Конспект урока "Тундра. Леса России"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Волкова Анна Александровна

окружающий мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 21.10

Тема: Тундра. Леса России.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель: сформировать представление о природных зонах тундре и лесах; ознакомить с географическим положением этих природных зон, климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью человека.

Планируемые результаты: учащиеся научатся самостоятельно находить информацию в материалах учебника, делать обобщения, выводы; осуществлять совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач; действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, адекватно оценивать свои достижения; положительно относится к учению, к познавательной деятельности.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний

1.Тест: «природная зона арктических пустынь»

2. Взаимопроверка домашнего задания в рабочей тетради (работа в парах)

III. Самоопределение к деятельности:

Учитель: Сегодня мы отправляемся в очередное путешествие за знаниями. А куда, догадайтесь сами:  На все стороны путь:

                                 Ни лесочка, ни гор!

                                 Необъятная гладь!

                                 Необъятный простор!

Учащиеся: Степь, пустыня, тундра (в этих природных зонах похожий рельеф).

Учитель: Выберите из всех названных природных зон «лишнюю» на ваш взгляд.

Учащиеся: Тундра, так как в двух других можно проследить больше общих признаков.

А еще тундра потому, что те природные зоны мы уже изучили, а тундру еще нет.

Учитель: Послушайте стихотворение и скажите о какой природной зоне вы еще сегодня узнаете.

– Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

Учитель: Я думаю, что вы уже догадались, какой будет тема нашего урока. Сформулируйте её, пожалуйста.

Учащиеся: Природные зоны – тундра и лес.

Учитель: Я предлагаю вам  вспомнить, по какому плану мы будем изучать эти природные зоны(учебник с.71)

Учащиеся предлагают варианты:

1. Название, изображение н акарте

2. Особенности природы

3. Использование человеком

4. Экологические проблемы и охрана природы

IV. Открытие нового знания

Учитель: Слово «тундра» произошло от финского tunturi, которое означает «плоский безлесный холм», а другое значение этого слова «бесплодная или враждебная территория». Оправдывает ли это слово своё значение, мы узнаем позже. Представьте, что у меня в руках волшебный  цветик - семицветик. Я отрываю лепесток  и произношу:

Лети, лети лепесток.

Через Запад на Восток,

Через Север, через Юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

В тундре быть ты нам вели!

1. Использование приёма «инсерт»:

- Чтение с пометками  текста в учебнике на с.84-85

Учитель: «V» поставьте «v» (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете.

 «+»  поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым.

«?» поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

- А теперь расскажите друг другу, что нового вы узнали и о чем вы думали не так, как оказывается на самом деле.

- Что же вы узнали о расположении тундры и её климатических условиях?

 2.Работа с картой (дети показывают местонахождение тундры и поясняют её цветовую гамму)

3. Практическая работа с рисунками растений и животных. 

Учитель: Удалите рисунки и гербарии тех растений и  рисунки тех  животных, которые обитают в природных зонах, ранее изученных.

Всё что останется и будут представители флоры и фауны тундры.

Учитель: А теперь внимательно рассмотрите эти рисунки. Какие особенности вы заметили?

Учащиеся: Скудная растительность, в осном кустарниковые растения. Животные не похожи на обитателей других природных зон. У них более теплая шерсть. Много птиц и т.д.

    4.  Использование приёма «инсерт»:

- Чтение с пометками  текста в учебнике на с.88-89 (о растениях и животных тундры)

5. Фронтальная работа

Учитель: Как вы думаете, чем может быть полезна для человека природа тундры.

(ответы детей)

Учитель: Подтвердите или опровергните свои предположения материалами из учебника и оцените свои ответы.

V. Первичное закрепление.

(ответы на вопросы из учебника с.92-93)

VI. Физкультминутка

VII. Работа по теме урока

1. Работа по карте

Учитель: Найдите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?

  1. Где находится зона лесов относительно тундры?
  2. Какая у зоны лесов земная поверхность?
  3. Какая она в сравнении с другими природными зонами?

2.Рассказ учителя:

Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зелёным цветом. Это природная зона – самая большая. В этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга, она закрашена тёмно-зелёным цветом, ещё есть смешанные леса – тоже зелёный цвет, но светлее, и ещё одна часть – широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее. (Слайд №1 «Виды леса»)

– Как вы думаете, какие деревья буду расти в тайге?

– Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны (демонстрация картин «Тайга», «Непроходимая тайга»). Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.

– К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нём наряду с хвойными деревьями растут берёзы, осины, ольха. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.  (Слайд №1 «Виды леса»)

– Ближе к югу зоны становится ещё теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клён, ясень, вяз. Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.  (Слайд №1 «Виды леса»)

3. Работа по учебнику

Учитель: Прочитайте о разнообразии животного и растительного мира зоны лесов.

– Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь. Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полёвки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.

– О животном мире леса можно говорить бесконечно. Вот птицы, живущие в лесной полосе. Как много разных видов животных! А как прекрасен травяной покров, и какое разнообразие кустарников, сколько насекомых – жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!  (Слайд №3 «Виды леса»)

VIII. Закрепление

1. Фронтальная работа

– Какие три части можно выделить в лесной зоне? (Тайга, смешанный лес, широколиственный лес.) 

- Чем отличаются природные зоны друг от друга?

2.Самостоятельная работа в тетради

IX. Итог урока

- О каких природных зонах вы узнали сегодня на уроке?

- Что нового узнали о растениях и животных этих природных зон?

- Какую деятельность осуществляет человек?

- Как человек влияет на природу этих природных зон?

X.Рефлексия

- Что на уроке у вас получалось лучше всего?

- Кого из ребят хотелось бы поблагодарить за помощь?

- Над чем ещё надо поработать?

XI.Домашнее задание: прочитать еще раз текст учебника и составить по нему тестовые вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока окружающего мира"Леса России"

Тема «Леса России» входит в тему «Природа России». Данный урок является уроком изучения нового материала, связан с предыдущим урокам, а так же элементы данного урока являются темой следующего урока «...

Конспект урока окружающего мира "Леса России"

Материал рекомендуется использовать на уроке окружающего мира 4 класс по программе " Школа России"...

"Леса России" (конспект)

урок окружающего мира в 4 классе по программе Плешакова А.А....

Конспект урока по окружающему миру «Леса России» 4 класс

Данный урок составлен для учащихся 4 класса имеющих тяжелые нарушения речи....

Конспект урока по окружающему миру на тему "Леса России"

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о лесной зоне. Задачи: -обучающие: Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесо...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Леса России. Лес и человек».

Цель: сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека, ознакомить с экологическими проблемами, возникшими по вине человека.Задачи:- формирование у учащихся представления о лесной зо...