"Жизнь экосистемы"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Панфилова Кристина Эдуардовна

технологическая карта  урока окружающего мира во втором классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekosistemy.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО – Панфилова Кристина Эдуардовна,

Должность – Учитель начальных классов,

Организация – МАОУ СОШ №3,

город – Новый Уренгой

Класс: 2

Программа: «Школа 2100»

Учебник: Вахрушев А.А., 2 класс, 2 часть

Тема: Экологические системы

Цель: организовать деятельность обучающихся по изучению темы «Экологические системы»

Задачи:

Обучающая: создать условия для успешного усвоения понятий «экосистема», «почва», «сообщество», «место обитания»; показать особую роль живых организмов на Земле и их функционирование;

Развивающая: способствовать развитию мыслительных процессов обучающихся, познавательных и коммуникативных навыков;

Воспитательная: создать условия для воспитания умения анализировать возникшую проблему сообща, коллективно приходить к решению; бережного отношения к природе.

Технология: технология проблемного обучения

Методы технологии: диалог, исследование, монолог, рассуждение, наглядный

Тип урока: изучение нового материала

Виды деятельности: групповая работа, коллективная дискуссия, фронтальная беседа

Средства обучения: наглядно-зрительные пособия

Учебные материалы: карточки с терминами, учебник – тетрадь.


Ход урока

Этап

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Результат совместной деятельности

1.Оргмомент

Подготовить учащихся к работе на уроке

– Скажи дружок, ты готов начать урок?

Есть порядок на столе?

Есть порядок в голове?

Чтобы уметь знания

Нужно терпение и старания!

Садитесь.

 

Школьники настраиваются на работу и проверяют готовность к уроку.

Дети садятся на свои места.

Дети настроены на работу; мотивированы к изучению нового материала.

2.Актуализация знаний и постановка проблемы.

Вспомнить ранее изученное, выявить места и причины затруднения.

Определить проблему, требующую разрешения.

- Ребята, скажите, из чего состоят все предметы?

- Какие природные богатства вы знаете?

- чем отличаются живые организмы от неживых предметов? Животные от растений?

- Кого из них можно назвать «кормильцами», «едоками» и «мусорщиками»?

- Расскажите, как нужно ухаживать за домашними животными и культурными растениями?

- Хорошо, а как же тогда дикие животные и растения, которые живут сами по себе? Нужна ли им помощь человека?

- Давайте разберемся!

- Из веществ

Природные ресурсы, полезные ископаемые, растительный и животный мир, солнечный свет и воздух.

Организмы живые, они дышат, движутся, кушают, а неживые предметы, созданы человеком, они не дышат. Животные питаются растениями. Возможны другие варианты ответов.

Растения – это «кормильцы», животные – «едоки», а «мусорщики» - это различные микробы, черви, грибы ит.д.

Во фронтальной беседе дети рассказывают: нужно их кормить, растения полевать, полоть, за животными следить, мыть и т.д.

Варианты ответов обучающихся: нужна, т.к. люди охраняют вымирающих животных, садят леса. НЕ НУЖНА, т.к. это такие животные и растения, которые приспособились к самостоятельной жизни, без помощи человека.

Актуализирован субъектный опыт учащихся.

Дети демонстрируют то, как они усвоили знания на прошлом уроке.

В ходе фронтальной беседы учитель задает вопросы, при которых возникла спорная ситуация, а, следовательно, проблема, которую нужно решить в течение урока.

3.Выдвижение и проверка гипотез. Решение учебной задачи.

Поддержать у учащихся активность, интерес, созданные во время этапа урока; поддержать усилие обучающихся по отслеживаниют у них собственного понимания; способство-вать получению самими детьми информации, ее осмыслению, соотнесениюс уже имеющимися знаниями.

- Представьте себе такую ситуацию: растениям надоело, что их поедают животные. Они решили жить отдельно от животных. Что из этого получилось?

- Что нам следует знать, чтобы ответить на данный вопрос?

Учитель записывают возникшие вопросы – предположения на доску, помогает детям, руководит, задавая дополнительные вопросы.

- Откройте стр. учебника…(35). Прочитаем задание №1

- Какие варианты решения?

- Запишите правильные ответы.

- А что будет, если их переселить?

- Значит, как называется дом каждого этого существа, если он там обитает?

- Прочитаем, правильно ли мы выполнили задание!

- Правильно ответили на первый вопрос?(вопрос на доске)

- Прочитайте еще раз заголовок текста! Как вы понимаете это слово? Экологические системы или экосистема - это и есть тема нашего урока. (тема на доске)

- Анализируя прочитанный текст, скажите, что нужно живым организмам для жизни?

- Ответили мы на второй вопрос?

- Переверните страницу учебника, посмотрите рисунки в №2. Ваша задача определить, как связаны друг с другом эти животные и растения? И разобраться, кто от кого зависит!

- Посмотрите на третий вопрос (Могут ли растения жить без животных, а животные без растений). Правильно ли мы ответили на него, узнаем, прочитав текст после №2.

- Правильно мы ответили на вопрос?

- Что такое экосистема? Прочитайте определение в учебнике.

Варианты ответов детей: это невозможно, погибнут и те и другие, растения будут жить лучше, чем с животными и т.д.

Дети делают предположения: как называется то место, где живут различные растения и животные? Что нужно живым организмам для жизни? Могут ли жить растения без животных и животные без растений? Каковы функции растений и животных? Живет ли кто- нибудь еще вместе с животными и растениями?

Читает один ученик вслух: подпиши, где живут белка, одуванчик, осьминог, кувшинка. Что будет, если их переселить?

Обучающиеся из собственного опыта делают выводы, что белка живет в лесу, одуванчик- луг, осьминог- море, кувшинка- озеро. Эти варианты обсуждаются и записываются в учебник – тетрадь.

- Они могут погибнуть.

Место обитания.

Читают самостоятельно для себя.

Да

- Экосистема.

Это система, в которой живые организмы чувствуют себя как дома и др.

Место обитания (дом), тепло, свет, защиту от врагов достаток пищи и воды.

- Да.

Дятел лечит деревья, добывая из них вредных насекомых, гусеница поедает листья деревьев, пчела питается нектаром цветков, птица семенами деревьев и растений. Если не будет хоть одного этого компонента, то второй тоже может погибнуть.

Читают

- Да.

Сначала дети называют свои предположения, затем читают определение в учебнике.

Для решения поставленной проблемы, дети под руководством учителя выдвинули вопросы, на которые нужно ответить для решения возникшей проблемы. Т.е. дети с помощью учителя сформулировали познавательную цель.

Выполнив задание №1, ответили на первый поставленный вопрос, затем проверили по тексту параграфа.

Вывели тему урока.

Изучив текст по новой теме, обучающиеся нашли ответ на второй, поставленный в начале урока, вопрос.

Нашли ответ на третий вопрос и дали определение экосистеме.

4.Моделирование выведенного правила. Работа в команде (1,2, 3 ряды)

Создать условия для целостного осмысления, обобщения полученной информации; присвоения нового знания, нового материала; формировать у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. Определить формы деятельности для разрешения проблемы (групповая)

- Ребята, посмотрите на 4 вопрос (каковы функции растений и животных?) ответ на этот вопрос вы будете искать, объединившись в команды.

У всех живых организмов есть свои профессии. Растения – это «кормильцы», животные – «едоки», а различные микробы, черви, грибы и т.д. - это «мусорщики».

Команда 1- го ряда будут «кормилицы». Они изучают текст на стр…(36) и ищут ответ на 4-ый вопрос. Команда 2-го ряда будут «едоки». Они изучают текст на стр…(37), первый абзац, ищут ответ на 4-ый вопрос. Команда 3-го ряда будут исследователями «мусорщиков». Они изучают текст на стр…(37) 2-ой и 3-ий абзац и ищут ответ на 4-ый вопрос. Рассматривайте иллюстрации. Ваша задача изучить функции и затем рассказать их классу.

Учитель в ходе рассказа ученика, помогает ему, чтобы у остальных ребят класса сложилось верное понимание материала.

- Ребята, а на пятый можем ответить? (Живет ли кто- нибудь еще вместе с животными и растениями?)

- У «мусорщиков» есть еще одна важная функция. Они помогают перерабатывать остатки растений и животных. Эти переработанные остатки придают почве плодородие верхнему слою земли, который называется почвой. (термин вывешивается на доску).

- Скажите, зачем нам нужна почва?

- Составим пищевую цепь! Что это?

- Кто питается «кормильцами»? Значит куда пойдет стрелка?

- Кто питается «едоками»? Значит куда пойдет стрелка?

- А может ли стрелка пойти от «кормильцев» к «мусорщикам»? Почему?

- От «мусорщиков» куда пойдет стрелка?

На доске появляется схема:

- Молодцы ребята! А сейчас самостоятельно выполните № 6 на стр…(38) аналогично этому.

- Почему за дикими животными и растениями не надо ухаживать?

Слушают учителя.

Объединились в команду, читают и изучают текст.

Затем по одному человеку от команды представляют свой рассказ, команда помогает, дополняет.

- Да, вместе с растениями и животными живут грибы, микробы, черви, бактерии.

Слушают рассказ учителя.

Если почва плодородна, то на ней хорошо растут растения.

- Это значит, кто и кем питается, кто с кем взаимосвязан.

«Едоки», стрелка пойдет от «кормильцев» к «едокам».

«Мусорщики», стрелка пойдет от «едоков» к «мусорщикам».

Нет, т.к. «едоками» питаются «мусорщики», т. е. их остатками. Да, т.к. «кормильцы» тоже отмирают и их остатки нужно перерабатывать, например, листья осенью опадают. Их перерабатывают «мусорщики».

К «кормильцам». Т.к. «мусорщики» дают плодородную почву для благоприятного развития растений.

Обучающиеся по аналогии выполняют №6 в учебнике – тетради, т.е. данную схему перенесли .

Т.к. они самостоятельно приспособились к жизни, у них своя экосистема, которая не требует вмешательства человека.

С помощью работы в команде обучающиеся изучили функции «кормильцев», «едоков», «мусорщиков», следовательно, ответили на 4-ый вопрос и на 5-ый.

Изучили понятие «почва», составили пищевую цепь из «кормильцев», «едоков» и «мусорщиков». Возникла проблемная ситуация, дети нашли ее решение под руководством учителя.

Закрепили знания о круговороте минеральных и органических веществ и пищевых связей.

Нашли ответ на проблему, поставленную в начале урока.

7. Этап формирования представлений у учащихся о домашнем задании.

Обеспечить понимание учащимися цели, содержание и способов выполнения домашнего задания.

- Откройте дневники и запишите домашнее задание:

Стр. 35-38 пересказ, стр. 36, №2, стр. 38, № 5 , №4 по желанию кроссворд.

-Откройте заданные страницы, текст на этих картинках нужно знать, т.е. уметь его пересказать, объяснить и привести примеры из заданий. Посмотрите №2, (Ваня), прочитай задание вслух. Ваша задача вписать в клеточки недостающие буквы. У вас должны получиться слова, которые указывают на то, что необходимо растениям для жизни.

№5, вам нужно вписать одно слово. Это слово есть в кроссворде.

- №4 по желанию. Выполняете простым карандашом.

Дети записывают домашнее задание:

Дети анализируют домашнее задание, задают вопросы, если что – то вызвало непонимание.

Обеспечено понимание детьми домашнего задания

5. Итог урока, рефлексия

Сформулиро-вать совместно с учащимися итог урока.

- Что такое экосистема?

- Везде ли могут жить дикие животные и растения?

- Что такое почва? Сообщество?

- Молодцы! Спасибо за урок! Вы сегодня очень плодотворно поработали!

Это совместно обитающие живые организмы и участок земли, на котором они чувствуют себя как дома.

Нет, т.к. у каждого свое место обитания.

Почва- это верхний плодородный слой земли. Сообщество – это совместно обитающие живые организмы.

Учащиеся  самостоятельно подвели итог под руководством учителя.


Список использованной литературы

  1.  Учебник «Окружающий мир. Наша планета Земля» Вахрушев А.А., 2 класс, 2 часть.
  2. Рабочая тетрадь «Окружающий мир. Наша планета Земля» Вахрушев А.А., 2 класс, 2 часть.
  3. Книги серии “Отличная энциклопедия” от издательства АСТ- “Хочу всё знать” Дмитрий Кошевар


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Жизнь экосистемы" (с элементами здоровьесберегающих технологий) 3 класс

Урок окружающего мира в 3классе по программе ОС "Школа 2100"...

Урок окружающий мир 3 класс Тема:Жизнь экосистемы.

Цель уроканаправлена на то чтобы учащиеся  научились1)        понять, что экосистема обладает всеми элементами, свойственными биосфере, и что в экосистеме проис...

Урок окружающий мир 3 класс Тема: Жизнь экосистемы.

Цельурока 1)        понять, что экосистема обладает всеми элементами, свойственными биосфере, и что в экосистеме происходит круговорот веществ.2)...

Конспект урока по окружающему миру "Жизнь экосистемы".

Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС ....

Жизнь экосистемы

Жизнь экосистемы...

Экосистемы. Жизнь в горах.

методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе ОС Школа 2100...