Урок окружающего мира в 3 классе "Мир растений" ("Перспектива")
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Клипикова Ольга Владимировна

Урок окружающего мира в 3 классе "Мир растений" по программе "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_uroka.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Клипикова О.В.

Предмет: Окружающий  мир

Класс: 3

Тема урока

Мир растений

Тип урока:

Урок открытия нового знания

Цели урока:

Познакомить с разнообразием растений; выделить особенности каждой группы растений. Определить роль растений в природе и жизни людей.

Задачи урока:

развивающие:

- способствовать развитию аналитического мышления (умения устанавливать причинно – следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);

- способствовать формированию культуры чтения и речи;

-  стимулировать самостоятельно – поисковую деятельность;

-  повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность.

образовательные:

- актуализировать знания детей о природе, еѐ составляющих;

- расширить кругозор учащихся по теме путѐм создания условий для осознания и усвоения нового материала.

воспитательные:

- способствовать формированию коммуникативных навыков;

- создавать условия для воспитания бережного отношения к природе.

- воспитывать доброе отношение к природе и показать скрытую от наших глаз великую роль растений в поддержании жизни на Земле. 

Планируемые результаты

Личностные УУД:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- осмыслить необходимость сотрудничества и взаимопомощи; уважать мнения сверстников по обсуждаемой проблеме.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: уметь  строить понятные для партнёра высказывания;

-  уметь  задавать вопросы; адекватно воспринимать оценку учителя и сверстника;

- уметь  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний;

 осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы, находить информацию  по теме исследования. Самостоятельно использовать сведения справочника, размещённого в учебнике, представленных текстах; уметь  работать с информацией в малых группах;

уметь  анализировать, классифицировать найденную информацию;

Регулятивные:  определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; уметь  принимать и сохранять учебную задачу;

осуществлять взаимопроверку при работе в паре;  оценивать результаты своей деятельности, соседа по парте (на этапах урока).

Предметные:

- сформировать у учащихся представление  о разнообразии растительного мира;

- познакомить с отличительными признаками основных групп растений;

- уметь различать группы растений по их существенным признакам.

Ресурсы урока:

- учебник  «Окружающий мир. 3 класс», А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая

- рабочая тетрадь ««Окружающий мир. 3 класс», А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая

- презентация;

- таблицы для групповой (в паре) работы;

- комнатные растения (папоротник);

- карточки для игры «Верю – не верю»

- карточки с опорными словами «ЧАСТИ», «УСЛОВИЯ», ЖИЗНЬ», «РОЛЬ», «ДЫХАНИЕ», «ПИТАНИЕ».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

 учащихся

Примечание

САМООПРЕДЕ-ЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        Проверка готовности учеников к уроку.
        - Возьмитесь за руки, улыбнитесь,  ощутите поддержку друг друга и пожелайте себе и другим хорошей плодотворной работы.
      
 

Проверяют наличие учебных вещей к уроку.

Слайд 1


АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Блиц-опрос:

1)  Что такое природа?

2)  Какая бывает природа?


3)  Чем отличается живая природа от неживой?

4) Что такое почва?

5) Назовите состав почвы.

6)  Что растения получают из почвы?

7) Как называется наука о растениях?

(Каждый ответ-буква. Из букв составить слово РАСТЕНИЯ.)

Что вы знаете о растениях?

(опорные слова – ЧАСТИ, УСЛОВИЯ, ЖИЗНЬ)

ВЫВОД: Мы знаем части растений, условия, которые необходимые для их жизни, как изменяется жизнь растений в разные времена года.

Все то, что нас окружает и не сделано руками человека.

Живая и неживая.

Живые существуют, дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают.

Это верхний плодородный слой земли.

Воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли,
Питательные вещества.

Ботаника.

Части - корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена.

Условия – солнце, вода

Жизнь изменяется в разные времена года (осенью - листопад, зимой -зеленые только ели и сосны, деревья и кустарники спят,  весной – новые листочки, цветение и т. д)

Опорные слова – на доску.

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ

Все ли растения  имеют названые части?    

Всем ли растениям необходимы одинаковые условия? 

Одинаково ли изменяется жизнь растений в разные времена года?

От чего это зависит?

Что ещё вы знаете о растениях? (Слайды 2-5)

Задание. Посмотрите внимательно на слайд. На какие группы можно разделить эти растения?

Задание. Что на слайде лишнее?

ВЫВОД: Среди растений есть деревья, кустарники, травы, дикорастущие и культурные растения, т. е. растения разнообразны.

Обо всём разнообразии растений мы знаем?

Какова цель нашей работы на уроке? (Слайд 6)

  • Познакомиться с … (разнообразием растений)
  • Определить роль…(растений в природе и жизни людей)

Тема урока: «МИР РАСТЕНИЙ» (Слайд 7)

Возможно нет.

Нет.

Нет.

Все растения  разные.

Деревья, кустарники и трава.

Дикорастущие растения, остальные- культурные.


Наверное, нет

Познакомиться в многообразием (разнообразием) растений.









Слайд 2.

Слайд 3.

Слайд 4.

Слайд 5.

Слайд 6.

Слайд 7.

ПОИСК РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ

Ученые-ботаники разделили растения на несколько групп.  Что можно назвать группой растений?

Откройте учебники и  назовите  группы растений.

Знакомы вам эти группы?

Чтобы узнать об этих растениях, предлагаю вам стать исследователями. Что это значит?
 
Чем мы будем пользоваться, проводя исследование?
Мы будем работать  парами.

 (ФИЗМИНУТКА)

Работа в парах.

Задание. Прочитать сведения о каждой группе. Внести данные в таблицу.

Иллюстрации на стр. 78, 79 помогут вам заполнить таблицу. (Приложение 1)

Группа растений - растения, объединённые наличием или отсутствием каких-либо общих признаков.

Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения.

Учебником. Собственными знаниями.

 «Верю - не верю», если «да»-хлопки

«нет»- прыжки

Учебник стр. 78-79

Слайд 8.

ВЫРАЖЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

 Вы изучили признаки различных групп растений, и теперь можете сообщить новые знания.
Используя таблицу, ответьте на следующие вопросы:
- Какая группа отличается от всех остальных особенно? Почему?
Сообщения интересных фактов о растениях (сообщения учащихся о папоротнике, водорослях, хвойных растениях)

Озвучивают заполнение таблицы.

Проверка таблицы по эталону.  

Водоросли.
Подготовленные учащиеся.

Слайд 9.

Слайды 10-31

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Давайте поиграем. Будьте внимательны. Если я назову  цветковые вы смотрите вправо, хвойные – влево, а если папоротники – закрывайте крепко глаза (туя – влево, подсолнечник – вправо, лиственница – влево, волчье лыко – вправо, орляк обыкновенный (самый самый известный и заметный в лесу папоротник)  –закрыть, ирис – вправо, секвойя – влево, нефролепис (вид папоротника, не терпящий соседства) – зажмурить глаза.

Теперь вы сами сможете различать растения разных групп. Давайте посмотрим, как у вас это получится.

Работа с тестом.

Проверка.

Цветковые – вправо, хвойные – влево, папоротники – зажмурить глаза.

Выполняют тест.

Ответы: Г, В, В.












ОБОБЩЕНИЕ. ОЦЕНКИ.
РЕФЛЕКСИЯ

Давайте вспомним цели, которые вы  ставили к уроку.

Добились мы цели.

Сегодня мы лишь чуть-чуть приоткрыли двери в увлекательные царства живой природы. У нас остались опорные слова.

Как связаны они с растениями?

Вот об этом мы поговорим на следующем уроке. Вернёмся к игре «Верю – не верю» Сейчас вы бы также ответили на вопросы? Проверим?

А теперь подведем итог нашего урока.
      
  Продолжите высказывание:
      
  - Сегодня на уроке я узнал…
      
  - Мне понравилось …
      
  - Я  могу использовать эти знания…

Познакомиться в многообразием (разнообразием) растений.

Ответы детей.

Слайд 32

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

        - Дома вы еще раз повторите пройденную тему по учебнику. Ну, а для тех, кто хочет знать еще больше – дополнительное задание – подготовить сообщение о каком-либо виде растений, пользуясь справочником или энциклопедией.
   
     Для всех:
1. Прочитать в учебнике статью на стр. 78-79    

Рабочая тетрадь  -  стр 52, задание 1.

      
  Творческая работа:
  - рабочая тетрадь – стр. 53, задание 4. Подготовить сообщение о каком-либо виде растений любой группы:

Записывают д/з в дневник.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Охрана растений"

Данный урок является 11 уроком в блоке «Растительный мир Земли». Эта тема является логическим продолжением предыдущего материала и тесно связана с последующими уроками. Она воспринимается учащи...

Урок окружающего мира " Деревья, растения, травы. Части растений"

Урок окружающего мира  1 классТемаДеревья, растения, травы. Части растений.Цель: формировать правильное научное понятие «растение»; уточнить понятия «дерево», «кустарник», «травянистое растение»,...

урок окружающего мира "Разнообразие растений"

Урок - исследование. Учитель - сотрудник, дети - исследователи....

Урок окружающего мира "Комнатные растения" 2 класс УМК "Школа России"

Методическая разработка урока "Окружающий мир" для 2 класса по теме "Комнатные растения" Оборудование: живые комнатные растения, предметы для ухода за ними, мультимедийное оборудование,компьютерная п...

урок окружающего мира "Культурные растения моего края" УМК "ПНШ"

Урок окружающего мира.2-ая четверть 2-го класса.«Культурные растения нашего края»                Задачи урока: 1. Назвать признаки, отличающие дикорастущие растения от культурных. Познакомить учащихся...

Технологическая карта урока окружающего мира по программе "Перспектива" 1 класс. Автор: Плешаков А.А. Тема урока Как ухаживать за комнатными растениями

Данный урок предназначен для 1 класса по программе "Перспектива". На уроке дети знакомятся с темой " Как ухаживать за комнатными растениями". В урок входит работа с электронным приложением, а так же п...

Использование элементов современных педагогических технологий на уроке окружающего мира «Жизнь растений. Какие бывают растения?»

В разработке урока применены современные технологии проблемного обучения, при подготовке к уроку учащимися были проведены исследования...