птицы зимой
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Цыбульникова Татьяна Валерьевна

урок проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока704 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 1 классе по теме: «Как помочь птицам зимой»

( Решение проектной задачи: создание журнала о зимующих птицах)

Цели:

  • Расширить и систематизировать знания о зимующих птицах;
  • Учить детей применять полученные знания в условиях групповой работы;
  • Развивать навыки сотрудничества в малых группах;

.   Развивать познавательный интерес к объектам живой природы; .   Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: мультимедийные средства обучения, презентация к уроку.

Для учащихся:   конверты с заданиями,   цветные карандаши, ручки, чистые листки формата А4 для выполнения заданий, ножницы, клей.

Ход урока.

1.        Организационный момент.

(Перед началом урока дети делятся на 4 группы)

Начинаем ровно в срок
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Пусть сегодня для нас всех
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!

2. Актуализация знаний.

 Дом открыт со всех сторон.
В доме тысячи колонн.
Под колоннами – ковры.
Над колоннами – шатры.
Тут живут и на коврах,
И в колоннах, и в шатрах       (Лес)                                           Слайд 1

- Что интересного мы можем увидеть в лесу? (деревья, кустарники, травы)

– Кто живет в лесу? (животные)

 – Что необходимо для жизни животных и растений? (тепло, свет, вода, пища,воздух, )

3.        Постановка учебной задачи:

- Давайте закроем глаза, и внимательно вслушаемся 

Звучит   фонограмма   «Голоса   птиц»                                    Слайд 2

  • Что вы услышали?
  • Вам понравилось?
  • Когда мы можем слышать такое пение? (летом, весной)
  • В какое время года мы не слышим пение птиц? Почему? (Птицам холодно и голодно зимой).

- Зимой для птиц страшнее голод, чем холод. За короткий зимний день они едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на деревьях и на снегу затрудняют птицам добывание корма.

(ПОДСКАЗКА, если дети не смогут сфрмулировать тему )

«Доскажи словечко»:

Воробьи, стрижи, пингвины,

Снегири, грачи, павлины,

Попугаи и синицы:

Одним словом это - ... (птицы

Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

(Как  зимой помочь птицам.)                                                          Слайд 3

3. Выявление уровня знаний по теме: «Зимующие птицы»

План  работы

  • Как мы можем помочь зимующим птицам?
  • - Какие птицы ждут от нас помощи?        
  • Чем подкармливать птиц?    

- Какую пользу приносят птицы                                           Слайд 4

  • Можем ли мы помочь птицам перезимовать? (да)
  • Как мы можем помочь зимующим птицам?

(Ответы детей: сделать кормушки, насыпать корм)

  • - Какие птицы ждут от нас помощи?        

Свиристель, синица, снегирь, поползень, воробей.                  Слайд 5

1. Игровое упражнение "Прилетели птицы..."        

Мы кормушку смастерили, в гости птичек пригласили. Прилетели в гости птицы: воробьи, дрозды, синицы, Галки, ласточки, чижи, снегири, щеглы, стрижи,

Дятлы, поползни, скворцы... Нашли ошибки – молодцы!

  • Какие ошибки обнаружили? (перелѐтные птицы не могут прилететь к кормушке)
  • Какие ещѐ птицы, кроме перечисленных, могут прилететь к кормушке? (свиристель,…)
  • Назовите птиц, которые прилетели к нам на зиму? (снегирь, свиристель, клѐст)                                                                                          Слайд 6
  • Кто знает, как называют птиц, которые не улетают от нас на зиму, а зимуют вместе с нами? (оседлые)                                                            
  • -Оседлый - постоянно проживающий на одном месте.          Слад 7
  •                                                                                

-        Молодцы ребята, вы смогли ответить на все вопросы.

Давайте обобщим наши знания о зимующих птицах и поделимся нашими знаниями с другими детьми. Для этого мы создадим журнал о зимующих птицах.

        Определение цели и задачи проектной деятельности

Давайте определим цель нашей работы: Обобщить   знания о зимующих птицах

Задача: Создать журнал «Как помочь птицам зимой»                         Слайд 8

  • Кому может быть полезен наш журнал? (ребятам    других классов, детям из детского сада).
  • Что такое журнал? Какие журналы вы читали? Какие журналы выписываете или покупаете? Чем он отличается от книги?

Проблемная ситуация: Как мы будем создавать журнал?

-Чтобы успеть выполнить работу за урок, предлагаю работать в группах.

Каждая   группа   будет   работать   над    своей   страницей    (разделом)   журнала. Разделы журнала вы видите на доске.

5.        Организация работы в группе                                                Слайд 9

-Давайте вспомним правила работы в группе. (Правила работы на доске)

Определим цели работы   группы; (с помощью учителя)

Распределим обязанности;

Выберем «спикера»;

Дадим возможность высказаться каждому;

Работаем тихо, не мешая другим группам.

  • Давайте   обратимся   к   вопросам   (вопросы   на   доске),   на   которые   мы   уже отвечали.                                                                                              Слайд 10
  • Какие птицы ждут от нас помощи?

-Как мы можем помочь зимующим птицам?

И еще два вопроса на которые вы сможете ответить, поработав в группах.

  • Чем подкармливать птиц?
  • Какую пользу приносят птицы?

Эти вопросы нам помогут наметить разделы журнала. 

Физминутка.

Скачет шустрая синица,

 Ей на месте не сидится.

Прыг - скок, прыг - скок,

Завертелась как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

 И с дорожки на плетень Прямо - в тень.

Задания для 1 группы.

1.    Вспомните,    какие    птицы    прилетают    к    нам    на    зиму?    Каких    птиц    мы
называем
        осѐдлыми?        Воспользуйтесь        рисунками        из        приложения,

распределите птиц на две группы.

Задания для 2 группы.

1.Среди    предложенных    загадок    выберите    загадки    о    тех    птицах,    которые нуждаются в нашей помощи зимой.

2.  Выбранные  загадки  наклейте  на  страницу  для  оформления  журнала  «Как помочь птицам зимой?» Оформите еѐ по своему усмотрению.

Задания для 3 группы.

1.Используя свои наблюдения, ответьте на вопрос «Чем нужно подкармливать птиц?» Предложите своѐ меню для птиц, прилетающих к кормушке. (Можно воспользоваться текстом из приложения)

2.        Для нашего журнала оформите страницу «Чем нужно подкармливать птиц,
прилетающих к кормушке?»

Задания для 4группы.

1.Подумайте, какую пользу приносят птицы.

2.Оформите страничку для журнала о пользе птиц.

Если вам нужна помощь, воспользуйтесь   текстами из приложения. На каком тексте вы остановили свой выбор? Почему?

6.Работа в группах.

7.Представление выполненных работ.

«Спикеры» представляют работу групп и прикрепляют листок с выполненными заданиями под своими вопросами.

8.Анализ работы каждой группы.

-Удалось ли достигнуть поставленной цели в группе?

-Молодцы, ребята! Что ещѐ вы можете предложить и сделать для нашего журнала? (Ответы детей: принести фотографии с изображением кормушек, сделанных своими руками, поискать или придумать стихи и загадки про птиц, найти познавательные рассказы о зимующих птицах и т.д.)

- В течение этой недели вы можете пополнять страницы нашего журнала.

9.Итог:

-Удалось ли нам достигнуть нашей общей цели?

-10. Рефлексия      Слайд 11

 


Задание для 1 группы.

1. Вспомните, какие птицы прилетают к нам на зиму? Каких птиц мы называем осѐдлыми? Воспользуйтесь рисунками из приложения, распределите птиц на две группы.


Приложение для 1 группы


Зимующие птицы

«гости»


«осѐдлые»


Задания для 2 группы.

1.Среди предложенных загадок выберите загадки о тех птицах, которые нуждаются в нашей помощи зимой.

Чѐрный жилет, красный берет, Нос, как топор, хвост, как упор.

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тѐплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый….

На шесте ворец, Во дворе певец, А зовут его

Ты откуда, ты откуда Прилетел к нам красногрудый? - Облетел я всю Сибирь. Как зовут тебя?

Кто без ног и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это?

Синяя косынка, тѐмненькая спинка. Маленькая птичка. Звать еѐ

(Отгадки: скворец, синичка, дятел, снегирь, соловей,   воробей)

3. Выбранные загадки наклейте на страницу для

оформления журнала «Как помочь птицам зимой?» вместе с картинками отгадками. Придумайте заголовок для вашей страницы. Оформите еѐ по своему усмотрению.


Картинки-отгадки


Задания для 3 группы.

1. Используя свои наблюдения, ответьте на вопрос «Чем нужно подкармливать птиц?» Предложите своѐ меню для птиц, прилетающих к кормушке. (Можно воспользоваться текстом из приложения)

2. Для нашего журнала оформите страницу «Чем нужно подкармливать птиц, прилетающих к кормушке?»


Приложение для 3 группы

Для различных видов птиц нужен разный
корм. Клесты питаются только
сосновыми и
еловыми        шишками.        Дятел        любит

полакомиться семенами шишек. Семена подсолнечника едят почти все птицы, и в первую очередь, синицы и поползни. Семена тыквы едят все, кроме синиц и поползней. Овѐс и пшено - воробьи, синицы. Ягоды калины и рябины - любимая пища снегирей и свиристелей. Сырое сало-корм для синиц и для дятлов.



Меню для птиц




Задания для 4группы.

  1. Подумайте, какую пользу приносят птицы.
  2. Оформите страничку для альбома о пользе птиц.

Если вам нужна помощь, воспользуйтесь   текстами из приложения. На каком тексте вы остановили свой выбор? Почему?


Приложение для 4 группы

Дятлы, скворцы и синицы истребляют огромное количество насекомых.

Совы и орлы спасают   хлеб от грызунов.

Кроме того, многие птицы – овсянки, зеленушки, жаворонки, щеглы и другие -склѐвывают семена и плоды сорняков, снижают засорѐнность полей.

Многие птицы – санитары.

Вороны, галки,сороки, коршуны и некоторые другие,питаясь        на        свалках, способствуют оздоровлению местности.

(Из детских энциклопедий)


Приложение для 4 группы

Для различных видов птиц нужен разный
корм.

Клесты питаются только сосновыми и
еловыми
        шишками.        

Дятел        любит полакомиться семенами шишек.

Семена подсолнечника едят почти все птицы, и в первую очередь, синицы и поползни. 

Семена тыквы едят все, кроме синиц и поползней.

Ягоды калины и рябины - любимая пища снегирей и свиристелей.

Сырое сало-корм для синиц и для дятлов.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гости к зиме. Птицы зимой.

Данная презентация создана на весь урок. Некоторые слайды соединены в 1 слайд с целью уменьшения объема. Для использования придется просто раскидать все по местам....

"В гости к зиме. Птицы зимой"

Данная работа поможет раскидать слайды к презентации "В гости к зиме. Птицы зимой", которая была сжата и сокращена с целью уменьшения объема....

Презентация "Покормите птиц зимой!", приложение к экологической акции "Кормушки -птицам!" для 1 -4 классов

Эта презентация - обращение к школьникам:Ребята! Помогайте птицам зимой!Зимуют в нашем крае не все птицы, а только  те, которые приспособлены к выживанию в холодных погодных условиях.Для зимующих...

Классный час-праздник "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!"

В работе с детьми младшего и среднего школьного возраста большое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному отношению к ее обитателям. Использование при этом яркого, интересного ма...

Как зимой помочь птицам? Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой.

Урок окружающего мира в 1 классе (январь). Практическая работа №13:  Изготовление кормушки из бумажного пакета....

Открытый урок "Где зимуют птицы. Зимующие птицы Тувы"

Технологическая карта и презентация урока...

Проектно-исследовательская деятельность по охране птиц зимой "Покормите птиц зимой"

Мы стали победителями в областной операции "Покормите птиц зимой" в номинации" Птичье кафе" и призерами в номинации "Прилетайте в гости к нам". Грамоты и дипломы мы получ...