Урок по окружающему миру в 3 классе на тему "Экологическая безопасность"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Сергеева Светлана Кузьминична

Тема «Экологическая безопасность» является одной из важных тем предмета. В последнее время угроза для безопасности существования человека начинает исходить от неблагоприятного состояния окружающей среды. В первую очередь, это риск для здоровья. Сейчас уже не вызывает сомнения, что загрязнение окружающей среды способно вызвать ряд экологически обусловленных заболеваний и приводит к сокращению средней продолжительности жизни людей, подверженных влиянию экологически неблагоприятных факторов. Понятие экологической безопасности прочно входит в нашу жизнь, и ее важность и актуальность возрастает год от года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnit_zapiska.docx17.24 КБ
Файл ekologicheskaya_bezopasnost_3_klass.docx29.51 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Тема «Экологическая безопасность» является одной из важных тем предмета. В последнее время угроза для безопасности существования человека начинает исходить от неблагоприятного состояния окружающей среды. В первую очередь, это риск для здоровья. Сейчас уже не вызывает сомнения, что загрязнение окружающей среды способно вызвать ряд экологически обусловленных заболеваний и приводит к сокращению средней продолжительности жизни людей, подверженных влиянию экологически неблагоприятных факторов. Понятие экологической безопасности прочно входит в нашу жизнь, и ее важность и актуальность возрастает год от года.

Урок по изучению этой темы ориентирован на самостоятельное добывание учащимися необходимых знаний в процессе решения определенных проблемных ситуаций, выполнения заданий в группах.

Структура урока предполагает вовлечение каждого учащегося в деятельность, развитие его познавательного интереса, умения выдвигать гипотезы и принимать решения, работать самостоятельно и в группе, контролировать свою работу и оценивать ее выполнение.

Работа с материалом с последующим его проговариванием учениками позволяет убедиться в практической значимости проблемы: здоровье человека зависит от того, как он относится к окружающей среде, ведь человек и природа тесно связаны между собой.

Цели деятельности педагога:

- познакомить детей с терминами «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения»;

- устанавливать взаимосвязь между природой и трудовой деятельностью человека;

- учить анализировать материал, делать выводы;

- обобщать, конкретизировать, углублять и систематизировать знания о природе;

- развивать стремление глубже познавать окружающий мир и совершенствовать во всех видах экологической деятельности;

-расширить круг знаний о защите организма от поступления загрязняющих веществ;

- развивать речь, мышление, обогащать словарный запас.

- воспитывать экологическую культуру школьников; потребность в сбережении своего здоровья.

Тип, вид занятия:

Комбинированный урок.

Планируемые образовательные результаты:

1) личностные результаты обучения:

- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

2) метапредметные результаты обучения:

- развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)– познавательные УУД;

- формирование начальных форм личностной рефлексии – регулятивные УУД;

-формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её,

- формирование умения взаимодействия в статичных парах и группах – коммуникативные УУД.

3) предметные результаты обучения:

-познакомить с основными загрязнителями воздуха, воды, продуктов питания,

- выполнять правила личной экологической безопасности,

- обогащать словарный запас, развивать речь и мышление,

- воспитывать экологическую культуру учащихся.

Используемые учебники и учебные пособия:

Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2012.

Рабочие тетради. Плешаков А.А. Окружающий мир. М.: Просвещение. 2015

Формы и методы обучения:

Фронтальная, групповая, индивидуальная; словесный, наглядный, практический, наблюдение, метод проблемной ситуации.

Понятия и термины

«Экология», «Цепь загрязнения», «Экологическая безопасность», «окружающая среда», памятки безопасности.

Образовательные ресурсы

Материалы: иллюстрации, листы самооценивания, рабочие тетради.

Оборудование кабинета: 

1. Основное место работы – столы разделены на 3 группы постоянного состава.

2. Предметный стол – находится в начале классной комнаты.

3. Мультимедийный проектор и экран.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель (Ф.И.О.): Сергеева Светлана Кузьминична. 1 категория.  МОУСОШ д. Гожня

Предмет: окружающий мир                  Класс:   3                         УМК:   Школа России

Тема урока:  Экологическая безопасность      Тип урока:  изучение новой темы

Оборудование: компьютер, проектор, листы самооценивания, доска, раздаточный материал.

Цели урока как планируемы результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

 

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения

результатов обучения

Предметные Д

Формирование  представления у  обучающихся  знаний   об  экологической  безопасности  как одной  из  видов безопасности  человека.

Понимание важности и ценности чистоты природы

Познавательные Д

Познакомить с различными видами загрязнений в природе

Найти способы борьбы с загрязнениями в природе

Регулятивные Д

Умение выслушивать своих одноклассников, объективно оценивать свои возможности, учить работать в группе, воспитывать интерес к предмету.

Объективная самооценка с внесением  в лист самооценивания

Коммуникативные Д

Сотрудничать с учителем и одноклассниками

Взаимопонимание, поддержка, взаимопомощь

Личностные Д

Проявлять учебную и коммуникативную активность, развивать мышление, речь, память.

Уверенность в своих силах и возможностях

Этапы урока

Задачи этапа

Методы и формы

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

  1. Орг. Момент

  1. Актуализация знаний

  1. Объяснение нового материала

  1. Физкультминутка

  1. Первичное закрепление материала

  1. Рефлексия

  1. Итог урока, домашнее задание

Настроить детей на урок

Настроить детей на предстоящую деят-ть. Выявление темы урока детьми.

 

Ознакомление с новым материалом урока

Предотвращение усталости, напряжения учащихся

Закрепление новых знаний

Обобщение полученных знаний

Подведение итогов

Беседа

Беседа

Практический

метод

Практическая работа

Самооценка

Практическая работа

Практическая работа

Выступление перед классом

Практическая работа

Беседа

Фронтальная работа

Работа в группах

Фронтальная работа

Работа со словарем

Фронтальная работа

Работа в группах

Работа в рабочих тетрадях.

Фронтальная работа

Фронтальная работа

Групповая - индивидуальная работы

Индивидуальная работе:

самооценка и взаимооценка

Индивидуальная работа

Фронтальная работа

Приветствует учащихся.

Создаёт условия для возникновения внутренней  потребности включения в деятельность.

 Ведёт подводящий диалог.

- Ребята, посмотрите на нашу планету.

(Слайд1)

Как вы думаете, от чего её так плохо, почему её так некомфортно в сегодняшнее время? (Постановка проблемы)

- Планета бьет тревогу, так как человек, пользуясь её богатствами (водой, воздухом, растениями) не задумывается о том, что своими неправильными действиями наносит ей вред. Как сказать грамотно, что нарушено сейчас на нашей планете?

- Какой словарь из предложенных вам поможет нам вспомнить определение что же такое «экология»? (Слайд 2)

Сегодня мы будем рассуждать на  тему: как же защитить нашу планету, окружающую среду, наш организм, наше здоровье. Так кто же попробует сформулировать тему сегодняшнего урока?

- Тема нашего урока (открываю на доске тему урока) «Экологическая безопасность».(даем определение) (Слайд 3) А на какие вопросы вам бы сегодня хотелось получить ответы? (Слайд 4). .(даем определение экологической безопасности) (Слайд 5)

Сейчас у каждой группы на столах есть карточки. Ваша задача: собрать картинки в том порядке, в каком вам кажется нужным и попытаться объяснить, почему сделали именно так. На работу дается 5 минут. На защиту работы по 1 минуте на каждую группу. (Цепь загрязнения)

После выступления учащихся называет правильный вариант ответа. (Слайд 6)

Обратите внимание, у каждого на столе лежит лист самооценивания. Каждый из вас оценивает свою работу в группе по 5-бальной шкале. (Слайд 7)

А теперь открываем рабочие тетради на странице 19 и выполняем задание 1(1), затем устно выслушаем 1-2 учеников.

А теперь, на основе составленной вами цепи загрязнения, составьте модель «Пути поступления загрязняющих веществ в организм человека». Ваша задача, выйти к доске (1 ученик от группы 1 карточку) и прикрепить к рисунку человека пути поступления загрязняющих веществ.

Будьте внимательны, имеются лишние карточки.

Создали, молодцы! А теперь все вместе попробуем привести примеры к нашей модели.(Слайд 8-14)

Сейчас все дружно встаем: Физкультминутка «Дерево»

Цель: игра на использование снятия волнения и напряжения.

Инструкция для детей: встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела. Представьте, что вы − дерево. Представьте себя сильным дубом, стройной тонкой березкой или прекрасной ивой, склонившейся над рекой. Ноги – корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю. Ствол-тело ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви – руки свободно «колышутся» вдоль ствола, листья – пальцы легко «шелестят», слегка задевая друг друга. Крона – голова чиста и свежа. Вы – прекрасное, могучее дерево, вы уверены в себе. (Слайд 15)

Дома у каждой группы было свое задание: подготовить небольшой материал по темам: «Комнатные растения, очищающие воздух в помещениях», «Как защититься от загрязненной воды», «Вредные химические вещества в продуктах питания». По очереди выходим к доске и рассказываем свой материал (по 3 минуты). Остальные внимательно слушают, если что-то непонятно, задавайте вопросы.

Спасибо всем группам за работу, а теперь все вместе повторим: как защититься от загрязненного воздуха? Как защититься от загрязненной воды? Как защититься от загрязняющих веществ в продуктах питания?

А сейчас снова возьмите листы самооценивания и оцените свое выступление перед классом. (Слайд 16) А также поднимите сигнальные карточки и оцените работу других групп (цвета светофора). (Слайд 17)

Снова открываем рабочую тетрадь на стр.21 № 3. Каждый придумывает и рисует условные знаки к правилам экологической безопасности, изученным на уроке. (учитель проверяет выполнение задания каждого ученика)

Как только закончите выполнение задания, снова  оцениваем свою работу в рабочей тетради.(Слайд 18)

И исходя из всех оценок, поставьте себе одну общую оценку за работу на уроке. (учитель поправляет)

Посмотрите на экран, и скажите, что вы уже знали и что узнали сегодня на уроке нового по данной теме. (Слайд 19). На все ли вопросы мы дали ответы? Давайте еще раз повторим определение экологической безопасности. (Слайд 20)

Итак, домашнее задание: придумать памятку экологической безопасности человека, основываясь на том, что мы сегодня обсуждали на уроке. (Слайд 21)

Всем спасибо за работу! До свидания!  (Слайд 22)

Приветствие учителя. Дети поделены на 3 группы и сидят за отдельными столами.

Дети высказывают мнения о плохом качестве воды, воздуха на планете.

Экология

Высказывания детей.

Ребенок вслух зачитывает определение «экология» по толковому словарю в классе и зачитывает определение этого слова.

Высказывания детей, определяют тему урока. Задают вопросы.

Работают в группах.

Выступает 1 человек от группы.

Самооценка

Работа в рабочих тетрадях.

Учащиеся выходят к доске и создают предложенную модель

Приводят примеры

Выполняют физминутку

Работа у доски

Обобщают материал

Самооценка и взаимооценка

Работают в рабочей тетради

Самооценка

Выставляют оценки

Ответы учащихся

Регулятивные УУД: волевая самореализация.

Личностные УУД: самоопределение.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из словаря.

Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос.

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог.

Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос.

Коммуникативный УУД: умение слушать и вступать в диалог.

Познавательные УУД: логические.

Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание.

Познавательные УУД: построение логической цепочки рассуждений, доказательство.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД: построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и взаимодействие в группе.

Познавательные УУД: логические ( синтез, сравнение, выведение следствий).

Личностные УУД:

Развитие умения не создавать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций.

Регулятивные УУД: планирование учебной деятельности.

Познавательные УУД: общеучебные (поиск и выделение информации, исследовательская работа).

Коммуникативные УУД: речевая деятельность.

Коммуникативные УУД: контроль и оценка действий партнера.

Коммуникативные УУД: речевая деятельность.

Коммуникативные УУД: контроль и оценка действий партнера.

                             

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по окружающему миру на тему "Здоровье и безопасность" для 2 класса

Обобщающий урок по окружающему миру на тему "Здоровье и безопасность" для 2 класса...

Технологическая карта урока по окружающему миру 1 класс тема " Наша безопасность"

Способствовать формированию представления о факторах, которые могут угрожать безопасности детей, ознакомления детей с правилами безопасного поведения в квартире, подъезде, лифте, на улице; создать усл...

Открытый урок по окружающему миру 3класс. « Природа и наша безопасность»

Окружающий мир 3класс тема : " Природа и наша безопасность" Школа России...

Открытый урок по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: "Экологическая безопасность"

Представленная разработка ориентируется на учебно-методический комплект  "Школа России". Результативность при изучении темы урока достигается благодаря деятельностному подходу, учащиеся...

Урок по окружающему миру "Обобщение по теме "Наша безопасность" 3 класс "Школа России"

Урок по окружающему миру для 3 класса "Школа России"  содержит материал для закрепления и обобщения знаний по теме "Наша безопасность". В конспекте собраны интересные и разноо...