План-конспект урока "Земля-кормилица"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

На уроке применяются разнообразные формы работы.  Учащиеся в процессе выполнения практической работы знакомятся с новым материалом. Название темы "Земля -кормилица" раскрывается на материале сказки "Волшебная кладовая".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_prirodovedeniya_4_klass.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красновидовская основная общеобразовательная школа»

      Камско-Устьинского  муниципального района  Республики Татарстан

                 

                 План – конспект урока

            по окружающему миру в 4 классе
                  «Земля – кормилица»

 

подготовила

учитель начальных классов

Власичева Мария Ивановна

                                                                 2012

                                                         

Цели урока:  Познакомить учащихся с различными видами почв и их  соста-

                       вом, природоохранной деятельностью человека.

                    Развивать познавательную активность, наблюдательность, уме-

                    ние сравнивать, высказывать свое мнение.      

                    Воспитывать любовь к своему краю, бережное отношение

                    к природе.

                   

Оборудование: физическая карта России, карта Татарстана, коллекция полез-

                           ных ископаемых, образцы почв, материал для опытов, тест

                          « Наши подземные богатства».

                      Ход    урока

Организационный момент

Сообщение темы и целей урока.

- В названии темы урока  «... – кормилица» потерялось слово, найди-

те его, разгадав загадку.

                Меня бьют, колотят, ворочают, режут,

                А я всё терплю и добром плачу.

                                                                  ( Земля. )

На доске и в тетрадях тема :  «Земля – кормилица».

- Нам сегодня предстоит выяснить , почему землю называют корми-

лицей, но об этом чуточку позже.

Проверка домашнего задания

Индивидуальная работа по карточкам

Опишите полезное ископаемое по плану:

     а) Название;

     б) Свойства;

     в) Способ добычи;

     г) Значение, применение.

Учащимся выдаются образцы полезных ископаемых.

         

Тест  « Наши подземные богатства»

Месторождения полезных ископаемых отыскивают...

а) археологи;    б) геологи;    в) строители.

               2. К полезным ископаемым относятся...

                   а) кирпич, бетон, бензин;

                   б) станки, вазы, ножницы;

                    в) нефть, газ, глина.

        3. В строительстве используются...

                   а) торф, железная руда, самоцветы;

                   б) песок, глина, гранит;

                   в) мрамор, каменный уголь, малахит.

        4. Металлы получают из...

                   а) каменного угля, янтаря, мела;

                   б) жемчуга, известняка, торфа;

                   в) железной руды, медной руды.

        5. При помощи буровых установок добывают...

                   а) нефть, природный газ;

                   б) калийную соль, алмазы;

                   в) мрамор, гранит.

        6. В шахтах добывают...

                   а) известняк, ракушечник, гранит;

                   б) каменный уголь, антрацит, железную руду;

                   в) поваренную соль, жемчуг, гранит.

        7. В карьерах добывают...

                   а) известняк, песок. глину;

                   б) золото, малахит, мрамор;

                   в) нефть, торф, бурый уголь.

       8. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это...

                   а) алмаз, известняк, графит;

                   б) железная руда, поваренная соль. мел;

                   в) каменный уголь. антрацит, торф.

        Работа с картой

       - Найдите на карте месторождения угля, нефти, железной руды,

         природного газа, торфа.

       - Где добывают полезные ископаемые на территории Татарстана и какие?

      Работа над новой темой

       

          - Сегодня нам предстоит выяснить, почему землю называют « кор-

              милицей». Вспомните, как называется верхний слой земли.

           - Рассмотрите образцы почвы на ваших столах. Что вы видите?

           - Какого цвета почва?

           - Давайте выясним, что входит в состав почвы.

    Практическая работа

  Опыт 1. Размешать почву в стакане воды. Появление пузырьков

          говорит о наличие в почве воздуха.                        

       Опыт 2. Возьмём бумажную салфетку, положим на неё немного почвы и сильно сожмём. Стряхнём почву. На салфетке осталось влажное пятно. Значит в почве есть вода.

        Опыт 3. Посмотрите, что произошло в стакане , куда мы бросили кусочек почвы. На дне стакана видны песчинки и глина.

       Опыт 4.  Нагреем немного почвы. Чувствуется неприятный запах.

Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных.

       Опыт 5. Несколько капель воды, в которую поместили почву, капнем на стекло. Нагреем. Вода испаряется, а на стекле остался бе-

лый налёт. Это минеральные соли.

         

            На доске составляется схема  « Состав почвы»

                                       

                                       ПОЧВА

             

                  воздух                                           соли

                            вода                         гумус

                                   песок        глина 

                             

                   Физкультминутка

                          Потрудились- отдохнём,

                          Встанем, глубоко вздохнём.

                          Руки в стороны, вперёд,

                          Влево, вправо поворот.

                          Три наклона, прямо встать.

                          Руки вниз и вверх поднять.

                          Руки плавно опустили,

                          Всем улыбки подарили.

- Как вы думаете , от чего зависит плодородие почвы?

- В природе существует большое число типов почв. Это зависит от

расположения на территории страны, от состава почвы. Рассмотрите

несколько основных типов почв на стр .171 учебника.  Изучением  

почв занимаются  - почвоведы. Сравните данные образцы почв.

Какая почва, на ваш взгляд, самая плодородная?

- Каждой природной зоне соответствует свой тип почвы. А какие

почвы в нашем крае?

- Мы познакомились с типами почв, их свойствами, но не ответили

на вопрос  « Почему землю называют кормилицей?»

- Послушайте сказку о волшебной кладовой.

«Положишь в нее горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь одну картофелину – получишь много. Эта волшебная кладовая у нас под ногами. Как зовется она? (Земля-кормилица). Да только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры и когда они умело землю обрабатывают: пашут, сеют, удобряют. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать.? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно садить собранные зёрна око-

ло жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.»

  - Что называют волшебной  кладовой? Почему?

   - Что издавна делает земля-матушка?

   - Как можно назвать землю?

   - Мы с вами выяснили, почему землю называют кормилицей. И чем плодороднее почва, тем выше урожаи. Но и она - наша кормилица- нуждается в защите. Ведь один сантиметр почвы образуется в природе за 250 – 300 лет.

 

 Самостоятельная работа с текстом учебника.

      Чтение статьи учебника на стр. 173-174.                          

    - Что необходимо делать для защиты почвы?

Закрепление изученного

- Что называют почвой?

- Что входит в состав почвы?

- Как называется вещество повышающее плодородие почвы?

- Как вы думаете, что произойдёт, если почвы вдруг не станет?

Итог урока

Выставление оценок.

Домашнее задание

Прочитать текст на стр.171-174

Ответить на вопросы «Проверь себя».

Подобрать стихи, пословицы, загадки о почве, земле-кормилице.

                 

                  Литература

Учебник А.А.Плешаков, Окружающий мир,  4 класс,  М.:  

     Просвещение, 2009

Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 4 класс,

    О.А.Дмитриева, О.А.Мокрушина, Москва, «ВАКО», 2009

3. Тесты по природоведению, 4 класс, О.А.Дмитриева, Москва,  

    «ВАКО», 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План-конспект уПлан-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.

План-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.Предметные задачи: 1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: « Единицы массы. Тонна. Центнер»...

План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...

Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...