Разработка урока по окружающему миру УМК Школа России
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Как помочь птицам зимой?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_pomoch_ptitsam_zimoy_konspekt_uroka.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Как помочь птицам зимой?» 
(УМК «Школа России»)

Цель урока: раскрыть необходимость оказания помощи зимующим птицам

Задачи урока:

1. Познакомить с птицами, зимующими в наших краях, с устройством кормушек и видами корма.

 2. Обобщить жизненный опыт учащихся и использовать его для решения учебных задач.

 3. Воспитывать бережное отношение к родной природе.

Тип урока: урок «открытия» нового знания 

Планируемые результаты обучения: 

Предметные: научатся узнавать и  называть представителей зимующих птиц в  ; получат возможность научиться оказывать помощь зимующим птицам (строить кормушки); обобщать жизненные наблюдения. 

Метапредметные: 

Регулятивные: под руководством учителя определять цель выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей работы; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; осуществлять  пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя; адекватно воспринимать оценку учителя.

 Познавательные: обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать эти знания для бережного отношения к природе, выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов, формулировать проблему и самостоятельно создавать способы её решения. 

Коммуникативные:  отвечать на вопросы учителя, товарищей; участвовать в диалоге на уроке, соблюдать простейшие нормы речевого этикета; принимать  другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения; работать в  группе. 

Личностные: осознавать ответственное отношение к природе на примере посильной помощи зимующим птицам. 

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, конверты с  разрезным материалом, корм для зимующих птиц,  различные виды кормушек. карточки с загадками для работы в группах, ноутбук для учителя, мультимедийный проектор.

Необходимые материалы: мультимедийная презентация PowerPoint

Ход урока

I.Организация  класса

Учитель:

- Прозвенел звонок. Начинается урок. Проверьте, все ли учебные принадлежности у вас на столе.

- А теперь давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем успехов в работе

II. Актуализация знаний


(Учитель читает стихотворение-загадку)

Наступили холода,

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь  реветь,

В спячку впал  в лесу медведь.

Кто же скажет, кто знает?

Когда это бывает? (Зимой)

Учитель:

- Что вы можете рассказать о зиме?

(Учитель обобщает высказывания детей)

(Слайд 1) Зима доброй, заботливой  хозяйкой пришла  на землю: теплым одеялом накрыла растения, деревья  и кустарники укутала в пушистые шубы, сберегла от леденящей стужи.  Рады зимушке детишки, с  нетерпением ждали  ее прихода. Их веселый звонкий смех можно услышать на улице, на горках и катках. Только вот совсем не до веселья животным. Для них зима – суровое испытание. 

Догадайтесь, о ком пойдет речь на нашем уроке?

(Загадывает загадку)

(Слайд 2)

Кто рисует на снегу

Длинные цепочки?

Кто расставил на бегу

Крестики и точки?

(Слайд 3)

 (Работа с учебником)

-Откройте учебники, переложите закладку на следующую страницу, скажите, правильное ли было ваше предположение. Исследуйте страницы разворота учебника. Как вы думаете, какой сегодня урок?

-Что нового мы узнаем сегодня на уроке?

III. Изучение нового

-Давайте вспомним, кто такие птицы?

Какие условия необходимы для жизни птиц?

О каких именно птицах мы будем сегодня говорить?

Что нового мы сегодня узнаем?

(Учитель предлагает продолжить работу с учебником)

Рассмотрите внимательно иллюстрацию учебника и назовите тех птиц, которых вы видели у нас и летом, и осенью и встречали зимой.

Как называют птиц, которые живут рядом с нами летом и зимой?

Откуда зимой появились в наших краях птицы, которых вы не назвали?

А правильный ответ на вопрос вы найдёте в стихотворении.

(Подготовленный ученик читает стихотворение)

     

     Улетели птичьи стаи,  

      Лес в сугробах до ветвей.  

 

 

      Вот тогда мы и дождались  

      Наших северных гостей.  

      Зимний лес не спит, а дремлет,  

      Серебром окутан весь.

      Не покинув эту землю,  

      Много птиц осталось здесь.  

Учитель:

-Как вы думаете, почему к нам прилетают птицы с севера?

- И всё-таки в  наших краях бывает очень холодная зима. Почему же люди не строят для птиц тёплые домики?

-Где ночуют птицы зимой?

(Подготовленный ученик читает стихотворение)

Они в грозу и в град,

И под дождем, и в холода

На ветках сидя спят

И если долго снег идет

И долго длится вьюга

Тогда, друзья, приходится

Пичугам очень туго.

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки,

Не могут птицы отыскать

Ни зернышка, ни крошки

И вот летают все слабей

Ворона, галка, воробей.

Учитель:

Как ведут себя птицы во время морозов? (Слайд 4) Почему они так делают?

(Учитель подводит итог)

 Для того чтобы согреться, птицы нахохливаются.  Тепло сохраняют перья и воздух, который находится между ними. Когда холодно, птицы поднимают перья и толщина «воздушной шубы» увеличивается.

Действительно, для птиц страшнее не холод, а голод. Зимой много птиц погибает от голода. Очень нелегко найти корм птицам за короткий зимний день. Одни раскапывают снег, стараясь добраться до земли, другие ищут корм на деревьях и кустах, третьи держатся поближе к жилью человека.

Как вы думаете, почему?

Что же нужно делать, чтобы помочь птицам зимой?

Из чего можно сделать кормушку? Найдите ответ на вопрос в учебнике.

(Слайд 5)

Что же можно положить в кормушку? (Слайд 6)

Есть ли у птиц природная столовая? (Слайд 7)

IV. Физкультминутка 

Читает стихотворение и показывает действия

Ой, летали птички,

Птички-невелички.

Все летали, все летали,

Крыльями махали. (Махать руками, как крыльями)

На дорожку сели,

Зернышки поели.

Клю, клю, клю, клю,

Как я зернышки люблю! (Присесть на корточки)

Перышки почистим,

Чтобы были чище.

Вот так, вот так,

Чтобы были чище. (Руками «почистить» предплечья, как бы обнимая себя)

Прыгаем по веткам,

Чтоб сильней стать деткам.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгаем по веткам. (Встают, прыгают на месте)

Поскакали, полетели

Полетели , полетели (Махать руками, как крыльями)

И на место все присели (Садятся за парты)

V. Первичное осмысление и закрепление

(Учитель объясняет работу в группах)

-А сейчас каждый из вас попробует себя в роли исследователя.
- Вам нужно собрать изображение птицы. С помощью Атласа-определителя узнать её название и найти информацию про эту птицу. Дальше работать  по плану, который лежит у вас на столе.

1. Собрать каждой группе птицу из деталей.  

(1 группа – синица, 2 группа – снегирь, 3 группа - воробей, 4 группа – поползень, 5 группа - свиристель)

2. Выбрать  загадку про эту птицу и загадать её классу.

3.  Выбрать  корм, который  можно положить для неё в кормушку.

(Слайды 8, 9,10, 11, 12)

VI. Включение в систему знаний повторение

Учитель:

А теперь откройте рабочие тетради и выполните самостоятельно задания к нашему уроку.

(Проводит проверку работы учащихся и подводит итог)

Молодцы! Я уверена, что вы станете надёжными друзьями для всех птиц. Теперь вы знаете, как мы можем им помочь в трудные зимние дни. А весной они порадуют вас своими песнями (Слайд 13).

VII. Рефлексия

Наш урок подходит к концу. Давайте подведём его итоги.

-Скажите мне, пожалуйста, какую цель мы ставили перед собой сегодня на уроке?

-Удалось ли нам её достичь?

-Что нового узнали?

-Чему научились?

Оцените свою работу на уроке: раскрасьте смайлик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по окружающему миру в 3 классе "Красная книга России. Правила поведения в природе"

Цели урока: рассказать о существовании Красной книги, содержащей сведения о редких, исчезающих растениях, животных России;раскрыть основные причины сокращения численности этих видов, меры, необходимые...

Разработка урока по окружающему миру 3 класс на тему "Золотое кольцо России"

Уроа по окружающему миру 3 класс на тему «Золотое кольцо России»(учебник «Окружающий мир» автор Плешаков А.А.) Цель урока: познакомить детей с городами, входящими в «Золотое кольцо России» ...

Разработка урока по окружающему миру "Москва - столица России"

Разработка урока по окружающему миру "Москва - столица России". 2 класс. Программа "Начальная школа 21 века"...

Разработка урока по окружающему миру "Органы чувств" 3 класс УМК "Школа России"

ЦЕЛЬ УРОКА:      - познакомить учащихся с органами чувств и их значением в жизни человека;Задачи:             ...

Разработка урока по окружающему миру для 4 класса по теме: М.В. Ломоносов. УМК "Школа России"

Технологическая карта урока разработана в сосответствии с ФГОС....

Разработка урока по окружающему миру "Жизнь древних славян", с презентацией , 4 класс. УМК "Школа России".

Урок окружающего мира по теме "Жизнь древних славян", с презентацией, 4 класс. УМК "Школа России"....