Урок по теме "Кожа и ее значение"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Миляева Наталья Петровна

Конспект урока по окружающему миру в 4-ом классе.

УМК – система Л.В.Занкова.

Тема: «Кожа и её значение».

Цели: познакомить со строением и функциями покровного органа - кожей; формировать потребность беречь своё здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_kozha_i_eyo_funktsii.doc64.5 КБ
Microsoft Office document icon test_kozha.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №8»

г.Бийск Алтайский край,

Миляева Наталья Петровна

Конспект урока по окружающему миру в 4-ом классе.    

УМК – система  Л.В.Занкова.                                                       

 Тема:  «Кожа и её значение».

Цели: познакомить со строением и функциями покровного органа -  кожей;  формировать потребность беречь своё здоровье.

Ход урока.

I   Организационный момент

Проверьте, всё ли у вас готово к уроку.  Сегодня вы будете работать в группах под  девизом мушкетёров «Один за всех и все за одного».

Возьмитесь за руки. Не забывайте, что вы единое целое. Уважайте мнение своих товарищей, умейте слушать и не перебивать друг друга.

II   Соотнесение нового материала с ранее изученным

Послушайте, кто так кричит и взывает о помощи:

(запись на  2 слайде) 

 «Этот мальчишка – такой безобразник, носится на велосипеде, не соблюдая правил. Свалится на асфальт, обдерёт себе колени, а  меня жжёт «как огнём», потому что я-то знаю, как жжётся настоящий огонь. Ведь этот мальчишка вечно играет со спичками. А то ещё полезет в такую ледяную воду, что я готова сползти с его ног. Что это за жизнь?

Интересно, кто так жалуется?

Варианты ответов учащихся Это кожа.  

Объектом исследования на уроке будет кожа.

(На 3 слайде название урока)

Начнём исследование.

Скажите, зачем разным плодам нужна кожица, а деревьям кора?

Варианты ответов учащихся. Правильно, выполняют защитную функцию.

 

Опыт.  Сейчас я разрежу яблоко пополам, а в конце урока мы посмотрим,  какие произойдут изменения на срезе плода.

(Слайд 4) Нет на свете людей, у которых не было бы царапин и ссадин, хорошо слонам, носорогам, китам и моржам: у этих животных самая толстая кожа. А почему они такие толстокожие?

Варианты ответов учащихся. Правильно, у них очень толстая кожа.  

(Слайд 5 – толстокожие животные). Этому способствуют их размеры и  среда обитания. Ветки деревьев, колючие кустарники, холодные воды морей, непогода причинили бы им неудобства и болезненные ощущения. 

III  Изучение новой темы.

А как вы думаете, где у человека наибольшая толщина кожи?

 (слайд 6, где изображение человека).

Правильно, на спине, бёдрах, ступнях ног, ладонях, черепе.

Примерно около 4мм.  Почему?                                                                               

Варианты ответов учащихся.

Защищает от внешних воздействий окружающей среды, повреждений – ударов, царапин, химических веществ.

 (Слайд 7, где изображены разные моменты жизни человека -  кожа – орган защиты).

Кожу называют одеждой тела.  Древние люди пользовались только этой «одеждой».  У взрослого человека кожный покров составляет примерно 2, а масса примерно 5% от массы тела.  На разных участках тела кожа имеет разную толщину – от 0,1мм до 4,5мм.                                                                                                      

От чего защищает кожа человеческий организм?

Варианты ответов учащихся. От повреждений, не пропускает воду, микробы, пыль, грязь.

А как вы думаете, где у человека самая тонкая кожа?

На веках. Да, в 10 раз тоньше.  Предположите, почему?

Варианты ответов учащихся. Тяжело было бы поднимать веки.                                                                                  

О какой функции кожи мы узнали?

Варианты ответов учащихся. Защитная

Продолжаем исследование.

А теперь один человек из каждой группы должен не глядя опустить в черный ящик  руку и определить, что за предмет в нём находится и рассказать о нём всё, что можно.

В черном ящике: шарики - деревянный, резиновый, теннисный, железный

Какой орган чувств помог вам определить свойства этих предметов?

Варианты ответов учащихся Осязание.

Верно. Наша кожа один из главных органов чувств. В ней заложена густая сеть нервных волокон, от которых отходят миллионы тончайших веточек, заканчивающихся на поверхности кожи чувствительными приборами – рецепторами.

 Какая же вторая функция кожи?

 Варианты ответов учащихся. Осязательная. 

 Давайте рассмотрим, какое строение у нашей кожи. 

(Слайд 8 – строение кожи – эпидермис, дерма, осязательный нерв). 

Строение кожи  очень сложное.

Самый верхний слой (наружный) – ЭПИДЕРМИС - (слово взято из греческого языка, что и означает – верхний или поверхностный), состоит из тонких роговых клеток, покрывающих всю поверхность кожи. Клетки этого слоя постоянно шелушатся и отпадают. Происходит это медленно и у здорового человека почти незаметно (ежедневно приблизительно 1000 мёртвых клеток), но кожа от этого не становиться тоньше. На ней всё время нарастают новые слои.

Слой, находящийся под эпидермисом и есть сама кожа (или ДЕРМА), он сравнительно толстый. В этом слое расположены потовые, сальные железы и волосы.

Посмотрите на кожу своей руки и потрогайте её. Что вы можете сказать о ней?  Какая она?   

Варианты ответов учащихся.  Тонкая, упругая, мягкая, прочная, бледно-розового цвета.

Если бы мы посмотрели на нашу кожу через микроскоп, как вы думаете, что бы увидели?

Варианты ответов учащихся Маленькие отверстия – поры.         

(Слайд 9 – вид кожи под микроскопом).

Как вы думаете, для чего они?  

Варианты ответов учащихся. Кожа дышит, через них выходят пот и жир. 

(Слайд 10 – строение кожи - волос).  

 Что ещё мы бы увидели?  

Варианты ответов учащихся. Волоски.       

(Слайд 11 – интересные сведения -  фото волос). 

На теле, руках и ногах волосы нежные, тонкие, их ещё называют пушковыми.  На волосистой части головы – длинные, на бровях, веках -  ресницы – щетинистые.

Продолжим исследовать нашу кожу.  

Кто-нибудь из группы пусть возьмёт зеркальце и приложит палец к его поверхности.

Посмотрите, что осталось на зеркальной поверхности?                            - Варианты ответов учащихся. Отпечаток – пятно жира.

Подумайте, почему?

Варианты ответов учащихся. Этот жир выделяет кожа через сальные железы. (Слайд 12 – строение кожи – сальные железы).

А зачем?  (Слайд 13, где дети моются, загорают, занимаются спортом – кожа – зеркало здоровья).

Варианты ответов учащихся. Правильно, чтобы кожа не пересыхала и не трескалась. Кожное сало похоже на детский крем, но у него есть один недостаток: со временем оно застывает на поверхности кожи и приобретает неприятный запах.

Что в этом случае надо делать? -    

Варианты ответов учащихся. Соблюдать правила гигиены, мыться.

Учёные подсчитали, что во время мытья с мылом и мочалкой с кожи удаляется до 1,5 млрд. микробов.

Что ещё мы видим на ладошке, на кончиках пальцев?                            - Варианты ответов учащихся. Линии, рисунок.                                                

У каждого человека линии, образующие рисунок, индивидуальны и являются своеобразным «паспортом». С 1905 года при расследовании преступлений используют отпечатки пальцев. Наука, изучающая линии, рисунок пальцев называется ДАКТИЛОСКОПИЕЙ.  ( Слайд 14 -  с изображением рисунков отпечатков пальцев).

А что ещё у вас есть на пальцах? -   Ногти.         (Слайд 15 – интересные сведения – о ногтях).

 Ногти и волосы относятся к придаткам кожи. Ноготь состоит из роговых чешуек, плотно прилегающих друг к другу. Рост ногтя происходит за счёт зародышевого слоя эпидермиса.

4 .Релаксация. 

Сядьте удобнее. Расслабьтесь. Руки на столе - ладонями вниз. Можно прикрыть глаза. Мы с вами идём по лесной тропинке босиком, вам так приятно идти по мягкой, шелковистой травке; лесная тропинка закончилась, мы идём по дорожке на ней то и дело то на камешек наступишь, то на веточку, а вот вообще одни камешки под ногами, и вдруг ноги утонули в песке, ой какой он горячий, и мы бегом бежим по горячему песку. И вот вода, протягиваю ногу, чтобы проверить, как водичка. Вода своей прохладой обжигает тёплую ступню.

У вас есть опыт тех ощущений, которые вы сейчас представили и изобразили. Продолжим изучение строение кожи, чтобы объяснить и эту особенность кожи.

Вернёмся к строению кожи. ( Слайд 16 – строение кожи – потовые железы).

В результате работы наших внутренних органов выделяется большое количество теплоты. Этой теплотой можно было бы вскипятить около 7 вёдер воды! Но нам ведь закипать совсем небезопасно! Значит нужно охлаждаться. Над этим и работают потовые железы.

Предположите, как они работают? ( Ответы учащихся).                    

(Слайд 17 – кожа – основной теплорегулятор организма).

Они всё время смачивают поверхность кожи потом. Пот постоянно испаряется и при этом уносит теплоту. Потоотделение и испарение происходят непрерывно при любой температуре. Ежедневно при средней температуре воздуха человек теряет около 800 мл пота. Если температура окружающего воздуха равна температуре тела или выше неё. Количество выделяемого пота значительно возрастает. Например, в жарких странах человек выделяет более 4 л пота, а при интенсивной физической работе потоотделение увеличивается до 6 – 10 литров.                                    

 (Слайд 18)     Пот – это вода и растворённые в ней всевозможные соли, молочная кислота и другие ненужные нашему организму вещества. Вот почему пот на вкус горько-солёный.

Пот, как и кожный жир, имеет такой же недостаток – неприятный запах, а от скапливания большого количества пота и жира может произойти закупорка пор на коже, что в свою очередь может привести к неприятным заболеваниям кожи и всего организма человека.

В  каких случаях у вас  происходит сильное потоотделение?            

Варианты ответов учащихся. Конечно, при волнении, страхе, во время занятий физкультурой, если одеваемся не по погоде.

Назовите третью функцию кожи?

Варианты ответов учащихся.  ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ.

А кто может ответить, почему наша кожа может  краснеть или бледнеть?                                                                                                          

(Слайд 19  – строение кожи – кровеносные сосуды).

Посмотрите ещё раз на строение кожи, о чём мы не говорили?

Варианты ответов учащихся.  О кровеносных сосудах. 

Их много, они очень тоненькие, иногда тоньше волоса. Но их так много, что в них может храниться целый литр крови. И эти кровеносные сосуды имеют свойство расширяться и сужаться.

-  Какая температура считается нормальной для человека?  (36,6оС). Вот кровеносные сосуды и регулируют её: то расширяются, то сужаются.    (Слайд 20 – разные эмоции).

А кто знает, что такое загар?  

Варианты ответов учащихся. Это защитная реакция организма.

Загар препятствует проникновению вредных ультрафиолетовых лучей внутрь тела. Загар появляется благодаря красящему веществу кожи – ПИГМЕНТУ (Меланин).  Долго находиться при жарком солнце вредно для кожи: можно получить солнечные ожоги.                            ( Слайд 21 -  с изображением кожи в разных состояниях).

Почему у людей живущих Европе и Африке разный цвет кожи?

В Африке много солнца, в Европе мало.

Слайд 22

Солнечный свет образовывает в коже меланин, черный пигмент. Поэтому у людей, живущих в тропиках, больше этого пигмента и темнее кожа. Когда ты загораешь, ультрафиолетовые лучи солнца также образуют в твоей коже больше меланина, и в результате появляется солнечный загар (меланин «отвечает» и за появление веснушек). Его роль — защищать нас от вредных воздействий слишком сильного облучения.

Равенство граждан разной национальности провозглашает и защищает Конституция Российской Федерации и Всеобщая декларация прав человека
принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года.

Слайд 23, 24

IV   -  Итог урока.

Давайте посмотрим на яблоко и узнаем, что с ним произошло за это время? Оно потемнело на срезе, так как нет кожицы, которая была ему защитой.  Так может произойти и с нашей кожей.  Значит, мы обязательно должны её беречь! Вы сегодня хорошо работали, надеюсь, что вы были внимательны и сейчас функции кожи и её строение.    (Слайд 25, 26 – строение кожи).  

Проверьте. У кого были ошибки?

Возьмитесь за руки и поблагодарите друг друга за работу.

  V    -   Домашнее задание.

 В начале урока мы ставили задачу изучить орган – кожу, узнать о её функциях. Выполнили ли мы свою задачу?   -    Да.

Тогда вы без проблем сможете догадаться, что произошло с «золотым» мальчиком, о котором прочитаете дома из параграфа на страницах 76 -81 (Слайд 27).

 Желаю успеха!

Будьте здоровы! Берегите свою кожу!     (Слайд 28 - голос).



Предварительный просмотр:

1. Кожа является органом:

а) обоняния

б) слуха

в) осязания

г) вкуса

2. Какие функции выполняет кожа?

________________________________________________________

3. Продолжите предложение:

Мельчайшие отверстия на поверхности кожи _________________

4. Найдите неверное утверждение:

а) Кожа защитник внутренних органов.

б) Кожа – орган осязания.

в) Кожа – орган обоняния.

г) Кожа выделяет жир и пот.

5.Отметьте верные утверждения:

а) Пот испаряется с поверхности кожи, и от этого тело человека охлаждается.

б) С потом из организма выделяются некоторые вредные вещества.

в) Пот, покрывая кожу тонким слоем, делает её мягкой и упругой.

г) Пот защищает тело от холода.

6. Что произойдёт с вашей кожей:

Вы испугались, она _________________________

Вам стыдно, она _________________________

Вам больно, она _________________________

Вам жарко, она _________________________

Почему так происходит? _________________________________

7. Цвет кожи и волос зависит:

а) от жира

б) пота

в) пигмента

1. Кожа является органом:

а) обоняния

б) слуха

в) осязания

г) вкуса

2. Какие функции выполняет кожа?

________________________________________________________

3. Продолжите предложение:

Мельчайшие отверстия на поверхности кожи _________________

4. Найдите неверное утверждение:

а) Кожа защитник внутренних органов.

б) Кожа – орган осязания.

в) Кожа – орган обоняния.

г) Кожа выделяет жир и пот.

5.Отметьте верные утверждения:

а) Пот испаряется с поверхности кожи, и от этого тело человека охлаждается.

б) С потом из организма выделяются некоторые вредные вещества.

в) Пот, покрывая кожу тонким слоем, делает её мягкой и упругой.

г) Пот защищает тело от холода.

6. Что произойдёт с вашей кожей:

Вы испугались, она _________________________

Вам стыдно, она _________________________

Вам больно, она _________________________

Вам жарко, она _________________________

Почему так происходит? _________________________________

7. Цвет кожи и волос зависит:

а) от жира

б) пота

в) пигмента


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Значения суффиксов" 2 класс. Программа "21 век"

    Данная презентация предназначена для урока по русскому языку во 2 классе по теме "Значения суффиксов" по программе "21 век" к учебнику Иванова....

Презентация к уроку русского языка - Тема: "Лексическое значение"

Тема: "Лексическое значение"УМК "Школа России2 класс...

Урок-исследование "Глаголы с возвратным значением"

Урок-исследование "Глаголы с возвратным значением", презентация к уроку...

Урок развития речи на тему "Значение речи в жизни человека"

Задачи: Понимать значение речи как средства общения,  передачи и усвоения информации, воздействия на мысли, чувства и поведение людей, организации и планирования деятельности....

Разработка урока математики по теме: "Нахождение значений числовых выражений"

Цель: закреплять умения составлять и находить значения числовых выражений ....

Конспект урока окружающего мира по теме:"Значение леса"

Данный урок направлен на формирование знаний учащихся о значении леса для природы и жизни человека,  мероприятиях по охране леса и о правилах поведения в природе (в частности, в лесу), воспитание...