Проект "Сохраним красоту природы нашего посёлка"
проект по окружающему миру (1, 2 класс) на тему

Лидия Васильевна Печерская

Целью нашей проектной работы является расширение опыта детей в экологически ориентированной деятельности; формирование экологической культуры младших школьников; приобретение опыта и навыков самостоятельной работы, работы со справочной литературой, с Интернетом, в группе, в сфере познавательной учебной деятельности; развитие ораторских способностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_sohranim_krasotu_prirody.doc934.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа посёлка Садовый»

Проект

Сохраним красоту природы нашего посёлка

                                                                Участники проекта:

                                                                             учащиеся 1-2 классов.

                                                                  Руководители проекта:

                                                                      Печерская Лидия Васильевна,

                                                                        учитель начальных классов;

                                                                         Алексеева Ирина Владимировна,

                                                                            учитель начальных классов.

2014

                                                                   

  Содержание:

1.Введение………………………………………………………………3

2. Актуальность выбранной темы. Проблема проекта. Цель проекта. Задачи, поставленные для реализации проекта ……………………………….4

3. Вопросы, направляющие проект. План проведения проекта. ……..5

4. Описание проектной части и её результаты. ……………………….7                                                          

а). Исследование 1 группы. …………………………………………….8

б).Исследование 2 группы ………………………………………………16

5.Итоги работы над проектом.……………………………………………19

6. Применение технологий в осуществлении проекта. Назначение и применение проекта………………………………………………………..20

7. Выводы. Рефлексия………………………………………………………21

8. Самооценка совместной деятельности………………………………….23

9. Полученные результаты………………………………………………….24

10. Список используемой литературы. Электронные адреса…………….25

11. Приложения………………………………………………………………27

 

                                                       

                                                                       Мы – россияне!        

                                                                        Сегодня речь ведём о том,

           Что мы должны сберечь наш дом.

                                                                        Давай докажем, что не зря

                                                                 На нас надеется Земля!

Введение.

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. «Экология - наука о взаимоотношениях организмов со средой обитания». Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережней относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем округе и в стране.

Сухомлинский писал: «Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира».                      


 

Актуальность выбранной темы.

Природа нашей планеты в опасности.  На сегодняшний день исчезают многие виды животных и растений, а некоторых мы можем узнать по иллюстрациям  и из рассказов.  И, тем не менее, продолжают вырубаться леса, засоряться водоёмы, выбрасываются отравляющие природу вещества. Наверное, утверждение человека в качестве венца творения привело нас к безответственному отношению к ней, своего рода экологической вседозволенности человека, что и стало причиной экологических катастроф. Необходимо осознавать, что экологические проблемы будут возникать и в дальнейшем, если не изменится отношение человека к природе. Сейчас от каждого из нас зависит судьба всех живых существ на земле: зверей, птиц, насекомых, деревьев и кустарников, трав и цветов.  

Экологическое воспитание – одно из главных направлений, по которому работают начальные классы.  Мы хотим  принять участие в сохранении и восстановлении природы нашего посёлка.

Проблема проекта.

Как сохранить природу своего посёлка?  Какую роль в жизни живой и неживой природы играет человек?   Что можем сделать мы для сохранения красоты природы своего посёлка?

Цель проекта.

Целью нашей проектной работы является расширение опыта детей в экологически ориентированной деятельности; формирование экологической культуры младших школьников; приобретение опыта и навыков самостоятельной работы, работы со справочной литературой, с Интернетом, в группе, в сфере познавательной учебной деятельности; развитие ораторских способностей.


Задачи, поставленные для реализации проекта.

  1. Привлечь внимание обучающихся к проблемам сохранения природы родного края.
  2. Через участие в создании проекта способствовать воспитанию любви к природе  родного края.
  3. Вовлечь родителей в воспитательный процесс через совместную деятельность с ребёнком по созданию коллективного проекта.
  4. Организация цикла практических дел в посёлке.
  5. Поиск решения проблемы «Как сохранить красоту природы нашего посёлка?»

Вопросы, направляющие проект.

Проблемные вопросы

Как сохранить природу своего посёлка?  Какую роль в жизни живой и неживой природы играет человек?   Что можем сделать мы для сохранения красоты природы своего посёлка?

Основополагающий вопрос

Как можно сохранить красоту природы родного посёлка?

Учебные вопросы

Какие первоцветы встречаются в нашей местности? Какие из них редко встречаются в нашей местности и нуждаются в охране? Какие птицы прилетают к нам  весной? О каких растениях и птицах вы могли бы рассказать? Что бы вы могли посоветовать для охраны природы в нашем посёлке?

План проведения проекта.

Актуализация  (проверка знаний по теме: "Первоцветы»", «Перелётные птицы»)

 Введение в проблематику проекта с помощью вводной презентации учителя, выявление уровня заинтересованностью темой, определение темы проекта.).

Подготовительный.

 Экскурсия в природу с целью провести наблюдения и подумать над вопросом: «Нуждается ли природа нашей местности в защите?»

Постановка конкретных задач, планирование предстоящей деятельности.

Формирование рабочих групп.

 Формулирование вопросов исследования.

 Распределение исследований для каждого участника группы.

 Обсуждение методов исследования, поиска информации, творческих решений.

Проектирование.

Вместе с родителями создать запрещающие экологические знаки.

Сбор информации по выбранной теме в каждой группе.

  Знакомство с первоцветами в частности с теми, что произрастают в Саратовской  области.(1 группа)

 Знакомство с перелётными птицами Саратовской области. (2 группа)

 Самостоятельная работа участников проекта по групповым исследовательским, творческим задачам. 

Цикл практических дел в посёлке Садовый:

       а) сажаем деревья;

       б) украшаем цветами памятник «Герою-освободителю.

 Систематизация материалов, подготовка и оформление результатов работы: создание рисунков, аппликаций, поделок, презентации для демонстрации проекта.

 Презентация. Утренник. (Приложение № 2)

Прежде чем начать работать над проектом, дети активизировали свои знания, которые у них уже имелись. «Мозговой штурм» – стратегия, которая помогла ученикам выдвинуть многообразие идей по данной теме, не опасаясь упреков и критики. Используя мозговой штурм,  определи то, что уже знают ученики и связали эти знания с персональным опытом учащихся.

Для того чтобы помочь выбрать направление работы, мы совместно с детьми изучили разные виды цветковых растений, информацию о перелётных птицах, живущих в нашей местности, для чего включали разноплановые задания. В ходе изучения определили растения, которым необходима защита, а также перелётных птиц, живущих в нашей местности.

 Затем ребята объединились в группы и распределили задания для выполнения проекта.

Описание проектной части и её результаты

Посёлок Садовый  Самойловского района  Саратовской области  небольшой по площади, но его  отличает разнообразие растительности, богатство растительных сообществ и красота отдельных представителей растительного мира.                                                                                                                          Как удивительно красив окружающий мир нашего посёлка! Как прекрасны и неповторимы зелёные луга, украшены прелестью и разнообразием полевых цветов!  Как уникален животный мир, населяющий нашу местность!

Но мало только любоваться природой. Надо уметь относиться к ней бережно.

 Для того чтобы заинтересовать детей, проект реализуется в игровой форме. Перед детьми  поставлена актуальная для них цель.

   «Детская» цель проекта (цель деятельности детей, сформулированная):  «открыть» свою   « планету» и стать её заботливыми  хозяевами, как маленький принц из сказки А.Экзюпери.

         Цель проекта обозначили с  «неожиданно» принесённого почтальоном письма следующего содержания

        Дорогие ребята!        

    Вы, наверное, помните о том, с какой любовью и заботой Маленький принц украшал свою звезду-планету.

    Наша планета в опасности! Станьте добрыми и заботливыми хозяевами своей малой Родины!

    Мы приглашаем Вас поучаствовать в проекте «Сохраним красоту природы нашего посёлка»

Друзья Маленького принца.

        Подготовку к проекту начали с экскурсии в природу. Цель экскурсии: провести наблюдения и подумать над вопросом: «Нуждается ли природа нашей местности в защите?»

После экскурсии сделали вывод: действительно, природа нашей местности нуждается в защите. Решили совместно с родителями создать запрещающие знаки. (Приложение№3)

Следующим этапом работы было распределение на группы.

Задание для 1 группы.  Познакомиться с Красной книгой Саратовской области.  Выявить, какие первоцветы нуждаются в защите. Найти  информацию об этих цветах в справочной литературе, Интернете.  Оформить свои наблюдения, результаты поиска в виде рисунков, аппликаций, творческих работ.  (Примеры продукта проектной деятельности. Приложение №4)

Задание для 2 группы. Вести наблюдение за птицами, которые вернулись на Родину.  Найти информацию об этих птицах в справочной литературе, Интернете. Оформить свои наблюдения в виде поделок. Защитить свою поделку.  Примеры продукта проектной деятельности. Приложение №5)

Исследование 1 группы.

  1. Первоцветы.

Цветущие травянистые растения сопровождают нас с появлением первых проталин в апреле и до первых заморозков в октябре. Весна только начинается, кругом еще снег, а на тонких стеблях уже покачиваются белые цветки подснежников. Прогреются проталины, и вот уже на них мы видим желтые цветки мать-и-мачехи. В солнечную погоду целый день от цветка к цветку в поисках пищи перелетают шмели.

Большинство травянистых растений являются лекарственными.

Чтобы сохранить красу родной Земли,
Чтобы сберечь растенья и цветы,
Все исчезающие виды
В книгу Красную сейчас занесены.
Там сон-трава и медуница,
Прекрасная кувшинка, горицвет,
Венерин башмачок и ландыш,
Весны чудесной вестник-первоцвет.
Красная книга - книга тревоги.
Знай, все растения в ней - недотроги.
Рвать не нужно их, друзья!

 Охраняйте их всегда!

             http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=374652207-48-72

Цветущие  растения  -  украшение  лугов  и  полей  посёлка Садовый.  Но,  к сожалению,  именно  эти  растения  люди  любят  рвать  и   собирать в  букеты.   В  итоге   вблизи  посёлка  их  становится  всё  меньше, а  многие  растения  становятся  попросту  редкими.  Один из первоцветов уникальной красоты, занесённый в Красную книгу – тонколистный пион.

Пион тонколистный.

                                                Пион узколистный. Общий вид цветущего растения

Пион тонколистный – многолетний, дикорастущий травянистый вид. Это растение отличается высокой декоративностью. Его огненно-красные цветки, прекрасно сочетающиеся с сильно рассечёнными ярко-зелёными листьями, видны издалека.

Из-за ажурных листьев англичане называют это эффектное растение «папоротниковый пион». А в нашей местности народное название пиона тонколистного - «воронец».

 Кроме красоты, пион узколистный является лекарственным растением.

Препараты из воронца помогают при эпилепсии, малокровии, почечно-каменной болезни, сердечных недугах. И ещё, тонколистный пион способствует отрезвлению пьяных.

Но, конечно, сейчас никто пион узколистный для этих целей в природе не собирает.
Достаточно посмотреть на цветущую поляну и ощутить благоухание цветов воронца, так сразу улучшается самочувствие и настроение!

 Самые неприхотливые весенние цветы — мать-и-мачехи.

Мать-и-мачеха.

Мать-и-мачеха обыкновенная

 Мать-и-мачеха (лат. Tussilágo fárfara) — монотипный род травянистых растений семейства Астровые.

Научное название вида, Tussilago farfara, дословно можно перевести на русский язык также, как «мать-и-мачеха-муконосница».  Еще одно старорусское название растения - "камчужная трава", происходит оттого, что издревле лечили ей камчуги - гнойные нарывы.

 Мать-и-мачеха – одно из самых древних лекарственных растений. Она входит в состав грудных и потогонных сборов почти всех стран мира. Ее лечебное значение подчеркивает латинское название “туссилаго”, т.е. "кашлегон" от слова “туссис” – кашель и "аго" - прогонять. Это растение с большими прикорневыми листьями, которые с одной стороны глянцевые и холодные (такое ощущение сравнивают с мачехой), а с другой – нежные, мягкие, теплые (как руки матери).

 На Руси была сказка, дошедшая до нас, рассказывающая, как появился на свете этот цветок:

Одна злая женщина задумала погубить дочку своего мужа, потому что не хотела, чтобы он ходил встречаться с ней и своей бывшей женой. Заманила она ее к обрыву и столкнула с него. Тем временем мать, обнаружив пропажу девочки, бросилась ее искать, но опоздала, была девочка уже бездыханная. Бросилась она на мачеху и, сцепившись, полетели они на дно оврага. А на следующий день покрыло склоны его растение, листья которого с одной стороны были мягкие, а с другой стороны жесткие, и возвышались над ними маленькие желтые цветки, напоминавшие светлые волосы девочки. 

Лечебное

         Среди лекарственных растений мать-и-мачеха древнейший лекарь. О ее целебных свойствах было известно еще в древнем Риме и Греции. Плиний советовал использовать ее отвар при легочных заболеваниях и кашле, Гиппократ использовал ее как отхаркивающее средство и при лечении нарывов и гнойников. Авиценна рекомендовал использовать ее при многих заболеваниях: прыщах, нарывах, кашле, для улучшения зрения.

Ландыш

                   Ландыш            http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/32/C._m._cv._Plena.JPG/120px-C._m._cv._Plena.JPG   

Цветки имеют округло-колокольчатый околоцветник белого (реже бледно-розового) цвета, с 6 отогнутыми лопастями; 6 тычинок, сидящих на околоцветнике, и округлую завязь, заканчивающуюся коротким столбиком. Длинные изогнутые цветоножки — с плёнчатыми прицветниками. Ароматные цветки грациозно поникают. Цветёт в мае — июне. На нетронутых местообитаниях разрастается очень широко, создавая значительные куртины. Ландыши принадлежат к числу теневыносливых растений. Их уже давно разводят искусственно, и получены сорта с более крупными или махровыми цветками, с розоватыми оттенками и пр. Охранный статус. В природных местообитаниях ландыш интенсивно уничтожается, особенно вблизи крупных населённых пунктов, из-за вытаптывания во время сбора цветков и лекарственного сырья. Ландыш майский — широко известное лекарственное растение, входящее в фармакопеи многих стран. В качестве сырья используются трава ландыша  Из сырья производят кардиотонические препараты: настойку и «Коргликон».

Происхождение русского названия неясно. Существует несколько предположений. Согласно одному, слово ландыш произошло от «гладыш» — из-за гладких листьев, по другому — от слова «ладан» — за приятный запах цветков; по третьему — от польского выражения, обозначающего «ушко лани».

Прекрасный весенний цветок издавна привлекал внимание людей, и о его происхождении сложено множество поэтичных легенд.

 Старинное русское предание рассказывает о безнадежной любви водяной царевны Волховы к удалому Садко. Узнав о его верной любви к простой девушке Любаве, она вышла на берег, чтобы в последней раз послушать песни и игру на гуслях своего любимого. Долго ходила Волхова по лугам и опушкам, но Садко нигде не было. Как вдруг увидела она двоих среди стройных берез — это они, Садко и Любава. Заплакала с горя гордая царевна, горькие слезы покатились из ее синих, как море, глаз. Жемчужинами падали они в траву и превращались в ароматные серебристые цветы — символ верности, любви и нежности. Обездоленная горем, навсегда ушла Волхова в свое холодное подводное царство.

Гусиный лук.

                                                    http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/5b/Gagea_chlorantha_1.jpg/220px-Gagea_chlorantha_1.jpg

Гусиный лук (Gagea) - небольшой род маленьких растений семейства лилейных; низкорослое многолетнее луковичное травянистое растение с шестью мелкими желтыми цветками и маленькой луковкой от 8 до 15 см высотой. Это самые мелкие растения в подсемействе лилейных - высотой от 3 до 35 см. Цветки собраны букетиком на невысоком стебельке. А рядом со стебельком поднимается из земли один -единственный длинный и узкий листок. Листочки околоцветника 13 -18 мм длины, ланцетные, тупые, снаружи зеленоватые, тычинки вдвое короче околоцветника. Плод - шаровидная коробочка. К вечеру и в непогоду соцветия плотно закрываются, а поскольку лепестки с внешней стороны зеленоватые, они становятся незаметными для глаза. Плоды созревают в мае-июне.

Когда-то гусиного лука по лугам и лесным полянам было очень много. И старые люди рассказывают, что на эти луга и поляны по весне всегда опускались стаи диких гусей, чтобы передохнуть здесь после трудной дороги и пощипать всходы лука, который они очень любили... Вот откуда и сложилось полное имя этого ранневесеннего цветка - гусиный лук. И верно, стоит появиться первым цветкам гусиного лука, как тут же высоко-высоко в небе появляются стаи перелётных гусей, летящих весной с юга на север, на свою родину.

 Желтый подснежник цветет рано весной в апреле. Их желтые звездчатые цветки покрывают весной горные луга, щебнистые склоны и трещины скал, встречаются в степи, иногда на засоленной почве и на известняках, отдельными куртинами в лиственных лесах и на газонах в парках или, как сорняки, в посевах.

С лечебной целью применяются луковицы, которые заготавливаются весной - до цветения и осенью. Химический состав недостаточно изучен. Известно, что все растение содержит чесночные эфирные масла, в состав которых входит сера. Народная медицина почти не применяла гусиный лук.

Раньше отвар луковиц принимали внутрь при водянке, отеках, желтухе, бронхиальной астме. Наружно измельченные луковицы прикладывали для улучшения репаративных процессов язв, длительно не заживающих ран, эрозий. Отвар луковиц в молоке дают детям в небольших дозах при эпилепсии. Измельченные луковицы применяют как наружное средство ранозаживляющее.

Гусятник интересен и как съедобное растение. Луковички съедобны, листья со своеобразным чесночным запахом используют для приготовления салатов. Мелкие луковицы сьедобны в вареном и печеном виде. В старые времена, в неурожайные годы крестьяне собирали луковицы этой травы, сушили, размалывали и примешивали к хлебу. 

Весенние цветы и травы легко ранимы и трудно восполнимы, поэтому, оказавшись на цветущей полянке, не мните и не рвите их. Оставаясь на опушке, в овражке, они больше принесут нам радости своей свежестью и естественной красотой, чем, находясь в рюкзаке, измятые и задохнувшиеся. Значит, их нужно защищать!

 От кого защищать?

Вот букет: он брошен вместе с сором.
Умирают, сжавшись, лепестки.
Это мы срывали без разбора
Беззащитные тугие стебельки.
Для чего мы рвали их? Не знаю!
Быстро вянет нежный первоцвет.
Пусто, скучно стало на поляне:
Вестников весны там больше нет!
Очень просто погубить живое,
Ведь подснежники не могут нам сказать:
“Наслаждайтесь нашей красотою –
Только очень просим нас не рвать!”

                                        И. Абдуллаева.        

     Оказывается, защищать цветы нам нужно от самих себя. И как же их защищать?

     Для этого существует очень много разных способов:

  • больше узнавать о жизни растений,
  • рассказывать другим,
  • создавать заповедники,
  • в школе организовать акцию “В защиту первоцветов”,
  • налагать штраф на тех, кто их срывает.

       От нас с вами зависит, чтобы раноцветущие растения не только не попадали в рюкзаки, но и в списки редких и охраняемых растений, как это уже произошло с немалым количеством видов. 

     В качестве рефлексии ребятам  был предложен тест, из которого стало понятно отношение к ребят к природе. (Приложение №1)

Исследование 2 группы

Весной появляются перелётные птицы – жаворонок, скворец, грач, кукушка, соловей. Залетают к нам дикие утки и гуси.

Скворцы

Пегий скворец

Скворцы имеют длинный, сильный, прямой клюв со слегка сплюснутым кончиком, прямой короткий хвост, вершины которого достигают нижние кроющие перья, и острые крылья, у которых первое маховое перо укорочено, а второе длиннее остальных. Представителем скворцов может служить общеизвестный обыкновенный скворец, живущий повсеместно в Европе. Обыкновенный скворец в брачном наряде чёрного цвета с фиолетовым и зелёным блеском и с белыми пестринками. К осени белые пестринки становятся крупнее и чаще. Молодые скворцы — буро-серого цвета, с беловатою пятнистою грудью. Гнездятся в дуплах. Питаются преимущественно наземными моллюсками и крупными насекомыми (гусеницами и кузнечиками). Потребляет также виноград, вишни, черешни и плоды других плодовых деревьев. Там, где мало плодовых садов и виноградников, скворец приносит большую пользу истреблением прямокрылых и личинок насекомых. Скворцы, как известно, охотно селятся в специально устраиваемых для них «скворечниках», безразлично — выставляются ли скворечники среди полей, или вблизи жилья, или даже на крышах домов, вокруг которых достаточно места, не занятого постройками, где бы скворцы могли отыскивать себе пищу. В неволе скворец скоро привыкает к растительной пище. Характерную особенность его составляет редкая способность подражать, безо всякого обучения, всевозможным звукам. Поэтому скворец легко заучивает отдельные слова и простые мотивы. Молодые скворцы по вылету из гнёзд образуют большие стаи. На зиму скворцы улетают.

Жаворонок

Жаворонковые

Жаворонковые — это птицы малого или среднего размера: длина 10-25 см, масса от 15 до 80 г. Телосложение крепкое, шея короткая, голова большая. Крылья длинные, широкие и острые, обеспечивающие быстрый полет. Форма клюва сильно отличается по родам и видам. Хвост состоит из 12 рулевых перьев, срезан прямо или с неглубокой вырезкой. Ноги короткие и хорошо приспособлены к передвижению по земле. В отличие от остальных певчих цевка сзади округлая и покрыта поперечными роговыми щитками. Пальцы средней длины. Коготь заднего пальца длинный и прямой. Покровительственная окраска, маскирующая под цвет местной почвы. Верх обычно буровато-серый с пестринами. Линька происходит только осенью, но в связи с обнашиванием летнее оперение отличается от зимнего. Кормятся на земле. Основу питания составляют растения и их части (листья, семена, цветки, почки, проростки), насекомые и моллюски. Любят купаться в пыли. Превосходные певцы. Пение отличается звонкостью и мелодичностью. Совершают характерный высокий токовой полет. В Красную книгу МСОП внесены 50 видов, из них 7 находятся под угрозой исчезновения или уязвимы.

Обыкновенная кукушка

i?id=319944872-51-72&n=17

Обыкнове́нная куку́шка (лат. Cuculus canorus) — птица средних размеров (длина тела до 40 см, крыла — около 22 см), с довольно длинным (до 18 см) закруглённым ступенчатым хвостом и длинными маховыми крыльями. Весит кукушка около 100 г. По окраске и размерам она несколько напоминает ястреба-перепелятника.  У взрослых самцов спина и хвост тёмно-серые, горло, зоб и грудка светло-серые. Остальная часть оперения белая с тёмной поперечной полосатостью. Глаза и края век жёлтые. Клюв черноватый, слегка загнутый у вершины. Ноги короткие, оранжевого цвета. Самки, в отличие от самцов, либо буроватые сверху, с охристым налётом на зобе, либо спинная сторона тела и верх головы у них ржавчато-рыжие с широкими чёрными и узкими белыми поперечными полосами. Молодые птицы, независимо от пола, либо сероватые, либо рыжеватые с более тёмной поперечной полосатостью по всему телу.

 В мае-июле на территории России обыкновенную кукушку можно встретить практически повсеместно, за исключением северной тундры.  Излюбленным местом обитания птицы в России остаются парки, леса, в особенности опушки и поляны вдоль вырубок, кустарники, прибрежные заросли.

 Специализация на одном виде хозяев выражается в том, что кукушки одной материнской линии откладывают яйца одного с хозяевами цвета и одинакового размера, то есть стараются воспроизвести точную копию яиц хозяев. Наблюдательная и скрытная самка кукушки внимательно следит за строительством гнезда, а также за ходом кладки яиц в гнездо приёмных родителей.

Выследив оставленное птицами гнездо на стадии интенсивной яйцекладки, кукушка подлетает к нему, загнутым клювом вынимает из него одно яйцо (реже несколько), съедает или уносит его, подкладывая при этом своё яйцо, неотличимое от яиц хозяев по цвету. Вся процедура занимает у кукушки не более 10 секунд.

Хозяева обнаруживают подмену в очень редких случаях.  Только что вылупившиеся кукушата часто бывают похожи на птенцов хозяев гнезда; даже голос птенцов паразитических кукушек имеет, как правило, сходство с голосом птенцов хозяев.

 Нанося ущерб разорением гнёзд, кукушка вместе с тем полезна уничтожением различных насекомых — вредителей леса, в частности крупных мохнатых гусениц дубовых и сосновых шелкопрядов, которых не едят мелкие певчие птицы, имеющие более нежную пищеварительную систему.

Цикл практических дел:

       а) сажаем деревья;

       б) украшаем цветами памятник «Герою-освободителю.

В итоге работы над проектом ребята пришли к общему мнению:

необходимо заботиться о природе своего родного уголка всем людям, выполнять правила поведения на природе. И тогда мы сможем сохранить красоту природы родного края для себя и будущих поколений.

В результате проведённого исследования следует отметить положительные стороны:

  1. Воспитание чувства любви к своей Родине, к природе нашего края.
  2. Воспитание навыков самостоятельности, ответственности.
  3. Выработка умений работать с литературой, выстраивать диалог с одноклассниками, и взрослыми.
  4. Воспитание толерантности.
  5. Изменения в отношениях между учащимися.
  6. Поддержка проектной деятельности администрацией школы.

Наряду с положительными моментами работы над проектом нельзя не отметить и отрицательные: 

1. Пассивное участие некоторых учащихся в проектной деятельности, а следовательно, их отдаление от жизни группы; переоценка некоторыми учащимися собственных сил.

  1. Не все дети, взявшиеся за проект, сумели довести дело до конца.

Применение технологий в осуществлении проекта.

В  проекте присутствует совокупность исследовательских, поисковых, проблемных технологий.

  • Проблемная технология.  Учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи;
  • Исследовательская технология.  Определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности;
  •  Поисковая технология. Ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником;
  • Рефлексивно-оценочная технология. Ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности.

Назначение и применение проекта.

        Проектные работы детей представляют собой один из способов контроля учащихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку:

  • успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности;
  • знания проявляются в нестандартной, новой ситуации с использованием умений детей из разных образовательных областей;
  • выявляется уровень личностного отношения учащихся к учебному труду;
  • проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы;
  •  проявляется учебная инициатива и самостоятельность, происходит их становление  личностей, способных активно действовать в современной жизни..

 Проект можно использовать как дополнение к учебному материалу, во внеклассной работе.

Выводы.

В рамках проекта проводилась рефлексия и диагностика. Следует отметить, что такие показатели, как самостоятельность, организационные умения, коммуникативные, информационные умения стали выше, чем до выполнения проекта.                                                                                                     Творческий потенциал каждого учащегося раскрыт, каждый ученик публично продемонстрировал достигнутый результат, он был значим и интересен для детей, дети выступали в роли экологов, литераторов,  художников, озеленителей, ученых. Кругозор детей расширился, мыслительная деятельность активизировалась.

Можно говорить и о приобретенных компетенциях детей, а именно – узнали, как сделать, сумели сделать, и будут делать самостоятельно сами в новых ситуациях.

Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений, компетенции. Дети готовы и хотят выполнять коллективно следующий проект.

Рефлексия

  Рефлексивная деятельность была проведена в  групповой форме. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который оценивался по следующему алгоритму:

Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?

  1. делало её более эффективной
  2. тормозило выполнение задания
  3. не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе

На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?

  1. обмен информацией
  2. взаимодействие
  3. взаимопонимание
  4. были равномерно задействованы все уровни

Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?

  1. недостаток информации
  2. недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)
  3. трудности в общении

Какой стиль общения преобладал в работе?

  1. ориентированный на человека
  2. ориентированный на выполнение задания

Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?

  1. в группе сохранилось единство и партнерские отношения
  2. единство группы в ходе работы было нарушено

Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?

  1. лидер, выдвинувшийся в ходе работы
  2. нежелание наладить контакт большинства участников группы
  3. непонимание задачи, поставленной для совместной работы
  4. сама задача оказалась неинтересной, трудной

Самооценка совместной деятельности

№ п/п

В ходе  проекта, я …

Всегда

Иногда

Никогда

1.

Предлагал новые идеи и направления

2.

Определял цели, ставил задачи

3.

Ждал помощи от участников группы

4.

Принимал участие в совместной работе

5.

Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснение

6.

Помогал группе в выборе правильных решений

7.

Анализировал, обобщал точки зрения, делал выводы

8.

Находил и исправлял ошибки

9.

Оказывал помощь, откликался на работу других

10.

Преодолевал трудности, добивался достижения результата

11.

Осознавал ответственность за общее дело

12.

Стимулировал дискуссию, предлагал различные  точки зрения

                           

Всегда                                             Иногда                                        Никогда

Полученные результаты

  1. Реализовали творческий проект «Сохраним красоту  природы нашего посёлка»
  2. Формировали основные нравственные качества личности учащихся: любви к природе, трудолюбия, справедливости, ответственности, уважения к своим товарищам, толерантности.
  3. Воспитывали высокую общественную активность.
  4. Внедряли и реализовывали новые формы воспитательной работы в данном направлении.
  5. Учащиеся стремились к самостоятельному приобретению знаний.
  6. Развивали у учащихся чувства прекрасного, потребности заботиться о сохранении природного наследия родного края.
  7. Сохраняли и укрепляли здоровье, развивали физические качества.

Список используемой литературы.

  1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
  2. Демидова М.Ю. Естественно – научные проекты.- М.: Школьная пресса, 2005.
  1. А.А.Плешаков Экология для младших школьников. Москва: «Просвещение», 1995г.
  2. Панкеев И.А.Энциклопедия этикета. – М.:ОЛМА – ПРЕСС, 2003
  3. Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. Учитель, 2000г. № 1, 4

  1.  И.В. Цветкова Экология для начальной школы. Ярославль: "Академия развития", 1997г.
  2. Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу "Мир вокруг нас". Москва: "Вако",2003г.
  3. .  Журнал "Древо познания" №92 2004г.;№94 2004г.
  4. Современная начальная школа: Информационно-методические письма Министерства образования РФ по организации обучения и воспитания в начальной школе. Москва: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003г.
  5. Журналы: «Педсовет», «Педагогическое творчество», «Досуг в школе», «Начальная школа».

  1. Журнал–сборник “Читаем, учимся, играем” № 5, 1999 г. Лисянский Б., Ладыгина Г. “Тюльпаны” - М.: ООО “Издательство Астрель”, 2002
  2.  Сборник “Цветы для вашего сада” - М.: “Садовый центр”, 2004

Электронные адреса.

  1. Картинки луговых трав http://900igr.net/kartinki/rastenija-i-griby/CHto-rastjot.files/021-Lugovye-tsvety.html

  1. Пион тонколистный http://desktop.kazansoft.ru/preview/321.html
  2. Ландыш http://go.mail.ru/search_images?q=%EA%E0%F0%F2%E8%ED%EA%E0+%EE%E4%F3%E2%E0%ED%F7%E8%EA%E0&rch=l&jsa=1&fr=rc#w=600&h=400&s=138876&pic=http%3A%2F%2Ffoto.mail.ru%2Fmail%2Fl
  3. Гусиный лук http://go.mail.ru/search_images?q=%EA%E0%F0%F2%E8%ED%EA%E0+%E2%E0%F1%E8%EB%FC%EA%E0+%F1%E8%ED%E5%E3%EE&rch=l&jsa=1&fr=rc#w=600&h=600&s=154046&pic=http%3A%2F%2Ffoto.mail.ru%2Fmail%2Fstipel-o%2F8740%2Fi-8819.jpg&page=http%3A%2F%2Ffoto.mail.ru%2Fmail%2Fstipel-o%2F8740%2F8819.html
  4. Мать-и-мачеха http://go.mail.ru/search_images?q=%EA%E0%F0%F2%E8%ED%EA%E0+%EF%EE%E4%F1%ED%E5%E6%ED%E8%EA%E0&is=0&type=all&rch=l#hidden
  5. Цветы из Красной книги http://go.mail.ru/search_images?q=%F6%E2%E5%F2%FB%20%E8%E7%20%EA%F0%E0%F1%ED%EE%E9%20%EA%ED%E8%E3%E8&rch=l&is=0&type=pic&zxout=1#hidden
  6. Википедия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проектная работа "Сохраним красоту природы"

Данный проект направлен на самореализацию личности в экологической деятельности на развитие субъектного опыта практического участия в улучшении состояния окружающей среды, выявления и содействия решен...

Красота природы родного края 1 класс

Урок формирует любовь к родному краю, бережное отношение ко всему живому....

Проект «Зимующие птицы нашего посёлка»

Задачи:1. Изучить дополнительную литературу и определить птиц, зимующих в нашем посёлке;2. Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц;3. Сделать анализ и обобщить результат....

Красота природы и красота души. К.Г. Паустовский. Скрипучие половицы.

Цель:- дать представление о том, что человек – часть природы, что и природа и     человек имеют внутреннюю и внешнюю гармонию, что взаимоотношения человека с природой – это отношен...

Красота природы нашего края 1 класс

Презентация служит иллюстративным материалом к уроку кубановедения в 1 классе...

Сергей Выборнов – герой, живший в нашем посёлке.

Исследовательская работа+презентация по теме "Сергей Выборнов – герой, живший в нашем посёлке"....

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему: "Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека. Виктор Драгунский. Красный шарик в синем небе" 4 класс (конспект +презентация)

Цель урока:- Познакомить с произведением  В.Драгунского «Красный шарик в синем небе»;-  Научить у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека.Тип урока: комбинированный...