Главные вкладки

    Проект урока "Что такое почва?"
    презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) на тему

    Урок -исследование

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_okruzhayushchiy_mir.docx37.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №32»

    Проект урока по теме : «Что такое почва»

    Окружающий мир 3 класс

     Выполнила:

     учитель начальных классов

    Ладилина Мария Валерьевна

    Н.Новгород

    2018 год

    Тип урока:

    Урок-исследование

    Авторы УМК:

    А.А.Плешаков. УМК "Школа России"

    Цели урока:

    Формирование представлений о почве, её составе и свойствах

    Задачи урока:

    1.Выявить основные свойства почвы.

    2.В процессе опытов установить состав почвы.

    3.Определить понятие "плодородие почвы"

    4.Развивать наблюдательность, мышление, умение анализировать, делать выводы.

    Развитие познавательных логических УУД анализа и обобщения на основе самостоятельного открытия учащимися новых знаний о составе почвы

    Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные)

    Личностные УУД.

    - развивать познавательный интерес;  

    - воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.

    Метапредметные  задачи.

    1.ПознавательныеУУД:

    - формировать умение работать с демонстрационным материалом, проводить опыты.

    - формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, делать выводы, представлять информацию в виде таблицы;

    - развивать умения работы с научным текстом;

    2. Регулятивные УУД:

    — формировать умение концентрировать внимание

    — формировать умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять опыты

    3. Коммуникативные УУД:

    - формировать умение работать в паре

    - формировать умения представлять результат своей деятельности

    - формировать умения высказывать свое мнение и доказывать свою точку зрения.

    Предметные

    - формировать понятия «почва», «перегной», «плодородие»

    - формировать представления учащихся о составе почвы

    - выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой

    Методы обучения

    Словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.

    Формы организации познавательной деятельности

    Фронтальная, групповая, индивидуальная.

    Оборудование:

    Учебник: А.А.Плешаков "Окружающий мир 3 класс. Часть 1", М.: Просвещение, 2013.    

    Почва на тарелочках, прозрачные стаканы с водой, палочки, салфетки бумажные, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель.  Компьютер, медиапроектор, презентация.

    Лист исследователя

    Образовательные ресурсы

    Презентация 

    Фрагмент календарно-тематического планирования по изучаемой теме (название раздела, конкретная тема урока, № урока по теме)

    План урока с хронометражем

    1. Мотивация к учебной деятельности. - 1 мин.
    2. Актуализация опорных знаний. - 4 мин.
    3. Постановка учебной задачи. - 4 мин.
    4. Открытие учащимися новых знаний через практическую работу. - 24 мин.
    5. Рефлексия учебной деятельности. -4 мин.
    6. Итог урока. Домашнее задание. - 3 мин.

    Этап урока, его цели.

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формируемые УУД

    1.

    Мотивация к учебной деятельности.

    (Организационный момент)

    Цель:

    Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

    Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие, Мотивирует учащихся на работу

    Приветствуют учителя

    Личностные:

    выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

    Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

    2.

    Актуализация опорных знаний

    Цель:

    А) Подготовить учащихся к объяснению нового знания

    Слайд 1.

    - Ребята, на прошлом уроке мы с вами рассматривали глобус. Давайте вспомним, как  называют нашу планету и почему?

    Действительно, суша занимает лишь 1/3 поверхности земли. Посмотрите, как это мало.

     - А что же такое "земля"?  

    В толковом словаре русского языка слово Земля обозначает третью от солнца планету, сушу  и почву – верхний слой коры нашей планеты.

    - Нашу планету называют голубой, потому что из космоса кажется, что вся её поверхность голубой океан.

    Анализируют, формулируют выводы наблюдений.

    Высказывают предположения.

    Познавательные:

    осознанное и произвольное построение речевого высказывания

    Регулятивные: уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

    Коммуникативные:  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

    3.

    Постановка учебной задачи.

    Цель:

    А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель.

    Б) Согласовать цель и тему урока.

    - Посмотрите на оборудование и материалы, которые приготовлены к сегодняшнему уроку и ответьте, пожалуйста, на вопрос: "О каком же из этих понятий "Земли" мы будем говорить сегодня на уроке? (Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи.

    Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока.)

    Да, сегодня на уроке мы будем выяснять, что же такое почва?

    Слайд 2.

    Посмотрите на слайд. Что вы видите?

    Слайд 3.

    Какое значение она имеет для растений и животных? Какие животные живут в почве?

    Работа по учебнику.

    - Найдите в тексте учебника, что такое почва (стр. 64 )

    - Животные тоже принимают участие в образовании почвы. Они рыхлят почву, смешивают ее с полусгнившими частями растений, а когда гибнут, то сами становятся её частицами.

    Отвечают на вопрос, высказывают свои мнения и предположения

    Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

    Уточняют и расширяют свои знания о почве.

    Работают по учебнику

    - Почва – это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.

    Познавательные: постановка и формулирование проблемы -

    Почему не всякая почва является местом обитания живых организмов

     

    Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям,

    доказательствам

     

    Регулятивные:

    ставим цель и задачи

     

     

    4.

    Открытие учащимися новых знаний через

    практическую работу

    Цель:

    Дать возможность определить состав почвы

     

     (в ходе работы на экране появляются комментарии к опытам:  их описание, фотографии, выводы)

     

    Слайд 4.

    - Как вы думаете, что имеют в виду, когда говорят «плодородный слой»?

    - Чтобы узнать, что растения получают из почвы, предлагаю изучить её состав и провести некоторые опыты и наблюдения.

    Наша научная лаборатория начинает работу. Работать мы будем по группам (2 чел.). У каждой группы на столе оборудование и листы наблюдений. Давайте сформулируем цель нашей работы.

    Слайд 5.

    Давайте запишем её в лист наблюдений.

    Теперь запишем оборудование, которое мы будем использовать.

    Слайд 6.

     Опыт 1.

    Бросим комочек сухой почвы в воду.

    - Его вы можете провести сами.

    Что вы видите?

    Как объяснить появление пузырьков воздуха в воде?

    В первый столбик мы запишем, что делали и что наблюдали, а в третий столбик - выводы)

    (на слайде появляется запись)

     Опыт 2.  

    - Я положила почву в металлическую тарелочку, нагрею почву над пламенем горелки, а над почвой буду держать стекло.

    Пока почва нагревается записываем в первый столбик, что мы делаем.

    Слайд 7. (Появляется описание опыта)

    А чем объяснить, что стекло сначала становится влажным, а потом на нем появляются капельки воды?

    Водяной пар поднимается вверх, встречает на своем пути холодное стекло, охлаждается и превращается в мельчайшие капельки воды.

    (на экране изображение опыта и вывод)

    Опыт 3.

    - Мы продолжим нагревать почву.

    Что вы видите и чувствуете?

    Как вы думаете, что это пахнет?

    Это сгорает часть почвы, которая состоит из перегнивающих остатков растений и мелких животных. Это составная часть почвы – перегной.

    Опыт 4.

     - Я опустила почву в стакан с водой. Тщательно её размешала и дала отстояться.

    -Что мы видим?

    Пока вода отстаивается проведём ещё один опыт.

    Слайд 8.

    Опыт 5.

    Возьмём стакан с землёй из опыта 1. Профильтруем воду. С помощью пипетки я возьму несколько капель этой воды и помещу на предметное стекло. Я буду нагревать стекло над огнем горелки.

    Вода испарилась и что мы видим на стекле?

    Это минеральные соли, которые растворились в воде. Перегной под действием бактерий, которые живут в почве, постепенно превращается в соли. Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее.

    Делаем вывод: что входит в состав почвы?

     

      

    - Видимо то, что этот слой содержит вещества, которые необходимы для роста и развития растений.

    - Почва – темного цвета.

    - Определить состав почвы.

    Списывают со слайда цель работы и оборудование.

    Опускают в стакан с водой комочек почвы

    ·Наблюдают, что происходит:

    Из почвы выходят пузырьки воздуха.

    ·Делают вывод:

    Этот опыт показывает, что в состав почвы входит воздух

    (делают записи в листах наблюдений)

    - Это вода, которая содержится в почве и при нагревании испаряется.

    - Этот опыт показывает, что в почве присутствует вода

    (делают записи в листах наблюдений)

     

     

    Видим дым и чувствуем неприятный запах.

    Это сгорают остатки листьев и корней, веточек

    (делают записи в листах наблюдений)

    На дно осел песок, камешки, вода окрасилась в красно-коричневый цвет. После того, как вода отстоялась, песок покрылся слоем красно-коричневой глины.

    (делают записи в листах наблюдений)

    На стекле остался тонкий белый налет.

    (делают записи в листах наблюдений)

    В состав почвы входят: воздух, вода, перегной (остатки растений и животных), песок, глина, мелкие камушки, минеральные соли.

    (делают записи в листах наблюдений)

    Личностные:

    Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

    Регулятивные:

    Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном)

    Коммуникативные:

    Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.

    Познавательные: синтез, анализ, сравнение и обобщение.

     

     

     

    5.

    Рефлексия учебной деятельности.

    Цель: показать значение почвы для живых организмов. Организует беседу, помогает сделать вывод

    Вернёмся к началу урока. Слайд 9. Смогли мы ответить на вопросы?  

    -Что имеют в виду, когда говорят "плодородный слой"?

     - "Что же получают растения из почвы?"

    Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение.

    Уточняют свои знания по данному вопросу.

    Остатки погибших растений и животных перерабатывают бактерии и насекомые, которые находятся в почве. Так почва постоянно пополняется перегноем и минеральными солями. Это настоящая кладовая питательных веществ для растений. Корни растений дышат воздухом, который содержится в почве, всасывают из почвы растворённые водой минеральные соли.

    Познавательные:

    Классификация объектов.

    Регулятивные: Осуществление итогового контроля, оценивание результатов деятельности.

    Коммуникативные: проявление активности в деятельности, умение оформлять мысли в устной форме.

    Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).

    6.

    Итог урока. Домашнее задание

    Цель:

    А) Зафиксировать новое содержание урока.

    Б) Оценить результаты учебной деятельности.

    В) Согласовать домашнее задание.

    - Почва – важнейшее богатство страны и поэтому земледельцы заботятся о повышении ее плодородия и охраняют ее.

    Слайд 10. Дома вы выполните задания для домашней работы на с.67, прочитаете статью о В.В.Докучаеве на "Страничке для любознательных" и подготовите ответ на вопрос:

    - Как люди заботятся о почве? (Запишем его в тетрадь)

    Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению.

    Лист исследователя


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект "Что такое сказка?"

    Проект, раскрывающий понятие "сказка"....

    проект "Вот так часы"

    Данный проект является интегрированным и осуществляется в форме исследовательской работы.Целью данного проекта является: воспитание познавательной активности на основе развития детской любознательност...

    Проект Что такое снежинки_?

    В этом проекте дети наблюдают за кроасотой снежинок и учатся выполнять поделки снежинок в разных техниках...

    Журнал к проекту "Что такое НОВЫЙ ГОД?"

    Усачёв Андрей  Новый год слетает с неба?  Или из лесу идёт?  Или из сугроба снега  К нам приходит новый год?   Он, наверно, жил снежинкой...

    Социальный проект "Есть такая профессия - Родину защищать"

    Большинство нынешних молодых людей не имеют гражданской позиции. Юноши должны уважать свое государство и идти на его защиту. Понимать, что служба в армии — не повинность, не тяжкое бремя,...

    Проект" Что такое дискуссия?"

    Что такое дискуссия? Как правильно её проводить?...

    Проект :"Что такое дискуссия?"

    Что такое дискуссия? Как правильно её проводить?...