Конспект урока " Среди лесов"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Конспект урока окружающего мира "Перспектива" 4 класс. Тема "Среди лесов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_puteshestviyah_mozhno_mnogoe_uznat.docx | 28.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира. «Перспектива»4класс.
Цель: Создание условий для формирования понятия «лесная зона».
Задачи урока:
Образовательные:
- Знакомить с особенностями зоны лесов России.
Развивающие:
- Создавать условия для развития умения ставить перед собой учебную задачу, умения контролировать и оценивать свою деятельность;
- Развивать мышление, воображение, внимание, речь.
Воспитательные:
- Создавать условия для воспитания культуры учебной деятельности, коммуникативной культуры учащихся при работе в группе, бережного отношения к природе.
Тип урока: Усвоение новых знаний/
Технологии:
- Проблемный диалог
- ИКТ
- Здоровьесберегающие
- Игровые
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- Интерес к изучению предмета;
- Осознание себя жителями планеты Земля, испытывают любовь к своей стране и чувство ответственности за сохранение ее природы;
- Осознание роли леса для жизни растений и животных.
- Эмоциональное отношение к изучаемому материалу;
- Первоначальный уровень рефлексии и адекватной самооценки;
- Оценка собственной деятельности на уроке;
- Самоопределение.
Предметные УУД:
- Применение знаний о природной зоне России, ее растительном и животном мире в новых ситуациях для решения практических задач;
- Принятие коллективного решения в процессе совместной деятельности;
- Овладение навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы;
- Наблюдение и фиксация явлений окружающего мира;
- Выделение характерных особенностей природных объектов.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- Принятие алгоритма выполнения учебной задачи;
- Целеполагание;
- Проведение аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
- Регулирование учебной деятельности, направленной на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы.
Познавательные УУД:
- Самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели, проблемы;
-Извлечение необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний об особенностях животного и растительного мира
лесной зоны и обсуждение полученных сведений;
- Соблюдение норм информационной избирательности, этики и этикета;
- Умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить высказывания;
-Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные УУД:
- Проявление интереса к общению и групповой работе;
- Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;
- Умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
- Управление поведением партнера, коррекция действий партнера.
Методы обучения:
- Проблемно-поисковые
- Практические
- Словесные
Формы организации познавательной деятельности:
- Групповая
- Фронтальная
- Индивидуальная
Оборудование:
Для учителя:
- Учебник для четвертого класса «Окружающий мир». Автор: А.А.Плешаков
- Компьютер, экран, мультимедийный проектор, диск с презентацией, карта природных зон
Для учащихся:
- Учебник для четвертого класса «Окружающий мир». Автор: А.А.Плешаков
- Энциклопедии, справочный материал, рефераты
- Тесты, лист самооценки, клей, карточка с домашним заданием.
В путешествиях можно многое узнать
И друзьям об этом потом рассказать.
Новая природная зона приглашает нас-
В экспедицию отправляется 4В класс.
Эта природная зона - волшебник такой.
Превращает мёртвый воздух – в живой!
Это дом. Огромный дом.
Места всем хватает в нём.
И бельчонку, и зайчонку,
И зубастому волчонку. ( Лес)
- Какую природную зону мы будем сегодня исследовать? Природную зону лесов.
- Назовите цели нашей экспедиции? Что мы должны узнать?
Маршрут: для исследовательской работы:
1.Место нахождения.
2.Климатические условия.
3 Растительный мир
.4 Животный мир.
5.Значение леса для человека.
В словаре русского языка С.И.Ожегова, слово лес толкуется так: множество деревьев, растущих на большом пространстве.
А у биологов такое толкование: лес -это сообщество растений из деревьев, кустарников, трав, мхов, лишайников и грибов.
Географы. Метеорологи. Зоологи. Ботаники. Экологи. Медики. Фармацевты. (косметологи)
Определим место нахождения природной зоны.
-Лесная зона находится южнее какой зоны? зоны тундры.
- На карте она обозначена каким цветом? зеленым цветом.. Зона лесов большей частью расположена на Восточноевропейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона – самая большая. Она занимает больше половины территории России. Нашу страну часто называют великой лесной державой. Четвертая часть лесных запасов планеты находится в нашей стране. Все леса объявлены национальным достоянием.
Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года,
- Какая зима и лето? холодная зима и теплое лето. К югу от тундры солнце поднимается гораздо выше и греет лучше. Поэтому лето здесь теплее и длиннее, а зима короче и мягче. Выпавший за зиму снег весной полностью тает и дает много влаги . Выпадает много осадков в течении года.
Верхний ярус составляют высокие деревья: это дубы, липы и др. Пониже: черемуха, боярышник. Ещё ниже растут кустарники: калина, орешник-лещина, малина, шиповник и др.- этот ярус называют подлеском. Затем идут ягодные кустарнички, травы и грибы.- лесная подстилка. Она имеет огромное значение- ежегодно удобряет почву, придает ей рыхлость, удерживает воду, предохраняя корни растений и нити грибниц от высыхания. В ней обитает многие животные: грызуны, , ежи, разнообразные жуки, муравьи, гадюки, лягушки. Лесная подстилка регулирует, и количество молодой поросли леса, не давая прорастать большому количеству семян.
Широколиственных лесов очень мало, их стараются сохранять. Еще в 18 веке по указу Петра 1 в Центральной России была запрещена вырубка дубовых рощ.
Богат животный мир лесной полосы. В лесу круглый год обилие кормов. Звери и птицы находят себе в лесу не только корм, но и укрытие. Одни животные растительноядные, другие любят полакомиться дичью, а третьи всеядные. Одни животные на зиму ложатся в спячку( ежи, медведи), другие делают на зиму запасы. Назовите животных, которые живут в зоне лесов? Благородный олень, великан исполин –лось, медведь, волк, лиса, рысь, заяц, белки полевки и огромное количество птиц.
- Наша экспедиция сегодня завершает свою работу, но изучение зоны лесов вы продолжите на следующем уроке. Вам предстоит узнать, какие проблемы леса возникают по вине человека, и какую значительную роль играет лес в жизни человека.
- С какой природной зоной мы познакомились сегодня? Зоной лесов
- Почему леса занимают такую огромную площадь? Теплое и продолжительное лето, достаточное количество света, тепла и влаги.
- Почему Россию называют страной лесов? Лесная полоса России занимает огромную часть, леса составляют наше главное богатство.
- Какие типы лесов встречаются на территории России? три типа
- Что нового вы узнали на уроке?
Давайте жить по этой пословице:
Много леса - не руби!
Мало леса - береги!
Нет леса - посади!
Составление синквейна.
Значение леса для человека.
-Дом для растений, животных, грибов
- место для отдыха человека
-источник древесины
-кормилец человека и животных
- поставщик кислорода
- лес-это красота
-воспитатель
- охотничьи угодья
-лекарственные растения и чистые родники
-Как нужно относиться к лесу, к природе в целом?
-Что необходимо делать? Брать под охрану редкие виды растений и животных, создавать заповедники, заказники, рационально использовать древесину, беречь от пожаров.
Лиственница. В сибирской тайге большие участки заняты лиственницей. Это- хвойное дерево, но не вечнозеленое. Каждую осень сбрасывает она свои листья- хвоинки, а весной распускает новые. Древесина у нее прочная, почти не подвергается гниению.
Кедр. Кедровые леса- гордость нашей страны. Кедр- дерево долговечное, растет несколько столетий и достигает высоты 40 м. Кедровые шишки крупные, а кедровые орехи очень вкусны и питательны.
Пихта - красивое и крепкое дерево. Шишки свои пихта располагает ближе к вершине. Созрев, шишки разбрасывают семена, но сами остаются на дереве. Растет пихта 200лет и толщина ее ствола может достигать до 2метров.
Японский журавль - редкий вид, находящийся под угрозой полного исчезновения, обитает на Дальнем Востоке и Японии. Гнездится в долинах рек с обилием стоячей мертвой растительности. Избегает присутствия человека. Ухаживания самца сопровождаются чередой протяжных мелодичных звуков и характерными танцами.
Утка-мандаринка занесена в Красную книгу, как редкий вид. Брачный наряд самца мандаринки выделяется ярким окрасом оперения. Мандаринку можно видеть сидящей на ветвях деревьев или на скалах. Разводят в парках как декоративную птицу.
Амурский тигр (уссурийский) один из самых малочисленных видов тигра, занесен в Красную книгу. Амурский тигр - властелин огромных территорий, площадь которых составляет 50км.кв. Несмотря на огромную силу и развитые органы чувств, тигр уделяет охоте много времени, поскольку успехом завершается одна из 10 попыток. Он активен ночью. Продолжительность жизни около 15 лет.
Бархат Амурский - очень древнее дерево ( произрастал до оледенения)- это живой памятник природы. Достигает до 28м в высоту, и до 120см в диаметре ствола, наружный слой дерева - бархатистый, состоит из слоя пробки. С лечебной целью используется кора, листья, плоды ( шаровидные костянки, несъедобные). Из коры производят техническую пробку. Древесина используется для изготовления мебели. Листья служат кормом для пятнистых оленей. Живет до 300лет.
Лимонник - ценное лекарственное растение. Как лекарственное сырьё используется как сама лиана, так и плод лимонника. Длина лианы в благоприятных условиях достигает до 15 м.
Маньчжурский орех - живет до 250 лет, высота достигает до 30м. Плод, напоминает грецкий орех, но мельче, овальной формы. Ядро ореха имеет малый размер, съедобно. Используется в России для озеленения городов. Древесина – для изготовления мебели. Ядро ореха- в кондитерской промышленности для получения высококачественного масла.
На этой странице читайти стихи «Лесной пожар» русского поэта Вадима Шефнера, написанные в 1940 году.
ЛЕСНОЙ ПОЖАР
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр
И, сыпля искры, посреди поляны
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес вошёл.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
И с грозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
Огонь настиг охотника - и, мучась,
Тот задыхался в огненном плену;
Он сам себе готовил эту участь,
И как искупит он свою вину?
"Стыдно перед соловушкой" В.А. Сухомлинский
Рассказ для детей
Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь. Лида собрала остатки своей еды и хлебные крошки и положила в сумку.
- Зачем ты берёшь с собой этот мусор? - сказала Оля. - Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
- Стыдно... перед соловушкой,- тихо ответила Лида.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Географы. Метеорологи. Учебник стр.86-89.
Где расположена зона лесов на территории России? (карта)
Каким цветом она обозначена на карте?
Расскажите о природных условиях в зоне лесов. Какая зима? Какое лето? (количество осадков, влаги)
На какие зоны подразделяются лесные просторы с севера на юг?
10 опорных слов для рассказа:
Зоологи. Учебник стр.86-89,139-140
Перечислите птиц и животных, которые обитают в зоне лесов.
Как приспособились к жизни?
Чем они питаются?
Почему животные леса так разнообразны?
10 опорных слов для рассказа:
Ботаники. Учебник стр.86-89.
Какие природные условия лесных зон благоприятны для роста деревьев?
Какие растения есть в тайге?
Какие растения есть в смешанных и широколиственных лесах?
10 опорных слов для рассказа:
Медики. Фармацевты.
Почему лес – аптека? Для кого?
Как лечатся животные?
Как лечился человек в древние времена?
Какие лекарственные растения леса знаете?
Что можете рассказать о них?
Какие из них заготавливают в вашей семье?
Какие правила нужно соблюдать при сборе лекарственных трав?
10 опорных слов для рассказа:
Экологи.
Какую роль играет лес в жизни человека?
Использование ресурсов леса.
Причины экологических катастроф.
Правила сохранения лесных богатств.
Красная книга ХМАО.
10 опорных слов для рассказа:
Рефлексия.
Дополните предложение.
Теперь я знаю, что…________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окружающий мир. 3 класс. Конспект урока "Экосистема леса"
Дать понятие разнообразия леса,рассказать о многообразии растительного мира....
Конспект урока Жизнь леса
Конспект урока в 4 классе по оружающему миру по УМК "Планета знаний"...
Конспект урока "Животные леса"
Знакомство учащихся с изменениями в жизни животных с приходом весны......
Конспект урока "Тундра. Леса России"
окружающий мир...
Конспект урока "В лесу родилась ёлочка"
Конспект урока "В лесу родилась ёлочка"...
Конспект урока "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"
Конспект урока "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"...
конспект урока \'\'Значение лесов\'\',3 класс, УМК \'\'ПНШ\'\'
конспект урока ''Значение лесов'',3 класс, УМК ''ПНШ''...