Конспект урока " Среди лесов"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Гавришева Ольга Николаевна

Конспект урока окружающего мира "Перспектива" 4 класс. Тема "Среди лесов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_puteshestviyah_mozhno_mnogoe_uznat.docx28.64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира. «Перспектива»4класс.

Цель: Создание условий для формирования понятия «лесная зона».

Задачи урока:

     Образовательные:

- Знакомить с особенностями зоны лесов России.

   Развивающие:

- Создавать условия для развития умения ставить перед собой учебную задачу, умения контролировать и оценивать свою деятельность;

- Развивать мышление, воображение, внимание, речь.

  Воспитательные:

- Создавать условия для воспитания культуры учебной деятельности, коммуникативной культуры учащихся при работе в группе, бережного отношения к природе.

Тип урока: Усвоение новых знаний/

Технологии: 

- Проблемный диалог

- ИКТ

- Здоровьесберегающие

- Игровые

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- Интерес к изучению предмета;

- Осознание себя жителями планеты Земля, испытывают любовь к своей стране и чувство ответственности за сохранение ее природы;

- Осознание роли леса для жизни растений и животных.

- Эмоциональное отношение к изучаемому материалу;

- Первоначальный уровень рефлексии и адекватной самооценки;

- Оценка собственной деятельности на уроке;

- Самоопределение.

Предметные УУД:

- Применение знаний о природной зоне России, ее растительном и животном мире в новых ситуациях для решения практических задач;

- Принятие коллективного решения в процессе совместной деятельности;

-  Овладение навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы;

- Наблюдение и фиксация явлений окружающего мира;

- Выделение характерных особенностей природных объектов.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- Принятие алгоритма выполнения учебной задачи;

- Целеполагание;

- Проведение аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

- Регулирование учебной деятельности, направленной на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы.

Познавательные УУД:

- Самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели,  проблемы;

-Извлечение необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний об особенностях животного и растительного мира

 лесной зоны и обсуждение полученных сведений;

- Соблюдение норм информационной избирательности, этики и этикета;

- Умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить высказывания;

-Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД:

- Проявление интереса к общению и групповой работе;

- Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

- Умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- Управление поведением партнера, коррекция действий партнера.

Методы обучения: 

- Проблемно-поисковые

- Практические

- Словесные

Формы организации познавательной деятельности:

- Групповая

- Фронтальная

- Индивидуальная

Оборудование:

Для учителя:

- Учебник для четвертого  класса «Окружающий мир». Автор: А.А.Плешаков

- Компьютер, экран, мультимедийный проектор, диск с презентацией, карта природных зон

Для учащихся:

- Учебник для четвертого  класса «Окружающий мир». Автор: А.А.Плешаков

- Энциклопедии, справочный материал, рефераты

- Тесты, лист самооценки, клей, карточка с домашним заданием.

В путешествиях можно многое узнать

И друзьям об этом потом рассказать.

Новая природная зона приглашает нас-

В экспедицию отправляется 4В класс.

Эта природная зона - волшебник такой.

Превращает мёртвый воздух – в живой!

Это дом. Огромный дом.

Места всем хватает в нём.

И бельчонку, и зайчонку,

И зубастому волчонку. ( Лес)

- Какую природную зону мы будем сегодня исследовать? Природную зону лесов.

- Назовите цели нашей экспедиции? Что мы должны узнать?

Маршрут: для исследовательской работы:

1.Место нахождения.

2.Климатические условия.

3 Растительный мир

.4 Животный мир.

5.Значение леса для человека.

В словаре русского языка С.И.Ожегова, слово лес толкуется так: множество деревьев, растущих на большом пространстве.

А у биологов такое толкование: лес -это сообщество растений из деревьев, кустарников, трав, мхов, лишайников и грибов.

Географы. Метеорологи. Зоологи. Ботаники. Экологи. Медики. Фармацевты. (косметологи)

Определим место нахождения природной зоны.

-Лесная зона находится южнее какой зоны? зоны тундры.

- На карте она обозначена каким цветом? зеленым цветом.. Зона лесов большей частью расположена на Восточноевропейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона – самая большая. Она занимает больше половины территории России. Нашу страну часто называют великой лесной державой. Четвертая часть лесных запасов планеты находится в нашей стране. Все леса объявлены национальным достоянием.

Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года,

- Какая зима и лето? холодная зима и теплое лето. К югу от тундры солнце поднимается гораздо выше и греет лучше. Поэтому лето здесь теплее и длиннее, а зима короче и мягче. Выпавший за зиму снег весной полностью тает и дает много влаги . Выпадает много осадков в течении года.

Верхний ярус составляют высокие деревья: это дубы, липы и др. Пониже: черемуха, боярышник. Ещё ниже растут кустарники: калина, орешник-лещина, малина, шиповник и др.- этот ярус называют подлеском. Затем идут ягодные кустарнички, травы и грибы.- лесная подстилка. Она имеет огромное значение- ежегодно удобряет почву, придает ей рыхлость, удерживает воду, предохраняя корни растений и нити грибниц от высыхания. В ней обитает многие животные: грызуны, , ежи, разнообразные жуки, муравьи, гадюки, лягушки. Лесная подстилка регулирует, и количество молодой поросли леса, не давая прорастать большому количеству семян.

Широколиственных лесов очень мало, их стараются сохранять. Еще в 18 веке по указу Петра 1 в Центральной России была запрещена вырубка дубовых рощ.

Богат животный мир лесной полосы. В лесу круглый год обилие кормов. Звери и птицы находят себе в лесу не только корм, но и укрытие. Одни животные растительноядные, другие любят полакомиться дичью, а третьи всеядные. Одни животные на зиму ложатся в спячку( ежи, медведи), другие делают на зиму запасы. Назовите животных, которые живут в зоне лесов? Благородный олень, великан исполин –лось, медведь, волк, лиса, рысь, заяц, белки полевки и огромное количество птиц.

- Наша экспедиция сегодня завершает свою работу, но изучение зоны лесов вы продолжите на следующем уроке. Вам предстоит узнать, какие проблемы леса возникают по вине человека, и какую значительную роль играет лес в жизни человека.

- С какой природной зоной мы познакомились сегодня? Зоной лесов

- Почему леса занимают такую огромную площадь? Теплое и продолжительное лето, достаточное количество света, тепла и влаги.

- Почему Россию называют страной лесов? Лесная полоса России занимает огромную часть, леса составляют наше главное богатство.

- Какие типы лесов встречаются на территории России? три типа

- Что нового вы узнали на уроке?

Давайте жить по этой пословице:

Много леса - не руби!

Мало леса - береги!

Нет леса - посади!

Составление синквейна.

Значение леса для человека.

-Дом для растений, животных, грибов

- место для отдыха человека

-источник древесины

-кормилец человека и животных

- поставщик кислорода

- лес-это красота

-воспитатель

- охотничьи угодья

-лекарственные растения и чистые родники

-Как нужно относиться к лесу, к природе в целом?

-Что необходимо делать? Брать под охрану редкие виды растений и животных, создавать заповедники, заказники, рационально использовать древесину, беречь от пожаров.

Лиственница. В сибирской тайге большие участки заняты лиственницей. Это- хвойное дерево, но не вечнозеленое. Каждую осень сбрасывает она свои листья- хвоинки, а весной распускает новые. Древесина у нее прочная, почти не подвергается гниению.

Кедр. Кедровые леса- гордость нашей страны. Кедр- дерево долговечное, растет несколько столетий и достигает высоты 40 м. Кедровые шишки крупные, а кедровые орехи очень вкусны и питательны.

Пихта - красивое и крепкое дерево. Шишки свои пихта располагает ближе к вершине. Созрев, шишки разбрасывают семена, но сами остаются на дереве. Растет пихта 200лет и толщина ее ствола может достигать до 2метров.

Японский журавль - редкий вид, находящийся под угрозой полного исчезновения, обитает на Дальнем Востоке и Японии. Гнездится в долинах рек с обилием стоячей мертвой растительности. Избегает присутствия человека. Ухаживания самца сопровождаются чередой протяжных мелодичных звуков и характерными танцами.

Утка-мандаринка занесена в Красную книгу, как редкий вид. Брачный наряд самца мандаринки выделяется ярким окрасом оперения. Мандаринку можно видеть сидящей на ветвях деревьев или на скалах. Разводят в парках как декоративную птицу.

Амурский тигр (уссурийский) один из самых малочисленных видов тигра, занесен в Красную книгу. Амурский тигр - властелин огромных территорий, площадь которых составляет 50км.кв. Несмотря на огромную силу и развитые органы чувств, тигр уделяет охоте много времени, поскольку успехом завершается одна из 10 попыток. Он активен ночью. Продолжительность жизни около 15 лет.

Бархат Амурский - очень древнее дерево ( произрастал до оледенения)- это живой памятник природы. Достигает до 28м в высоту, и до 120см в диаметре ствола, наружный слой дерева - бархатистый, состоит из слоя пробки. С лечебной целью используется кора, листья, плоды ( шаровидные костянки, несъедобные). Из коры производят техническую пробку. Древесина используется для изготовления мебели. Листья служат кормом для пятнистых оленей. Живет до 300лет.

Лимонник - ценное лекарственное растение. Как лекарственное сырьё используется как сама лиана, так и плод лимонника. Длина лианы в благоприятных условиях достигает до 15 м.

Маньчжурский орех - живет до 250 лет, высота достигает до 30м. Плод, напоминает грецкий орех, но мельче, овальной формы. Ядро ореха имеет малый размер, съедобно. Используется в России для озеленения городов. Древесина – для изготовления мебели. Ядро ореха- в кондитерской промышленности для получения высококачественного масла.

 

На этой странице читайти стихи «Лесной пожар» русского поэта Вадима Шефнера, написанные в 1940 году.

ЛЕСНОЙ ПОЖАР

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра.

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра.

 А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костёр

И, сыпля искры, посреди поляны

Багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зелёный лес вошёл.

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

И с грозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

Огонь настиг охотника - и, мучась,

Тот задыхался в огненном плену;

Он сам себе готовил эту участь,

И как искупит он свою вину?

"Стыдно перед соловушкой" В.А. Сухомлинский

Рассказ для детей

Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать.

Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.

Соловей перестал петь. Лида собрала остатки своей еды и хлебные крошки и положила в сумку.

- Зачем ты берёшь с собой этот мусор? - сказала Оля. - Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

- Стыдно... перед соловушкой,- тихо ответила Лида.

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Географы. Метеорологи. Учебник стр.86-89.

Где расположена зона лесов на территории России? (карта)  

Каким цветом она обозначена на карте?

Расскажите о природных условиях в зоне лесов. Какая зима? Какое лето? (количество осадков, влаги)

На какие зоны подразделяются лесные просторы с севера на юг?

10 опорных слов для рассказа:

Зоологи. Учебник стр.86-89,139-140

Перечислите птиц и животных, которые обитают в зоне лесов.

Как приспособились к жизни?

Чем они питаются?

Почему животные леса так разнообразны?

10 опорных слов для рассказа:

Ботаники. Учебник стр.86-89.

Какие природные условия лесных зон благоприятны для роста деревьев?

Какие растения есть в тайге?

Какие растения есть в смешанных и широколиственных лесах?

10 опорных слов для рассказа:

Медики. Фармацевты.

Почему лес – аптека? Для кого?

Как лечатся животные?

Как лечился человек в древние времена?

Какие лекарственные растения леса знаете?

Что можете рассказать о них?

Какие из них заготавливают в вашей семье?

Какие правила нужно соблюдать при сборе лекарственных трав?

10 опорных слов для рассказа:

Экологи.

Какую роль играет лес в жизни человека?

Использование ресурсов леса.

Причины экологических катастроф.

Правила сохранения лесных богатств.

Красная книга ХМАО.

10 опорных слов для рассказа:

Рефлексия.

Дополните предложение.

 Теперь я знаю, что…________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир. 3 класс. Конспект урока "Экосистема леса"

Дать понятие разнообразия леса,рассказать о многообразии растительного мира....

Конспект урока Жизнь леса

Конспект урока в 4 классе по оружающему миру по УМК "Планета знаний"...

Конспект урока "Животные леса"

Знакомство учащихся с изменениями в жизни животных с приходом весны......

Конспект урока "В лесу родилась ёлочка"

Конспект урока "В лесу родилась ёлочка"...

Конспект урока "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"

Конспект урока "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"...

конспект урока \'\'Значение лесов\'\',3 класс, УМК \'\'ПНШ\'\'

конспект урока ''Значение лесов'',3 класс, УМК ''ПНШ''...