Конспект урока. Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Метлицкая Антонина Александровна

Цель урока: подвести учащихся к выводу, почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек.

Задачи урока:

Образовательные:

·     знакомство  первоклассников с цветами и бабочками;  посредством мыслительных операций в ходе фронтальной и групповой  формы работы аргументировано ответить на проблемный вопрос;

·     формирование у детей представления о необходимости сохранения окружающей природы с экологической стороны вопроса;

·     расширение кругозора и мировозрения детей;Тип урока: изучение  и первичное закрепление новых знаний

Формы урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Технологии:

- здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии;

- АМО (активные методы обучения) «Кластер», синквейн;

- технология формирования универсальных учебных действий.

Продолжительность урока: 35 минут

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_my_ne_budem_ravat_tsvety.docx42.08 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по окружающему миру

УМК «Школа России» Плешаков А.А.(1 класс)

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Метлицкая Антонина Александровна,

учитель начальных классов высшей категории,

МАОУ СОШ №18 г. Приморско-Ахтарск

Цель урока: подвести учащихся к выводу, почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек.

Задачи урока:

Образовательные:

  • знакомство  первоклассников с цветами и бабочками;  посредством мыслительных операций в ходе фронтальной и групповой  формы работы аргументировано ответить на проблемный вопрос;
  • формирование у детей представления о необходимости сохранения окружающей природы с экологической стороны вопроса;
  • расширение кругозора и мировозрения детей;

Развивающие:

  • развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся;
  • совершенствование мыслительных операций: анализа, обобщения, сопоставления;
  • развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия;
  • развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.

Воспитательные:

  • воспитание чувства ответственности и бережного отношения к природе, осознанию своей значимости в решении экологических проблем;
  • воспитание у детей интереса к изучению природы родного края;
  • воспитание усидчивости,  аккуратности, любознательности

Тип урока: изучение  и первичное закрепление новых знаний

Формы урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Технологии: 

- здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии;

- АМО (активные методы обучения) «Кластер», синквейн;

- технология формирования универсальных учебных действий.

Продолжительность урока: 35 минут

Ресурсы урока: учебник (А.А. Плешаков «Окружвющий мир», 1 класс); слайды с изображением цветущего луга, цветов, бабочек; карточки с названием растений и бабочек, смайлики для оценивания достижений на уроке; атласы-определители «От Земли до неба» А. Плешакова

Материально-техническое оснащение:

мультимедийное оборудование и презентация, выставка книг, энциклопедия о насекомых и растениях, карточки с заданием.

Универсальные учебные действия

Предметные: познакомиться с разнообразием цветов и бабочек, устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек, формировать необходимость сохранения природного окружения человека ,знакомиться с правилам поведения на лугу.

Личностные: формировать интерес к учению; осваивать роль ученика; формировать  эстетические потребности, ценности  и чувства.

Познавательные: определять цветы и бабочек, их взаимосвязь с помощью атласа-определителя, рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном; работать в группе.

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Организационный

момент

(мотивация к учебной деятельности)

Основная часть

Актуализация

(стадия вызова)

     

Осмысление

Постановка проблемного вопроса

Осмысление

Физкультминутка

Размышление

Физкультминутка

Итог

Рефлексия.

Звучит МР3 запись «Звуки леса» Дети заходят в класс

-Мы с вами отправимся на прогулку,  на зеленую лужайку. Давайте возьмемся за руки, пожелаем друг другу хорошего настроения и приятных впечатлений.

Когда встречаем мы рассвет
Мы говорим ему -
привет.
С улыбкой солнце дарит, вслед
Нам посылая свой
привет.
И вы запомните совет:
Дарите всем друзьям
привет.
При встрече через много лет
Вы скажете друзьям -
 привет.
Давайте дружно все в ответ
Друг другу скажем мы
привет.

- Всем ли мы можем сказать – привет?

- Как нужно приветствовать взрослых?

- Что означает слово «здравствуйте»?

Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

Ребята, предположите, что это может быть?

Составляем   кластер.                     

Летающий цветок?

Сегодня мы с вами поговорим о бабочках.

Рассказ

- Вы, конечно, не раз наблюдали, как в тёплый летний день порхают над лужайкой разноцветные бабочки. Люди придумали о бабочках много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки – это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька.  Красота бабочки в лёгкости и крыльях. А что вы знаете о бабочке?

(сообщают все что знают о насекомом- заполняется карта «Кластер»)

- Действительно, бабочки одни из самых восхитительных живых существ, радующих нас красотой крыльев. В природе огромное количество бабочек, они все разные и не похожи друг на друга.

Всякий раз, когда мы видим бабочку, нам хочется сохранить её на память, или для того, чтобы показать друзьям.

А знаете ли вы, что, поймав бабочку, вы можете нарушить закон? Некоторые бабочки редкие и занесены в Красную книгу. Поймать бабочку, это значит погубить её! Как же всё-таки сохранить бабочку, не навредив ей?

- Давайте на секунду закроем глаза и прислушаемся.(звуки природы)

-Что вы услышали?

- Действительно, это звуки природы. Их издают животные, которые обитают на лугу: шмель, кузнечик, божья коровка, пчела.

А как Вы думаете, есть ли правила поведения  на лугу?

-Откройте учебники. Прочитайте, на какой вопрос мы будем отвечать в ходе урока?

А знаете ли вы, как появляется бабочка на свет?

Этот процесс называется - метаморфоз.

Развитие бабочек тесно связано с растениями. Бабочка откладывает яйца на листья растений. Из яйца довольно скоро появляется маленькая гусеница. Она очень прожорливая – грызет листья и быстро растет. Когда гусеница вырастает, она прячется под листик и превращается в куколку, обматываясь тонкими нитями. Внутри куколки – домика происходит чудо. Похожая на червяка гусеница превращается в одно из самых красивых существ на Земле – бабочку.

Бабочек на земном шаре очень много. Некоторых из увиденных бабочек мы никогда не увидим на нашей поляне, так как они живут в дальних тропических странах. 

 

За их красоту люди дали бабочкам красивые названия. Попробуйте отгадать сами, почему так названа та или иная бабочка:  

   

1. голубянка

2. павлиний глаз 

3. лимонница

4. пестрянка

5. зорька

- Если мы не знаем названия бабочки, нужнообратиться к специальным атласам-определителям бабочек.

-Что мы называем природой? Что растет на лугу? Зачем цветут цветы?

Физкультминутка  «Бабочка»


Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее)
И вдруг проснулся,
(Поморгать глазами)
Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх (вдох,посмотреть на руки)
Встрепенулся, потянулся,
(Руки согнуты в стороны, выдох)
Взвился вверх и полетел.
(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево)

Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!

На лугу растёт ромашка,

Лютик едкий, клевер-кашка!

Что ещё?

Гвоздика, смолка,

Колокольчик,

Хвощ - как ёлка.

А ещё?

Кошачьи лапки.

Одуванчиковы шапки.

Подорожник, васильки,

Граммофончики – вьюнки,

Ещё много разных травок

У тропинок, у канавок,

И красивых, и пушистых,

Разноцветных и душистых!

- Возьмите картинку с изображением луга. Красив ли луг?

- Давайте раскрасим цветы. Но не спешите, сейчас вы узнаете, какой цветок надо раскрасить. (стихи-загадки о цветах, которые надо раскрасить)

-Определить изображенных бабочек, напоминая, что название может подсказать, кто его «хозяин».

- Почему на лугах так много бабочек?Почему бабочки не могут жить без цветов? Как мы называли бабочку в начале урока?

Можно ли сказать что летающий цветок и земной не могут жить друг без друга?

Докажите. Возвращение к кластеру.

У вас на партах лежат карточки с памяткой «Как вести себя на лугу?»

Работа в группе, обсуждение ситуаций.

Физминутка для глаз  (появляется бабочка)

Глазами вместе с бабочкой полетайте над цветочной полянкой

Послушаем советы Мудрой Черепахи: «Наблюдать, рисовать, фотографировать в природе очень интересно. Так можно узнать многие секреты природы. Например, почему цветы и бабочки всегда рядом, как будто дружат? Кто из вас, ребята, знает?»

-Давайте ещё раз ответим на главный вопрос нашего урока.

-Значит, если мы рвем цветы, мы не только цветам, но и бабочкам делаем плохо. А если ловим бабочек, делаем плохо и бабочкам, и цветам. Ведь они не могут жить друг без друга! Помните, как нужно вести себя на лугу.

Подводя итог, составим синквейн

-С чем мы сравниваем бабочку?

-Какая она?

-Какую пользу приносит, что делает?

-Как нужно относиться к бабочкам и всему живому?

-Как ещё можно назвать?

-Чем занимались на уроке? Что нового узнали?

Молодцы! Заканчиваем наш урок стихотворением:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок…

Если все: и я, и ты –

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты…

И не будет красоты

И не будет доброты.

Оцените свою работу на уроке. Если -вы узнали много нового и интересного - прикрепите радостный смайлик; если не очень что-то получалось , было трудно- грустный смайлик.

Спасибо за урок!

Дети становятся в круг, взявшись за руки

Повторяют хором вслух

Рассаживаются в мини-группы

Предполагают,

отвечая на вопрос:

Одуванчик

Фейерверк

Воздушный шарик

Бабочка

Отвечают

-Летающий цветок

-Нужно охранять

-Опыляют растения

-Удивляют , восхищают

-Питаются пыльцой

-Безобидные

-Насекомые

Дети отвечают на вопрос.

- фотографировать,

- нарисовать.

Слушают звуки.

Отвечают: шум трав,

жужжание насекомых,

стрекот кузнечиков

Работа в группах

Дети называют известные правила

Почему  мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Догадываются,

сопоставляют

Дети объясняют названия бабочек, соединяют линиями бабочек и их названия.

Работа в группах

Дети читают и  анализируют названия (голубянка — голубого цвета ; лимонница  — желтая, как лимон; пестрянка — пестрая), находят каждую бабочку, раскрашивают такую же. Правильность определения бабочек дети проверяют с помощью атласа-определителя  «Oт земли до неба»

(питаются нектаром)

Летающий цветок

Обсуждение в парах.

- Бабочки питаются нектаром цветов

-Опыляют цветы, чтобы у них были плоды и семена

Повторяют стихи и делают движения

Этого делать нельзя.

Обсуждают.

. Дают советы  ребятам.

Учащиеся рассматривают рисунки, сравнивают поведение детей

Цветы не раскрашены,

луг не нарядный.

Высказывают свои мысли:

Бабочки не могут жить без цветов, потому что …-

 Цветам плохо без бабочек, потому что …

-Не нужно рвать цветы и ловить бабочек, потому что они не могут существовать друг без друга.

Летающий цветок.

Красивая, удивительная

Летает, опыляет, радует!

Береги и охраняй бабочек!

Бабочка, мотылёк.

отвечают

Читает ученик наизусть

Прикрепляют к доске

 смайлики-магниты.

Личностные:

самоопределение

к деятельности;

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи;

Регулятивные : понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить

Коммуникативные:

умение договариваться, выслушивать соседа

Регулятивные: осуществлять самопроверку

Познавательные рассматривают и сравнивать рисунки учебника

Регулятивные:

оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном;

Коммуникативные:

сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

Предметные:

формулируют правила поведения в природе

Регулятивные:

оценивать свои достижения на уроке

После изучения темы «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?»  учащиеся смогут:

- указать в полученном списке не менее 3 названий тех цветов и бабочек, которых  видели в природе;

- выделить не менее двух причин взаимосвязи цветов и бабочек в природе;

- перечислить последствия, к которым приводит исчезновения цветов и  бабочек в природе;

- составить  фотоальбом с луговыми цветами и бабочками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек", окружающий мир, 1 класс

Презентация  к  уроку  содержит фотографии растений и бабочек, названия  которых  упоминаются в учебнике....

Технологическая карта урока по окружающему миру «Школа России» Плешаков А.А., 1 класс. Тема урока: "Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?"

Разработка урока(технологическая карта) и презентация урока с использованием технологии критического мышления....

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

Урок окружающего мира в 1 классе по программе Школа России с учётом ФГОС...

Тема урока: Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Цель урока:         Познакомить учащихся с цветами и бабочками луга и изучить правила поведения в природе....

Технологическая карта урока по окружающему миру «Школа России» Плешаков А.А., 1 класс Тема урока: Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Тип урока:изучение  и первичного закрепления новых знанийФормы урока: фронтальная, парная, индивидуальная.Технологии:- технология развития критического мышления учащихся;- технология формирования...

Конспект урока "Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?" 1 класс Окр. мир

Конспект урока "Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?" 1 класс Окр. мир...

Технологическая карта урока по Окружающему миру «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?» (1 класс УМК Школа России)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование знаний о цветах и бабочках луга, дать представление об их взаимосвязи и правилах поведениия в лесу. Задачи урока...