Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "У Черного моря"
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) на тему

Челебова Наида Тагировна

Цели:    сформировать у учащихся представление о субтропической зоне     Черноморского побережья Кавказа; познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_okr.miru_.docx30.21 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  общеобразовательное учреждение

средняя  общеобразовательная школа №152

Конспект урока по окружающему миру

в 4 классе  «У черного моря» с использованием технологий деятельностного подхода

                                      Подготовила учитель начальных классов

                                     Челебова Наида Тагировна

 

Санкт Петербург 2017

Тема урока: У черного   моря

Цели:    сформировать у учащихся представление о субтропической зоне     Черноморского побережья Кавказа; познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей.

Формируемые УУД: познавательные -  осознавать познавательную задачу, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, выявлять известное и неизвестное; коммуникативные – участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные - действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые  коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные-поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Оборудование:  электронное приложение к учебнику, карта природных зон,

Карточка  «Исправь ошибки в тексте», «Я познаю мир. Растения», «Я познаю мир. Животные», «Зеленые страницы», гербарий.

Ход урока

1.Организационный момент

2.Актуализация опорных знаний

1.Работа с картой

                             В ней песков большие груды-

         Называются «барханы»,

        И по ним идут верблюды,

        Растянувшись караваном.

-О  чем загадка?    (О пустыне)

Прощаться с пустыней не будем спешить-

О ней мы будем сейчас говорить.

Пустынь в России немного у нас,

О географическом положении пустыни

Послушаем рассказ.

(Отвечает ученик с показом на карте)   (Слайд 1)

Игра « Узнай меня»

1. Что за чудо! Вот так чудо!  

    Сверху - блюдо, снизу - блюдо.

    Ходит чудо по дороге -

    Голова торчит, да ноги.

                            (Черепаха)

2. Вьется веревка,  

    На конце — головка.                            

                              (Змея.)

3. Я из отряда лисиц, небольшая на вид, но уши большие.

                                                                            (Лисичка-корсак.)

 

4. Я — священное животное Древнего Египта.

  Перекатываю шарики, в которых запас корма для моего потомства.

                                                                                                    (Жук-скарабей.)

 

5. Я - травянистое растение, моя задача - удерживать пески.

                                                                                              (Колосняк)

6.Я – песчаный холм, и зовут меня…

                                                (Бархан)

 3.Самоопределение к деятельности

 -Сегодня мы отправимся туда,

Где много солнца и теплая морская вода,

Субтропики России раскроют тайны нам,

Узнаем, что за звери обитают там,

Какие растения там растут,

Почему так природную зону зовут.

-Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

-Что мы будем делать для достижения этой цели?

(Учитель записывает вопросы на доске).

4.Открытие нового знания

- В этом учебном году мы с вами много путешествовали по природным зонам, где справлялись с труднейшими заданиями. Сегодня нам предстоит совершить ещё одно увлекательное путешествие. Это путешествие на Черноморское побережье. Во время путешествия мы с вами услышим и увидим много интересного о природе, растительном и животном мире этого удивительного края.

1. Работа с картой. (Слайд3)

- Обратимся к помощнице – карте. Что она нам расскажет?

Эта удивительная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны – Кавказские горы, а с другой – Чёрное море.

В расположении зоны кроется секрет её удивительного климата и природы. Солнце за лето нагревает море. А затем море отдаёт побережье зимой тёплый воздух. Кавказские горы находятся близко, они высокие и молодые, Они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и тёплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается горами.

Что обозначает слово “субтропики”?

В переводе с латинского приставка «суб-» значит «под». Это территория под тропиками. Субтропики – области, лежащие к северу и югу от тропиков, по климату приближающиеся к жаркому, тропическому поясу. Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на черноморском побережье, - лишь её маленькая часть.

2. Организация работы в группах

- А теперь продолжим изучать природную зону. В работу включаются все научные группы: ботаники, зоологи, экологи.

Для подготовки выступлений вы разбиты на 3 группы. Каждая группа подготовит свое сообщение, связанное с нашей темой.

 Ботаники, пользуясь  учебником, энциклопедиями, «Я познаю мир», «Растения», «Зеленые страницы», готовят рассказ о растениях субтропиков.

Зоологи пользуясь  учебником, энциклопедиями, «Я познаю мир», «Животные», о готовят рассказ  о животном мире субтропиков.

Экологи, пользуясь  учебником , готовят рассказ  об экологии зоны.

5. Первичное закрепление

Сообщения учащихся

Рассказ ботаников. ( Слайд 4-6)

  Благоприятные условия  - тепло и влага - дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями. Это дуб, бук, каштан. Бук достигает высоты 25-40 м, его ствол ровный, листья имеют форму продолговатого эллипса, плоды-орехи, но их нельзя есть. Бук живет до 500 лет. Каштан-дерево-долгожитель, может жить  до тысячи  лет, его высота достигает 35 м. Листья у него продолговатые с острыми зубчиками. Плоды – орехи - употребляют в пищу. Растения, привезенные из разных  стран: кипарисы, магнолии, пальмы. На Черноморском побережье растет много фруктовых деревьев: персики, абрикосы, инжир, грецкие орехи.

Рассказ зоологов. (Слайды 7-9)

  Богат и разнообразен животный мир Черноморского  побережья Кавказа. В лесах обитают медведи, косули, кабаны жадно поедают плоды каштанов, орехи, желуди; есть барсы шакалы, цикады, питающиеся соком растений. Хищный богомол питается    

мелкими насекомыми.  Встречаются красоты бабочки, такие, как олеандровый бражник. К животным суши  также относятся  ящерицы и змеи.

В море  добывают  себе  пищу разные птицы-чайки ,бакланы. Удивительны и морские обитатели:  медузы, крабы, коньки, иглы, дельфины.

Рассказ экологов. (Слайды 10-12)

  Берег  Черного моря – это место, куда приезжают тысячи людей со всех уголков России. Но, к сожалению, и здесь возникли экологические проблемы: сточные воды, и бытовой мусор загрязняют море. Человек  бывает безжалостен к природе: бросает мусор на побережье, обламывает ветки деревьев и кустов, ловит жуков, бабочек, уничтожает  крабов и медуз. Из-за  такого  небрежного отношения к природе стали редкими жужелица кавказская, растения иглица колхидская, тис ягодный,  они занесены в Красную книгу. Для сохранения  уникальной природы Черноморского побережья Кавказа создан Сочинский национальный парк.
6.Физкультминутка

  Мы к лесной лужайке вышли,

  Поднимая ноги выше,

  Через кустики и кочки,

  Через ветви и пенёчки.

  Кто высоко так шагал –

  Не споткнулся, не упал?

7.Включение нового знания в систему знаний.

1. Выполнение заданий в рабочей тетради.

 -Выполним задание 1 на с.60.

(Ученики  закрашивают на контурной карте зону субтропиков. Взаимопроверка  по учебнику.)

 -Заполним таблицу, выполняя задание 3 на с.61

( Ученики самостоятельно с помощью учебника заполняют таблицу, затем проверяют друг у друга.)

Обитатели суши –цикады, богомол, жужелица кавказская, олеандровый бражник, косули.

Обитатели суши, добывающие пищу в море, - чайки, бакланы.

Обитатели моря- дельфины, морские коньки, морские иглы, крабы, медузы.

-Составим схему цепи питания, характерной для Черноморского побережья Кавказа, выполняя задание 4 с. 61

( Составляют схему цепи цепи питания. Рассказ об экологических связях. )

-В тетради найдите плакат «Красная книга России» и на нем редкие виды растений и животных Черноморского побережья Кавказа и Черного моря. Подпишите их названия. (Иглица колхидская, самшит колхидский, тис ягодный, черноморского афалина, жужелица кавказская . )

2. Работа в группах

 - Прочитайте задание 5 на странице 62  рабочей тетради. Какие экологические проблемы отражены на рисунках? ( Сточные воды и различный мусор попадают в море и загрязняют его . 2. Люди, приезжающие отдыхать ловят на память об отдыхе жуков, бабочек, других насекомых. 3. Люди выбрасывают мусор где попало. 4. Люди ломают ветки деревьев, вырезают надписи на стволах. 5. Люди срывают красивые цветы.)

-Обсудите в группах и предложите меры по охране природы.

(Выслушать мнения каждой группы.)

- А сейчас составьте памятку « Как отдыхать у моря», выполняя задание 7 на странице 63 рабочей тетради.

8. Подведение итогов урока

    - Какова была цель урока? Достигли её?

    - Какие знания мы открыли?

    - Где могут пригодиться в жизни новые знания? (Высказывания детей)

    - На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

9. Рефлексия

    - Что на уроке у вас хорошо получилось?

     -Над чем ещё надо поработать?

     -Кого можно поблагодарить за урок?

Домашнее задание

     1.Прочитать текст на странице 126- 134 учебника, выполнить задания.

      2.Выполнить задания 2,8,9 на странице 60-63 рабочей тетради.

      3.Повторить все природные зоны, составить кроссворд по природным зонам .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Озеро, море, океан (План-конспект урока по окружающему миру в 3 классе)

Урок дает представление о водоемах: озере, море, океане. На уроке используются различные формы работы: "путешествие по карте", работа в группах, сравнение различных водоемов, творческие работы детей....

Конспект урока по окружающему миру по теме "Моря,реки и озёра России"

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе ....

Кейс-урок по окружающему миру класс "У Чёрного моря"

Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где уч...

Конспект урока по окружающему миру на тему: « У Черного моря (субтропическая зона Черноморского побережья Кавказа)», проведенного в 4 классе.

Конспект урока по окружающему миру на тему: "У Черного моря (субтропическая зона Черноморского побережья Кавказа)", проведенного в 4 классе.УМК "Школа России"Автор: Елфимова Ольга  Владимиро...

Конспект урока по окружающему миру "У Черного моря" 4 класс Школа России

Предлагаю конспект по окружающему миру 4 класс Школа России...

Конспект урока по окружающему миру «У черного моря» 4 класс

Конспект урока по окружающему миру «У черного моря» 4 класс...