"Мир чувств и эмоций"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок включает в себя здоровьесберегающие технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

-Какие ассоциации у вас возникают, когда слышите слово «комфорт»?

-Слова должны начинаться с буквы этого слова.

Слушают учителя, эмоционально настраиваются на урок.

К         – красота…

О         – органичность…

М         – мама…

Ф         – фантазия…

О         – отдых…

Р         – радость…

Т         – тепло…

2. Актуализация знаний. Дыхательная гимнастика

Охотник

-Ребята, сегодня мы с вами будем охотиться, но не просто, а с закрытыми глазами.

Даю понюхать мандарин, розу, духи, шоколадку.

- С какой темой мы познакомились на прошлом уроке?

- Что является органом вкуса?

-Расскажите о вкусовых зонах языка.

-Как называют человека, который проводит дегустацию пищи?

- Назовите главный орган осязания.

- Может ли человек жить без органов чувств?

-Что произойдет, если человек утратит эти чувства?

-Молодцы, вы справились с заданием! Отгадайте загадки.

1.У зверушке –

На макушке.

А у нас –

Ниже глаз.

                    (Уши)

2.Брат с братом

Через дорогу живут,

А один другого не видит.

                                   (Глаза)

3.Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели, у лиственницы?

4.Между двух светил

В середине я один.

                          (Нос)

5.Всегда во рту,

А не проглотишь.

                                        (Язык)

Угадывают предметы по запаху, тренируют дыхание.

Отвечают на вопросы.

  1. Язык,
  2. Горькое, соленое, сладкое
  3. Дегустатор.

Главный орган осязания – это кожа.

Личностные УУД: самоопределение.
Регулятивные УУД: самоорганизация

Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли.

2. Сообщение темы урока

-Послушайте стихотворение.

 Сколько чувств выражают лица:

           То радость, то слезами готовы залиться,

           То страх, то восторг, то волнение,

           То удивление, то огорчение…

           Попробуем сегодня мы понять,

           Как может эмоции человек проявлять.

- О чём мы узнаем на уроке?

-Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое эмоции и чувства, вспомним какими они бывают, поговорим о культуре эмоций и чувств, поиграем, будем учиться управлять своими эмоциями.

- Сегодня мы поговорим о мире чувств и эмоций.

        

Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка.

Познавательные УУД.

Общеучебные универсальные действия:

умение внимательно слушать.

3. Открытие новых знаний

Работа с учебником,

С 40.

- Прочитайте высказывания двух людей о том, что отличает человека от машины- робота, и скажите, кто из них прав.

Ученик 1: - Робот ничем не отличается от человека. Эта машина умеет думать, играет в шахматы, придумывает музыку, выполняет различные движения (ходит, как человек, двигает руками и ногами). Робот даже питается электрическим током.

Ученик 2:- Робот — это машина, которая выполняет команды человека. Робот не умеет чувствовать. Ему никогда не бывает больно, радостно, грустно, приятно или неприятно.

- Кто из мальчиков, на ваш взгляд, прав?

- Что отличает человека от машины – робота?

Вы называли сейчас такие слова как: радость, восхищение, восторг, боль.

- Как вы думаете, что это за слова? Что они выражают? (настроение, эмоции).

- Совершенно верно.

Эмоции – это переживания, в которых проявляется отношение человека к окружающему миру и к самим себе.

-Подробный рассказ об эмоциях подготовили два ученика.

-Что такое эмоции? Если вы не запомнили ответ, найдите его в тексте учебника, для этого щё раз прочитайте текст.

Эмоции – это реакция человека на приятные и неприятные воздействия окружающего мира.

 

-Человека от робота отличают органы чувств, также он может выражать свои эмоции: грустный, веселый, мечтательный, испуганный и т.д.

Ученик 1: - В нашей жизни бывает так, что мы по какой-то причине расстроены, опечалены, горюем. Тогда мы плачем, рыдаем, жалуемся, то ость выражаем свои эмоции. Более сильные эмоциональные состояния возникают у человека, когда он разозлён, разгневан, испуган «до смерти». В этом случае человек может потерять сознание, очень сильно покраснеть или побледнеть, начать заикаться.Всё, что мы воспринимаем, вызывает в нас какое-нибудь отношение, например радость, восхищение, удивление. Реакции человека на приятные или неприятные воздействия окружающего мира называют эмоциями.

Ученик 2: - Эмоция обычно отражается на лице, в мимике человека, в его движениях и походке. Но эмоции проявляются не только внешне. При сильных эмоциях изменяется работа сердца и других органов тела. Например, обычно сердце взрослого человека делает 70 ударов в минуту, а при сильном волнении число ударов может доходить до 100 и более.

Регулятивные УУД: целеполагание.

Коммуникативные УУД: планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками).

4. Гимнастика для глаз

(Тренажор Базарного В.Ф.)

- Ребята пришло время отдохнуть нашему органу чувств.

А какому отгадайте сами.

Алмаз в гнезде,
Без него - быть беде,
За горой у нас
Есть другой алмаз,
И он в гнезде,
Без него -
Быть беде,
Два алмаза горят,
Правду говорят.

-Так какому органу нужен отдых?

-Верно. Обратимся к нашему тренажеру, который сегодня расположен не на доске, а на стене.

-Глазам.

Уметь проводить   сравнение по заданным критериям. Формулируют учебную задачу. (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

5. Закрепление изученного

-Какие вы знаете эмоции и чувства?

-Ребята, вам предстоит работа в парах. Давайте вспомним, правила для данного вида работы.

 - Наклейте на карточках рядом с ситуацией подходящее ей название эмоции и чувства.

- Проверим. Какие эмоции вы прочитали на лицах? Что вам помогло не ошибиться?

- С помощью чего люди выражают свои эмоции и чувства?

Я пишу на доске (мимика, жесты, походка, поза, движение)

- Выполнять следующие задание можно стоя.

-Какие эмоции у вас вызывает у тебя эти сказочные герои?

  • Баба-Яга
  • Вини -Пух
  • Золушка
  • Иван Царевич
  • Серый волк
  • Крошечка -Хаврошечка
  • Василиса Прекрасная
  • Кощей Бессмертный
  • Конёк -Горбунок
  • Змей Горыныч
  • Белоснежка
  • Леший

- Какой вывод вы можете сделать?

Работа по учеб стр.48 . Рубрика «Этот удивительный мир» (читает 1 уч.)

- Человек может сдержать свои эмоции или рассказать о них словами. Совсем не обязательно при этом выражать свои эмоции бурно. Это может обидеть, задеть кого-то из окружающих тебя людей.

Способность к эмоциям - явление врождённое, наследственное. Они могут быть «положительные» и «отрицательные». Все они нужны и полезны, так как помогают человеку регулировать свое поведение.

Игра «У-у-у-х»

Ребята, хотите научиться избавляться от своей обиды и злости? Давайте попробуем сделать так: берем шарик и надуваем его своей злостью или грустью и… отпускаем.

- Что вы сейчас чувствуете?

- Можем ли мы сами управлять своими эмоциями?

- Что можно сделать, чтобы улучшить настроение?

Радость, грусть, обида, удивление, вина, интерес, гнев, отвращение, страх, презрение, стыд.

 Работают в парах.

  1. Слушать  друг друга.
  2. Уметь уступать.
  3. Уметь договариваться.
  4. Быть доброжелательным и терпеливым.
  5. Оказывать помощь друг другу.

-Так же как и сказочные герои, эмоции бывают положительные и отрицательные.

Почитать, поиграть, оказать помощь, подарить комплимент и т. д.

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

6. Подведение итогов

7. Рефлексия

8. Домашнее задание

- Что такое эмоции?

- Какую роль играют эмоции и чувства в нашей жизни?

- Почему необходимо воспитывать в себе эмоциональную культуру?

-Ребята, пожалуйста, продолжите фразы:

  1. Было интересно …
  2. Было трудно…
  3. Я выполнял задания …
  4. Я выполнял задания …
  5. Я понял, что …
  6. Теперь я могу …
  7. Я приобрел …
  8. Я научился …
  9. У меня получилось …
  10. Я смог …
  11. Меня удивило …
  12. Мне захотелось …
  13. Я бы не повторил такой ошибки, как …

О чувствах говорить мы можем бесконечно

Ведь наша жизнь в эмоциях вечно!

Как однообразно было б наше существование,

Если б не чувственные состояния.

Порой по выражению лица, без слов,

Сказать мы можем, кто доволен, кто суров.

И личность каждого нам интересна и близка

По мимике и жестам, без единого словца.

Но хочется, чтоб больше радостью сияли наши лица,

Чтоб петь хотелось от души и веселиться.

Учебник с. 40-45 прочитать, придумать три вопроса по содержанию. Найти и прокомментировать фотографии людей, выражающие какие-либо эмоции, чувства.

Это помогает избежать конфликтные ситуации, не ссориться.

Продолжают фразы.

Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов, степени их соответствия. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные УУД: смыслообразование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- проект « Мир чувств и эмоций» по окружающему миру в 4 классе по УМК «Начальная школа ХХІ века»

Представленная разработка урока является итогом проекта « Мир чувств и эмоций»  по окружающему миру в 4 классе по УМК «Начальная школа ХХІ века»Цель: Расширение знаний учащихся по теме «Мир чувст...

Наши чувства и эмоции

Урок окружающегомира по теме "Чувства, эмоции" в 4 классе по Образовательной системе "Школа 2100"...

Классный час. Чувства и эмоции.

материалы для занятий...

Тематический словарь в картинках "Мир человека. Я и мои чувства, настроение, эмоции"

Этот материал адресован учителям начальных классов массовых школ, а также  специальных (коррекционных) школ I и II видов. Основные направления в развитии эмоциональной сферы у ребёнка с нарушенны...

Классный час "Мои чувства и эмоции"

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им. М.М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области»       План-конспект психолог...

Презентация по психологии. Чувства и эмоции

Благодаря познавательным процессам  осуществляется отражение окружающей действительности. Каждый процесс вносит свой вклад в жизнь....