Конспект урока "Кладовые земли"
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) на тему

 План-конспект к уроку. Предмет: " Окружающий мир". Прослеживается межпредметная связь, учащиеся сами ставят цели, решают задачи,выполняя задания и разгадывая ребусы; есть презентация к уроку с физминуткой (по теме урока).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл serdyukova_o.v._kladovye_zemli.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8 »

Окружающий мир. 4 класс

Кладовые Земли

                                          Подготовила

                                             учитель начальных классов

                                          Сердюкова О.В.

2017

Урок – проект по окружающему миру в 4 классе « Кладовые Земли»

Планируемые результаты

Предметные: Какие горные породы называют полезными ископаемыми, какими они бывают. Где и как находят месторождения полезных ископаемых, кто занимается их разведкой. Какими способами добывают полезные ископаемые. Какими полезными ископаемыми богата Россия. Какие из них добывают в родном краю.

Метапредметные: Умение организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (с коллекцией горных пород, практической работы по карте). Умение работать с разными источниками знаний: учебный текст, научно-популярный текст, иллюстрации, коллекции.  Умение представлять полученную информацию в схематической и условно-знаковой форме.

Оборудование:   мультимедийный проектор, образцы полезных ископаемых и их условные знаки, карточки для самостоятельной работы; видеозапись (презентация) «Работа геологов»,  карта России

Ход урока

  1. Оргмомент. Психологический настрой

Учитель кидает мяч и говорит пожелание, учащиеся по очереди говорят тоже пожелания друг другу.

  1. Введение в тему урока.

Сегодня у нас необычный урок – исследование «Кладовые Земли», на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств Земли. Для того, чтобы узнать как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус:

Г+ ,КОЛОС, + Г

Правильно! Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их. И на нашем необычном уроке вы становитесь  геологами.  В ходе наших исследований мы составим кластер Кладовые Земли

  1. Актуализация знаний

Проверка д/з: предварительные изыскания  

Метод «Незаконченные предложения» (тест открытого типа)

Закончи предложения:

1. К природным богатствам относятся … ( книги,  игрушки,  минералы, одежда и обувь)

2. К природным богатства не относятся …  (воздух, почва, вода, завод)

3. Минералы различаются ...  ( по цвету,  запаху,   твердости,  прочности)

4. Самый твердый минерал … (гранит, тальк, алмаз)

5.  Самый мягкий  минерал …(гранит, тальк, алмаз)

6. На каком топливе работает двигатель автомобиля, атомного ледокола? Чем вымощены дороги? Из чего сделаны украшения? Где человек взял необходимые ему в быту материалы? Какие  свойства горных пород человек научился использовать?

7. Горные породы  и минералы, которые  человек  использует  в своей хозяйственной деятельности, называют … ( полезные ископаемые;        камни;       вода).

 

Что мы будем сегодня изучать? (полезные ископаемые)

4. Открытие нового.  

А) Что бы вы хотели узнать о полезных ископаемых?

       Какими бывают полезные ископаемые?  

Каким образом мы будем искать ответ на этот вопрос? (Высказывания детей)

 Проведем исследовательскую работу с помощью инструктивной карточки.

Название полезного ископаемого ________________________________

Твердое или жидкое __________________________________________

Цвет____________________________________________________

Плотное или рыхлое (или пластичное) _________________________

Прозрачное или непрозрачное __________________________________

Горючее или негорючее _________________________________________

Применение ( в строительстве, топливо, для получения металлов) _________________________________________________________________

Давайте проверим, как вы выполнили работу?  ( выступления командиров)

По ходу выступлений заполняется схема на доске и в тетрадях   (Т с.34 №11)

Вывод: Полезные ископаемые бывают твердые, жидкие, газообразные. ( кластер)

 - Полезных ископаемых очень много, но сегодня мы взяли именно эти, почему? (они есть в нашем крае) Давайте нанесем условные знаки на карту

 Проблемный вопрос. Бывают ли ископаемые бесполезными?  Высказывания детей, проверка по учебнику с. 83.

Молодцы! Но геологи должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей исследовательской деятельности  и проведем физминутку

Физминутка по музыку

Б) Обозначение проблемы

Что теперь хотите узнать?

 Как находят полезные ископаемые?  

Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим презентацию

Вывод: Полезные ископаемые находят  в экспедициях, людям помогают растения, собаки, спец. приборы  ( кластер)

В) Что мы еще не знаем? 

Как добывают полезные ископаемые.

Работа в парах. Прочитайте статью в учебнике. С.85-86 и выполните задание 13 в тетради  

Вывод: Полезные ископаемые добывают в шахтах. в карьерах, в скважинах ( кластер)

  1. Подведение итогов. Работа с кластером

Оперативный контроль.

Тест: «Полезные ископаемые»   (карточки)  

                   

1. Горные породы  и минералы, которые  человек  использует  в своей хозяйственной деятельности, называют

а) полезные ископаемые;        б) камни;                     в) вода.

2.  Какие бывают полезные ископаемые?

а) твердые, жидкие и газообразные;            б) твердые и жидкие;

в) твердые и газообразные.

3. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

а) психологи;                     б) геологи;                 в) строители.

4. Кто создал горные породы?

а) люди;                  б) природа;                     в) животные.

Самопроверка по  образцу.  (Слайд, мультимедийный проектор.)

  1. Домашнее задание.  Поднимите руку, кому захотелось после урока  узнать больше о полезных ископаемых? Выберите полезное ископаемое, которое вам интересно,  и приготовьте сообщение о нем
  2.            Рефлексия. Переверните листики. Закрасьте звездочку красным цветом, если у вас хорошее настроение, синим – если вам грустно

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мероприятия «Земля - наш общий дом». 3 класс.

Конспект мероприятия «Земля - наш общий дом». 3 класс....

Конспект урока "Земля - кормилица"

Урок разработан на основе "Р/К"...

конспект занятия "Земля - наш общий дом"

Материал предназначен для проведения экологических праздников в школе....

План-конспект урока "Земля-кормилица"

На уроке применяются разнообразные формы работы.  Учащиеся в процессе выполнения практической работы знакомятся с новым материалом. Название темы "Земля -кормилица" раскрывается на материале сказ...

Конспект урока "Земля имеет форму шара" 2 класс школа 2100

Конспект урока разработан по требованиям ФГОС. Чтоб урок не был скучным, прилагается презентация....

Конспект урока "Земля имеет форму шара" 2 класс школа 2100

Конспект урока разработан по требованиям ФГОС. Чтоб урок не был скучным, прилагается презентация....

Конспект урока "Земля. Модель земли"

Класс, УМК, дисциплина – 2 класс, УМК «Перспективная начальная школа», окружающий мир. Тема – Земля. Модель Земли. Цель, задачи урока –Цель урока: познакомить обучающихся с моделью Зем...