Методическая разработка урока окружающего мира для 4 класса УМК "Школа Росии" Тема: Подземные богатства нашего края
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Марина Дмитриевна Токарева

Цель:

1. Формирование представления о полезных ископаемых Белгородской области; их основные местонахождения: Яковлевский рудник, Лебединский ГОК, умение определять полезные ископаемые по их основным признакам; раскрытие их значения в народном хозяйстве.

2. Развитие речи, логического мышления учащихся, умение следить, сравнивать, обобщать и создавать заключения.

3. Воспитание чувства гордости за родной край и заботливое отношение к естественным богатствам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока окружающего мира для 4 класса 

Тема: Подземные богатства нашего края

Цель:

1. Формирование представления о полезных ископаемых Белгородской области; их основные местонахождения: Яковлевский рудник, Лебединский ГОК, умение определять полезные ископаемые по их основным признакам; раскрытие их значения в народном хозяйстве.

2. Развитие речи, логического мышления учащихся, умение следить, сравнивать, обобщать и создавать заключения.

3. Воспитание чувства гордости за родной край и заботливое отношение к естественным богатствам.

Задачи:

УУД: Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

Регулятивные: анализировать и самостоятельно составлять таблицы; правильно воспроизводить образцы выполнения учебных действий; безошибочно применять усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач; умение рефлексировать свои действия, используя оценочные листы.

Познавательные: в ходе опытов выявить свойства некоторых полезных ископаемых и их использование человеком; представить результаты в таблице; вовлечь обучающихся с помощью постановки опытов в исследовательскую работу;

Личностные: формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых, формировать умение общаться, как умение говорить и слушать

Оборудование: образцы полезных ископаемых Белгородской области, карта «Полезные ископаемые» Белгородской области, кроссворд, таблица (свойства полезных ископаемых), справочники, словари.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

№ п/п

Содержание учебного материала, деятельность учителя

Содержание учебного материала, деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Организация класса

- Посмотрите друг на друга, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок.

- Я тоже желаю Вам интересного урока.

- Поставьте себе на шкале оценок, оценку, которую вы хотели бы получить в конце урока. Приложение 1.

Учащиеся выполняют задание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2

Актуализация знаний

- Ребята, какую вы тему изучали на прошлом уроке?

- Чтобы проверить ваши знания,  давайте выполним задания, которое указаны у вас в карточках,  лежащих на партах. Приложение 2

№ 1. Найдите лишний объект:

а) пруд, море, река, океан;

б) море, река, озеро, ручей;

в) устье, исток, склон, приток.

№ 2. Разделите водоемы на группы по происхождению (с помощью стрелок):

№ 3. Тест

1. Водоемы - это:

А) хранилища воды, место обитания животных и растений, место отдыха людей

Б) место обитания животных и растений

В) место для купания

2. С водоемами связана жизнь следующих животных:

А) утки, лебеди, цапли

Б) трясогузки, совы, кукушки

В) орлы, аисты, кедровки

3.  Что не следует делать?

А) строить очистные сооружения

Б)  мыть в реке машины

В) расчищать родники и ручьи

На выполнение заданий вам дается 6 минут. Давайте проверим.

Значение водных богатств и их охрана

Пруд

Море

Склон

Естественные (река, ручей, море, озеро, океан)

Искусственные (пруд, канал, водохранилище)

А

А

Б

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные:  оценивание усваиваемого материала.

3.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Сегодня очень важный урок для всех нас, а почему он важен, вы ответите в конце. А тему урока вы сейчас определите.

1. Работа парами. На столах лежат разрезные буквы, соберите их: 1 пара собирает полезные, 2 пара – ископаемые, 3 пара – области. Приложение 3

- А как называется наша область? (Белгородская).

- Сформулируйте, пожалуйста, тему и цель урока.

- На какие вопросы вы бы хотели услышать ответ?

Какие полезные ископаемые есть в Белгородской области?

Местонахождение полезных ископаемых.

Их применение.

- Какие полезные ископаемые вы знаете?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Отвечают на поставленный вопрос

Формулируют тему и цель урока.

Ответы детей

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4

Работа по теме

- А где применяются полезные ископаемые и для чего они нужны человеку?

- Почему их называют полезными ископаемыми?

- Полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве.

- Я назову слова, а вы скажите, какое слово лишнее? Почему?

Железная руда, мел, гранит, нефть, песок, каменный уголь, геолог, медь, торф.

- Я предлагаю вам выступить в роли туристов-геологов, которые путешествуют по родному краю и открывают различные полезные ископаемые.

А сейчас блиц - опрос ”Дополни высказывание”.

Блиц-опрос.

1. Ископаемые называют полезными, так как (приносят пользу людям)

2. Скопление полезных ископаемых в земле называют…(месторождение)

3. Если добыча полезных ископаемых ведется, открыто - на воздухе, то подобный способ добычи называют (открытый).

4. Роют шахты при добычи полезных ископаемых при … способе добычи (закрытый).

- Мы с вами выясним, что означает полезные ископаемые?

Полезный - приносящий пользу.

Полезные - потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные.

Учащиеся выполняют работу ИНДИВИДУАЛЬНО.
 

 
 
 

Высказывания

Учитель читает, ученики, добавляют высказывания

Высказывания детей.

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

5

Работа в рабочих группах

- На Земле очень много полезных ископаемых.

- Природа не обделила наш край этими богатствами. Приложение 4.

- Осмотритесь вокруг и назовите вещи, которые изготовлены из полезных ископаемых.

- Сегодня мы с вами узнаем о самых важных полезных ископаемых Белгородской области.

- Вы готовы отправиться в путь? Один из основных инструментов геолога – это карта. Она будет нашим помощником. Рассмотрите карту полезных ископаемых и определите, самые распространённые полезные ископаемые в Белгородской области. Приложение 4.

- Прежде чем мы отправимся в геологоразведочную экспедицию по Белгородской области, вы в словарях найдите понятие о способах добычи полезных ископаемых: карьер и шахта.

- Карьерным способом железная руда добывается на Лебединском ГОКе, он является крупнейшим в России предприятием по добыче железной руды. Добыча руды осуществляется открытым способом.

- Лебединский ГОК дважды занесен в книгу рекордов Гиннесса и его видно из космоса.

- На Яковлевском руднике железную руду добывают закрытым способом, и вы, конечно же, помните, на экскурсии в районном краеведческом музее экскурсовод рассказывала, что месторождение на Яковлевском руднике не имеет аналогов в мире.

- Достаньте из выбранного вами конверта листок с заданием.
- Найдите среди предложенных образцов тот, с которым вам придётся работать. (образцы подписаны)
- Поработайте индивидуально со статьёй и попытайтесь самостоятельно заполнить ту строку таблицы, где идёт речь о полезном ископаемом, с которым вы работаете. (р.т. стр.57)

Хозяйка подземных богатств

В своё царство не пустит нас,

Пока об ископаемых Белгородской области

Не услышит подробный рассказ.

- У каждой геологической группы свое задание. Начинать свой рассказ будете со слов: “Мы геологи только что вернулись из экспедиции по Белгородской области и нашли залежи такого полезного ископаемого, как ….”. Распределите роли для работы в группе.

- Вспомните, в чем залог успеха работы группы? (Необходимо правильно распределить работу, выслушивать мнение каждого, следовать плану и следить за временем), и помните о технике безопасности с сыпучими материалами.

Прежде, чем приступить к заданию, отгадайте загадку и про этот полезный ископаемый вы должны рассказать.

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. Глина

По доске он бегает,

Нужное дело делает.

Порешал, прописал,

Раскрошился и пропал. Мел.

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он на стройках и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. Песок.

Она варилась долго

В доменной печи,

Чтобы потом нам сделали

Ножницы, ключи… Железная руда.

- В помощь к вашему тексту есть еще дополнительная информация. Используйте ее.

Каждая группа геологов готовит сообщение по плану. Приложение 5

Работая в группе, учащиеся заполняют таблицу:

Название

Свойства

Применение

Местонахождение

в Белгородской области

I группа – Мел.

Наиболее крупные месторождения качественного мела находятся в Белгородской области. Разведано свыше 29 месторождений мела. К наиболее крупным разведанным месторождениям мела относятся Лебединское и Стойленское, Шебекинское, Волоконовское, Чернянское, Фироновское, Чураевское. Одним из старейших месторождений мела, эксплуатируемых уже несколько десятилетий, является Белгородское, расположенное практически в черте города. На базе этого месторождения работает Белгородский комбинат строительных материалов (БКСМ), который производит известь, силикатный кирпич и порошковый мел. Мел – хрупкое вещество, имеет белый цвет. Благодаря тому, что он хрупкий, мы и пишем им на доске .

II группа - Глинистое сырье. Песок.

Глина – твердое, непрозрачное, рыхлое, негорючее, коричневого цвета.

Используется в строительстве: из глины с добавлением песка изготавливают кирпич, а также применяется для изготовления посуды.

Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством. На территории области разведано и оценено уникальное месторождение тугоплавких и огнеупорных глин – Краснояружское. В настоящее время месторождение эксплуатирует Борисовский керамический завод.

На территории области учтено 13 месторождений строительных песков. Используются в качестве строительных материалов, для производства силикатных изделий, формовочных, закладочных, стекольных и прочих изделий. Залежи глины находятся во многих районах нашей области. Здесь же находятся заводы по её использованию. Наиболее известным является Борисовкий керамический завод.

III группа - Железная руда.

На территории Белгородской области сосредоточено 80% запасов богатых железных руд Курской магнитной аномалии (КМА) и 40% всех разведанных запасов этих руд в России. Руда признана одной из лучших в мире по качеству. На Восточном участке Гостищевского, Шемраевском и Большетроицком месторождениях ведутся опытные работы по отработке технологии скважинной гидродобычи рыхлых богатых железных руд. Железистые кварциты разведаны в Оскольском железорудном районе.

Железная руда – твердое, непрозрачное, очень плотное, негорючее, темно-коричневого цвета. Основное свойство – плавкость; в доменных печах выплавляют чугун –> сталь –> железо –> металл.

Стены класса построены из песка, гипса, мела. Двери, окна выкрашены краской, которая изготовлена из нефти. Батареи отопления, трубы, металлические детали парты изготовлены из чугуна, который, в свою очередь, изготовлен из руды.

В толковом словаре находят понятия.

У некоторых учащихся на листке напечатан готовый текст о том полезном ископаемом, о котором не говорится в учебнике. Это те виды, которые встречаются в БО: мел различного назначения, железная руда, виды песка, глина у других учащихся на листке указан номер страницы учебника, где содержится рассказ о тех полезных ископаемых, которые встречаются повсеместно: железная руда с.154-155, песок и глина с. 156, известняк с. 157

На данном этапе учащиеся работают индивидуально.
Статья для работы не должна превышать половины страницы печатного текста. При возникновении вопросов, ученик поднимает руку и молча ждёт помощи от учителя.
Время работы 10 минут

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

6

Стадия осмысления

- Поставьте в листке самооценка свою оценку в группах.
- Обсудите получившиеся работы и создайте общую презентацию.

- Подумайте, кто в конце урока будет публично представлять вашу совместную работу.

Учащиеся переходят из рабочих групп в экспертные.
На данном этапе каждый участник группы проговаривает то, что у него получилось. Выбирают наиболее важное, вносят поправки в свои работы, готовят графическое изображение вопроса в любой форме (кластер, рисунок, схема и т.д.) Получившиеся работы вывешиваются на доску.
Время работы 10 минут

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

Физминутка

Чтобы колокол нам сделать,

Вместе с нами джин трудился.

Мы сначала глину мнем,

Любую форму ей даем.

Круг гончарный покрутили -

Колокольчик получили.

Мы немного потанцуем,

Колокольчик разрисуем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Мы садимся отвечать.

Выполняют упражнеия

7

Беседа

- Как вы думаете, легкий ли труд у этих людей?

- Что мы должны делать?

(Уважать труд людей, занятых в добыче полезных ископаемых)

- Как называются профессии этих людей? (Шахтер, буровик, проходчик).

Обучающиеся отвечают на вопросы, рассуждают.

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные:

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

8

Презентация экспертов

- Сейчас у вас будет возможность прослушать все сообщения и внести, если потребуется, в свои работы коррективы.

Слушание эксперта от каждой группы.
Время работы 5 минут

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные:

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

9

Обобщение

- Положите перед собой листки, с которыми работали в начале урока и давайте обсудим те вопросы, которые возникли при выполнении задания.
- Кто сам сумел ответить на возникшие вопросы?
- Что помогло ответить на вопросы самостоятельно?
- Кому необходима помощь?

- Если возникнут вопросы по содержанию урока, то дать возможность ответить тем, кто хорошо уяснил тему.
Время работы 5 минут.

10

Беседа с элементами рассказа об экономном и рациональном использовании полезных ископаемых.

- Безграничны ли запасы полезных ископаемых?

Полезные ископаемые - это богатство Земли. В нашей стране добывают свыше 80 разных видов полезных ископаемых. Но запасы их в недрах Земли не являются безграничными. Со временем они могут исчерпаться, а потому тратить их необходимо экономно. Бережливое отношение к полезным ископаемым - это бережливое отношение к вещам, которые из них изготовлены и построены.

Полезных ископаемых в Белгородчине очень много, но всё же их надо беречь, как хлеб берегут, иначе быстро опустеет «подземное царство» и правнукам нашим ничего не достанется.

Самостоятельная работа с заданиями. Взаимопроверка.

Об ископаемых много знаете вы,

Ответы достойны похвалы.

Открыты ворота подземной страны,

Любые залежи на карте найдёте вы.

Отметить на контурной карте с помощью условных знаков 1 вариант залежи железной руды в Белгородской области, 2 вариант залежи песка.

Приложение 6

Отвечают на вопрос

Выполняют задание по контурной карте области.

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные:

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

11

- Геологи продолжают поиски и исследования полезных ископаемых, которые таят в себе недра Белгородской области. Может кто-нибудь из вас в будущем откроет новое месторождение нужного человеку полезного ископаемого.

1. Рефлексия. Напишите синквейн на тему «Ископаемые Белгородской области»:

1-я строка - тема (существительное);

2-я строка - описание темы (2 прилагательных);

3-я строка - действие (обычно 3 глагола, относящихся к теме);

4-я строка - чувство (фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме);

5-я строка - повторение сути, «синоним» 1-й строки (обычно существительное).

Выберите ключевое слово в теме урока – существительное Ископаемые

Выберите 2 ключевых прилагательных к теме урока: Полезные, Белгородской.

Выберите 3 глагола по теме урока: Находят, добывают, используют.

Фраза из 4 слов, выражающих ваше отношение к теме Необходимы человеку во все времена.

Предлагаю вам закончить следующие предложения:

1. Урок был – полезный, познавательный…

2. На уроке чувствовал себя….

3. Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…

4. Я благодарен за урок ……

2. Оценивание учителем, самооценка.

- Вспомните цель нашего урока.

- Достигли ли мы поставленной цели?

- Поставьте себе оценку.

- У кого совпали, что поставили в начале урока и что в конце.

Составляют синквейн.

Заканчивают предложения высказываниями

Заносят самооценку в карточку успеха

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные:

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

12

Домашнее задание

- Все ли строки таблицы заполнили?
- Какие полезные ископаемые не рассмотрели?
- Дома закончить заполнение таблицы.
- Где будете брать информацию?
 
Много еще полезных ископаемых на земле. Одни учеными изучены хорошо, другие еще изучаются. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о полезном ископаемом Белгородской области.
 - Желаю успехов.

- Нет. 
 
 
- Если есть в учебнике, то оттуда, если в учебнике нет, то из дополнительных источников.

        Приложение 1

Карта успеха

Начало урока

Работа в группах

Конец урока

        

5

5

5

4

4

4

3

3

3

2

2

2

1

1

1

Приложение 2

Выполни задания

№ 1. Найдите лишний объект:

а) пруд, море, река, океан;

б) море, река, озеро, ручей;

в) устье, исток, склон, приток.

№ 2. Разделите водоемы на группы по происхождению (с помощью стрелок):

№ 3. Тест

1. Водоемы - это:

А) хранилища воды, место обитания животных и растений, место отдыха людей

Б) место обитания животных и растений

В) место для купания

2. С водоемами связана жизнь следующих животных:

А) утки, лебеди, цапли

Б) трясогузки, совы, кукушки

В) орлы, аисты, кедровки

3.  Что не следует делать?

А) строить очистные сооружения

Б)  мыть в реке машины

В) расчищать родники и ручьи

 Приложение 3

п

о

л

е

з

н

ы

е

и

с

к

о

п

а

е

м

ы

е

о

б

л

а

с

т

и

Приложение 4

http://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0b5c/0000ceab-c6921d7f/1/img2.jpg

Приложение 5

Глина

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу.

Название

Свойства

Применение

Местонахождение

 

 

 

 

Мел

По доске он бегает,

Нужное дело делает.

Порешал, прописал,

Раскрошился и пропал.

Название

Свойства

Применение

Местонахождение

 

 

 

 

Железная руда

Она варилась долго

В доменной печи,

Чтобы потом нам сделали

Ножницы, ключи…

Название

Свойства

Применение

Местонахождение


 


 

 

 

 

Песок

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он на стройках и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.

Название

Свойства

Применение

Местонахождение


 


 

 

 

 

Приложение 6.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/edu/images/6688_h.png



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"...

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Надежная защита и опора"

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Надежная защита и опора"...

Учебно-методическая разработка урока окружающего мира (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») .Тема:«Вставай, страна огромная».

          Данный ресурс способствует формированию у учащихся чувственно – эмоционального отношения к миру: создаёт условия для появления у детей чувства гордости за гер...

Методическая разработка урока окружающего мира. 3 класс. Тема: "Здоровью цены нет"

Урок проводится в 3 классе по образовательной системе "Перспектива"Данный урок даёт возможность сформировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни. Форм...

Методическая разработка урока окружающего мира 2 класс по теме "ПОЖАР"

Урок разрабатывался в соответствии с психолого-педагогическимихарактеристиками, состоянием развития общеучебных умений, индивидуальнымиособенностями обучающихся, способных осваивать учебный...

Методическая разработка урока окружающего мира 1 класс по теме « Ты и твоя семья»

Методическая разработка урока окружающиего мира  в 1  классе по теме «Ты и твоя семья».  УМК «Перспектива» под редакцией  А.А.Плешакова.   Ра...