Методическая разработка урока по окружающему миру.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Цуканова Е.А.,

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №1»

города Валуйки

Методическая разработка урока по окружающему миру

Тема: Зона степей

 

Цели
 

Создать условия для ознакомления с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию у учащихся представлений о природной зоне степей; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Тип урока

открытие нового знания

Планируемые
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, с картой, дополнительной литературой, гербарием, организовывать рабочее место.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, карта «Природные зоны России»; рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира степи; картины «Степь», «На полях Черноземья»; лото «Растительный мир лесов»

 

 

организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

1

3

4

I. Мотивация
(самоопределение)
к учебной деятельности

– Вы любите преодолевать трудности? Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями. Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Вспомним правила совместной работы. Назовите их

слушают учителя. принимают участие в диалоге с учителем.

демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

II. Проверка

домашнего задания

 

– По какому разделу мы сейчас работаем?

– Давайте вспомним, с какими природными зонами мы познакомились?

– Какую зону мы исследовали на прошлом уроке?

Отвечают
на вопросы учителя.


 III. Актуализация  знаний

– Выберите, доказав, верное утверждение:

1) Оленеводство, охота, рыболовство, добыча полезных ископаемых.

2) Перевозка грузов на кораблях, научные исследования, охота.

3) Лесозаготовки, охота, земледелие, животноводство, изготовление товаров на фабриках и заводах.

На доске рисунки с изображением степи (это могут быть слайды).

– Какова же тема нашего урока?

степь

Бесконечная Россия

Словно вечность на земле!

Едешь, едешь, едешь, едешь,

Дни и версты нипочем!..

Степь широко на просторе

Поперек и вдоль летит,

Словно огненное море,

Зноем пышет и палит…

Небеса, как купол медный,

Раскалились. Степь гола;

Кое-где пред хатой бедной

Сохнет бедная ветла…

Шагом, с важностью

спокойной

Тащат тяжести волы;

Пыль метет метелью

знойной,

Вьюгой огненной золы…

Степи голые, немые,

Все же вам и песнь,

и честь!

Все вы – матушка-Россия,

Какова она ни есть!

(П. Вяземский. 1849.)

 

 

IV. Изучение нового материала

– Перед нами стоит задача – выяснить, почему необходимо сберечь сохранившиеся участки степей. Как это сделать?

 


 V. Работа по учебнику
(с. 114–118).

Первичное pакрепление

– Чтобы ответить на вопрос, предлагаю поработать по следующему плану и провести небольшое исследование.

(План рассказа о природной зоне записан на доске.) Какие есть предположения в каждой научной группе о своем  знании зоны степей?

 

– в учебнике прочитаем и более подробно узнаем
о зоне степей.

– Вспомним алгоритм работы в парах, группах.

Алгоритм работы в парах, группах:

1. Прочитай текст.

2. Выбери, отметь главные мысли.

3. Обсуди в группе.

4. Составь план ответа.

предоставляет слово выбранному ученику из каждой группы. обобщает знания учащихся, дополняет и делает вывод об особенностях зоны степей. Делая вывод, ставит проблему.

– Давайте подумаем, есть ли причины, которые отрицательно влияют на природу в степи?

На доске – таблица, которую заполняет учитель после ответов учащихся.

– Какие следствия?

– Неправильная распашка почвы. (Разрушение почвы, рост оврагов, нарушение плодородной почвы).

«зоологи», «социологи».

каждая группа выдвигает свои предположения.

читают текст учебника, обмениваются мнениями, выбирают представителя каждой группы.

Группа «географов» обозначает границы зоны, рассказывает
о климате.

Группа «ботаников» рассказывает о приспособлении растений
к степным условиям обитания.

 


 

– Суховеи. (Ветер будет выдувать верхний, плодородный слой  почвы. Пыльные бури).

– Смыв почвы водными потоками. (Нарушение почвы, смыв перегноя.)

Группа «зоологов» прослеживает цепи питания данной зоны, рассказывает
о приспособлении животных к условиям жизни
в степи.

Группа «социологов» доказывает, почему земледелие – это главное занятие данной зоны, почему нужно сберечь сохранившиеся участки степи

VI. Практическая деятельность

Зеленая карточка:

1. Растения степи: ирис, ковыль, береза, тюльпан, типчак, полярная ива.

2. Животные степи: суслик, дрофа, соболь, белая сова, рысь, степной хорек.

3. Занятия людей степи: охота, рыболовство, земледелие, садоводство, разведение дроф.

Синяя карточка:

1. Перечисли растения степи.

2. Перечисли животных степи.

3. Занятия людей степи.

Красная карточка:

1. Как приспособились такие растения, как ковыль, полынь, к степным условиям обитания?

2. Составьте 1–2 цепи питания животных, характерные  для зоны степи.

3. Представьте, что вы в поезде проезжаете зону степей. Как внешне определить, что это степь?

самое трудное задание – красный цвет карточки, самое легкое – зеленый цвет.

– Почему надо сберечь сохранившиеся участки степи?

выбирают
по желанию, выполняют
задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют
задания

VII. Итоги

урока.

Рефлексия

– Какую ставили цель?

– Какую ставили задачу?

– Почему необходимо сберечь сохранившиеся участки степи?

– Удалось решить поставленную задачу?

– Где можно применить новые знания?

– Какой вид работы понравился?

Отвечают
на вопросы

VI. Домашнее задание

Учебник, с. 114–122. Ответить на вопросы 1, 2 рубрики «Проверь себя». выполнить задания 1, 2

Задают уточняющие вопросы

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zona_stepey.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Цуканова Е.А.,

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №1»

города Валуйки

Методическая разработка урока по окружающему миру

Тема: ЗОНА СТЕПЕЙ

Цели

Создать условия для ознакомления с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию у учащихся представлений о природной зоне степей; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, с картой, дополнительной литературой, гербарием, организовывать рабочее место.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, карта «Природные зоны России»; рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира степи; картины «Степь», «На полях Черноземья»; лото «Растительный мир лесов»


Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

1

3

4

I. Мотивация
(самоопределение)
к учебной деятельности

– Вы любите преодолевать трудности? Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями. Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Вспомним правила совместной работы. Назовите их

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

II. Проверка

домашнего задания

– По какому разделу мы сейчас работаем?

– Давайте вспомним, с какими природными зонами мы познакомились?

– Какую зону мы исследовали на прошлом уроке?

Отвечают
на вопросы учителя.

 III. Актуализация  знаний

– Выберите, доказав, верное утверждение:

1) Оленеводство, охота, рыболовство, добыча полезных ископаемых.

2) Перевозка грузов на кораблях, научные исследования, охота.

3) Лесозаготовки, охота, земледелие, животноводство, изготовление товаров на фабриках и заводах.

На доске рисунки с изображением степи (это могут быть слайды).

– Какова же тема нашего урока?

Степь

Бесконечная Россия

Словно вечность на земле!

Едешь, едешь, едешь, едешь,

Дни и версты нипочем!..

Степь широко на просторе

Поперек и вдоль летит,

Словно огненное море,

Зноем пышет и палит…

Небеса, как купол медный,

Раскалились. Степь гола;

Кое-где пред хатой бедной

Сохнет бедная ветла…

Шагом, с важностью

спокойной

Тащат тяжести волы;

Пыль метет метелью

знойной,

Вьюгой огненной золы…

Степи голые, немые,

Все же вам и песнь,

и честь!

Все вы – матушка-Россия,

Какова она ни есть!

(П. Вяземский. 1849.)

IV. Изучение нового материала

– Перед нами стоит задача – выяснить, почему необходимо сберечь сохранившиеся участки степей. Как это сделать?

 V. Работа по учебнику
(с. 114–118).

Первичное pакрепление

– Чтобы ответить на вопрос, предлагаю поработать по следующему плану и провести небольшое исследование.

(План рассказа о природной зоне записан на доске.) Какие есть предположения в каждой научной группе о своем  знании зоны степей?

В учебнике прочитаем и более подробно узнаем
о зоне степей.

– Вспомним алгоритм работы в парах, группах.

Алгоритм работы в парах, группах:

1. Прочитай текст.

2. Выбери, отметь главные мысли.

3. Обсуди в группе.

4. Составь план ответа.

Предоставляет слово выбранному ученику из каждой группы. Обобщает знания учащихся, дополняет и делает вывод об особенностях зоны степей. Делая вывод, ставит проблему.

– Давайте подумаем, есть ли причины, которые отрицательно влияют на природу в степи?

На доске – таблица, которую заполняет учитель после ответов учащихся.

– Какие следствия?

– Неправильная распашка почвы. (Разрушение почвы, рост оврагов, нарушение плодородной почвы).

«зоологи», «социологи».

Каждая группа выдвигает свои предположения.

Читают текст учебника, обмениваются мнениями, выбирают представителя каждой группы.

Группа «географов» обозначает границы зоны, рассказывает
о климате.

Группа «ботаников» рассказывает о приспособлении растений
к степным условиям обитания.

 

– Суховеи. (Ветер будет выдувать верхний, плодородный слой  почвы. Пыльные бури).

– Смыв почвы водными потоками. (Нарушение почвы, смыв перегноя.)

Группа «зоологов» прослеживает цепи питания данной зоны, рассказывает
о приспособлении животных к условиям жизни
в степи.

Группа «социологов» доказывает, почему земледелие – это главное занятие данной зоны, почему нужно сберечь сохранившиеся участки степи

VI. Практическая деятельность

Зеленая карточка:

1. Растения степи: ирис, ковыль, береза, тюльпан, типчак, полярная ива.

2. Животные степи: суслик, дрофа, соболь, белая сова, рысь, степной хорек.

3. Занятия людей степи: охота, рыболовство, земледелие, садоводство, разведение дроф.

Синяя карточка:

1. Перечисли растения степи.

2. Перечисли животных степи.

3. Занятия людей степи.

Красная карточка:

1. Как приспособились такие растения, как ковыль, полынь, к степным условиям обитания?

2. Составьте 1–2 цепи питания животных, характерные  для зоны степи.

3. Представьте, что вы в поезде проезжаете зону степей. Как внешне определить, что это степь?

Самое трудное задание – красный цвет карточки, самое легкое – зеленый цвет.

– Почему надо сберечь сохранившиеся участки степи?

Выбирают
по желанию, выполняют
задания.

Выполняют
задания

VII. Итоги

урока.

Рефлексия

– Какую ставили цель?

– Какую ставили задачу?

– Почему необходимо сберечь сохранившиеся участки степи?

– Удалось решить поставленную задачу?

– Где можно применить новые знания?

– Какой вид работы понравился?

Отвечают
на вопросы

VI. Домашнее задание

Учебник, с. 114–122. Ответить на вопросы 1, 2 рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 1, 2

Задают уточняющие вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по окружающему миру " Путешествие в космос"

Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс. Можно использовать и как внеклассное мероприятие ко дню космонавтики...

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе "Твое тело"

Цели: Образовательные:- ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека;- познакомить с частями тела и внутренними органами человека;- дать первоначальное представление о работе внутрен...

Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс.

Методическая разработка урока по окружающему миру к учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 3 класс. Тема урока:"Вода. Свойства воды."...

Методическая разработка урока по окружающему миру

Урок по окружающему миру в 1 классе (УМК "Перспектива") по теме " Красота родного села"...

Методическая разработка урока по окружающему миру "Весна в мире насекомых"

Не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной. Не меньший восторг испытывает человек, впервые увидев весной порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья.Сегодня  нам предс...