Технологическая карта урока. Окружающий мир. 3 класс.
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Технологическая карта урока открытия нового знания с применением методов и приемов проблемно - диалогической технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_okr_mir.docx35.7 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

     

       ФИО учителя: Шкредова Евгения Геннадьевна

Класс: 3 класс

      УМК: Образовательная система «Школа 2100»  

Предмет: окружающий мир

Тема: Лесные производители.

Тип урока: открытие нового знания

Место и роль урока в изучаемой теме: шестой урок в разделе «Экологическая система», первый урок по теме «Экосистема леса». Рассматриваются отличительные  особенности  лесных производителей и их роль в экосистеме леса.

Цель: создать условия для выявления учащимися  отличительных особенностей лесных производителей  и их роли в  экосистеме леса.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Называет отличительные особенности  лесных производителей (Н).

Приводит  примеры производителей экосистемы леса (Н).

Характеризует роль лесных производителей в экосистеме леса(П).

Обнаруживает  и формулирует  учебную проблему совместно с учителем и одноклассниками.

Самостоятельно формулирует цель урока после предварительного обсуждения.

Составляет план  решения проблемы совместно с учителем.

Осуществляет познавательную и личностную рефлексию.

Выявляет отличительные  особенности объектов.

Извлекает  информацию, представленную в разных формах: текст, иллюстрация, схема.

Сравнивает  и различает деревья, кустарники и травы.

Строит речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Работая в группе, сотрудничает в совместном решении учебной задачи.

Высказывают свою точку зрения и пытается её обосновать, приводя аргументы.

Объясняет и доказывает необходимость   бережного отношения  человека  к природе.

Ход урока

**Название  

этапа урока

                                                       

             

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

Ι.

Эмоциональ

ный настрой

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

Фронтальная

Демонстрирует аудиозапись со звуками обитателей леса.

Просит вспомнить, «главные заповеди туристов» и проверить , все ли готовы отправиться в путешествие.

Прослушивают аудиозапись с закрытыми глазами и представляют, где они оказались.

Вспоминают правила совместной работы на уроке, демонстрируют свою готовность к уроку.

Создан положительный эмоциональный настрой на совместную учебную деятельность.

Сигнальные карты – смайлики.

ΙΙ.

Создание проблемной ситуации

1.Актуализация знаний;

2. постановка проблемы (прием 1 «предъявление противоречии

вых точек зрения», технология проблемно –диалогичес

кого обучения).

Развивать умения: Самостоятельно формулировать  цель урока после предварительного обсуждения.

Обнаруживать  и формулировать  учебную проблему совместно с учителем и одноклассниками.

Составлять  план  решения проблемы совместно с учителем.

Фронтальная

Работа в парах

Организует работу по актуализации знаний.

Демонстрирует репродукции картин И.Шишкина «Сосновый лес»,«Берёза и рябинки», «Папоротник в лесу»  на слайдах, дает задание  записать все, что знают об экосистеме леса.

Создает проблемную ситуацию, предъявляя противоречивые точки зрения:

Дает задание прочитать диалог героев  на слайде презентации «Лесные производители» и сформулировать проблему урока.

Уточняет проблемные вопросы учеников и фиксирует на доске.

 Предлагает ученикам сформулировать тему и цель урока.

Предлагает просмотреть страницы учебника и составить план  работы по решению проблемы.

Корректирует  предложенные пункты плана  и фиксирует их на доске.

По заданию учителя рассматривают репродукции картин и заполняют 1 колонку таблицы

«Знаю, хочу узнать, узнал»

Самостоятельно читают  текст, перечитывают  1 колонку таблицы «Знаю,…»,

осознают противоречие,  формулируют проблемные вопросы, обмениваясь мнениями в парах.

(Какие производители населяют экосистему леса? В чем их особенности?)

Формулируют тему и цель  урока самостоятельно. Заполняют  2 колонку таблицы

«Знаю, хочу узнать, узнал»

(Лесные производители.

Изучить особенности лесных производителей).

Составляют план работы, обсуждая его в парах.

Сформулирова

ны проблемные вопросы, тема и цель урока; план работы по решению проблемы.

Учитель заполняет «Карту наблюдений»  за уровнем сформирован

ности регулятивных УУД.

ΙΙΙ.

Поиск решения проблемы.

Создать условия для открытия нового знания учащимися:

1.Узнать, какие производители населяют экосистему леса.

2.Выявить

отличительные особенности лесных производителей и их роль в экосистеме леса.

 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, иллюстрации, схема.

Развивать умения работать в группе.

Фронтальная

Групповая

Организует подводящий диалог (система вопросов и практических заданий, которые пошагово приводят к открытию нового знания):

Дает задание прочитать текст учебника на с .58. рассмотреть иллюстрацию и ответить на вопрос «Какие производители  населяют разные «этажи» леса?»

Просит вернуться к проблемным вопросам и подумать, найден ли ответ.

Организует самопроверку и самооценку.

Организует самостоятельную групповую работу с текстом учебника и дополнительным материалом на карточках.

Каждой группе - свое задание, касающееся особенностей деревьев, кустарников или трав и их роли в экосистеме леса.

Наблюдает за работой групп, оказывает консультирующую помощь.

Организует коллективную проверку групповой работы.

Организует познавательную рефлексию.

Вступая в диалог с учителем и выполняя практические задания, открывают новые знания:

Читают текст  «Лес - это экосистема из нескольких "этажей"», рассматривают иллюстрацию.

Отвечают на вопрос  и сравнивают получившиеся ответы с проблемными вопросами, зафиксированными на доске.

Делают вывод о том, что узнали, какие производители населяют экосистему леса; заполняют 3 колонку таблицы «Знаю, хочу узнать, узнал».

С помощью слайда корректируют свои ответы и определяют успешность выполнения задания.

Выполняют задания по карточкам, высказывают свои предположения в группе.

Представляют результаты групповой работы.

Совместно с учителем соотносят результаты групповой работы с проблемными вопросами и заполняют 3 колонку таблицы «Знаю, хочу узнать, узнал».

Получены ответы на проблемные вопросы:

Ученики  приводят примеры производителей экосистемы леса, населяющих разные «этажи».

Называют отличительные особенности лесных производителей.

Характеризуют  роль лесных производителей в экосистеме леса.

Работая в группе, сотрудничают в совместном решении учебной задачи.

Строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Учитель заполняет «Карту наблюдений» за уровнем сформирован

ности коммуникативных УУД

IV

Воспроизве

дение

знаний

Организовать самостоятельное применение новых знаний  на продуктивных  заданиях.

Парная,

индивидуальная

Организует самостоятельную дифференцированную работу по уточнению и конкретизации первичных знаний, их применению с помощью продуктивных  заданий.

Раздает карточки с разноуровневыми заданиями:

1. Рассели  растения на свои этажи. Объясни, почему?  

2.Подбери виды деревьев, кустарников, трав, которые растут вместе.

3.Объясни  смысл пословиц о лесе.

Проводит индивидуальную работу с учениками, испытывающими затруднения в воспроизведении знаний.

Организует  проверку выполнения заданий, познавательную рефлексию по «Алгоритму самооценки».  

Самостоятельно выполняют задания на карточках, при  желании обсуждают выполнение в парах.

Отвечают с помощью текста и иллюстраций учебника на вопросы (с. 61 учебника)

Три ученика по желанию осуществляют самооценку.

Сравнивают  и различают деревья, кустарники и травы.

Высказывают свою точку зрения и пытаются её обосновать, приводя аргументы.

Объясняют и доказывают необходимость   бережного отношения  человека  к природе.

Оценивают успешность выполнения заданий, на основе заданных критериев.

Карта наблюдений

V.

Рефлексия

Развивать умение

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Фронтальная

Организует познавательную и личностную рефлексию:

Обращает внимание учеников на проблемные вопросы и план, зафиксированные на доске.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учеников на уроке.

Обобщают, делают выводы по проблеме.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Формулируют конечный результат своей работы на уроке с помощью таблицы «Знаю, хочу узнать, узнал».

Осуществляют познавательную и личностную рефлексию.

Самоанализ, самооценка.

По желанию ставят в «Листы достижений» отметку.

С помощью сигнальных карт «Светофор» дают личностную оценку своей работе.

VI

Домашнее задание

Предлагает выполнить продуктивные задания на с. 29, 30 в «Рабочей тетради» - на выбор.

Дает индивидуальные опережающие задания по подготовке сообщений о других обитателях леса (потребителях или разрушителях).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....

технологическая карта урока окружающий мир по теме "карта нашего края" 4 класс ПНШ

Третий урок изучение и работы по карте нашего края. Работа по контурной карте....

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Россия на карте» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для  ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...

Технологическая карта урока окружающего мира «Россия на карте. Проект «Города России» ( УМК " Школа России" ,2 класс)

Тема урока «Россия на карте. Проект «Города России» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование условий для ознакомления обучающихся с понятием «Геогр...

Технологическая карта урока окружающего мира «Земля на карте» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Земля на карте» Тип урока: "открытие" нового знания Цель урока: формирование представлений о понятии «физическая карта мира»; знакомство с океанами и мат...