Заседание клуба "Почемучка"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

внеклассное мероприятие, направленное на развитие исследовательских умений третьеклассников; умения работать в группе, распределять роли, далать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zasedanie_kluba_pochemuchka.docx104.26 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение         

«Средняя общеобразовательная школа №1 имени В.М. Пучковой»

с. Хороль, Хорольского муниципального района, Приморского края

МАСТЕР -  КЛАСС

Заседание клуба «Почемучка»

Техника исследовательского поиска

Провела: учитель начальных классов

Хакимулина О.Б.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

ХОРОЛЬ

2012

Тема: Заседание клуба «Почемучка». Техника исследовательского поиска.

Цели:

-    составить алгоритм работы над исследованием;

-    рассмотреть разные  формы представления информации;

- создать условия для развития творчества, самостоятельности; потребности в самореализации, самовыражении;

Ход конференции:

I. Вступительное слово учителя.

Закончились минуты перемены,

На смену им идёт другой урок.

Зовёт из года в год вас неизменно

В дорогу ученический звонок.

1 слайд. Заседание клуба Почемучка.

Вокруг нас множество самых обыкновенных вещей, к которым мы настолько привыкли, что не замечаем их, а порой ничего о них и не знаем! А нужно лишь задуматься и задать себе вопросы: «Почему?», «Как?», «Зачем?», «Когда?» и нам откроются удивительные истории. У каждой вещи, предмета, как и у человека, своя биография, своя история!

Из всех живущих на земле, человек – самый непредсказуемый и любопытный! Так уж он устроен, что постоянно находится в поиске – все ему интересно, увлекательно. А самые любопытные – это конечно, дети!

Сегодня,   мы проводим  заседание клуба «Почемучек», на котором узнаем, как находить ответы на вопросы, проведём опыты, представим результаты своих мини-исследований. Будем развивать свой кругозор, любознательность.

- Что же нужно делать, чтобы развивать свои мысли, пополнять знания?

2 слайд. Фотографии учеников в библиотеке.

 Ребята нашего класса считают, что основным источником знаний всё - таки является книга, чтение. Читающий человек – эрудит, с ним интересно общаться, он хороший собеседник.      

К  нам уже спешат помощники - герои, которые любят задавать вопросы. Давайте  встретим их!

II. Выступление артистов.  На сцену выбегают герои.

Отчего. Здравствуйте, друзья!

Почему. Всем привет!

Отчего. Разрешите представиться: меня зовут Отчего.

Почему. Как вы думаете, а как зовут меня? Я вам подскажу:  мое имя произносят  все любознательные. (Дети называют имя).

Отчего.   Мы – герои  познавательного журнала «Отчего и почему».

Почему. Нас пригласил сегодня в гости наш друг Почемучка, но что-то  его нет.

Отчего. - Оглядывается по сторонам.

Почему... Записка. (Читают вместе): «Дорогие друзья, приглашаю вас в страну вопросов и ответов. До скорой  встречи, Почемучка». Он приглашает отправиться в путешествие, вы- с нами?

Отчего.    Ее вы не найдете на глобусе и карте,

                  О ней  не прочитаете в учебниках своих.

                  Попасть в страну лишь смогут те ребята,

                  Что прочитали сами немало детских книг.

Почему.  Итак, наш путь пройдет через залив Сказок, реку приключений, площадь искусств, лес - мир чудес,  гору  знатоков.

III. Техника исследовательского поиска.

Многие ребята нашего класса знакомились с этапами исследования, сами составляли мини – исследования,  могут задавать вопросы и находить ответы на них.

Отчего. Я открою вам секрет: ответы на  вопросы и более подробную информацию вы можете найти на страницах художественных и научных изданий.  

3 слайд. Познавательная литература

 Почему. Итак, наши вопросы:

1. Что делать, если не знаешь ответ на вопрос?

2. С чего начинать исследование?

3. Где искать информацию?

4. Назовите этапы исследования.

4 слайд. Этапы исследования: тема, цель, задачи, гипотеза.          

На  сцену выходит Почемучка

Почемучка.

Я – Почемучка и тысячи книг

Читать, изучать с ранних лет я привык.

Пословицы знаю все – все наизусть.

Со мною не дружат ни скука, ни грусть.

А всё почему? Потому, что я книги люблю.

В них ответ на любой вопрос я найду.

Скорей подружитесь, ребята, со мной.

В страну Знаний и книг поведу за собой!

5 слайд Фото Соня, Вета, Света, Митя

- Ребята, кого так называют Почемучка?

- А у нас в классе есть ребята, которые могут самостоятельно найти ответ на интересующий их вопрос?

6  слайд Картинка Почемучка и Шапокляк

Отчего.

Это чей там слышен голос

Кто сует повсюду нос

Да еще шагает с крысой.

Кто ответит на вопрос

Нет не клоун, не чудак,

А старуха…  (хором). Шапокляк.

Шапокляк.

Никогда не любила читать. Пустая трата времени.

Почемучка. Тебе, наверное, просто не попадались хорошие книги. Приходи к нам на уроки, и узнаешь об интересных книгах и журналах,  о детских писателях, а в библиотеке  можно интересно провести время и найти себе друзей!

Шапокляк.

Хочу сказать, что я очень любознательная, люблю сунуть свой чудесный любопытный носик  в чужие вопросы и дела.

 Отчего.    Тогда тебе будет интересно у нас.  Мы вместе читаем, вместе отдыхаем, с книгой мир открываем.

Почемучка.

Здесь мои друзья Почемучки – хорошие, добрые ребята. Они участвуют в викторинах и конкурсах. Знаешь, как интересно вместе  искать  ответы на разные вопросы, состязаться в знаниях и смекалке?!

Шапокляк.

И что интересного и полезного я смогу у вас узнать?

Почемучка. 

Ну, например, знаете ли  Вы, мадам Шапокляк, как произошло Ваше имя?

Шапокляк. Как откуда?! Э.Успенский придумал.

Почемучка. 

Имя тебе, конечно, дал писатель. А вот слово «шапокляк» означает разновидность  цилиндра - головного убора. У него верхняя часть на пружинах: хлопнешь по ней, и шляпа сложится, станет, как блин. Слово «кляк»  переводится с французского как «шлеп». Шапокляк надевают клоуны в цирке, и такую же шляпу носит и наша гостья.

Шапокляк.

 Ну, надо же! Имя получила от названия шляпы. А на какие вопросы вы ещё ответы нашли?

- Об этом,  уважаемая  Шапокляк, чуть позже. А пока, скажите ребята, что должен уметь исследователь?

VI. Мини – исследования по теме «Снег и лёд».

  1. Систематизация знаний о зимних явлениях в неживой природе.

7  слайд Картинка Зима, Снежинки, Лёд.

- Кто угадай-ка

 Седая Хозяйка:

 Тряхнёт перинки,

 Над миром пушинки? (Зима)

- Сегодня мы будем  говорить о зиме, о зимних явлениях в неживой природе.

2. Представление команд:

  1. Странная звёздочка с неба упала,

Мне на ладошку легла и пропала. (Снежинка)

За окошком снег идёт

Очень близок новый год

А речушка не течёт

Ведь сковал речушку … (Лёд)

3. Тест «Снег и лёд»

8 слайд Тест «Снег и лёд»

  1. Вода в природе встречается в:

     1) 2 состояниях

     2) 3 состояниях

     3) 4 состояниях.

  1. Снег и лёд находятся в:

      1) Жидком состоянии

      2) Газообразном состоянии

      3) Твёрдом состоянии.

  1. Какие осадки выпадают зимой?
  1. Снег
  2. Дождь
  3. Град

Сегодня команды «Снежинка» и «Льдинка» проведут мини – исследования по теме, понаблюдают, обсудят, запишут свои выводы в инструкционные карты, представят результаты.

9 слайд Работа в группах – опыты со льдом

4. Работа в группах: 

Группа «Снежинка»

Потребуется:

Два стакана с водой

Соль

Кубики льда

Чайная ложечка

Инструкция

1. Заполните два стакана на 2/3 водой. Добавьте в один из них чайную ложку соли и тщательно размешайте.

2. Поместите в стаканы одинаковые кубики льда.

- Что происходит?

- Лёд в стакане с соленой водой тает намного быстрее, чем в несоленой воде.

- Почему это происходит?

Инструкционная карта

                Соль и лёд

Что происходит?

1.Стакан с водой без соли

2.Стакан с солёной водой

3. Почему зимой лёд на тротуарах и улицах посыпают солью?

4. Почему вода в океане не замерзает даже в сильные морозы?

Тема: Соль и  лёд

Цель: выяснить, почему в солёной воде лёд тает быстрее, чем в пресной.

Гипотеза: лёд в воде будет таять одинаково.

Вывод:  соль в воде затрудняет процесс замерзания. В зависимости от количества соли в морской воде, может потребоваться температура на 25 градусов холоднее, чем для заморозки пресной воды! Это одна из причин, почему соль используется, чтобы расплавить лед на тротуарах и улицах. Это также одна из причин, почему океан не замерзает полностью, когда погода становится холодной

Группа «Льдинка»

Потребуется:

3 стакана со льдом:

  1. Обычная вода
  2. В воде соль
  3. В воде сахар

Инструкция: в стаканах была заморожена обычная, солёная и сладкая вода. Опытным путём определите, сохранил ли лёд первоначальный вкус воды.

- Если нет, определите причину.

Инструкционная карта:

Чистый лед

Какой лёд?

  1. Стакан с обычной водой

  1. Стакан с солёной водой

  1. Стакан со сладкой водой

  1. Лёд в Северном ледовитом океане пресный, а вода в океане солёная. Почему?

Тема: Чистый лёд

Цель: выяснить, почему замерзая,  вода освобождается от соли и сахара.

Гипотеза: лёд будет сладким и солёным.

Вывод: замерзая и превращаясь в лед, вода как бы изгоняет из растущего кристалла все примеси, в том числе и частицы соли и сахара. (Можно лизнуть ледышку)

VII. Формы представления результатов.

- О других тайнах льда и снега мы узнаем на других уроках и не только на уроках.

- Как можно показать другим людям то, что ты узнал? (Нарисовать, сфотографировать, сделать презентацию)

- Слайд – шоу.

VIII. Подведение итогов

- Вопросы учащихся, высказывания родителей.

- Уважаемые родители! Расскажите, насколько вы были вовлечены в работу? Ваши впечатления.

Хочется пожелать ребятам – больше читать, развивать свой кругозор. В дальнейшем использовать умения, приобретённые в начальной школе. А родителям - выразить слова благодарности за понимание, помощь, поддержку.

Ученик 1.      На свете есть много книг интересных,

                      Вопросов, загадок и сказок чудесных.

                      И пусть очень трудно во всем разобраться,-

                      Мы будем читать, в знаньях книг состязаться.

         Ученик 2.  Все тайны познаем - нам так это нужно,

                       И все интересные книги прочтем.

                      Друг другу поможем, что надо подскажем,

                      И даже на сцене спектакль вам покажем.

   Вместе       Вы к нам приходите, ребята, скорей,

                      А мы – Почемучки  ждём  новых друзей!

Дополнительная информация:

Использование льда человеком

Для  получения  льда необходимы вода и холод.

– Сейчас проведем следующие наблюдения.  Положите пальчик на лед. Скажите, что вы чувствуете?

Вывод.  Когда предмет касается льда, то на поверхности льда образуется тонкий слой воды, который позволяет предмету скользить

– Где это свойство льда используете вы, дети, да и взрослые тоже? (Катание с ледяных гор, катание на коньках)

– Достаньте, пожалуйста, лед из емкости. Обратите внимание на форму льда. Почему у нас получился лед разной формы? (Мы налили воду в емкости разной формы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании МО учителей начальных классов "Новые информационные технологии и стандарт второго поколения"

Выступление содержит сведения об изменениях и поправках, внесённых в проект стандартов второго поколения в сравнении со стандартами первого поколения. С выступлении указывается на основные задачи испо...

План заседания ММО учителей начальных классов

Заседание ММО учителей начальных классов проходило в форме деловой игры: это было обусловлено тем, что заседание проводилось в августе, когда было важно создать определенный настрой учителей на новый ...

Заседание экологического клуба: «Земля - наш дом» 4 класс

Цель: Как можно больше узнать про «Наш дом», «Дом, в котором мы живем»....

Заседание городской творческой группы "Окружающий мир" руководитель группы учитель МОУ гимназии №1 смородинова Елена Эдуардовна г. Комсомольск - на - Амуре

Данный материал содержит   разработку занятия группы по внедрению ФГОС, диагностику педагога, творческое задание по определению понятия "деятегльностный  подход"....

Заседание семейного клуба "Я и моя семья"

Разработка заседания семейного клуба "Я и моя семья"   Рассказывается об истории некоторых семей, семейных традициях, родословнойю Данное мероприяти прошло на высоком уровне, очень всем...

Заседание ММО учителей начальных классов.

Презентация к заседанию ММО учителей начальных классов....

Заседание клуба "Мы и окружающий мир"

Урок по теме "Вода - растворитель". Проводится в форме заседания клуба "Мы и окружающий мир". Во время урока дети исследуют свойства воды. УМК "Перспективная начальная школа"...