Технологическая карта урока окружающего мира «Михаил Васильевич Ломоносов».
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

 Технологическая карта урока окружающего мира «Михаил Васильевич Ломоносов».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_4_kl.doc307.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ

Цели деятельности учителя

Способствовать формированию представления о жизни и деятельности М. В. Ломоносова, показав его вклад в развитие России; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир»; создать условия для определения границы знания и «незнания»

Тип урока

Построение системы знаний (общеметодологической направленности)

Планируемые образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, исторической картой, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: осознают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

http://download8.proshkolu.ru                             http://festival.1september.ru/articles/503393/

http://30liman-sch2.edusite.ru/DswMedia/urokyednyashevoyublomonosov.docx

http://store.temocenter.ru/res.html?rid=6430 задание для  мотивированных учащихся

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; портрет М. В. Ломоносова; литературные произведения М. В. Ломоносова, иллюстрации с изображением произведений живописи М. В. Ломоносова

Основные понятия

Михаил Васильевич Ломоносов

Педагогические технологии

личностно-ориентированного обучения, критического мышления, здоровьесберегающие, ИКТ, в том числе сетевые и дистанционные, дифференцированного обучения, проектные


Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

на уроке

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный

контроль

Технологии

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация (самоопределение) к учебной

деятельности

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

Приветствует в стихотворной форме:

– Какая тема урока?

Хотите об этом узнать?

Тогда постарайтесь скорее

Этот кроссворд разгадать.

– Разгадайте кроссворд и, отгадав ключевое слово, скажите, о ком будем вести разговор на уроке .

На доске и в тетрадях тема: «М. В. Ломоносов».

 Сегодня на уроке узнаем, что сделал для России великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов

Слушают учителя, принимают участие в диалоге

с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Фронтальная, индивидуальная, коллективная

Коммуникативные:

умеют оформлять свои мысли в устной

форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.

Личностные: понимают значение знаний для человека
и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы,

организация рабочего места

Технология личностно-ориентированного обучения

II. Актуализация  опорных

знаний

Проверка
домашнего
задания:

работа по карточкам.

Фронтальный опрос

  • Сегодня на уроке будем работать по группам. Делиться на группы будем следующим образом: каждый из вас получил карточку с пропущенными словами. Где найдёте продолжение фразы, там работает ваша группа.

•  (Кто?)… передал в наследство московским князьям шапку Мономаха?

•  Победил хана Мамая на Куликовом поле 8 сентября 1380 года князь…

•  Разбил шведов на реке Неве в 1242 году князь… .  

•  (Кто?)… создали славянскую азбуку?

На столах таблички:

– На группы разбились, приступаем к работе. Чтобы перейти к следующему этапу истории, вспомните,
с какой исторической личностью мы познакомились на прошлом уроке.

Предлагает ответить на вопросы во фронтальном режиме 

Выполняют задания на карточках,

делятся на группы.

Отвечают на вопросы

Фронтальная, групповая

индивидуальная

Познавательные: 

осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие; владеют способами решения проблем творческого и поискового характера; понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; планируют и контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют

цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные:

обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Устные ответы,

выполненные

задания

Проектные технологии

III. Изучение нового материала

Работа в группах.

 Проследим, как Ломоносов стал первым русским академиком, какие его заслуги перед Отечеством.

Работать будем по плану (план на доске):

1. Детство М. Ломоносова. 

2. Путь в науку.

3. Ломоносов – ученый.

Каждая группа будет работать по своей теме,  используя прием «инсерт». 

После пересказа первой группы задает вопросы:

– Что закалило характер Ломоносова?

– Что интересовало любознательного мальчика?

Разбиваются на группы, каждая работает по своей теме.

1-я группа готовит пересказ текста

Фронтальная, групповая

Рассказ учителя

– Какие книги он называл «вратами учености»?

– Какая у него была неодолимая страсть?

Вторая и третья группы работают над отслеживанием пути Ломоносова в науку.

После пересказа второй группы задает вопросы:

– Какое решение принимает Ломоносов?

– В какую академию он поступает в Москве?

– Какому языку здесь обучали?

– Какие трудности возникли у Ломоносова?

– Где продолжил учебу талантливый юноша?

 Четвёртая группа готовит информацию: «Ломоносов – ученый».

После пересказа третьей группы задает вопросы:

– В каких областях знаний раскрылся талант Ломоносова?

Чем прославил М. В. Ломоносов Россию? Почему его помнят потомки?

На доске схема с «лучиками» – направления научных
исследований учёного, в центре которой – портрет М. В. Ломоносова
.

 У А. С. Пушкина эта мысль записана так: «Историк, Механик, Химик, Художник, Стихотворец, Ритор –

он все испытал и все проник». Заслуги ученого в каждой из перечисленных наук были настолько велики, что Пушкин все слова записал с большой буквы. Этим он показал свое уважение к великому ученому России, который думал о процветании Родины. В наши дни российским и иностранным учёным за выдающиеся работы в области естественных наук присуждается золотая медаль имени М. В. Ломоносова.

«Детство

М. Ломоносова»;

2-я, 3-я группы отслеживают путь

М. Ломоносова в науку;

4-я группа готовит сообщение «Ломоносов – ученый».

Называют, какие открытия и в каких областях они были сделаны

Ломоносовым.

Внимательно слушают.

Отвечают на вопросы

– Почему Пушкин так назвал Ломоносова?

– Не надо думать, что Ломоносов целыми днями занимался наукой, был нелюдимым и скучным человеком. Он был очень подвижным, энергичным. Говорят, что у него был неуравновешенный и взрывной характер и это иногда ему мешало в работе. Трудно перечислить все открытия, сделанные им. Он отдавал работе всё своё время и все силы. Это привело к тому, что ученый рано постарел; здоровье, подорванное в молодости изнуряющими занятиями, часто изменяло ему. Умер он случайно, от пустяковой весенней простуды.

Когда не стало света мысли,

Казалось, мир осиротел,

А Ломоносов так хотел

Добиться своей цели в жизни.

Эх! Не успел достичь всего!

Но навсегда его ученья

Нам будут символом того,

Что с нами на земле жил ГЕНИЙ!

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению предмета

IV. Включение в систему знаний
и повторение изученного

Работа с учебником.

Работа в группах.

Инсценировка басни «Лишь только дневной шум замолк».

– За высочайшие заслуги М. В. Ломоносова перед Россией учреждена золотая медаль им. М. В. Ломоносова, которая вручается российским или иностранным ученым за выдающиеся научные работы.

– Прочитать статью (с. 101–104) очень внимательно. Представьте, что вы кинорежиссеры. Что бы вы изменили в презентации о жизни М. В. Ломоносова?

– Восстановите деформированный план рассказа

о М. В. Ломоносове:

1. Возвращение в Россию.

2. Учеба за границей.

3. Детские и юношеские годы.

4. Учеба в Славяно-греко-латинской академии.

5. В Петербургской академии наук.

6. Учеба в Петербургской академии.

Лишь только дневной шум замолк,

Надел пастушье платье волк,

И взял пастуший посох в лапу.

Привесил к поясу рожок,

На уши вздел широку шляпу

И крался тихо сквозь лесок

На ужин для добычи к стаду.

Увидев там, что Жучко спит...

И овцы все лежали сряду,

Он мог из них любую взять;

Но, не довольствуясь убором,

Хотел прикрасить разговором

И именем овец назвать.

Отвечают на вопросы.

Восстанавливают деформированный план.

Проверяют выполненную работу. Выступают представители от каждой группы.

Инсценируют басню.

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию, классификацию; поиск необходимой информации; устанавливают причинно-следственные связи;  осознанно и произвольно сроят речевое высказывание; строят логическую цепь рассуждений, доказательство.

Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Устные ответы,

выполненные

задания

Игровые, технология развития критического мышления

Задания из электронного приложения к учебнику

Однако, чуть лишь пасть разинул,

Раздался в роще волчий вой.

Пастух свой сладкий сон покинул.

И Жучко с ним бросился в бой;

Один дубиной гостя встретил,

Другой за горло ухватил;

Тут поздно бедный волк приметил,

Что чересчур перемудрил,

В полах и в рукавах связался,

И волчьим голосом сказался...

Я притчу всю коротким толком

Могу вам, господа, сказать:

Кто в свете сам родился волком,

Тому лисицей не бывать.

                               (М. Ломоносов.)

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации

Выполняют задания

Индивидуальная

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют
и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции.
 Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело

Личностно-ориентированного обучения

V. Итоги

урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

– Что для вас было самым интересным на уроке?

– О чем захотелось еще узнать?

– Что было трудным?

– Какую оценку вы бы поставили себе за этот урок?

Читают вывод в учебнике (с. 104).

Отвечают
на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Устные ответы

Дифференцированное задание для мотивированных учащихся

Дифференцированного обучения, ИКТ, в том числе сетевые и дистанционные

Заключительная беседа.

Выставление оценок

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке

VI. Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Учебник, с. 101–104. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя»

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач


 Ресурсный материал

Кроссворд

1. Прозвище Петра I. (Великий.)

2. Первая крепость Санкт-Петербурга, построена на Заячьем острове. (Петропавловская.)

3. Вторая крепость на берегах Невы. (Адмиралтейство.)

4. Название полка Петра I. (Потешный.)

5. Название реки, на берегах которой расположился Санкт-Петербург. (Нева.)

6. Название морской крепости в Санкт-Петербурге. (Кронштадт.)

7. Название первого музея в России. (Кунсткамера.)

8. Титул, который присваивался правителям некоторых крупных монархий. В переводе с латинского – «повелитель». (Император.)

9. Место постройки и ремонта судна. (Верфь.)

Ключевое слово: ЛОМОНОСОВ.

Направления научных исследований Ломоносова

1. Литература, поэзия:

а) разработал правила грамматики русского языка, составил книгу «Российская грамматика»;

б) выпустил «Риторику»;

в) в 1751 году вышел «Сборник разных сочинений в стихах и прозе Михаила Ломоносова».

2. Физика:

а) открыл закон сохранения материи;

б) сконструировал термометр;

в) изобрел «ночезрительную трубу», предшественницу современных приборов для ночных наблюдений.

3. Химия:

а) открыл первую в России химическую лабораторию;

б) составил рецепт для приготовления фарфоровых масс;

в) разработал принципы новой науки «Физическая химия».

4. Астрономия:

а) открыл атмосферу на Венере;

б) построил телескоп.

5. География:

а) составил «Полярную карту»;

б) разработал приборы для морского кораблевождения;

в) доказал возможность Северного морского пути в Индию.

6. Геология:

а) теория о возникновении металлов и минералов;

б) «О причине землетрясений».

7. История:

а) закончил 1-й том «Российской истории»;

б) составил «Краткий летописец с родословием».

8. Ломоносов – художник:

а) открыл секрет изготовления смальты для мозаичных картин;

б) изготовил 40 мозаичных картин; в том числе «Полтавскую битву»;

в) избран почетным членом Петербургской Академии художеств.

Фронтальный опрос

1-й этап. «Лучший знаток дат».

– Я буду задавать вам вопросы, касающиеся темы, а вы быстро отвечайте:

– В каком веке правил Петр I? (В XVIII веке.)

– Когда родился Петр I? (30 мая 1672 года.)

– Сколько лет прожил Петр I? (53 года.)

– Назови рост Петра I? (2 м 4 см.) 

– Сколько лет длилась Северная война? (20 лет.) 

– Я показываю таблички с датами, а вы называете событие, которое происходило в этом году? 

 (Строился Санкт-Петербург.)

 (Создаются «цифирные школы».)

 (Напечатан первый номер газеты «Ведомости».)

 (Петр Первый стал императором.)

2-й этап. «Объясни понятия».

На ромашке написаны понятия. Ромашка прикреплена на доске. Представители групп отрывают по два лепестка, совещаются с командой и затем дают ответы на вопросы.

Понятия:

•  Кунсткамера – это… («кабинет редкостей» – музей, построенный в Петербурге на берегу реки Невы).

•  Цифирные школы – это… (школы, где главными предметами являются арифметика и геометрия). 

•  Бородовой знак (бородовая копейка) – это… (возможность сохранить бороду, надо заплатить деньги и получить специальный знак).

•  Стрельцы – это… (воины-пехотинцы, вооруженные огнестрельным оружием).

•  Медаль – это… (знак отличия, вручаемый за воинскую доблесть).

•  Ассамблеи – это… (балы-собрания, в которых должны были принимать участие женщины).

•  «Чертово яблоко» – это… (картофель).

•  Верфь – это… (место на берегу для постройки и ремонта судов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест к уроку окружающего мира " Михаил Васильевич Ломоносов" для 4 класса

Данный тест подготовлен к уроку окружающего мира  по теме "Михаил Васильевич Ломоносов" (УМК "Школа России", 4 класс)...

Технологическая карта урока окружающего мира "Географическая карта"

Урок окружающего мира по теме "Географическая карта"  построен с применением одного из инструментов формирующего оценивания - листа самооценки. Работа с листом самооценки ведётся на про...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Конспект урока по окружающему миру "Михаил Васильевич Ломоносов" (4 класс)

Цели деятельности учителя: закрепление знаний детей о времени правления Петра 1, его реформах, способствующих процветанию государства; создание условий при работе в группе для формирования у обуч...

Технологическая карта урока окружающего мира «Страны мира. Проект страны мира» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока:  введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию.Задачи урокаДидактиче...