Рабочая программа по окружающему миру для 3 «В» класса
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Cкоблякова Лариса Николаевна

УМК по предмету «Окружающий мир» 3 класс А.А.Плешаков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Овсянниковская средняя общеобразовательная школа»

 Орловского района Орловской области

«Рассмотрено» на заседании МО учителей начальных классов

Руководитель МО

_____/ Белокопытова Н.Н./

 

Протокол № ___ от

 «__»_________20___г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя  по УВР    МБОУ «Овсянниковская СОШ»

________/ Ефимова Т.В./

     

«__»__________20______г.

«Утверждено»

Руководитель

МБОУ «Овсянниковская СОШ»

_______/Фролова М.А./

Приказ № ___ от «__»_________20__г.

Рабочая программа

по окружающему миру

для  3 «В» класса

на 2016-2017 учебный год

УМК по предмету «Окружающий мир» 3 класс А.А.Плешаков

Составил учитель

 начальных классов

первой квалификационной категории

Скоблякова Лариса  Николаевна

Д.Овсянниково

2016 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по окружающему миру для 3 "В" класса разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, учебного плана МБОУ "Овсянниковская средняя общеобразовательная школа", в соответствии с  приказом Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

            Согласно базисному учебному плану средней (полной) школы, рекомендациям Министерства образования Российской Федерации и наличию учебников в библиотеке,  выбрана данная учебная программа и учебно-методический комплект.

                                    МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

            В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение окружающего мира в 3 классе отводится 2 часа в неделю.

           Изменение количества часов по темам основано на практическом опыте и в связи со сложностью материала.

          Календарно-тематическое планирование составлено на 68 часов.

                                   

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Как устроен мир (6 часов)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия: Что нас окружает?

Эта удивительная природа (19 часов)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые,   рыбы,   земноводные,   пресмыкающиеся,   птицы,   звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.

Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.

Мы и наше здоровье (10 часов)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (8часов)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.

Чему учит экономика (12 часов)

Потребности  людей.   Какие  потребности  удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.

Путешествие по городам и странам (13 часов)

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.

Номер

пункта

Содержание материала

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности ученика ( на уровне учебных действий)

Как устроен мир

6

Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий
мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир»;

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей;

находить сходство человека и живых существ, и отличия его от животных; различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека.

Определять цель проекта; распределять обязанности по проекту в группах; собирать  материал   в дополнительной  краеведческой литературе,  музее в ходе интервью, в Интернете.

1

2

3

4

5

6

Природа. Ценность природы для людей.

Человек.  Наши проекты: «Богатства, отданные людям».

Общество.

Что такое экология.

Природа в опасности! Охрана природы.

Проверочная работа по теме: «Как устроен мир».

1

1

1

1

1

1

Эта удивительная природа

19

  Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;

характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»; классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ; наблюдать опыт с растворением вещества, высказывать предположения, объясняющие результат опыта, доказывать на основе опыта, что тела и вещества
состоят из частиц;

работать в группе: проверять с помощью учебника правильность приведенных утверждений; осуществлять самопроверку;

наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты;

ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради;

анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха; исследовать с помощью опытов свойства воздуха;

исследовать по инструкции учебника свойства воды;

высказывать предположения о состояниях воды в природе; различать три состояния воды; наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя;

высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду;

анализировать  рисунок  учебника  по  предложенным  заданиям   и   вопросам; высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их;

доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения очень разнообразны; знакомиться с группами растений по материалам учебника; работать в группе: классифицировать растения из предложенного списка, предлагать подобные задания одноклассникам, проверять и оценивать их ответы;

выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений; моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать о процессах с помощью выполненной схемы;  выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений: доказывать, что без растений невозможна жизнь животных

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Тела, вещества, частицы.

Разнообразие веществ.

Воздух и его охрана.

Вода.

Превращения и круговорот воды.

Берегите воду!

Что такое почва.

Разнообразие растений.

Солнце, растения и мы с вами.

Размножение и развитие растений.

Охрана растений.

Разнообразие животных.

Кто что ест.  

Наши проекты: «Разнообразие природы родного края».

Размножение и развитие животных.

Охрана животных.

В царстве грибов.

Великий круговорот жизни.

Проверочная работа по теме: «Эта удивительная природа».

1

        1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Мы и наше здоровье

10

Актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма –полученные во 2 классе; характеризовать системы органов человека (их части и назначение); обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены;

изучить свойства кожи; характеризовать средства гигиены и ухода за кожей; характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи; работать в паре: осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи;

характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма; раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека; следить за правильной осанкой на уроке и вне его; выполнять физкультминутки; работать с терминологическим словариком;

определять наличие питательных веществ в продуктах питания; моделировать строение пищеварительной системы;

актуализировать знания о лёгких и сердце, полученные во 2 классе; характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме; моделировать строение дыхательной системы; характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Организм человека.

Органы чувств.

Надежная защита организма.

Опора тела и движение.

Наше питание.  

Наши проекты: «Школа кулинаров».

Дыхание и кровообращение

Умей предупреждать болезни

Здоровый образ жизни

Проверочная работа по теме: «Мы и наше здоровье».

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Наша безопасность

8

Актуализировать знания об опасностях в быту, полученные в 1—2 классах; характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа; моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры; называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей.

обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными; выполнять тесты с выбором ответа о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте;

актуализировать знание дорожных знаков, полученное в 1—2 классах; анализировать разные типы знаков, обсуждать,  как они  помогают пешеходам;

находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС;

составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест;

характеризовать опасности природного характера; находить в атласе-определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых растениях и грибах.

1

2

3

4

5

6

7

8

Огонь, вода и газ

Чтобы путь был счастливым

Дорожные знаки.  Наши проекты: «Кто нас защищает»

Дорожные знаки. Экскурсия

Опасные места

Природа и наша безопасность

Экологическая безопасность

Обобщение знаний по теме «Наша безопасность».

1

1

1

1

1

1

1

1

Чему учит экономика

12

Раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»; различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг; характеризовать роль труда в создании товаров и услуг;

раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану; приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров; работать со взрослыми: выяснять роль профессий родителей в экономике; работать с терминологическим словариком;

актуализировать знания о полезных ископаемых, определять полезные ископаемые, характеризовать  особенности добычи различных полезных  ископаемых;

актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях, полученные в 1—2 классах; практическая работа в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану; обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством; различать и классифицировать культурные растения;

актуализировать   знания   о  диких   и   домашних  животных,   полученные в 1—2 классах; классифицировать домашних сельскохозяйственных животных;

характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров; соотносить продукцию и отрасли промышленности; выявлять взаимосвязь отраслей промышленности; характеризовать труд работников отраслей промышленности; работать с терминологическим словариком;

характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля — продажа); моделировать ситуации бартера и купли-продажи; раскрывать роль денег в экономике; различать денежные единицы разных стран.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Для чего нужна экономика

Природные богатства и труд людей – основа экономики

Полезные ископаемые

Растениеводство

Животноводство

Какая бывает промышленность.

Наши проекты: «Экономика родного края»

Что такое деньги

Государственный бюджет

Семейный бюджет

Экономика и экология

Проверочная работа по теме «Чему учит экономика».

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Путешествие по городам и странам

13

Прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России, составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу; моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т: д.; выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы;

работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах севера, соотносить государства и их флаги; узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран; её замечательных людей;

самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса, о странах центра Европы, о Франции, (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

описывать достопримечательности Франции по фотографиям; составлять вопросы для викторины о Франции, описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям; составлять вопросы для викторины о Великобритании; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; в дополнительной литературе и Интернете найти интересные факты о Великобритании.

1-2

3

4-5

6

7

8-9

10

11

12

13

Золотое кольцо России

Наши ближайшие соседи

На севере Европы

Что такое Бенилюкс

В центре Европы

Путешествие по Франции и Великобритании

На юге Европы

По знаменитым местам мира

Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края»

2

1

2

1

1

2

1

1

1

1

Основная форма обучения -  урок

В системе уроков выделяются следующие виды:

1. Урок - введения в новую тему.

2. Урок –беседа.

3. Комбинированный урок. В его структуре присутствует все основные элементы обучения. За короткий отрезок времени на таком уроке совершается полноценный завершенный цикл педагогической переработки и усвоения школьниками учебного материала.

4. Урок-дискуссия.

5. Урок развития умений и навыков.

6. Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

7. Урок-путешествие. Урок проводится в форме воображаемого путешествия. Этапами урока является остановка на пути следования. Учащимся предлагается маршрутный лист. Урок построен в виде практических исследований, работы с изобразительными наглядными пособиями.

8. Урок формирования умений и навыков

9. Урок - практическая работа. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности.

10. Урок – проект.

11. Урок-исследование. На уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.

12. Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности обучающихся, тренировки технике тестирования.

13. Урок - самостоятельная работа.  Предлагаются разные виды самостоятельных работ.

14.Обобщающий урок (в конце пройденной темы).

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ

КУРСА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 3 КЛАССЕ

Как устроен мир

Выпускник научится:

 —        понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—        доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей;

—        работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию;

- предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

- сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам;

-классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку;

- находить сходство человека и живых существ  и отличия его от животных;

- различать внешность человека и его внутренний мир; 

- характеризовать семью, народ, государство как части общества;

- сопоставлять формы правления в государствах мира; 

сравнивать заповедники и национальные парки.

Выпускник получит возможность:

- Наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;

-обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека;

- определять место человека в мире;

-устанавливать причинно - следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды;

- Различать положительное и отрицательное влияние человека на природу.

Эта удивительная природа

Выпускник научится:

  • Классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ;
  • наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты;
  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха;
  • исследовать состав почвы;
  • классифицировать растения из предложенного списка;
  • характеризовать животных по типу питания, приводить примеры животных по типу питания;
  • анализировать схемы цепей питания;
  • характеризовать животных разных групп по способу размножения, моделировать стадии размножения животных разных групп;
  • характеризовать строение шляпочных грибов»
  • характеризовать организмы - производители, организмы- потребители и организмыразрушители;
  • Моделировать круговорот веществ в природе.

Выпускник получит возможность:

  • Выявлять роль животных в размножении и развитии растений;
  • Обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе.

Мы и наше здоровье

Выпускник научится:

  • Характеризовать системы органов человека;
  • анализировать схемы расположения органов человека, показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника;
  • распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента;
  • характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма;
  • характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме;
  • моделировать строение дыхательной системы;
  • характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме;
  • моделировать строение кровеносной системы;
  • измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке;
  • характеризовать и формулировать факторы закаливания.

Выпускник получит возможность:

  • Обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены;
  • формулировать правила гигиены органов чувств;
  • осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи;
  • раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека;
  • составить памятку по закаливанию;
  • составить инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний.

Наша безопасность

Выпускник научится:

  • Характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа;
  • моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры;
  • анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги;
  • актуализировать правила безопасного поведения на улице;
  • актуализировать знание дорожных знаков;
  • анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам:
  • моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков;
  • выполнять тесты с выбором ответа, требующих знание дорожных знаков;
  • составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест;
  • характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными .

Выпускник получит возможность:

  • Изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте;
  • обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды;
  • обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его;
  • находить информацию о ядовитых растениях и грибах.

Чему учит экономика

Выпускник научится:

  • Характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров;
  • соотносить продукцию и отрасли промышленности;
  • выявлять взаимосвязь отраслей промышленности;
  • характеризовать труд работников отраслей промышленности;
  • характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля-продажа);
  • моделировать ситуации бартера и купли-продажи;
  • характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы;
  • определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета;
  • выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства;
  • моделировать доходы и расходы;
  • раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией.

Выпускник получит возможность:

  • коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края»;
  • оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т. д.;
  • презентовать и оценивать результаты проектной деятельности.

Путешествие по городам и странам

Выпускник научится: 

  • Прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России;
  • моделировать маршрут золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т.д.;
  • показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы;
  • соотносить государства и их флаги;
  • называть страны Бенилюкса, их столицы;
  • показывать местоположение стран и их столиц на политической карте Европы;
  • соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся.

Выпускник получит возможность:

  • Обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения;
  • готовить сообщение о странах, граничащих с Россией;
  • составлять вопросы к викторине по странам севера Европы;
  • обсуждать цели международного туризма;
  • находить в дополнительной литературе и в интернете материал о достопримечательностях разных стран, готовить сообщения;
  • выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
  • обсуждать выступления учащихся;
  •  оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Изучаемый материал

Предполагаемая дата

Фактическая дата

Стр.

Примечание

Как устроен мир (6 ч)

1.

Природа. Ценность природы для людей.

05.09.

2016 г.

3-9

2.

Человек.  Наши проекты: «Богатства, отданные людям».

08.09

10-17

3.

 Общество.

12.09

18-23

4.

Что такое экология.

15.09

24-28

5.

 Природа в опасности! Охрана природы.

19.09

29-34

6.

Проверочная работа по теме: «Как устроен мир».

22.09

Эта удивительная природа (19ч)

7.

Тела, вещества, частицы.

26.09

35-40

8.

Разнообразие веществ.

29.09

41-45

9.

Воздух и его охрана.

03.10

46-50

10.

Вода.

06.10

51-54

11.

 Превращения и круговорот воды.

10.10

55-58

12.

 Берегите воду!

13.10

59-63

13.

 Что такое почва.

17.10

64-68

14.

Разнообразие растений.

20.10

69-73

15.

Солнце, растения и мы с вами.

24.10

74-77

16.

Размножение и развитие растений.

27.10

78-81

17.

Охрана растений.

10.11

82-86

18.

Разнообразие животных.

14.11

87-93

19.

Кто что ест.  

17.11

94-97

20.

Наши проекты: «Разнообразие природы родного края».

21.11

98-99

21.

Размножение и развитие животных.

24.11

100-105

22.

Охрана животных.

28.11

106-111

23.

В царстве грибов.

1.12

112-117

24.

Великий круговорот жизни.

05.12

118-120

25.

 Проверочная работа по теме: «Эта удивительная природа».

08.12

Мы и наше здоровье (10 ч)

26.

Организм человека.

12.12

121-125

27.

Органы чувств.

15.12

126-129

28.

Надежная защита организма.

19.12

130-133

29.

Опора тела и движение.

22.12

134-137

30.

Наше питание.  

26.12

138-141

31.

Наши проекты: «Школа кулинаров».

29.12

142-143

32

Дыхание и кровообращение

12.01.2017

144-146

33

Умей предупреждать болезни

16.01

147-149

34

Здоровый образ жизни

19.01

150-153

35

Проверочная работа по теме: «Мы и наше здоровье».

23.01

Наша безопасность (8 ч)

36

Огонь, вода и газ

26.01

3-7

37

Чтобы путь был счастливым

30.01

8-13

38

Дорожные знаки.  Наши проекты: «Кто нас защищает»

02.02

14-19

39

Дорожные знаки. Экскурсия

06.02

14-19

40

Опасные места

09.02

20-24

41

Природа и наша безопасность

13.02

25-30

42

Экологическая безопасность

16.02

31-36

43

Обобщение знаний по теме «Наша безопасность».

20.02

154-158

Чему учит экономика (12 ч)

44

Для чего нужна экономика

27.02

37-41

45

Природные богатства и труд людей – основа экономики

02.03

42-45

46

Полезные ископаемые

06.03

46-50

47

Растениеводство

09.03

51-55

48

Животноводство

13.03

56-59

49

Какая бывает промышленность.

16.03

60-63

50

Наши проекты: «Экономика родного края»

20.03

64-65

51

Что такое деньги

23.03

66-70

52

Государственный бюджет

06.04

71-74

53

Семейный бюджет

10.04

75-78

54

Экономика и экология

13.04

79-84

55

Проверочная работа по теме «Чему учит экономика».

17.04

Путешествие по городам и странам (13 ч)

56

57

Золотое кольцо России

20.04

24.04

85-97

58

Наши ближайшие соседи

27.04

100-107

59

На севере Европы

04.05

        108-117

60

Что такое Бенилюкс

08.05

118-124

61

В центре Европы

11.05

125-131

62

Путешествие по Франции и Великобритании

15.05

132-141

63

На юге Европы

18.05

142-148

64

По знаменитым местам мира

22.05

149-153

65

Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа

25.05

164-170

66

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края»

29.05

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОГО И

МАТЕРИАЛЬНО–ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Учебник, учебное пособие

Учебники

  Плешаков А. А.
Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1, 2.  

  Рабочие  тетради

Плешаков А. А.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Части 1, 2 

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1 – 4 классы. М.: Просвещение. 2011

Дополнительная литература для учителя и учащихся

Тесты

Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З. Д.
Окружающий мир. Тесты. 3  класс. 

Методические  пособия

1.Плешаков А. А.
Мир вокруг нас. Поурочные разработки. 3 класс 

  

2.Плешаков А. А., Румянцев А. А.
Великан на поляне, или первые уроки экологической этики. 

3. Плешаков А. А.
От земли до неба: Атлас-определитель.

4. Плешаков А. А.
Зеленые  страницы.

Экранно-звуковые пособия.

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Презентации к урокам на  дисках.

Видеофильмы, соответствующие тематике программы по Окружающему миру

Оборудование, технические средства обучения

Наглядные пособия: натуральные живые пособия – комнатные растения; гербарии; коллекции насекомых; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты; коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых; изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;

географические и исторические карты.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, карт.

Мультимедийный проектор.

Компьютер.

Перечень Интернет ресурсов и других электронных информационных источников

  • официальный сайт образовательной программы «Школа России»: school-russia.prosv.ru
  • Детские презентации http://viki.rdf.ru/list-all-presentations/
  • Окружающий мир. 1-4класс. CD-ROM. Электронное приложение к учебнику.
  • В помощь современному учителю http://k-yroky.ru/load/67


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Умк "Гармония", рабочая программа по окружающему миру , 2 класс...

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса. УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир»....

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса (система Л.В. Занкова)

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса (система Л.В. Занкова) разработана в соответствии с ФГОС второго поколения, а также авторской программой Н.Я. Дмитриевой, которая обеспечена учебнико...

Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"

УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...