Конспект урока ОМ 4 класс Леса России
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Максюк Ольга Николаевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_lesa_rossii.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

             

            Тема: « Леса России».

Цели: сформировать у учащихся представление о лесной зоне; ознакомить с географическим положением зоны лесов,  c частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом; познакомить с растительным и животным миром; развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом – определителем, дополнительной литературой, гербарием.

Оборудование: презентация,  карточки, гербарий растений , карта, атлас-определитель,  компьютер, интерактивная доска.

  1. Организационный момент, сообщение темы урока.

Звучит запись «Голоса птиц»

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный  сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

(С. Погореловский)

- В этом стихотворении спрятаны тема и цель нашего путешествия. Как вы думаете в какую природную зону отправится наша экспедиция?

- Да, это так, тема, которую будет изучать наша экспедиция, - «Леса России».

- А что мы будем изучать?  ( Какие в лесу живут звери и птицы, какие растут растения).

-  Но об этом немного позже. Мы не можем отправляться в новую экспедицию, не приведя в систему знания, которыми обогатились в предыдущие путешествия.

  1. Проверка знаний и умений.

- По какой природной зоне мы путешествовали на предыдущем занятии? Покажите на карте.

а) Графический диктант.

+ - да     - нет

- Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей.

- Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето.

- В тундре зимой только полярная ночь, а летом – только полярный день.

- в тундре, как и в зоне арктический пустынь, нет коренного населения.

-Редкими животными тундры считают краснозобую казарку, сокола-сапсана, кречета стерха.

- Растения тундры высоко тянутся к солнцу.

- лишайник ягель растет быстро постоянно обновляя оленьи пастбища.

- Дикие северные олени обычно живут стадами.

- В тундре над поверхностью земли летает большое количество комаров и мошек.

Б) Игра «Мы поедем, мы помчимся…»

Выбираем номер вопроса и отвечаем на него.

1.Зона тундры расположена…

А) севернее арктических пустынь;

Б) южнее арктических пустынь.

2. Тундра расположена…

А) на равнинах;

Б) на возвышенностях;

В) в горах.

3.В тундре…

А)ярко выражены все 4 времени года;

Б) длинная, суровая зима и жаркое лето;

В) длинная, суровая зима и короткое прохладное лето.

4. Главное занятие населения тундры - …

А) высокие с мощными корнями и широкими листьями;

Б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями;

6. К тундровым растениям относятся:

А) верблюжья колючка, саксаул, кактус;

Б) кедр, осина ,пальма;

В) карликовая ива, мох-ягель, брусника.

7.В тундре обитают…

А) тюлени, моржи, киты;

Б) песцы, лемминги, волки;

В) верблюды, лошади , коровы.

8.УКАЖИ ВЕРНУЮ ЦЕПЬ ПИТАНИЯ.

А) растения---лемминги---полярные совы.

Б)растения---кречеты---волки.

9.Тундровый заповедник расположен…

А) на полуострове Ямал;

Б) на полуострове Таймыр;

В) на Кольском полуострове.

- Кто же хозяин тундры? На  ком передвигаются население тундры? (олень)

        В) Индивидуальный опрос.

- Расскажите, как человек использует тундру и перечислите её экологические проблемы.

3. Работа над новой темой.

Звучит первый куплет песни «Лесной марш»  (сл.П. Синявского,  муз. Ю. Чичкова.)

- Найдите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне , глядя на карту?

Рассказ учителя.

Лесная зона находится южнее тундры, на карте, она обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все 4  времени года, холодная зима и теплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно - Европейской и Западно – Сибирской равнинах, а также на Средне- Сибирском плоскогорье. Эта природная зона – самая большая. В ней три части: самая большая часть – тайга, она закрашена темно- зеленым цветом, ещё есть смешанные леса – тоже зеленый цвет, но  светлее и ещё одна часть – широколиственные леса, зеленый цвет ещё светлее.

- Теперь мы имеем представление о том, куда направляется наша экспедиция. Вы, наверное, заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более темным цветом. Это лесотундра -  плавный переход от тундры к лесам. Там климат становится мягче, появляются карликовые деревья.

А) Работа в группах.

- Сегодня мы будем работать в группах.

-Какие растения растут в тайге. В этом нам поможет разобраться  1-я группа – биологов.

- Что растет в смешанных и широколиственных лесах выяснит  2 – я группа – биологов. А 3 – я группа – зоологи изучат, кто живет в лесной зоне .У каждой группы есть карточка – помогайка с вопросами, на которые надо будет ответить. Для ответов используйте материалы учебника, атласа, атласа- определителя «От неба до земли».

Рассказ первой группы:

  1. Что называют тайгой?

Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны.

  1. Природные условия в этих лесах.

Зима в лесу холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья.

  1. Что объединяет растения этих лесов?

У хвойных деревьев листья – это хвоинки, они всегда зеленые.

  1. Какие растения растут в этих лесах?

В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.

-Ель – всем знакомая новогодняя елка. У нее хвоинки короткие, грубоватые, расположены поодиночке и густо покрывают ветки. Шишки продолговатой формы.

- Сосна – хвойное дерево, с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки длинные, сидят парами. Шишки имеют округлую форму.

- Пихта отличается от ели тем, что её хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

- Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывают иголки.

- Кедровая сосна – ее в народе называют  сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.

Рассказ второй группы.

                                       1.Расположение смешанных и широколиственных лесов.

К югу на смену тайге приходит смешанный лес. Ещё южнее раскинулись широколиственные леса.

                                       2.Природные условия в этих лесах.

Здесь зима гораздо мягче. Многолетней мерзлоты здесь нет. Эти условия более благоприятны для лиственных деревьев.

 3.Что объединяет растения этих лесов?

У лиственных деревьев листья, которые они сбрасывают на зиму.

                                      4.Какие растения растут в эти лесах?

В смешанных лесах как бы смешались хвойные и лиственные деревья. Наряду с хвойными растут березы, осины, ольха. У них мелкие листья. В широколиственных  дуб, липа, ясень, вяз. клен. У этих деревьев широкий лист.

- Спасибо, вам, ботаники, за проделанную работу.

- Березу можно узнать по коре, она белая, такой нет ни у одного дерева.

- Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветерка, можно увидеть весной пушистые сережки.

- Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи они имеют острый кончик.

-Дуб можно узнать по могучему стволу  и резным листьям, плодами дуба являются желуди.

- Липа- имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении распространяется чудесный аромат.

- Вяз- листья в основании кособокие, она половинка больше другой, плоды – крылатые орешки круглой формы.

-Ясень- листья состоят из 9 отдельных листочков, плоды крылатые капельки.

- Клен - остролистный с большими резными листьями, плоды крылатые.

 Прежде чем мы заслушаем наших зоологов, проведем физминутку.

                          Море волнуется раз, море волнуется два

                          Море волнуется три, лесная фигура замри.

Рассказ зоологов.

                               1.Какие птицы и животные водятся в лесной зоне?

Разнообразен животный мир лесной зоны:  здесь можно встретить кедровку, бурундука, летягу, соболя, благородного оленя, лося,  медведя, волка, лису, рысь, зайца, белку, полевку.

- Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.

- Белка – летяга – родственница белки , но меньше ее. Она умеет не только прыгать , но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками.

- Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. На ушах кисточки. Затаившись , поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

- Заяц – беляк – на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные. Шерсть становится густой.

-Соболь – хищник. Его основная добыча – грызуны. Предпочитает жить в темной глухой тайге.

-Бурундук -  похож на белку , но почти вдвое меньше ее. Хорошо заметный отличительный признак  бурундука – пять темных полосок вдоль спины. Питается кедровыми орехами, лазает по деревьям, живет в норе, зимой спит.

4. Закрепление новой темы.

А) Игра « Отдай мой плод».

Закрепим изученный материал, поиграем в игру. Необходимо деревьям правильно вернуть его плод.

Б) Игра «Узнай по описанию». Посмотрим, каких животных лесной полосы вы запомнили.

- Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.

- Белка – летяга – родственница белки , но меньше ее. Она умеет не только прыгать , но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками.

- Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. На ушах кисточки. Затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

Заяц – беляк – на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные. Шерсть становится - густой.

-Бурундук -  похож на белку , но почти вдвое меньше ее. Хорошо заметный отличительный признак  бурундука – пять темных полосок вдоль спины. Питается кедровыми орехами, лазает по деревьям, живет в норе, зимой спит.

-Соболь – хищник. Его основная добыча – грызуны. Предпочитает жить в темной глухой тайге. Когда-то они были многочисленны, но из-за красивого, дорогого меха их почти совсем уничтожили.

5. Итог.

- Какие три части можно выделить в лесной зоне?

Выставление оценок.

6.Д.З. Стр.98-105 пересказ.

                                 

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока окружающего мира"Леса России"

Тема «Леса России» входит в тему «Природа России». Данный урок является уроком изучения нового материала, связан с предыдущим урокам, а так же элементы данного урока являются темой следующего урока «...

Конспект урока окружающего мира "Леса России"

Материал рекомендуется использовать на уроке окружающего мира 4 класс по программе " Школа России"...

Деиметр. Конспект урока. 1 класс. Школа России

Конспект урока для 1 класса. Дети знакомятся с новой единицей измерения "Дециметр", при помощи мерки учатся измерять длину предметов. Пейдя по ссылке, можно скачать презентацию к уроку....

конспект урока 2 класс "Школа России" литературное чтение

конспект урока 2 класс "Школа России" тема: "Ермолаев Юрий Иванович "Два пирожны"" + задания, презентация и биография автора для учеников...

Конспект урока 4 класс ОРКСЭ "Россия - наша Родина"

ОРКСЭ "Россия - наша Родина" 4 класс...