Конспект окружающего мира в 1 классе "Почему нужно есть много овощей и фруктов?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Бобнева Оксана Александровна

Подробный конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Подробный конспект урока67.26 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31имени А. М. Ломакина»

Конспект урока окружающего мира в 1 классе

Разработала

учитель начальных классов

Голобокова О. А.

Тема урока: «Почему нужно есть много овощей и фруктов?»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель (для учителя): формировать представление о разнообразие овощей и фруктов, их значение в питании для здоровья человека.

Задачи урока (для учителя):

  1. Создать проблемную ситуацию для мотивации обучающихся к учебной деятельности и формулирования ими  учебной проблемы о значении овощей и фруктов в питании человека.
  2. Помочь обучающимся выдвинуть на основе проблемного вопроса версии о пользе овощей и фруктов, определить способы поиска решения проблемы.
  3. Способствовать применению в ходе выполнения упражнений, творческой работы новых знаний о пользе овощей и фруктов для формирования у обучающихся культуры здорового питания.
  4. Организовать контрольно-оценочную деятельность обучающихся на уроке.

Планируемые результаты обучающихся:

Предметные:

  • иметь представление о разнообразии   овощей и фруктов;
  • называть значение овощей и фруктов в питании человека;
  • называть пользу витаминов  для здоровья человека;
  • соблюдать правила гигиены при употреблении овощей и фруктов. 

Метапредметные:

регулятивные:

  • понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • планировать учебную деятельность;
  • удерживать учебную задачу в течение урока;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

познавательные:

  • группировать (классифицировать) овощи и фрукты на основе выделения главных признаков каждой группы с использованием цветных фишек;
  • различать овощи и фрукты, выращиваемые в своей местности;  
  • выдвигать гипотезы, определять способы решения проблем;
  • находить в учебнике информацию в соответствии с заданием;
  • различать значение витаминов А, В, С в жизнедеятельности человека. 

коммуникативные:

  • строить монологические высказывания;
  • создавать портреты;
  • работать в группах на основе приёмов взаимодействия (распределение обязанностей, обсуждение разных точек зрения, умение договариваться в случае разногласий, представление результата деятельности).  

Личностные:

  •  проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала;
  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • понимать значение  пользы овощей и фруктов, витаминов, содержащихся в них;
  • понимать необходимость соблюдения правил гигиены при употреблении овощей и фруктов;
  • понимать пользу витаминов  для здоровья человека.

  1. Организационное начало.

Сегодня день больших секретов,

Сто вопросов и ответов.

Ну, готовы вы к нему?

Отвечать на «почему»?  (да)

- С каким настроением вы пришли на урок? Просигнальте смайликом.

 ( на  парте у каждого изображения весёлых и грустных овощей и фруктов)  

- У всех настроение хорошее. Отлично. Начинаем урок.                                            

  1. Актуализация знаний.

- Сегодня у нас в гостях Муравьишка – вопросик (рассказывает или читает)

«Посадил дед репку. Выросла репка большая – пребольшая!»

- И зачем дед посадил  эту репку?

- Почему именно репку? Посадил бы лучше морковь. Я ее так люблю, каждый день ем!

- Что - то мне и читать надоело, устал, сил больше нет!

Учитель: Подожди, Муравьишка, не огорчайся! Поможем мы с ребятами ответить на возникшие у тебя вопросы. Ты садись и слушай.

- Ребята, зачем дед посадил репку?

(чтобы кушать, полезная, витамины есть)

- Почему репку?

(Репа – исконно - русский овощ. Это первый овощ, который начал выращивать человек, раньше репа заменяла людям картофель.)

- В какое время года дед посадил репку? (весной)

- Какие признаки весны вы знаете? (почки, трава, небо, солнышко)

- А ещё с приходом  весны,  у людей наступает  усталость, как,  Муравьишка, сказал сил нет, вялость. Значит это - авитаминоз.

- Что это такое?  Кто знает?

- А где можно узнать точное значение этого слова? ( в толковом словаре)

Сегодня за работу со словарём отвечает ………. Обратимся к словарю С. И. Ожегова.

Авитаминоз – это состояние организма, когда в нем не хватает витаминов.

- А как вы думаете, что надо делать, чтобы  такого не случилось? (Кушать больше овощей и фруктов).

3.  Сообщение темы урока.

- Кто догадался, как будет называться тема нашего урока?  (Почему нужно есть много овощей и фруктов)

-Чтобы вы хотели узнать об овощах и фруктах. Придумайте вопросы, используя слова: ЧТО? КАК? ПОЧЕМУ? ДЛЯ ЧЕГО?

- По ходу урока мы и постараемся ответить на все ваши вопросы.

4. Работа по теме урока.

Интерактивная игра (распределение на группы овощей и фруктов)

-Какое задание вы можете предложить? (распределить на группы овощи и фрукты)

- Соберите на одну тарелку овощи, на другую – фрукты.

- Чего же получилось больше овощей или фруктов? (овощей)

- На сколько больше получилось овощей, чем фруктов? (на 2)

-  Как узнали?

- Что общего в овощах и фруктах?  (они полезны для здоровья, потому что в них много витаминов)

Физкультминутка (исполнение песни)

Мы корзиночки несем,
Хором песенку поем.
Урожай собирай,
И на зиму запасай.
Припев: Ой, да, собирай,
И на зиму запасай.

Мы — ребята-молодцы!
Собираем огурцы,
И фасоль, и горох.
Урожай у нас неплох.
Припев: Ой, да, и горох!
Урожай у нас неплох.

Ты, пузатый кабачок,
Отлежал себе бочок.
Не ленись, не зевай,
А в корзину полезай.
Припев: Ой, да, не зевай,
И в корзину полезай.

Едем, едем мы домой,
На машине грузовой.
Ворота отворяй,
Едет с поля урожай.
Припев: Ой, да, отворяй,
Едет с поля урожай!

- Урожай  каких овощей мы привезли с вами с поля? (горох, огурец, фасоль, кабачок)

- Но есть и другие овощи, об истории появления некоторых из них, мы сейчас узнаем.

Выступают дети

Морковь

В середине прошлого века морковь считалась лакомством для гномов. Существовало поверье, если вечером отнести в лес миску с пареной морковью, то утром найдешь вместо моркови слиток золота. Гномы съедали любимую еду и щедро награждали за услугу.

Картофель

На нашем столе картофель появился 250 лет назад, А привезли его к нам из Южной Америки. Долгое время выращивали люди его в ботанических садах. Потребовалось 100 лет , чтобы картофель занял достойное место на нашем столе.

Помидор

Помидор пришел к нам из Южной Америки. Их называли «золотые яблоки». Сначала плоды были маленькие, как вишенки. А сейчас встречаются весом больше 1 кг.

Капуста

Капусту впервые попробовали в Испании. Там ее называли «ащи». Возможно, с тех пор   попало в русский язык слово «щи». Римляне по форме овоща называли его «капут», что означает «голова».

- А кто знает, что такое ЩИ?

 Щи – это суп из капусты, однако капуста не всегда является обязательным компонентом в щах. Щи могут быть и из других растений, например из щавеля или крапивы - такой суп называют зеленые щи.

Работа на интерактивной доске

- Перед вами рисунки. Расположите картинки в правильной последовательности и расскажите, как капуста попала в щи. 

- А сейчас мы попробуем с вами обратиться к работникам столовой. А кто работает в столовой? (повар)

СКАЙП

- Сейчас мы попробуем спросить, полезно ли есть ЩИ, супы, пить компот? (выступление) 1 минута

Физкультминутка

- А сейчас мы отдохнём  и послушаем «полезные» частушки

Посидим у самовара                                        Витаминный, натуральный

И частушки сочиним.                                          Сок фруктовый мы попьём,

Про здоровое питанье                                          В Сочи на олимпиаде

Рассказать мы вам хотим.                                Все рекорды мы побьём!

Миша кушал только чипсы,                                   Чтобы хворь нас не застала

Кока-колой запивал.                                        В зимний утренний денёк

Врач теперь ему лечиться                                В пищу вы употребляйте

На полгода прописал!                                          Лук зелёный и чеснок.

Витя в счёте преуспел,                                          Чтобы зубы не болели

Яблок много летом съел.                                Вместо пряников, конфет

В яблоках железо есть -                                Ешьте яблоки, морковку -

Это надо всем учесть.                                          Вот вам дети наш совет!

Я румяная девчонка                                        Кушать овощи и фрукты

И танцую ловко!                                                  Нужно людям каждый день

Потому что ем всегда                                          И проблемы со здоровьем

Свежую морковку!                                        Обойдут тебя как тень!

-А теперь загадка: Лечит маленьких детей,

                                 Лечит птичек и зверей.

                                 Сквозь очки свои глядит

                                 Добрый доктор …..(АЙБОЛИТ)

- Ребята, а сейчас мне хотелось бы предоставить слово Айболиту.

    Все мы привыкли покупать лекарства в аптеке, ходить лечиться к врачам, это конечно правильно, но в древние времена обычная огородная грядка заменяла аптеку. Древнегреческие врачи назначали своим пациентам редьку и огурцы для улучшения пищеварения и зрения. В те времена делали лекарство из лука и петрушки. Да и сейчас: кашицей тёртого картофеля лечат ожоги и раны, листья капусты применяют при ушибах. А лук и чеснок для нас первые домашние лекарства, когда мы заболеваем простудой и гриппом. Вдыхание паров лука и чеснока хорошо помогает при кашле и ангине. Не зря говорят: «Лук-от семи недуг».

Почему же ещё полезны овощи и фрукты?  Я смастерил вот такой город, который называется «Витамин».  Витамин образовалось от  латинского слова «вита» жизнь и слова «амин». Улицы моего города   называются латинскими буквами: А, В, С. Витамины поступают в наш организм с пищей. Особенно человек нуждается в них весной (на этот период приходится Великий Пост), который идёт сейчас, когда на смену мясу приходят овощи и фрукты, в которых много витаминов. А детям 7-8 лет надо каждый день съедать 500 граммов овощей и фруктов. Летом хорошо в этом городе, потому что в домах можно найти вкусные витамины в свежих овощах и фруктах, но зимой тоже неплохо, потому что фрукты превращаются в сушёные яблоки, груши, курагу, чернослив, изюм, а в них тоже много витаминов, не зря же они живут в этом городе. А сейчас я хочу обратиться к  моим друзьям одноклассникам. Вам, наверно, интересно, в каких овощах и фруктах прячутся витамины: А, В, С?  Чтобы ответить на этот вопрос,  я предлагаю вам провести мини - исследование.

Исследовательская работа

- Я думаю, что вы, ребята, легко справитесь с этим заданием. А работать вы будете в парах.

У каждого на столе есть текст о витаминах и таблица, которую вам надо заполнить, отвечая на вопросы. А ответы на них вы найдёте в текстах.

1 ряд – проводит исследование с витамином А.

2 ряд – проводит исследование с витамином В.

3  ряд – проводит исследование с витамином С.

Витамин А

Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен Я.  

Я помогаю, предупредить инфекцию. Меня вы найдёте в морковке, капусте, помидорах, перце.

Витамин В

Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться и плакать по пустякам, вам нужен Я.

Меня вы найдете в свёкле, яблоках, редисе, зелени салата.

Витамин С

Если вы хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезнях, вам нужен Я!    Витамин С прячется в лимоне, луке, красной и черной смородине, груше. Богаты витамином С апельсины, кабачки, томаты.

Витамин    А

Где содержится?

Для чего необходим?

Витамин    В

Где содержится?

Для чего необходим?

Витамин    С

Где содержится?

Для чего необходим?

 - Проверим, что же у нас получилось!

- Оцените работу первого ряда, второго, третьего.

Работа по учебнику

- Откройте учебники на странице 55.

- Перед вами рисунок овощей и фруктов. Какие из этих фруктов растут в нашей Курской области? (груша, яблоко, виноград)

- Посмотрите, кто спрятался среди овощей и фруктов?  (злючка – грязючка)

- А как вы думаете, что она там делает? (она поселилась на овощах и фруктах, если человек не моет их, то все микробы попадают к нему в организм)

(она пришла вас предупредить о том, что очень любит жить на овощах и фруктах, поэтому перед тем, как их съесть, надо обязательно помыть)

-Ребята, наш Муравьишка узнал, что морковка очень полезна и побежал скорей в огород. Да так спешил съесть вкусный овощ, что чуть не позабыл его помыть. А на нём оказалась злючка – грязючка, и сейчас мы её попробуем увидеть, а для этого нам понадобится МИКРОСКОП.

- Кто знает, что такое микроскоп?

Микроскоп - это прибор, с помощью которого можно увидеть те объекты, которые мы не видим.

(Лабораторный практикум: морковь, яблоко)

-Какой вывод мы можем сделать? (употреблять в  пищу только чистые овощи и фрукты, перед едой мыть руки)

Работа в группах

А сейчас я предлагаю вам поработать в группах.

- Но сначала я бы хотела у вас спросить, что такое портрет?

Портрет - изображение человека в живописи или скульптуре.

 Послушайте задание. Из овощей и фруктов создать:

1 группа – портрет МОДНИЦЫ – КАПУСТЫ

2 группа – портрет СВЁКЛЫ – ФЁКЛЫ

3 группа – портрет МОДНИЦЫ – ГРУШИ

- А помогать вам в этом будут картинки других овощей, фруктов.

- Оцените работу в  своей группе. (сначала товарищей, а потом себя)

5. Рефлексия

- А сейчас вернемся к главному вопросу урока: Почему нужно есть много овощей и фруктов? (быть всегда здоровым, не болеть, иммунитет поддерживать и т.д.)

Ответим на вопросы теста.

  1. Полезно ли есть больше овощей и фруктов?

ДА          НЕТ

  1. В овощах и фруктах много витаминов?

ДА        НЕТ

  1. Нужно ли мыть овощи и фрукты перед едой?

ДА     НЕТ

Проверим работы. Поменяйтесь со своим соседом работами.  (на доске высвечиваются ответы)

  1. Да
  2. ДА
  3. ДА

Оцените работу своего соседа.

Всё верно- C:\Users\Оксана\Desktop\открытый урок 1 класс\107835494_9.png

1 ошибка- C:\Users\Оксана\Desktop\открытый урок 1 класс\JrKwY7n3ub.jpg

2 ошибки - http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/11/116/347/116347374_0_95786_3cff8627_S.png

3 ошибки -C:\Users\Оксана\Desktop\открытый урок 1 класс\107835299_7.png

- Кто может рассказать о своей оценке?

«Все в твоих руках» (рисунок ладошки, каждый палец, которой разукрашен в определённый цвет).

- На партах у каждого из вас ладошки. Возьмите их. Каждый палец — это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала — не красьте.

Большой — для меня тема урока  была важной и интересной — красным.

Указательный — узнал много нового — желтым.

Средний — мне было трудно — зеленым.

Безымянный — мне было комфортно — синим.

Мизинец — для меня было недостаточно информации — фиолетовым.

Мы рождены, чтоб жить на свете долго;

Грустить и петь, смеяться и любить.

Но чтобы стали все мечты возможны,

Должны мы все здоровье сохранить.

Спроси себя: готов ли ты к работе —

Активно двигаться и в меру есть и пить?

Отбросить сигарету? Выбросить окурок?

И только так здоровье сохранить.

Взгляни вокруг: прекрасная природа

Нас призывает с нею в мире жить.

Дай руку, друг! Давай с тобой поможем

Планете и себе здоровье сохранить.

- И сейчас я хочу посмотреть на  ладошки, которые у вас получились. Прикрепите их на макет нашей Земли. Я считаю, что такими ладошками, мы действительно сохраним здоровье себе и планете.

- Я знаю, что есть советы у Айболита, давайте его послушаем.

  1. Чаще кушайте свежие овощи и фрукты.
  2. Совет гостям: когда готовите салаты из овощей и фруктов, да и вообще пищу, бросьте в них немножко любви, чуть- чуть добра, капельку радости, кусочек нежности. Эти витамины придадут необыкновенный вкус любой пище и принесут здоровье.

А в подарок всем гостям мы приготовили  витаминные  рецепты. Мы хотим  пожелать вам выполнять правила правильного питания, употреблять только полезные продукты, чтобы быть всегда здоровыми и красивыми.

                                        (раздают рецепты)

-А теперь покажите , с каким настроением вы уходите с  урока? Вот и прекрасно. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира: Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Урок  окружающего мира к УМК "Школа России" (А.А.Плешаков) составлен с использованием технологии "зигзаг" (развитие критического мышления при чтении и письме). Работая в группах, взаимообучая дру...

Конспект урока окружающего мира по теме: "Почему нужно есть много овощей и фруктов?"

Урок окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления....

Конспект урока по окружающему миру "Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Конспект урока по окружающему миру "Почему нужно есть много овощей и фруктов?"...

Конспект открытого урока по окружающему миру. 1 класс. Школа России. "Почему нужно есть много овощей и фруктов."

Конспект открытого урока по окружающему миру. 1 класс. Школа России. "Почему нужно есть много овощей и фруктов."...

Конспект урока по окружающему миру. Почему нужно есть много овощей и фруктов? УМК Школа России

«Почему нужно есть много овощей и фруктов?»      В классном коллективе преобладают позитивные межличностные отношения с учителем, одноклассниками, положительное отношение к са...

Конспект урока по окружающему миру 1 класс "Почему нужно есть много овощей и фруктов?"

Конспект интерактивного урока с использованием Macbook по предмету окружающий мир 1 класс. УМК "Школа России", автору учебник А.А, Плешаков.  Тема: "Почему нужно есть много овощей и фруктов?"....

Конспект урока по теме: «Почему нужно есть много овощей и фруктов?» Окружающий мир 1 класс УМК «Школа России»

Цели: формировать понятие о роли витаминов в жизнедеятельности     организма.Планируемые результаты:Предметные:- различать фрукты и овощи;- понимать роль витаминов в жизнедеятельно...