опыты

15

Свет и тень

2

2

Практическая работа

16

Обман зрения

2

1

1

Работа с источниками информации, практическая работа

Общество- 4 часа

17

Самые мудрые люди в моей семье

1

1

Выставка рисунков

18

Профессиональная династия моей семьи

1

1

Проект

19

Любимый семейный праздник

1

1

Ролевая игра «Устроим праздник»

20

Итоговое занятие «Мы Почемучки»

1

1

Презентация для родителей

3 год обучения – 34 часа (1 час в неделю)

Тема занятия

Кол-во часов

Теорети-

ческое

занятие

Практи-

ческое

занятие

Форма проведения

Почемучки – 2 часа

1

Что такое доклад, выступление?

1

1

Беседа, диагностика

2

Делаем выводы

1

1

Тренинги

Вода - 4 часа

4

Водные ресурсы Земли

2

1

1

Экскурсия, доклады

5

Выращивание кристаллов

2

2

Эксперимент

Воздух - 2 часа

6

Химия Земли

1

1

Просмотр фильма

7

Вулкан

1

1

Практическая работа

Природа и земля -11 часов

8

Прошлое Земли

1

1

Экскурсия

9

Археология

2

2

Экскурсия, альбом

10

Загадки обычных животных

2

2

Работа с источниками информации

11

Жили-были динозавры

2

2

Альбом

12

Животные нашего края

2

1

1

Мини-конференция

13

Красная книга нашего края

2

2

Проект

Свет и зрение - 7 часов

14

Компьютер

2

1

1

Практическая работа, работа с источниками информации, инструкция

15

Трехмерное изображение

2

1

1

Практическая работа, работа с источниками информации

16

3D- эффект

3

3

Посещение кинотеатра,  изготовление очков

Общество - 8 часов

17

Традиции и реликвии моей семьи

1

1

Обрядовые действия

18

О чем мне рассказал семейный фотоальбом?

1

1

Презентация

19

Я - житель города и района

2

1

1

Альбом

20

Экология города и района

3

3

Исследования

21

Итоговое занятие «Мы Почемучки»

1

1

Презентация для родителей

                       

4 год обучения – 34 часа (1 час в неделю)

                         Тема занятия

Кол-во часов

Теорети-ческое

занятие

Практи-

ческое

занятие

Форма проведения

Почемучки– 6 часов

1

Словарь исследователя

1

1

Копилка исследователя, диагностика

2

Цели, задачи, гипотеза

1

1

Беседа

3

Суждения, умозаключения

1

1

Тренинги

4

Планирование

1

1

Тренинги

5

Оформление

1

1

Практическая работа, выставка

6

Защита

1

1

Мастер-класс

Вода – 3 часа

7

Осадки

1

1

Просмотр фильма, практическая работа

8

Фонтан

2

2

Практическая работа

Воздух – 2 часа

9

Химия Земли

2

2

Опыты

Природа и земля – 10 часов

10

Тайны камней

2

1

1

Выставка, экскурсия

11

Природные ресурсы Земли

2

2

Мини-конференция

12

Клуб путешественников

2

1

1

Фотовыставка

13

Звездное небо

4

1

3

Экскурсия, альбом

Свет и зрение – 3 часа

14

Дорожные знаки

1

1

Экскурсия

15

Мобильный телефон

2

1

1

Работа с источниками информации, практическая работа

Общество – 10 часов

16

Увлечения  домочадцев

2

1

1

Выставка

17

Достижения и гордость моей семьи

2

2

Фотовыставка

18

Вклад моих предков в годы войны

2

1

1

Создание Книги памяти

19

Улицы моего города

2

1

1

Проект

20

Научная конференция «В стране Почемучии»

2

2

Презентация для родителей и учителей

   

                       СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Основная литература

  1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования/ Под.ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.-М.: Просвещение, 2009.- 39 с.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. /Под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2010.- 152 с.
  3. Кривобок, Е.В., Саранюк, О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся [Текст]  / Авт.-сост. Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк - Волгоград: Учитель-  2009. - 138 с.39
  4. Савенков А.И. Виды исследований школьников //Одаренный ребенок. - 2005. - №2. - С.84-106.
  5. Савенков А.И. Истоки практики исследовательского обучения //Исследовательская работа школьников. - 2005. - №4. - С.29- 33

Дополнительная литература

1.Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 18. – С. 68-74.

2. Карпов, Е. М. Учебно-исследовательская деятельность в школе [Текст] / Е. М. Карпов // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2001. - № 6. – С. 54-63.

4. Курнешова, Л. Е. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы [Текст] /Л. Е. Курнешова // Учитель года Москвы. – Письмо. – 2004.-  № 2.- С. 13-14.

5. Лебедева, С. А. , Тарасов, С. В. Организация исследовательской деятельности в гимназии [Текст] / С. А. Лебедева, С. В. Тарасов // Практика административной работы в школе. – 2003. - № 7. – С. 41-44.

6. Психология одарённости: от теории к практике [Текст] / Под ред. Д. В. Ушакова. – М.: - ПЕР СЭ, 2000. – 80 с.

8. Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование [Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. -     № 4. – С. 144-148.

9. Тлиф, В. А. Виды исследований школьников [Текст] В. А. Тлиф // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 2. – С. 84-106.

10. Чечель, И. Д. Исследовательские проекты в практике обучения [Текст] / И. Д. Чечель // Практика административной работы в школе. – 2003. - № 6. – С. 23-58. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Основная литература

  1. Атлас для школьников. Кемеровская область - Новосибирск: картографическая фабрика, 2002.- 31с.
  2. Крылов Г.В., Степанов Э.В. Зеленая аптека и Кузбасса - Кемеровское книжное изд-во, 1975
  3. Плешаков, А.А., От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.А. Плешаков- М.: Просвещение, 2010- 222с.

Дополнительные источники

  1. Словарь русского языка Ожегова
  2. Энциклопедия «Все обо всем»
  3. Энциклопедия «Потомучка»
  4. Детский образовательный портал  kidportal.ru