Конспект урока по окружающему миру "Путешествие по Москве" 2 класс УМК Школа России
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Конспект урока окружающий мир 2 класс "Путешествие по Москве" УМК Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_om.docx38.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Ф.И.О педагога -  Глухова Елена Алексеевна

Должность – учитель начальных классов

Полное название ОО (с указанием муниципального образования) – МБОУ «Лицей №1 им.Н.К. Крупской» г.Камбарка

Предмет  - окружающий мир

Класс: 2 «В»

Учебник (УМК, программа):  «Школа России»

Тема урока: «Путешествие по Москве»

Тип урока - Открытие новых знаний

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный этап

1 мин

Настрой на работу.

- Добрый день, ребята. Сегодня на уроке у нас гости, а гости - это всегда радость и хорошее настроение. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности.

- У вас у каждого на парте лежат 2 звёздочки: одна красная, другая белая. Выберите звездочку своего настроения.

- Как много звездочек засветилось. Спасибо!

- А это мое настроение.

Приветствуют учителя.

Выбирают смайлик, демонстрируют свое настроение.

Мотивационный этап

5 минут

Слайд 1 (Нет в мире краше)

Над Россией солнце светит,

И сады шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны ее родней.

- Что значит слово «Россия»?

- Наша Родина, наше Отечество. Много есть на свете хороших государств, но для нас одна мать, одна Родина - Россия.

-Кто из вас когда-либо уже путешествовал? Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А куда, мы узнаем выполнив задание.

-Сейчас вы поработаете в группах. Объединитесь в группы – повернитесь.

Задание группам.

-Составьте пословицы и узнайте, в какой город России мы отправимся в путешествие.

- Прочитайте, какие пословицы у вас получились?

-Что общего у пословиц?

-Совершенно верно!

         Чудесный город есть на свете

         И всем столицам он глава

         Для нас, он лучший на планете

         Любимый город наш – Москва.

Слайд 2. (Дорогая моя столица).

- Молодцы. Совершенно верно! Это г.Москва.

Слайд 3. (Карта).

- Давайте найдем  г.Москву  на карте.

- Кто хочет выйти к доске и показать г.Москву?

Слушают учителя

Работают в группе.

Задание по группам:

1) Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

2) Москва - мать всем русским городам.

3)Москвой-столицей весь народ гордится.

Вывешивают на доску.

Они все о Москве.

Отвечают хором.

Один ученик показывает г.Москву на карте.

Определение  темы

1 минута

- Кто уже догадался, какая тема нашего урока?

- Молодцы!  

Слайд 4 (Путешествие по Москве).

- Сегодня я хочу вас пригласить на экскурсию в главный город нашей страны – г.Москву.

- Вы побываете в далеком прошлом, увидите и узнаете много нового и интересного.

- Что бы вы хотели сегодня узнать о Москве?

- Составим план урока.

План:

- Почему так называется город.

- Как появился город. Когда.

- Достопримечательности Москвы.

(Карточки  на доску).

- Путешествие по г.Москве.

- Слушают учителя

- Составляют план урока

Открытие нового знания

25 минут

- Давайте заглянем на несколько столетий назад, ведь Москва не сразу стала таким огромным городом.

Из истории возникновения г.Москвы.

Слайд 5 (Юрий Долгорукий).

Ученик:

Давно это было. Почти 1000 лет назад! Жил на Руси князь. Звали его Юрий.

Часто воевал он и с ближними и дальними соседями. За это народ прозвал его Юрием Долгоруким.  Однажды дорога привела Юрия Долгорукого к холму между реками: Москвой и Неглинной. Так понравилось место князю, что приказал построить здесь деревянную крепость-Кремль.

Слайд 6 (Древняя крепость).

Так и появился город Москва. А случилось это в 1147 году.

- Как же появился город? В каком году?

(Вывесить на доску рядом с пунктом плана 1147 год, на холме, между реками)

Слайд 7(Москва Белокаменная).

Ученик:

Прошло время. Княжить в Москве стал князь Дмитрий. Времена были для Руси тяжёлые: нападали на Русь враги, разоряли русские города. Созвал тогда князь Дмитрий всех князей русских, всех воинов и повел биться с врагами на реку Дон, и выиграли тогда сражение, и стал народ называть князя Дмитрием Донским. Деревянные стены Кремля князь заменил белокаменными. С тех пор называют Москву белокаменной.

- Так почему же Москву называют белокаменной?

Слайд 8 (Московский Кремль).

Ученик:

- Несколько раз стены Кремля перестраивались. А при князе Иване III была построена крепость из кирпича, которая и стоит до сих пор. Это нынешний Кремль!

Слайд  9 (Герб Москвы).

-  Как и другие города, Москва имеет свой герб, то есть эмблему города.  Герб города Москвы представляет собой четырехугольный с закругленными нижними углами темно-красный геральдический щит.

- Что изображено на гербе Москвы?

Слайд 10 (Памятник Георгию Победаностцу).

Ученик:

-Существует легенда о том, что Георгий Победоносец чтобы спасти принцессу от приношения ее в жертву страшному змею, явился к змею на коне и убил его, пронзив мечем, тем самым спас жизнь принцессе и еще многим людям. Георгий Победоносец является народным защитником и борцом с иноземными захватчиками.

   Где мы можем увидеть герб Москвы?

- Итак, ребята, мы отправляемся в наше путешествие. Г.Москва - огромный город. В нём около четырёх тысяч улиц и площадей. Ориентироваться в таком городе очень  сложно.

- Что же может помочь нам легко ориентироваться в городе?

Правильно, молодцы!

Общий вид Москвы можно рассмотреть на плане. 

Слайд 11 (Учебник).

- Откройте учебники на странице 98-99 и посмотрите на план центральной части Москвы. Рассмотрите что изображено на плане?

- Подумайте, что же такое план? Для чего он нужен?

-Давайте прочитаем определение плана на странице 98 учебника.

Знакомство с достопримечательностями города.

- А кто из вас был в Москве?

- А сейчас мы пройдемся по самым знаменитым местам Москвы.

Прежде чем начать путешествие нам нужно чуть -  чуть  отдохнуть.

Слушают учителя

Делают сообщение.

Слушают одноклассников

- Основал Москву Юрий Долгорукий в 1147 году между реками Москвой и Неглинной.

- Была выстроена из белого камня.

-На гербе Москвы изображён всадник с копьём, поражающий змея. Это святой Георгий Победоносец-покровитель Москвы

- На деньгах, на паспорте, на важных документах, на зданиях, на гербе России.

- План города.

-Чертеж местности в уменьшенном размере.

- План города нужен, чтобы найти нужное место в городе.

Физкультминутка

Буратино потянулся

- В нашей столице очень много достопримечательностей.         

- Рассмотрите план на стр.99 учебника и назовите достопримечательности, изображенные на нем.

  -(Московский цирк, Триумфальная арка,

Парк Победы, спортивный комплекс «Лужники», детский музыкальный театр им.Н.И.Сац, резиденция Деда Мороза, останкинская телевизионная башня, теарт «Уголок дедушки Дурова», зоопарк, большой театр, Кремль, МГУ, Третьяковская галерея,  и т.д.)

- Какие из этих достопримечательностей вам известны? Какие из них вы посещали?

- Сегодня вы будете моими помощниками- экскурсоводами. Кто знает, кто такой экскурсовод?

- Совершенно верно!

Экскурсовод – это  специалист по проведению экскурсий.

Будем работать в  группах, я раздам вам листочки с описанием достопримечательности Москвы, вы должны подготовить небольшой рассказ об этой достопримечательности и побыть в роли экскурсовода, рассказав о ней для всего класса.  Также на листочке написан план, по которому нужно составить свое сообщение. На работу у вас 5 минут, а на выступление 3 минуты.

Слайд 12 (Большой театр).

1.Большой театр в Москве – гордость оперного и балетного искусства. Более 800 произведений было поставлено на его сцене.

Слайд 13 (МГУ)

Ученики 1 группы:

1руппа готова? Выходите с докладом.

2. Москва - крупный культурный центр. В Москве учатся 950 тысяч студентов. Сегодня в Москве 365 университетов. Самый знаменитый Московский Государственный Университет. В нем 33 факультета. Университет гордо носит имя великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова.

Слайд 14 (Цирк)

3. Цирк на Цветном бульваре. Старый Московский цирк на Цветном бульваре - это один из самых старых цирков в России. Был открыт более 100 лет назад.

Юрий Владимирович Никулин был генеральным директором и художественным руководителем Московского цирка.

Слайд 15 (Красная площадь).

Ученики 2 группы:

2руппа готова? Выходите с сообщением

4. Главная площадь нашей страны - Красная площадь.

- Красная площадь образовалась в 90-х годах XV века и называлась «Торг», а со второй половины XVII века — «Красная». Первоначально была торговой площадью.

- С XVI века и по сей день здесь происходят торжественные церемонии, парады.

- Может быть, кто-нибудь знает, почему эта площадь так называется?

- Ответ на этот вопрос мы найдем в учебнике на странице 106.

Слайд 16 (Кремль).

Ученики 3 группы:

3руппа готова? Выходите с сообщением.

5. Ну и, конечно, сердце Москвы - это Кремль.

Кремль - это одно из красивейших сооружений, символ нашей Родины. Здесь находятся уникальные памятники истории и культуры, которыми гордится Россия. В далекие времена Кремль был крепостью, за стенами которой жители древней Москвы спасались от врагов.

- А сейчас в Кремле работает Президент нашей страны В.В. Путин.

- Общая длина стен Кремля - 2 км 235 м. Толщина - от 3,5-6,5 м. Высота - от 5-19 м.

- В Кремле насчитывается 20 башен. Самая знаменитая, большая, красивая и стройная – Спасская башня.

- На Спасской башне находятся знаменитые Кремлевские куранты - огромные часы. Вес часов 25 тонн. Длина стрелок 2м и 3м.

-Каждая из 20 башен Московского Кремля имеет свое название, свою историю. В путешествие по Московскому Кремлю мы отправимся с Вами в ближайшее время!

Слайд 17 (Третьяковская галерея).

6. Третьяковская галерея является одним из крупнейших музеев мира. Музей был основан в 1856 году Павел Михайлович  Третьяковым, который передал в дар Москве, народу огромную бесценную коллекцию картин.

   В галерее хранится около 35 тысяч картин: собраны работы мастеров, созданные с 10 по 20 век. Здесь представлены все направления русской живописи.

Слайд 18 (Храм Христа Спасителя).

7. Храм Христа Спасителя - самый большой храм Русской Церкви. Его высота 105 м., а вместимость - 10 000 человек. Храм был построен в 2000 г. Поэтому его можно назвать одной из самых молодых достопримечательностей Москвы.

Слайд 19.

12.Злолотая Москва.

-Итог: Мы познакомились с некоторыми достопримечательностями г.Москвы.

- Работают с планом города.

Отвечаю на вопрос:

Отвечают на вопрос

- Это человек, который проводит для туристов экскурсии.

-Работа в группе.

-Работа по плану.

-Выступление с сообщением.

Включение нового знания в систему знаний

3 минуты

- г.Москва большой город. В столице очень много достопримечательностей. С другими интересными историческими местами г.Москвы мы познакомимся на следующем уроке.

- А сейчас проверим, как вы запомнили достопримечательности, с которыми познакомились сегодня на уроке.

Работа в Рабочих тетрадях с.64-65. Расположить фотографии в соответствующих рамках.

-Проверим правильность выполнения. Сравните ваши работы с учебником с. 100-101.

   Молодцы. Я вижу вы хорошо запомнили новый материал. Похвалите себя, вы отлично справились с заданием.

Работа в Р,Т, фотографиями.

Рефлексия

2 минуты

Вернемся к нашему плану.

- На все вопросы мы ответили?

- Какие открытия для себя вы сделали о Москве?

- Москва – самый главный, красивый город России, которым мы можем гордиться.

- И в честь нашей столицы, мы запустим в небо яркий салют.

- Выберите подходящий цвет.

Желтый – я узнал много нового о Москве;

Синий – я бы хотел еще больше узнать о ней.

Оранжевый – на уроке мне было интересно,

Красный – я горжусь своей столицей.

 

(Звездочки наклеиваются на голубой лист,

Звучит песня О.Газманова «Москва»).

- Посмотрите, какой праздничный салют у нас получился! Все ребята молодцы. Спасибо вам за работу, а гостям за внимание.

Слайд 20.

- Карточки домашнего задания: (на выбор)

            - написать сочинение на тему

             « Я шагаю по Москве».

  - подготовить доклад о любой    

    достопримечательности Москвы.

  - выполнить задание по учебнику  

    стр.64-66 и тетради задания с 1  

     по 6 с.64-66.

 - Урок окончен.

Отвечают на вопросы

Слайд.21.

Покровский собор.

На «Красной площади» стоит самый необычный храм Москвы-Покровский собор.

Слайд 22.

Успенский собор Московского Кремля.

Слайд 23.

Останкинская башня. Самое высокое сооружение в Москве - Останкинская телебашня. Когда подъезжаешь к городу, ее шпиль виден издалека. Есть в башне и смотровая площадка. Если поднимешься туда - вся Москва будет как на ладони.

Ее высота – 540 м, это 8-е в мире по высоте свободно стоящее сооружение. Она является высочайшим сооружением в Европе.

Слайд 24.

5. Москва Река. В Москве очень много красивых мест. Самая главная река, от которой возникло название города - река Москва.

- Москву называют портом 5 морей, так как через Москву-реку и каналы имеет выходы в 5 морей.

Слайд 25.

6. Самая красивая улица – это Арбат.

Слайд 26.

12.Царь пушка.

- Когда люди впервые посещают Московский Кремль, прежде всего спешат посмотреть на знаменитые «Царь-пушку» и «Царь-колокол». Обе эти достопримечательности находятся рядом и поражают своей величиной.

 «Царь – пушка» была сделана немного раньше, чем «Царь – колокол». Частые набеги врагов заставляли москвичей всегда быть готовыми к защите. Пушку отлил русский мастер Андрей Чохов, но из неё никогда не стреляли. Она так и осталась памятником русского искусства. А весит она 40 тонн.

 Слайд 27.

12.Царь колокол.

«Царь-колокол» изготовил мастер Иваном Моторин. Колокол этот самый большой в мире. Весит он более 200 тонн, высота составляет 6 м.

Во время большого московского пожара «Царь-колокол» сильно раскалился и треснул, от него отвалился огромный кусок. Так и остался колокол на земле. Не суждено ему было огласить Москву чудесным звоном. А позже он был установлен около колокольни Ивана Великого.

Слайд 28.

12.Спасская башня.

Самая большая, красивая и стройная  Спасская башня. Бой её башенных часов – курантов слышат по радио каждый день люди всего мира.

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Полезные ископаемые" 3 класс УМК "Школа России"

Представляю вашему вниманию конспект урока окружающего мира по теме "Полезные ископаемые", надеюсь данный материал будет вам полезен!...

Конспект урока по окружающему миру "Водные богатства" 2 класс (УМК "Школа России")

      Цели деятельности учителя: ознакомление  с разнообразием водоемов планеты: океанами, морями, озёрами, реками, каналами, прудами, водохранилищами;      ...

Конспект урока по окружающему миру "Водные богатства" 2 класс УМК "Школа России"

Дата: 20.04.2020                                                     ...

Конспект урока по окружающему миру «Опасные места» 3 класс (УМК «Школа России»)

Тема: «Опасные места»Цели деятельности учителя: формирование знаний о опасных местах в квартире, жилых домах, во дворах; формировать представление о правильном безопасном поведе...